Продолжаем тему идеологии, подтему справедливости.
Гулевич О. А.
Социальная психология справедливости.
Конспект с комментариями. Ссылки опускаю, всегда можно посмотреть в книге.
Глава 1. Справедливость как критерий оценки взаимодействия
Источник информации о соблюдении норм справедливости
стр. 27-35
"вступая в текущее взаимодействие, человек использует при его восприятии и оценке готовые схемы, игнорируя информацию о текущем положении дел. Другими словами, в основе оценки справедливости лежит прошлый опыт и психологическое состояние людей, а не характеристики текущей ситуации".
Либерастинка полезла постмодернистская. Понимание справедливости не может быть сиюминутным, оно именно что исторично, соответствует менталитету этноса и при этом систмено, а не сводится к набору формальный правил.
Рассказывается про веру справедливость мира:
"Вера в справедливый мир защищает людей от негативных переживаний. Сталкиваясь с новой задачей, они испытывают меньший стресс, реагируют на нее как на приключение, а не угрозу, и лучше решают ее. Попадая в неприятную ситуацию, например, будучи арестованными за совершение преступления или став жертвами смертельного заболевания, они демонстрируют большее психологическое благополучие. Проваливая экзамен, такие люди прикладывают больше усилий для того, чтобы построить карьеру и достичь долговременных целей. Позитивная роль «веры в справедливый мир» особенно ярко проявляется среди членов низкостатусных групп, представители которых постоянно находятся в ситуации фрустрации".
Эдакая по сути религиозная психотерапия. Тут два нюанса.
Во-1, "Первым человеком, обратившим внимание на роль ожиданий в оценке справедливости, стал Ж. Пиаже. Работая с детьми, этот психолог показал, что они верят в изначальную (имманентную) справедливость мира. ... по его мнению, она тесно связана с уровнем когнитивного развития и практически исчезает у взрослых. ... Со временем идея о том, что взрослые люди не верят в справедливый мир, стала вызывать сомнение. В частности, выяснилось, что у жителей Северной Америки и Западной Европы эта вера действительно уменьшается к подростковому возрасту, но впоследствии вновь возрастает. Стало ясно, что ее нельзя рассматривать как следствие недостаточного когнитивного развития".
Щазз! Думаю, всё проще. В подростковом возрасте психика специфическая, в частности, "бунтарская" и справедливости в мире, понятно, не видит. Плюс к этому подростки именно что пытаюстся понять мир, в котором они оказались, в меру своих способностей. А вот потом люди смиряются и начинают жить по принципу "как все": работа, жена, дети. Хорошо ещё, если какое-то хобби есть, что не очень-то часто. Потенциально хоть как-то разумный мутирует в диванный овощ. Раньше -- с телевизором, сейчас -- с ноутбуком, а то и планшетом.
И такой урезанный вариант хомо вполне по-своему счастлив, живя по накатанной колее. И верит в то, что в целом оно справедливо. "Остепенился, повзослел".
Во-2, тут именно что об общечеловеке. Я, например, и стал-то сатанистом именно вследствие понимания, что мир -- полная хрень, ни разу не разумная и несправедливая. Но какой смысл переживать? Изменить-то всё равно нельзя.
Важно! Следует отличать такое отстранённое, скептическое восприте от такого вот:
"психологическое благополучие человека, находящегося в ситуации постоянной фрустрации, например, члена стигматизированной группы, повышает скорее «вера в несправедливость мира». Соответствуя его опыту, подтверждая его ожидания, она вызывает меньшую тревогу, чем «вера в мировую справедливость»".
Отличие в том, что в описываем случае несправедливость локальна, по отношение к какой-либо группе и проч., я же говорю про мир (социум) в целом. Менять надо не элементы, а всю систему.
"...стремятся сохранить существующую систему социальных отношений. Вера в то, что униженное положение представителей некоторых групп является заслуженным, помогает им оправдать собственные убеждения и действия. Кроме того, в справедливость мира больше верят религиозные люди, те, кто имеет внутренний локус контроля, ставит долгосрочные цели
и планирует достигнуть их справедливым путем. Эта вера позволяет им сохранить ощущение контроля над своей жизнью".
Всё так. Психика верующего в либерализм/капитализм и справедливость "руки рынка" по сути религиозна, как и вера "мы живём в лучшем из миров".
Ожидания и текущее взаимодействие
Стр. 35-41
Тут всякая психологическая мелочь типа "сотрудники, ожидающие справедливого обращения и столкнувшиеся с несправедливостью руководителя, больше склонны к мести, чем те, у кого позитивные ожидания не были сформированы".
Не вижу смысла пересказывать: меня интересует понятие справедливости, а не нюансы поведения, косвенно связанные с темой.
Телеграмм-канал:
t.me/warrax_newsВЫБРАКОВКА:
https://t.me/BblbrakovkaВК:
https://vk.com/warrax_bfphttps://www.youtube.com/WarraxBFPhttps://www.youtube.com/DaimonBFP