В прошлое воскресенье собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, который у нас еще принято называть храмом Василия Блаженного, отметил свой День Рождения. Да-да, представьте себе, и у соборов бывают дни рождения! :) В этот день ровно 454 года назад Покровский собор был освящен! По сему поводу сотрудники музея (собор сейчас считается филиалом-отделом Исторического музея) организовали для нас, блогеров, туда экскурсию. И я, конечно же, приняла в ней участие! Ведь, кроме основного обзорного маршрута, по которому в соборе ходят все туристы, нас обещали провести в места, куда так просто попасть нельзя: во внешнии галереи, в церковь Трех патриархов Константинопольских и на колокольню. Вот он - красавец! На фоне уходящей тучи особенно хорош!
Наша экскурсия началась в семь часов вечера. В это время Покровский собор уже закрыт для посетителей. Но Красная площадь так же, как и днем, была полна туристов. Когда я сюда попадаю, почему-то все время думаю: а есть, вообще, среди тех, кто тут гуляет, коренные москвичи? Те, кто знает эту площадь с детства? Или здесь только туристы и приезжие? Ведь, правда, интересно. :) 2.
Итак, Покровский собор. Грузить вас исторической информацией о нем я не буду. Лишь скажу, что он был построен в 1555-1561 годах во время правления Ивана Грозного в честь победы русского войска над казанским ханством. Сейчас он считается и музеем, и действующим храмом одновременно. Вообще, так получилось, что музейные работники именно Покровского собора стали одними из первых, кто в 1990-х годах предложил РПЦ этакое "сотрудничество". Оно получилось плодотворным. И теперь здесь ни у музея, ни у церкви нет никаких взаимных претензий, как это часто бывает там, где на какой-либо объект претендуют сразу два хозяина: светский и религиозный. Ростовский кремль вы же помните, да? Да и не только его. В общем, в Покровском соборе на этот счет все тихо, мирно и хорошо. Правда, службы в нем проводят не каждый день, да и прихожан собора не так много, но крестные ходы, как нам рассказали, тут идут два раза в год, и на них собирается не мало народа. Но давайте по порядку. Покровский собор двухярусный. На его первом ярусе находятся подклет с музейной экспозицией и церковь Василия Блаженного, а на втором - внутренняя галерея с площадками, внешняя галерея и девять самостоятельных церквей. Вы же, когда снаружи смотрите на собор, видите, что каждый купол украшает как будто бы отдельную церковь, а не в целом собор? Вот это и есть эти самые самостоятельные церкви. Но начнем мы все-таки с подклета. Знаете ли вы, друзья мои, что это за предмет 16 века? Называется он голосник. Оказывается, вот такие керамические сосуды включали при строительстве в кладку стен или сводов и размещали круглым отверстием внутрь помещения. Это облегчало конструкцию и усиливало акустический резонанс. О, как! 3.
А эта книга "Описание путешествия в Московию, Татарию и Персию" была написана Адамом Олеарием - ученым-математиком, префессором Лейпцигского университета, посла герцога Голштинского в Россию и издана в 1649 году. На странице изображен Крестный ход в Вербное воскресенье. Впереди Покровский собор. 4.
Сундуки и домашняя утварь 17-19 веков. Но, вот, что мне интересно. Вы видите металлический кувшин наверху? А ведь я точно такие же видела в Азербайджане. Он оттуда, получается? 5.
А это - один из самых уникальнейших экспонатов. Фрагменты керамической надписи о построении Покровского собора и его поновлении во второй половине 17 века. Сии изразцы располагались на фасаде собора, вокруг всех церквей второго яруса и были сняты во время ремонта 1780 года. 6.
А так выглядело покрытие купола церкви Варлаама Хутынского. Оно снято при реставрации собора в середине 20 века. 7.
Что же касается церкви святого Василия Блаженного, то ее пристроили к собору после канонизации этого святого в 1558 году по велению сына Ивана Грозного царя Федора Ивановича. Вот так она выглядит изнутри. 8.
Да, я знаю, широкоугольник мне необходим. 9.
Рака Василия Блаженного тоже находится здесь и считается одной из самых почитаемых московских святынь. 10.
А, вообще, Василий Блаженный был очень странным и интересным человеком. Говорю я это сейчас не как верующая. Жаль только, что очень мало известно о его жизни, а то я бы почитала. Он родился в 1460-х годах в Москве и прожил до глубокой старости. Считается, что уже в юности его озарило, он осознал свой пророческий дар и начал вести бродячую жизнь. И в стужу и в зной он ходил босым и абсолютно голым по улицам города, лишь немного прикрываясь лохмотьями. Тем не менее, к мнению Василия Блаженного прислушивались не только простые люди, но и сам Иван Грозный, которого юродивый упрекал "в жестокости и во всех угнетениях". 11.
Вообще же, слово "юродство" можно перевести на современный русский язык, как "глупость, безумие". В соответствии с христианскими взглядами юродство принималось человеком по своей воле, "во славу Христа". Религиозный подвиг же заключался в добровольном отказе от имущества, родства, положения в обществе и общепринятых норм поведения. Иногда юродивые принимали вид безумца, вызывали насмешки и издевательства окружающих. Под маской юродства они стремились к достижению христианских идеалов, пытаясь преодолеть в себе один из главных человеческих грехов - гордыню. Пройдя через смирение, презрение народа и другие лишения, юродивые приближались к Богу и получали от него дар прорицания и чудес. Они не стеснялись доносить правду даже царям, разоблачая их своими словами или поступками, как это делал Василий Блаженный. А это - венец, вирижный крест и пояс, которые принадлежали другому московскому юродивому - святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак. 12.
Хоругви. 13.
Ну, ладно, давате теперь поднимемся на второй ярус Покровского собора. Вот они - его внутренние галереи. С чем можно сравнить ощущения от увиденного? Сложно сказать! Мы как будто ощутили себя внутри волшебной росписной шкатулки. Ведь стены галерей были украшены рукописными узорчатыми фресками. Причем, что интересно, абсолютно разными. Правда, следует заметить, что за все время существования Покровского собора он практически постоянно реставрировался. Конечно, не весь сразу и целиком, а частями, но это привело к тому, что подлинных, написанных во времена Ивана Грозного и чуть позже узоров, почти не осталось. Все они, хотя и повторяют кисть художников того времени, были, конечно же обновлены. Самая красивая, самая яркая и удивительная роспись стен, на мой взгляд, была сделана в 17 веке. Затем она плавно переходит в роспись 18-19 веков. Говорят, нет ни одного цветочка, ни одной веточки и листочка в рисунке, которые бы повторялись. Слюдяные фонари, которые освещают галереи, тоже оказались раритетными. 14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
А вот так стены галерей выглядили в 16 веке. Конечно, это - реставрация, 2011 года. Как говорят, не удачная. 26.
27.
28.
А вот внешние галереи - те самые, на которые не пускают посетителей. Интересно, что в 17 веке они были в самом прямом смысле открытыми. То есть, застекленных окон в них не было, но зато по ним можно было обойти вокруг всего собора, любуясь видами кремля, гостиным двором и другими красивыми зданиями. 29.
Но потом приняли решение галереи закрыть. Все-таки живем мы не в жарком климате, и в ненастную погоду галереи заливались дождем, засыпались снегом и портились. Сейчас снаружи эти галереи выглядят вот так. 30.
Внутри же они очень узкие. Разминуться с кем-либо, кто идет навстречу, в них совершенно невозможно. 31.
Как я уже рассказывала, на втором ярусе Покровского собора находится девять самостоятельных церквей. В восьми из них любой посетитель может побывать и осмотреть их интерьеры. Правда, все церкви такие маленькие, что разместиться в них одновременно смогут разве что человек десять, не больше. Переступаешь порог и перед тобой уже иконостас, два метра вправо, два метра влево - и вся церковь. Вот, к примеру церковь Киприана и Устиньи. 32.
33.
34.
В Троицкой церкви мы послушали небольшой, но очень красивый концерт. 35.
А это - вход в церковь Трех патриархов Константинопольских. Обычно его преграждает металлическая решетка, но нас пустили внутрь. Я думаю, по этому фото теперь вы понимаете, насколько миниатюрны самостоятельные церкви в Покровском соборе? 36.
Небеса. 37.
38.
Детали иконостаса 19 века. 39.
Некоторые иконы выполнены в западном стиле. Например, эта. 40.
Еще мы побывали в бывшей ризнице Покровского собора. Кстати, еще один абсолютно западный элемент - это цветные витражи на ее окнах. 41.
Сейчас в ризнице размещается выставка под названием "Сокровища Покровского собора". Обо всех ее экспонатах я вам сейчас, конечно, рассказывать не буду. А покажу лишь то, что в музее считают гордостью всего собрания. Это - набор для причастия. В него входит, в том числе, серебряный потир с надписью о вкладе царя Михаила Федоровича в 1638 году в Покровский собор. Видите чашу посередине? Это и есть этот самый потир. Остальные предметы набора внешне тоже на него очень похожи, но доказательств, что и они подарены Михаилом Федоровичем, как и доказательств того, что он их собору не дарил, сейчас уже не найти. 42.
Наша блогерская компания. :) 43.
Ну, а после ризницы наш путь лежал на колокольню. Честно говоря, до сих пор я даже не была уверена, что у Покровского собора есть колокольня. Ведь обычно мы видим его со стороны Красной площади. Колокольня же находится с противоположной. Построена она была на месте древней звонницы. Ко второй половине 17 века старая звонница обветшала и пришла в негодность. И в 1680-х годах её как раз и сменила колокольня, которая стоит по сей день. Вот она. 44.
Купола собора, если смотреть на них снизу от колокольни. Необычный ракурс. 45.
Подниматься вверх оказалось не так-то и просто. Лестница на колокольню была старая, каменная, с высокими ступенями, а кроме того, местами жутко темная, совсем без освещения. Но это, на мой взгляд, было как раз очень амосферно. Вылезаем. 46.
47.
Колокола! 48.
Интересно, что деревянные балки для развески колоколов сохранились на колокольне Покровского собора еще с дореволюционных времен. Но сами колокола в советское время были утеряны. Поэтому те колокола, которые сейчас можно здесь увидеть в 1990-е годы были взяты из разных других церквей. Я нашла информацию, что, к примеру, большой колокол 18 века был снят в 1928 году со сносимой церкви Живоначальной Троицы и преподобного Сергия Радонежского в Пушкарской слободе на Сретенке, все советское время пролежал без дела и только 20 лет назад занял почетное место на колокольне Покровского собора. 49.
Лик Николая Чудотворца на этом колоколе немного пострадал. 50.
Еще колокола. 51.
52.
Ну, а закончу свой рассказ, я, пожалуй, видами с колокольни. Согласитесь, они стояли того, чтобы туда подняться! :) Васильевский спуск. 53.