Честно признаюсь, что после того, как я побывала в интерактивных научных музеях "АХХА" в Тарту и "Эврика" в Хельсинки, визит в наш московский аналогичный "Экспериментаниум" я решила отложить. Ну, что в нем может быть интересного настолько, чтобы переплюнуть Эстонию и Финляндию? - думала я. Ведь то, что европейские музеи интерактивнее, круче и мощнее наших, давно известно. Да и многие знакомые рассказывали, что "Экспериментаниум" им явно проигрывает... Хм... в общем, друзья мои, стереотипы всё это. Может быть, конечно, пару лет назад так оно и было, но сейчас, когда "Экспериментаниум" переехал в новое и огромное трехэтажное здание на Соколе, могу сказать, не кривя душой ни на йоту: теперь он аналогичным посещенным мной музеям фору дает на раз-два! В нем всего больше, интереснее, для желающих есть экскурсии, да и, вообще, мы с Даней провели больше трех часов и уходить оттуда совершенно не хотелось. Попробую вам рассказать о некоторых экспонатах, которые мы увидели. И, конечно же, от всей души, если вы там не были, рекомендую обязательно побывать. Это - супер что такое. И для детей, и для взрослых!
Вот так выглядит здание, где сейчас находится "Экспериментаниум". Даже только его можно рассматривать несколько минут! :) 2.
3.
В нашу программу посещения "Экспериментаниума" входила экскурсия. Молодой человек по имени Данила рассказывал очень интересно, но, к сожалению, наш Даня оказался пока еще слишком юн, чтобы слушать взрослые экскурсии. Как и большинство его ровесников, он от нас драпанул и предпочел исследовать экспонаты сам. Тем более, что исследовать их можно было в самом прямом смысле: включать, запускать, трогать руками, нюхать, играть - в общем, все, что угодно, и что позволял делать с собой каждый конкретный экспонат. Первый из них, к которому нас подвел экскурсовод, вот эту вкусную конфетку, Даниил Антоныч изволил попробовать взять. Что можно сказать о его попытке? Эксперимент не удался. Конфетка оказалась... миражем! Да-да, самым настоящим миражем. Внутри экспоната напротив друг друга расположены два параболических зеркала. На нижнем лежит конфета, а в верхнем проделано отверстие, через которое можно увидеть изображение. Однако оно не обычное, а мнимое, получившееся в результате многочисленных отражений. А ведь как настоящая! 4.
Данин фаворит - маятник, рисующий светом. А на самом деле, не обязательно даже и маятник, рисовать здесь можно обычным фонариком или даже мобильным телефоном. Но поверхность, на которой он рисует, наоборот, необычная, - это фотолюминесцентная пленка, умеющая накапливать, а затем отдавать свет. 5.
А это - разноцветные тени. Если смешать красный, зеленый и синий свет (не путать с цветом), то получится белый. Когда же мы подносим руку к экрану, то загораживаем только часть цветных прожекторов. А остальные смешиваются и дают цветные тени. 6.
Здесь Даня смотрит, как линзы преломляют световые лучи. 7.
Модель лазерного сканера. С ее помощью можно представить принцип его работы. Лазерный сканер способен измерять расстояние от источника монохромного излучения (лазера) до сканируемого объекта. Далее сканер анализирует координаты точек на поверхности объекта и создает его трехмерную модель. 8.
Еще один связанный с действием лазера предмет - лазерная арфа. Это действительно существующий музыкальный инструмент. Лазерную арфу изобрели еще аж в 1975 году, и известный композитор Жан-Мишель Жарр часто использовал ее в своих шоу. Струн у арфы нет, но, если провести по тому месту, где они должны быть, рукой, зазвучит музыка. Действует это так: когда рука перекрывает луч инфракрасного лазера, срабатывает датчик и воспроизводится нота. 9.
Палароид. А вот он даже мне понравился. Выглядит он, как круглое и прозрачное вращающееся стекло. И когда это стекло поворачиваешь, картинка на стене меняет цвет. 10.
11.
А знаете, что такое вот эта картинка? Тепловизор! Устройство, позволяющее видеть тепловое (инфракрасное) излучение, исходящее от объектов. Красный цвет - что-то холодное, то есть, не живой объект или вообще пустота. А голубой и зеленый цвета показывают нахождение живых объектов. Причем, чем цвет на экране зеленее, тем объект горячее. Это, кстати, я с камерой фотографирую экран. Красненький кружок в середине видите? Это - фотоаппарат. :)) 12.
Похожее на это фото с Даней у зубчатых колесиков вы уже видели в самом начале поста. Тут ничего особенного и рассказывать не надо. Шестеренки на одном колесе цепляют шестеренки другого. А в итоге можно построить большую конструкцию, где при вращении одного колесика будут крутиться все. Даня тут реально завис. 13.
Переходим к магнитам. Здесь при помощи специальной магнитной "руки" можно было перетаскивать находившиеся под стеклом металлические шарики. 14.
Тут - по тому же самому принципу рисовать узоры из металлической крошки с помощью магнитной руки. 15.
Арка из металлических гаек и двух стоящих опор. 16.
Даня изучает нормальное распределение. Если наклонить стенд так, чтобы шарики посыпались, то больше всего шариков в итоге соберется в центральной части. Траектории, по которым шарики обходят препятствия, - это своеобразный генератор случайных чисел. Ведь каждое препятствие оставляет шарику лишь два пути обойти его: слева или справа. Ни один из них не является предпочтительным, поэтому вероятность "пойти" налево или направо у шариков одинаковая. Другими словами, шарик отскакивает влево и вправо одинаковое количество раз, поэтому в центральной секции и получается в итоге наибольшее количество шариков. Тут стенд, правда, вверх тормашками. Малыши приводят его в изначальное состояние. 17.
Здесь можно полетать на ковре-самолете. 18.
Это - модели вечных двигателей, которые, увы, таковыми так и не стали. 19.
А эта интересная штука называется веревка-фонтан. Нужно включить двигатель и пытаться изменить форму петли, опуская и поднимая рычаг. Но из-за своих упругих свойств веревка будет стараться сохранить свою первоначальную форму. Забавное зрелище. Но, вообще, интересно, что упругие свойства при движении может приобрести даже вода. Более того, вода, которая движется со скоростью около 1200 километров в час, становится такой твердой, что может резать даже сталь. 20.
Общий вид одного из залов "Экспериментаниума". 21.
Даня и волновой процесс. 22.
Шарики, которые удерживают струи воды. 23.
А это - водный каскад. Нужно крутить вентиль, чтобы вода поступала наверх, выливалась из крана и по замысловатой территории из лотка в лоток стекала вниз. Дане понравилось. :) 24.
А вот тут Даня завис надолго. Полчаса мы там с ним тусили. Ооооо! Это - шлюзовая система. Суть в том, что сверху нужно провести кораблики вниз, открывая при этом шлюзы, спуская их по каскадам, поворачивая вентили и меня скорость и направление течения воды. Действительно очень круто. Всем детишкам там очень понравилось, хотя многие в конце лоцманства становились похожими на мокрых зюзей. :) 25.
26.
27.
28.
29.
Ну, ладно, пойдемте дальше. Этот экспонат имитирует настоящую черную дыру. Если сверху запустить монетку или шарик, то они будут кататься по спирали, все время приближаясь к центру воронки. И в конце концов, окажутся внутри. 30.
А это - маятник Максвела. Если поднять маятник, как бы закручивая его вокруг своей оси, а потом отпустить, то он начнет стремительно раскручиваться и опускаться вниз, а потом дойдет до нижней точки и начнет снова закручиваться в обратную сторону. Так демонстрируется переход потенциальной энергии в кинетическую и наоборот. 31.
Еще один маятник - хаотический. Если его запустить, то он начнет выполнять хаотические движения. Сий маятник имеет целых четыре степени свободы, то есть, другими словами, сам состоит из четырех маятников. 32.
А это - зал с головоломками. Здесь из разных фигур нужно было складывать более сложные фигуры по принципу всевозможных 2D- и 3D-пазлов. 33.
34.
Здесь можно было попробовать завязать разные морские узлы. 35.
Конусы. Не совсем головоломка, но все равно очень интересно. Если поднимать их пальцами, то вытянутый конус поднять оказывается гораздо проще, чем плоский. Это происходит потому, что сила трения покоя, которая возникает при контакте с пальцами, различна. 36.
А, вообще, как вы уже сами, наверняка, поняли, чего только в "Экспериментаниуме" не было! Мы с Даней побывали в абсолютно темной комнате с красным лазерным лучом, походили по зеркальному лабиринту (честно говоря, это оказалось непростым развлечением, в одном месте я все-таки заблудилась), покатались на стуле, который поднимался, когда нужно было, прямо сидя на нем, тянуть его за канат, посидели на гигантском стуле за гигантским столом. Или вот - полюбовались на себя в кривые зеркала. Я толстая??? 37.
Однако в похудении главное не переборщить. :)) 38.
А это - интерактивная стена. Если подойти к стене, то на ней появитесь вы в виде разных геометрических фигур. Если же попробовать походить или помахать руками, то вы на стене будете повторять эти движения. Настоящий космос! Там уже я сама зависла. :)) 39.
Ну, а Даня дорвался до комнаты с мыльными пузырями. :) 40.
41.
А затем мы пошли в звуковой зал. То, что звук - это волновые колебания определенной частоты, наверное, сейчас знают все. А вот, что такое предел слуха? Человек в среднем способен слышать звуки в диапазоне от 16 до 20 тысяч Гц. А некоторые животные, например, собаки, могут услышать звук в недосягаемом для нас ультразвуковом диапазоне до 40 тысяч Гц. Медузы, наоборот, слышат инфразвук от 8 до 13 Гц, поэтому они способны предсказывать шторм, создающий вибрации именно в этому диапазоне, уходя на глубину. В "Экспериментаниуме" был прибор, с помощью которого можно было проверить свой диапазон слуха. Увы, я выше 17000 Гц уже ничего не слышала. Правда, в комнате было шумновато. 42.
Даня звонит на Луну. Нужно зайти в телефонную будку, сказать что-нибудь в телефонную трубку, и через несколько минут услышать свой же голос. Работает это так: на телефоне стоит небольшая задержка. Именно столько же времени телефонный сигнал потратит на то, чтобы по проводам долететь с Земли до Луны. 43.
Кричалка. Надо засунуть голову в ящик и громко покричать. Лампочки над ящиком загорятся от звука. Чем сильнее звук, тем больше загорится лампочек. 44.
А еще в музыкальном зале можно было попробовать поиграть на разных музыкальных инструментах. 45.
46.
47.
В общем, три часа для нас пролетели абсолютно незаметно. Разве что ноги у меня уже гудели, но зато Даня, как казалось, абсолютно не устал и продолжал носиться с прежним энтузиазмом от одного экспоната к другому и ставить свои эксперименты. Контактная стена. Если с одной ее стороны прислониться любой частью тела, то с другой появится слепок. Стена состоит из 50 тысяч маленьких палочек. Точно так же работает компьютер, когда по отдельным точкам (пикселям) создается изображение на экране. Чем больше точек, тем более точным получается изображение. 48.
Данин отпечаток. :) 49.
Ну, и, почему бы не посидеть в кабине огромного грузовика и не почувствовать себя дальнобойщиком? :) 50.