Заметки летчика-испытателя**

Jan 07, 2021 18:47


П.Стефановский || « Красная звезда» №6, 7 января 1945 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 6 января (1 стр.). Подполковник П.Слесарев. - Охватывающий маневр танков (2 стр.). Летчик-испытатель П.Стефановский. - Заметки летчика-испытателя. Гвардии майор Я.Езрубельский, гвардии старший лейтенант Б.Савко. - Топографическая разведка при подготовке артиллерийского наступления (2 стр.). ОБЗОР ПЕЧАТИ. - Партийная жизнь - В газете танкового соединения (3 стр.). Полковник Б.Мельников. - Торжество в Плевне {3 стр.). Театр. - Николай Асанов. - «Так и будет» (3 стр.). М.Михайлов. - Словесный «шнапс» (4 стр.). Веселые рассказы - М.Леснов. - Встреча (4 стр.). Послание Рузвельта конгрессу США (4 стр.).

# Все статьи за 7 января 1945 года.




(Продолжение. Начало см. в № 4, № 5 «Красной звезды»)



В процессе рождения самолета существует определенная закономерность. Часто конструктор-самолетостроитель, дойдя до определенных аэродинамических возможностей, начинает испытывать в своей работе известные затруднения. Но появление нового мощного мотора, который обеспечивает машине более высокую скорость, скоропод’емность и высотность, сразу раздвигает горизонты конструктора-самолетостроителя и как бы подсказывает ему метод решения задачи. Случается и обратное, когда конструктор-самолетостроитель, улучшая аэродинамические формы своего самолета при том же моторе, придает машине более высокие летные данные.

В свое время появление моторов конструкции Героев Социалистического Труда Микулина, Климова и Швецова открыло новые перспективы в отечественном самолетостроении. За годы войны эти талантливые конструкторы обеспечили значительный прирост мощности моторов и создали ряд новых более совершенных моторов. Работы по дальнейшему усовершенствованию и по повышению мощностей этих моторов ведутся настойчиво и непрерывно.

Совершенствование воздушного оружия было неразрывно связано с боевой практикой наших авиационных офицеров, которые вели напряженную борьбу за господство в воздухе. Делалось всё, чтобы усилить самолетный парк действующих авиачастей. На полевых аэродромах появились модифицированные «Яковлевы», «Туполевы-2» и другие машины. Закончились испытания нового советского истребителя «Лавочкин-5». Немцы, понесшие большие потери в воздушных боях, тоже улучшали свои самолеты, пытаясь придать им большую скорость и маневренность.

Именно в это горячее время нашему коллективу пришлось испытывать одну из моделей самолета-истребителя. Машина, которую мы облетывали, доставляла много хлопот. На ней был установлен мощный мотор воздушного охлаждения, и самолет имел очень высокую нагрузку на квадратный метр. Почти ни один полет не обходился без приключений. Многие летчики-испытатели косо посматривали на эту машину.

Эта машина напомнила мне своим «характером» жеребца «Каштана» - сильного и очень норовистого. В юношеские годы, перед тем, как стать летчиком, я служил в пожарной дружине. Там и был этот «Каштан». Один раз во время пожара он умчал меня вместе с бочкой в переулок и, несмотря на все мои старания, тронулся с места, когда пожар уже окончился. Изрядно пришлось повозиться с «Каштаном», но все-таки я сделал из него исправную лошадь, когда догадался, как на него надо повлиять. «Упрямство» нового истребителя заключалось в недостаточной доведенности отдельных агрегатов. Другие конструкторы, учтя этот опыт, создали новую, более совершенную машину.

Хорошо овладев своими самолетами и изучив немецкую технику, наши летчики научились навязывать врагу свою волю. Потеря инициативы в воздушных схватках заставила немцев выпустить новый истребитель «Фокке-Вульф-190». Он был снабжен звездообразным мотором, бронированным лобовым капотом, имел шесть огневых точек, хороший обзор и протектированные баки. Машина обладала определенными качествами на виражах, но на вертикаль шла не так охотно. Это рождало определенную тактику воздушного боя: немцы старалась компенсировать недостатки «ФВ-190» на вертикали взаимодействием их с «Мессершмиттами». Завязывая бой с нашими истребителями. «Фокке-Вульфы-190» старались задержаться на виражах и других горизонтальных фигурах, а «Мессершмитты» дрались на вертикали.

Тактика взаимодействия двух типов немецких истребителей была вынужденной. Она свидетельствовала, что наша авиация, опередив противника, успешно разрешила ряд проблем технического роста. Наш самолетный парк, пополненный более совершенным истребителем «Яковлев» и новой машиной «Лавочкин-5», создавал все возможности для успешной борьбы с любой немецкой машиной. Творческая мысль советских конструкторов шла еще дальше: по пути создания разных типов самолетов, способных обеспечить все требования воздушной войны. Работы в этом направлении продолжались.

Недавно группе летчиков-испытателей пришлось побывать на одном из промежуточных аэродромов воздушной трассы, соединяющей центры авиапромышленности с фронтом. Этот аэродром был как бы последним звеном того пути, который проходит воздушное оружие от чертежной доски конструктора до первого боевого полета. Нас поразило обилие самолетов. Невольно припомнились слова товарища Сталина: «На четвертом году войны наши заводы производят танков, самолетов, орудий, минометов, боеприпасов в несколько раз больше, чем в начале войны». Вокруг огромного летного поля стояли только что сошедшие с заводских конвейеров бомбардировщики, штурмовики и последние модели истребителей «Яковлев» и «Лавочкин».

Летчики, перегонявшие отсюда машины на фронт, спорили из-за старта. Хотя аэродром жил по строгому графику, каждому хотелось как можно скорее очутиться на своей полевой площадке и там опробовать в бою новое воздушное оружие. Машины явно нравились летчикам. Каждый хвалил качества своего самолета.

- Приличные машинки в нашей эскадрилье! - громко говорил один из них. - Чуть тронешь на себя ручку - так и тает в небе. Не чета вашим остроносым!

Его собеседник, видимо, более медлительный по натуре, подумав, ответил:

- Попробуем. Глазом не моргнешь, как я на втором вираже встану в хвост.

Проходя по стоянкам машин на трассовом аэродроме, мои спутники разделяли восхищение летчиков. Боевые самолеты были снабжены не только мощными моторами и высококачественным, безотказным вооружением, кабины этих истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков были оборудованы прекрасной аппаратурой, которая облегчает летчику пилотирование самолета, ведение воздушного боя и нанесение ударов с воздуха. На одном из агрегатов этой аппаратуры - радио нужно коротко остановиться.

Нынче без радио летчик не пойдет в воздух. Самолет с неотлаженной рацией считается небоеспособным. А ведь было время, когда, представляя себе воздушный бой несколько примитивно, некоторые летчики говорили:

- Зачем утяжелять машину радиостанцией? Лучше взять на борт полтора-два десятка лишних снарядов.

Заявляя так, эти летчики имели в виду, что будут драться с противником на основе так называемой «немой» слетанности. На деле всё оказалось сложнее. В понятие о боевой слетанности война заставила внести существенные поправки. Массовые воздушные бои, в которых одновременно участвуют сотни самолетов, сложность тактических комбинаций, острота замыслов в построении боевого порядка и т.д. - потребовало четкого и организованного управления действиями летчиков. Эта проблема была блестяще разрешена с помощью радио.

За время войны наши авиационные конструкторы создали легкую и простую радиоаппаратуру. При помощи рации, находящейся на борту каждого самолета, стало возможным не только управление воздушным боем, но и целеуказание, экстренный вызов самолетов на поле боя, передача разведывательных данных с воздуха на землю и т.д. С помощью радио, высоко поднимая вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками, установился более тесный контакт «воздуха» и «земли».



Боевой самолет рождается в процессе большого коллективного труда, в гуще теоретических и практических противоречий. В сложных поисках нового, более совершенного образца приходится немало экспериментировать. Одни модели в ходе испытаний оказываются непригодными и бракуются, другие находят свое место в арсенале воздушного оружия. Но ничто не исчезает бесследно.

Летчики-испытатели не раз пропускали через свои руки и такие самолеты, которым не суждено было увидеть «большой воздух». В свое время мы, например, облетывали такие модели, как «стрелка», «бесхвостка», «одноколесный самолет» и т.п. Они не вошли в наш арсенал, но каждая из них оказала определенное влияние на работу конструкторов на осуществление тех или иных идей самолетостроения. Возьмем так называемую «бесхвостку». Это была оригинальная конструкция, вызвавшая много толков в авиационных кругах. Кое-кому казалось, что она имеет широкие перспективы уже в первоначальном виде. Однако после ряда испытаний самолет пришлось забраковать, но в его конструкции были практически разрешены некоторые проблемы скорости, что было учтено при создании новых боевых самолетов

Бывает так, что в работе над новой моделью и конструктору, и летчику, и всем участникам испытаний кажется, что уже достигнут предел, через который нельзя перешагнуть. Но в дальнейшем, когда достигнутое проверяется на практике, обнаруживается всё же возможность усовершенствовать самолет, и условный предел оказывается пройденным. Возникающие технические и тактические противоречия всегда можно разрешить тем или другим путем.

Не так давно я случайно услышал разговор двух летчиков. Один из них высказал желание получить машину с толстой броней, запротектированными баками и пушкой крупного калибра.

- Пусть тогда кто-нибудь попробует меня сбить, - сказал он.

Собеседник тотчас же возразил:

- Значит, тебе нужен не самолет, а утюг. А мне нужна машина без брони только с большой, большой скоростью. На такой машине - я хозяин!..

Каждый из спорящих был по-своему прав. Один не без оснований выявлял себя поклонником мощного вооружения и брони. Другой, ратуя за высокую скорость, полагал, что это позволит ему «висеть» над противником и тот не сумеет избежать атаки, и в случае какой-либо неустойки преимущество в скорости поможет легко выйти из боя.

Конечно, всякий односторонний вывод из спора этих летчиков был бы неправильным. К решению вопроса «бронь или скорость» и ряда других основных проблем авиационной техники надо подходить всесторонне, учитывая назначение самолета и условия его боевой работы. Только наилучшее сочетание всех основных качеств будет идеальным разрешением этого сложного вопроса.

Нашим советским конструкторам удалось преодолеть ряд трудностей, неизбежно сопутствующих работе по созданию современного воздушного оружия. Герой Социалистического Труда А.Яковлев создал скоростной, высокий по маневренным качествам и мощный по вооружению истребитель. Полетный вес последней модели этой машины - самый малый по сравнению со всеми существующими самолетами того же класса. «Яковлев-3» имеет прекрасный обзор, малую уязвимость, стройную систему огня, В работе над этой моделью конструктор разрешил ряд сложных задач. Когда казалось, что уже исчерпаны все возможности снижения веса, конструктор все же нашел выход. Изменив строение крыла и фюзеляжа, он применил новые, более легкие и вместе с тем прочные материалы для постройки самолета. Машина приобрела легкость, которая позволила установить добавочное вооружение. Ряд других конструктивных изменений, тщательно продуманных в отношении аэродинамики, помог сделать самолет скоростным и высоко маневренным в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Оригинален по конструкции и столь же высок по своим качествам другой советский истребитель - «Лавочкин». Ценность этой машины состоит в том, что при ее изготовлении не требуются высокосортные материалы, не нужно производить специальную подготовку заводского оборудования, чтобы выпускать ее в массовом количестве. Серьезно и глубоко поработав над этой моделью истребителя, конструктор добился существенных улучшений в аэродинамической форме самолета. На нем были введены некоторые изменения в конструкции рулей, в системе охлаждения мотора и т.п. В результате всех этих мероприятий «Лавочкин» приобрел высокую скорость и скоропод’емность.

Новые советские истребители обладают мощным огнем. Наши конструкторы достигли этого, не увеличивая числа огневых точек за счет установки их в крыльях самолета. Они добились сосредоточенного огня и меньшего разноса трасс иным методом. Он заключается в определенной установке вооружения, так, чтобы пушки и пулеметы могли синхронно стрелять через винт. В этом снова проявилось стремление советских конструкторов разрешать каждую проблему оригинально, по новому.

Но не только одни летчики-истребители получили в свое распоряжение новые самолеты. Наши конструкторы добились больших успехов и в области строительства бомбардировщиков, значительно повысив их боевые свойства: скорость, дальность, грузопод’емность. Вместе с тем новых выдающихся результатов ныне достиг авиаконструктор Герой Социалистического Труда С.Ильюшин. Последние модели его штурмовика далеко превосходят по своим качествам прежний самолет этого типа. Приняв более совершенные аэродинамические формы, снабженный более мощным мотором, «Ильюшин» приобрел большую скорость, лучшую маневренность и грузопод’емность.

Однако достигнутое не является пределом. Советские авиационные конструкторы, самолетостроители, моторостроители специалисты авиационного вооружения пилотажной, навигационной и радиоаппаратуры настойчиво работают над созданием еще более совершенных самолетов. В этой большой созидательной деятельность в непрерывном творчестве, поисках нового, более совершенного - залог наших будущих побед.

Завоеванное советскими летчиками господство в воздухе еще более раздвигает горизонты творческой мысли наших авиационных конструкторов. Возникают новые идеи, авиационная техника непрерывно развивается. Советским летчикам-испытателям предстоит большая работа. Они к ней готовы. //Летчик-испытатель П.Стефановский.



СБИТО ДЕВЯТЬ ВРАЖЕСКИХ САМОЛЕТОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 января. (По телеграфу от наш. корр.). На-днях летчики-истребители Н-ской части одержали новую блестящую победу. В течение дня они прикрывали действия наших «Ильюшиных» и «Петляковых». Летчики провели 6 воздушных боев, уничтожив 9 вражеских самолетов. В этих боях по одному самолету сбили майор Степаненко, лейтенанты Новожилов, Лысенко, младшие лейтенанты Мухин и Бобылев, старший лейтенант Щербина.

☆ ☆ ☆

07.01.45: М.Михайлов: Словесный «шнапс» ("Красная звезда", СССР)
07.01.45: П.Лукницкий: В Будапеште || «Правда» №6, 7 января 1945 года
07.01.45: Советский Союз и демократическая Польша ("Правда", СССР)

06.01.45: П.Cинцов: Бои в Будапеште || «Правда» №5, 6 января 1945 года
06.01.45: П.Стефановский: Заметки летчика-испытателя* ("Красная звезда", СССР)
06.01.45: М.Зощенко: Два письма || «Известия» №5, 6 января 1945 года

05.01.45: С.Португалов: Лечение пенициллином в Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
05.01.45: М.Макухин: Цифры и факты, взывающие к мести врагу ("Красная звезда", СССР)
05.01.45: П.Стефановский: Заметки летчика-испытателя ("Красная звезда", СССР)

04.01.45: В берлоге немецкого зверя ("Красная звезда", СССР)
04.01.45: Славный подвиг уральцев в Отечественной войне ("Правда", СССР)
04.01.45: О.Берггольц, Г.Макогоненко: Ленинград-Севастополь* ("Известия", СССР)

03.01.45: За полный разгром врага! ("Красная звезда", СССР)
03.01.45: А.Ерусалимский: Международный обзор ("Красная звезда", СССР)
03.01.45: О.Берггольц, Г.Макогоненко: Ленинград-Севастополь ("Известия", СССР)

02.01.45: К новым победам! || «Правда» №2, 2 января 1945 года
02.01.45: В.C.: Новогодний вой в гитлеровской берлоге ("Правда", СССР)

01.01.45: И.Эренбург: Куранты века ("Красная звезда", СССР)
01.01.45: И.Эренбург: Глаза Золушки || «Комсомольская правда» №1, 1 января 1945 года
01.01.45: Е.Кригер: Старый солдат || «Известия» №1, 1 января 1945 года
01.01.45: Вс.Вишневский: Привет 1945-му - году Победы! || Совинформбюро

Декабрь 1944 года:

31.12.44: Год исторических побед ("Правда", СССР)
31.12.44: Д.Заславский: 1944 год || «Правда» №314, 31 декабря 1944 года

30.12.44: К.Симонов: Свеча || «Красная звезда» №308, 30 декабря 1944 года
30.12.44: Э.Бурджалов: Великая заслуга советского народа ("Красная звезда", СССР)

29.12.44: В.Шепелев: В школе собаководства ("Красная звезда", СССР)

28.12.44: Лагерь смерти в Эльзасе ("Правда", СССР)
28.12.44: Б.Полевой: Школа бывалых || «Правда» №311, 28 декабря 1944 года

27.12.44: И.Эрбург: Девятый форт ("Красная звезда", СССР)

26.12.44: Истребители в наступлении ("Красная звезда", СССР)

25.12.44: Д.Бедный: «Танец смерти» || «Правда» №309, 25 декабря 1944 года
25.12.44: Б.Полевой: Побратимы || «Правда» №309, 25 декабря 1944 года

23.12.44: Мщение и смерть гитлеровским мерзавцам! ("Красная звезда", СССР)
23.12.44: О злодеяниях немцев на территории Львовской области ("Красная звезда", СССР)
23.12.44: Мщенье и смерть палачам Львова! || «Известия» №302, 23 декабря 1944 года
23.12.44: Немецко-фашистским извергам не скрыть своих злодеяний! ("Правда", СССР)
23.12.44: А.Трайнин: Поджигатели || «Известия» №302, 23 декабря 1944 года

21.12.44: Советский воин || «Правда» №305, 21 декабря 1944 года
21.12.44: Б.Полевой: Мария || «Правда» №305, 21 декабря 1944 года

20.12.44: Красное Знамя ("Красная звезда", СССР)
20.12.44: Немецко-фашистские зверства в Литве ("Правда", СССР)
20.12.44: К.Симонов: Белградские рассказы. 2. Ночь над Белградом ("Правда", СССР)

19.12.44: Советско-французский союз ("Красная звезда", СССР)

18.12.44: К.Симонов: Белградские рассказы: 1. Старшина Ерещенко ("Правда", СССР)

17.12.44: С.Галаджев: Воспитание ненависти ("Красная звезда", СССР)
17.12.44: И.Эренбург: Помнить! || «Правда» №302, 17 декабря 1944 года
17.12.44: Е.Кригер: Снова в строю || «Известия» №297, 17 декабря 1944 года

16.12.44: К.Симонов: Орден Ленина || «Красная звезда» №296, 16 декабря 1944 года
16.12.44: В.Коротеев: Немцы зверски пытали советских воинов ("Красная звезда", СССР)

15.12.44: Г.Байдуков: Великий летчик нашего времени ("Красная звезда", СССР)
15.12.44: Взаимодействие танков с пехотой при прорыве обороны ("Красная звезда", СССР)

14.12.44: Слово Великому Сталину ("Красная звезда", СССР)
14.12.44: Слово великому Сталину от украинского народа ("Правда", СССР)

13.12.44: Л.Славин: Из немецкой неволи ("Известия", СССР)
13.12.44: Механик-водитель танка Василий Лаврентьев ("Красная звезда", СССР)

12.12.44: Источник военного мастерства Красной Армии ("Известия", СССР)
12.12.44: Жанель, Аммарже: Мы летаем на «Яках» ("Известия", СССР)
12.12.44: 12 декабря 1944 года || «Вечерняя Москва» №292, 12 декабря 1944 года

11.12.44: И.Золин: «Охотники» за подводными лодками ("Правда", СССР)

10.12.44: А.Марсель: Наши воздушные бои на советско-германском фронте ("Красная звезда", СССР)

09.12.44: К.Тараданкин: В Пруссии || «Известия» №290, 9 декабря 1944 года
09.12.44: Т.Тэсс: Конец одиночества || «Известия» №290, 9 декабря 1944 года

08.12.44: Забота государства о женщине-матери ("Известия", СССР)

07.12.44: Н.Тихонов: Патриотизм советского народа ("Правда", СССР)
07.12.44: Слава героям обороны Советского Заполярья! ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №6 (5994), 7 января 1945 года

январь 1945, зима 1945, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up