ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6 What will we do with a drunken sailor?
What will we do with a drunken sailor?
What will we do with a drunken sailor?
Earl-aye in the morning!
Всем привет, с вами Джерри Параноик, в Питер вроде как пришла зима (второй раз за этот месяц), московское время на момент начала написания поста 11:51, а я продолжаю пиздаболить на тему игровой индустрии с позиций человека, который потратил свою молодость на виртуальные миры. И сегодня предлагаю вашему вниманию небольшой пост-размышлизм, если хотите диванную аналитику, так что если вас выворачивает от диванной аналитики, то вы честно предупреждены и если всё же продолжаете читать, то вина за потерю собственного времени целиком и полностью лежит на ваших плечах.
Нижеследующее - это чисто-субъективное мнение по поводу того, «как нам поднять Рос индустрию с колен» или, если хотите, какого мусора она набрала за почти полвека существования. Отсюда, собственно, и название поста. Поехали.
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Earl-aye in the morning!
Shave his belly with a rusty razor,
Shave his belly with a rusty razor,
Shave his belly with a rusty razor,
Earl-aey in the morning!
Индустрия уже стара. Старость порождает традиции и огромное количество мусора в голове, огромное количество ненужных деталей, множество странных допущений и т.д.
Желание эпичности и масштабности, бездумное смешение жанров привело к тому, что ААА обрастают свистелками и перделками, которые играм в целом ничего не добавляют, зато создают ощущение, что тебе продали не только что вышедший из-под ножа мод, а полноценную новую часть.
Тут проще говорить примерами. Возьмем мой «любимый» Фаллаут 4. Отыграли, перебесились, забыли. Но меня до сих пор не оставляет вопрос: «Зачем было делать из старейший ролевой серии Фаллокрафт?» Я понимаю, что кому-то строить нравится. Но если судить по принятию игры игроками, то нравится это далеко не всем. Остается открытым вопрос, зачем было тратить ресурсы на создание совершенно несмотрящегося аспекта игры, когда те же ресурсы можно было перенаправить на полировку аспектов, более подходящих ролевой серии, вроде второстепенных квестов.
Или новый Унчартед. Вот добавят туда диалоговые опции. Зачем? Зачем подобная деталь игре, в которой диалоги явно не привлекающая покупателей вещь? Можем поспорить, но достаточно выхватить из толпы любого балконника Анча и спросить: «Ждешь? А почему?» Он расскажет о динамичности, зрелищности, кинематографичности - короче, о чем угодно, но явно не о шекспировских диалогах.
«Побольше всего» - это концепция, которая хорошо работает на бумаге, но на деле, если смешать красную соленую рыбу и фисташковое мороженое, то жрать это будет невозможно. Невоздержанность в желаниях - удел детей (в детстве я думал, что запивать сникерс газировкой - это круто, теперь я бы отвесил своему прошлому «я» подзатыльник).
И это подкрепляется не только моими домыслами, но и практикой. Посмотрите на рейтинг ожидания нового Doom. А ведь это пример абсолютно чистого жанра. Вспомните успех нового Wolfenstein. По сути, к нему у игроков была ровно одна постоянная претензия - трагичность Блацковича. Постепенно движется вперед возрождение «RTS с базой» без заигрываний с ролевыми элементами. Все больше (и все громче) появляется абсолютно чистых 2D-платформеров.
Ностальгия? Может быть. Но на одной ностальгии далеко не уедешь. Дело еще и в том, что «чистый» жанр давит на ту точку, на которую игрок ждет, что на нее надавят. Межжанровые элементы - неплохо, но не всегда. Просто пример. Шутер, вокруг бой, крики, трупы и тут игрок ставит на паузу и начинает копаться в инвентаре. Атмосфера похерена.
С момента последнего кризиса индустрия отрастила на пузе слишком много сальных мерзких волос, поэтому пора бы их сбрить и вернуться к началу.
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Earl-aye in the morning!
Put him in the longboat ‘til he's sober
Put him in the longboat ‘til he's sober
Put him in the longboat ‘til he's sober
Earl-aye in the morning!
Вот какой парадокс. Call of Duty никто не любит. Каждый стремится сообщить всем остальным, что он в это не играет. Но…Проходит год и Активижн с гордостью рапортует об очередных рекордных продажах. То есть ситуация, как с порнухой - никто не смотрит, но порнотраффик стабильно пожирает огромную долю интернета.
Калофдють - это типичный и громкий пример. На самом деле таких примеров масса. Тут и ЕА почти со всеми своими сериями, и Юбисофт и т.д.
И ситуация не изменится, пока игроки будут продолжать есть, то что им дают. Крупные гиганты вместе с игроками завязли в затяжном запое, когда утром ты себе говоришь, что пить бросаешь, а вечером идешь и берешь еще бутылочку, потому что уже забыл, что ты там себе утром обещал.
Идеальный вариант выхода из пике - это, конечно, очередной кризис индустрии, когда игроки резко очнутся и обвалят продажи крупной серии к такой-то матери, чтобы, наконец, стало понятно, что если утром Доширак, в обед Доширак и вечером Доширак, то рано или поздно на этот Доширак уже не сможешь смотреть.
Впрочем, это больше из разряда фантазий. Ну а что мне мешает пофантазировать?
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Earl-aye in the morning!
Stick him in the scupper with a hosepipe on him
Stick him in the scupper with a hosepipe on him
Stick him in the scupper with a hosepipe on him
Earl-aye in the morning!
Итак. Первый куплет, в принципе, возможен. Второй нет. Ну или возможен, но на его свершение невозможно оказать влияние, потому что объединиться игроки могут только в одном вопросе - в ненависти к Саркисян.
Что, впрочем, не отменяет возможность третьего варианта. Не забывать освежать серии. Вернемся к Калофдюти. В чем проблема серии? Одно и то же, каждый год. И дело не в графике, надоевших скриптах и т.д. порой достаточно всего лишь одного элемента.
Взгляните на Ассасинчика. Примерно в одно и то же время на ПеКа выходят Единство и Изгой. Единство, казалось бы должно было стать новым витком развития в серии, но не шумела не шмогла. По степени принятия игроками Изгой обходит Единство в почти в два раза на всех платформах (это чтобы исключить технические проблемы на ПеКе). Почему же технологичный, красивый парк развлечений с Парижем всосал у устаревшего, снятого словно под кальку с Черного Флага Изгоя?
Сюжет! Тот самый шланг с холодной водой, который освежил серию. Та же механика, те же приемы, та же графика, но…Взгляд с другой стороны. Разрушение иллюзии однозначности.
А с другой стороны всё та же Калофдють. Отряд хероев с квадратными челюстями, Ю ЭС А, плохие «подставьте кого угодно», пафос, превозмогание и победа.
Такие финты можно было понять на Фамикоме, когда и индустрия бегала в штанишках, да и ориентация была на молодых потребителей. Индустрия выросла, потребители повзрослели. Им уже мало обоснования типа «они плохие, иди убей их». Возникает масса вопросов, вроде почему они плохие? Какого черта я должен их убивать? А может мне тебе пулю промеж глаз всадить родной. Но об этом дальше.
Я обычно плююсь с Юбисофт. Но я не могу отрицать, что если за кем-то среди западных гигантов осталось будущее, то только за ними. Да, эти ребята много лажают. Да, я не верю в The Division. Но, во-первых, они не боятся выкатывать новые тайтлы (а ЕА никак не может похоронить НФС, а теперь и вообще занялась некромантией). А, во-вторых, первые части - это обкатка. Так что есть все основания ждать Watch Dogs 2 и The Division 2.
Ну и еще один пример. Spec Ops The Line. Шутерок с укрытиями. Достаточно посредственный, если бы он не был таким жестким, если бы он не демонстрировал войну такой какая она есть.
Все вышеприведенное и есть пресловутая «холодная вода», но сейчас ее капли. А должен быть напор и…
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Earl-aye in the morning!
Put him in the bed with the captain's daughter
Put him in the bed with the captain's daughter
Put him in the bed with the captain's daughter
Earl-aye in the morning!
Тут вообще все просто. Это Нинтенда в 83-м правомерно делала ставку на детей, когда игры воспринимались, как развлечение для детей, а технологии не позволяли усложнения, поэтому необходимо было ставить на яркость и прямолинейность.
С тех пор прошло тридцать лет. Поменялось отношение к играм, которое теперь воспринимается наравне с фильмами и книгами. Шагнули вперед технологии.
А индустрия все еще старается ориентироваться на детей (ЕА сама призналась для кого они делали Батлфронт), хотя мысль о том, что покупает тот, кто умеет зарабатывать витает в воздухе.
Я не говорю о том, что игр для детей не должно быть - это глупость. Суть в том, что не надо пытаться приводить к детским стандартам, то, что к ним не должно быть приведено.
Это Нинтенда остается верной своей политике и делает игры для всей семьи. Консоли от Сони и Майкрософт (именно они определяют большую часть парка игр) - взрослые консоли. И когда там поднимаются взрослые темы начинается какой-то балаган.
Та же Bioware. Вот
здесь поподробнее, но если не хочется лезть, то кратенько. Борятся за права человека. В пердставлении пивоваров в галактике все хорошо, замечательно, все держатся за ручки и всем всё можно. Но так же не бывает. И любой понимает своей головой, что так не бывает. Это нереалистично. Что ксенофобия, гомофобия и любая другая фобия - это неотъемлемая часть такого разношерстного общества, которое встречается в Mass Effect. И если хочешь показать проблему, то нужно показывать проблему, а не как будет круто, когда этой проблемы не будет.
Война никогда не меняется. И везде война - это поход с песнями и плясками. Но и это не так. Война - это в первую очередь страх. Мне в этом смысле нравится, как это показано во втором Ведьмаке. Лагерь, полный бухающих бегающих по проститукам и т.д. солдат, которые пытаются таким образом забить свой ужас.
Я не удивлюсь, если однажды выяснится, что Калофдють спонсирует армия дядюшки Сэма. Такую лживую пропаганду нужно еще поискать. Какое уж там реалистичное
насилие.
Если же говорить о сексе, то он вообще в играх если и используется, то обычно не ко времени, не к месту и вообще непонятно зачем он здесь. Опять сравниваем Ведьмака (все по канону, Геральт и в книгах тот еще ходок) и последний Вольфенштейн. Ну есть там две сцены. Сильно помогло, учитывая, что в Вольфе вообще вся эта личная чепуха, как у собаки пятая нога смотрится.
А, например, в Унчартеде подобные сцены выглядели бы вполне органично, учитывая с каким рвением на протяжении трех частей Дрейк полощет мозги Елене. Все в соответствии с голливудскими законами. Но Сони скорей застрелится полным руководительским составом.
Да и бронелифчики никуда не делись, хотя подвижки есть.
Про неоднозначность было сказано выше. «Мы хорошие, они плохие, иди убивай». Выбешивает. Никто не говорит, что для боевиков восьмидесятых не осталось места, просто не надо всё превращать в боевики восьмидесятых. Особенно не надо превращать в них то, что не предполагается быть боевиком восьмидесятых.
По этому поводу мне опять вспоминается второй Ведьмак. Насколько ж, сука, мне было стыдно, когда я скормил солдата, мучающегося мороком во втором акте, демону, притворившемуся его сестрами. Поспешил, не понял. Переигрывать не стал. Потому что эмоции. Настоящие эмоции, а не радость от очередной отлетевшей башки.
Короче. Взрослеть надо. Не ударяться в инфантилизм, а взрослеть. Не зря известную четверку сравнивают с известной двойкой, которая была намного более зрелой.
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Earl-aye in the morning!
That's what we do with a drunken sailor
That's what we do with a drunken sailor
That's what we do with a drunken sailor
Earl-aye in the morning!
Меж тем игры, пусть и медленно, но тем не менее движутся в тех направлениях, о которых написано выше. С одного бока их подталкивает понимание даже руководства крупных корпораций (ну не дураки же там сидят). С другого - разрастающаяся инди-сцена. Valiant Hearts, Undertale - эти и подобные игры не проходят незамеченными, вызывая всенародную любовь, признание и известность большую, чем иные ААА. Так что говорить о том, что все плохо, что мы все умрем (хотя мы все умрем, конечно) несколько преждевременно.
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Earl-aye in the morning!
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Way hay and up she rises,
Earl-aye in the morning!