Во времена Российской империи Виндава находилась в тени соседней Либавы. Последняя и без порта была крупным промышленным центром, важной военно-морской базой, что обеспечило город вполне имперским архитектурным содержанием. В Виндаве же все было гораздо скромнее масштабами. Тем не менее, сейчас вентспилсский порт значительно опережает лиепайский по объему перевалки грузов, а одно время он в принципе был самым загруженным портом Прибалтики. Все это залог относительной благополучности Вентспилса в латвийском контексте. На фоне депрессивной и сонной Лиепаи, практически никак не эксплуатирующей свой туристический потенциал, тут чувствуется движуха, у города есть свой фирменный стиль, он наполнен всегда интересными туристам арт-объектами, здесь придумана слегка непонятная, но оттого не менее яркая фишка с выбором в качестве животного-символа города обычной коровы. Разнообразные коровьи скульптуры стоят повсеместно, а поиск их сам по себе может превратиться в увлекательный квест. Здесь даже ходят (теоретически, на практике я не успел с этим столкнуться) свои собственные деньги - венты, которые можно использовать для оплаты некоторых товаров и услуг, преимущественно туристического характера. В общем, Вентспилс живет, а не как Лиепая выживает.
О вентспилсских коровах, местном порте, залоге благополучия города, вокзале, ливонском замке Виндау, набережной и прогулке к Балтийскому морю во второй серии рассказа об этом занимательном городе.
1. Начнем с места, откуда Вентспилс пошел есть, то есть с замка. Оный был построен ливонскими рыцарями недалеко от места впадения речки Венты в Балтику в конце XIII века (1290). Впрочем, нынешний его вид - результат перестройки в XIX веке.
2. Замок стоит прямо на берегу речки на небольшом холме и смотрит на грузовой порт, занявший почти весь противоположный, правый берег Венты.
3. Тут же и первая вентспилсская корова. В 2002 году в городе провели "Парад коров", и здесь появились первые скульптуры этого животного. С тех пор их количество значительно выросло: коровы появились на улицах и в парках, на набережной (целых четыре штуки) и в морском порту, сейчас их десятки, какие-то постоянные, какие-то временные, но корова теперь - символ города Вентспилса. На фото - т.н. "Морская корова".
4. Корова, набережная и порт. Пойдешь отсюда прямо по набережной, придешь когда-нибудь к вокзалу. В обратную сторону - выйдешь к морю. Для начала сходим к вокзалу.
5. Ближайшее замковое окружение. Улочка прямо по курсу (Яна) уводит в глубины Старой Виндавы. Слева памятник сидящему на скамейке писателю Кришьяну Валдемару.
6. Напротив Вентспилсский бизнес-центр.
7. Дореволюционное здание, входящее в состав комплекса бизнес-центра.
8. Вента в сторону впадения в Балтику, чуть позже мы отправимся туда. Слева за деревьями на холме желтеет замок Виндау.
9. Портовые сооружения на правом берегу реки.
10. Самое крупное пришвартованное судно - российский сухогруз Северная Земля из Мурманска, в свое время чуть не ставший жертвой сомалийских пиратов.
11. Вентспилсские контрасты. Благоустроенная на зависть даже беларусам набережная с работающим в эту отвратительную погоду оригинальным фонтаном "Наблюдатель кораблей" на фоне того, что позволило такую красоту здесь устроить.
12. Припортовая дореволюционка, похоже склад.
13. Корова №2 Нефтяная, наверное самая оригинальная во всем городском наборе.
14. Корова №3, модница (№2 видна на заднем плане). Вот что, на самом деле, стоит устроить в городе такую казалось бы глупую и бессмысленную фигню, а ведь интересно же! Ходишь такой везде, вертишь головой и ищешь их, коров этих, а когда находишь - радуешься и фотографируешь, фотографируешь.
15. Божьи коровки. Белорусские "зеленстрои" завистливо вздыхают. На заднем плане амбар, расположенный между набережной и рынком. Сооружения Рыночной площади, показанные в предыдущей серии, видны вдалеке у левого края снимка.
16. Как и у нас, в Латвии очень любят по поводу и без повода устанавливать везде огромные валуны, но если у нас дело обычно ограничивается табличкой, прибитой к валуну, что он мол, стоит здесь не просто так, а в честь, например, 90-летия ВЛКСМ, то в Латвии из них пытаются делать что-то необычное. При желании можно залезть в середину этой конструкции и рискнуть жизнью.
17. Довольно быстро набережная упирается в промзону контейнерного терминала, что заставляет свернуть с нее в город. Впрочем, улочки атмосферные, почему бы и не свернуть.
18. Администрация паромного терминала Вентспилса, здесь находится и туристский инфоцентр.
19. Типичная виндавская улочка.
20.
21. Внезапно самое масштабное виденное мной дореволюционное здание Вентспилса - неоготическая гимназия №1. Почувствовал себя тут слегка в Британии, тем более погода способствовала.
22. Перевалка леса в порте остается по левую сторону.
23. Отличная новостройка ФОКа.
24.
25. Начинаются слегка облупленные спальные районы.
26. Но ненадолго, вскоре показывается мост через Венту на правый берег реки. По нему надо идти и к вокзалу.
27. Жовто-блакитная коробка справа - терминал компании Baltic Juice, слева пришвартована панамская посудина Ref Lira. Терминал построен специально для организации поставок концентрата апельсинового сока (!) от производителей в Бразилии, США, Мексике, Испании компаниям-потребителям в Восточной Европе, России и Скандинавии.
28. Я решил непременно взобраться на путепровод, чтобы снять панораму Венты. В условиях ливня и шквалистого ветра этот более-менее приличный кадр мне удалось сделать только дубля с двадцатого. (
29. К вокзалу я не пошел, мы туда заехали для дежурного кадра, когда въезжали в город. Московско-Виндавская дорога была построена в 1897-1901 гг. Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Благодаря ей Москва была напрямую соединены с незамерзающим портом на Балтике (Виндавой), а заодно с достаточно крупными городами Волоколамском, Ржевом, Великими Луками, Митавой и так далее. Сохранившийся исторический вокзал Виндавы.
30. А так выглядел Виндавский (позже переименованный в Рижский) вокзал в Москве. Два конечных терминала одной железнодорожной линии.
31. Возвращаемся мимо коровы №4, наверное самой крупной из всех, названия ее не знаю.. Выглядит как-то агрессивно, если бы не вымя, а решил, что это бык.
32. Реновированный спальный район с торговым центром.
33. Загадочная штуковина.
34. Силикатный ансамбль проспекта Лиелайс, главной советской магистрали Вентспилса.
35. Вентспилсский дворик.
36. Вновь приближаемся к набережной. Неожиданно за забором показалась Николаевская православная церковь типового дореволюционного вида.
37. В этом здании в первые послевоенные годы размещалось НКВД со всеми вытекающими последствиями.
38. Вновь проходим мимо замка.
39. И быстро упираемся в корову №5.
40.
41. Это "Корова-путешественница".
42. Далее благоустроенная набережная заканчивается, Вента заворачивает в промзону в направлении моря.
43. Набережная в противоположную сторону.
44. Я же начал эту промзону обходить в ничем не объяснимом в такую погоду стремлении непременно выйти к морю.
45. Католический костел св. Креста в неоклассицистском духе, похожий на маленькую сталинскую ДКшку.
46. Вентспилсский горисполком в процессе реновации.
47. Деревянный павильончик неясного назначения у границы городского парка. Парк этот в Вентспилссе огромен, и здесь на потеху публике устроена даже узкоколейка типа ДЖД только и для взрослых. Увы, терпение мое сражаться со стихией уже почти истощилось, и узкоколейкой я решительно манкировал.
UPD. Деревянный павильончик в советское вреся был автобусной остановкой с магазином по продаже цветов.
48. Идем между парком и промзоной. Некий клубс.
UPD. Клуб рыбоконсервного завода "Золотая рыбка".
49. Прекрасно реновированный модернистский театр "Морские врата", бывший ДК моряков или рыбаков, как я понимаю.
50. Атмосферный домик с якорем по соседству.
51. И вот он пляж, и вот оно море. Здесь, на открытом пространстве, ливень с ветром в очередной раз накинулись на меня с особой ожесточенностью. Смирившись с фатумом, я решил оставить купание для Лиепаи.
52. И вновь возвращаемся к замку. Один из парков в центре города с кучей странных (как это водится в Прибалтике) скульптур.
53. В том числе и таких. Пингвины вроде бы.
54. В центре фонтан "Мельничный камень".
55. Вот эта мне особенно понравилась. Сложно представить, что творилось в голове скульптора.
56.
57. И вновь у замка. В сквере, отделяющем от него набережную, установлена пустая рамка. Как я понимаю, каждый может в нее встать и сделать фоточку для вконтактика в бессмертном стиле "я и Кремль"
58. Я же лишь сфоткал в ней замковую башню. В правом верхнем углу логотип города.
59. В замковом подвале устроен кабак, полупустынный и на удивление относительно недорогой, там, в окружении ливонских кирпичей XIII века, я и согрел свое изрядно продрогшее тельце.
60. На следующее утро, как ни в чем не бывало, довольно нагло светило солнце. Выезжая из Вентспилса в направлении Кулдиги, я обнаружил корову №6. И этой шестеркой дело не ограничивается. В прошлом году должен был состояться очередной "Парад коров" с новой порцией креативных скульптур.
Путешествие подходит к концу. После очередного "белорусского" перерыва, последняя порция отчетов из этого трипа.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.
3.
Пабраде.
4.
Швянченис.
5.
Игналина.
6.
Висагинас.
7.
Зарасай.
8.
Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9.
Даугавпилс: площадь Единства.
10.
Даугавпилс: Центр.
11.
Даугавпилс: Новое Строение.
12.
Даугавпилс: Гаёк.
13.
Даугавпилс: Крепость.
14.
Краслава.
15.
Аглона.
16.
Лудза.
17.
Резекне: старый центр.
18.
Резекне: новый центр.
19.
Виляны.
20.
Варакляны.
21.
Екабпилс: Крейцбург.
22.
Екабпилс: Якобштадт.
23.
Саласпилсский мемориальный ансамбль.
24.
Рига имперская.
25.
Рига Первой республики.
26.
Рига: вдоль Даугавы в Московский форштадт.
27.
Рига: высотное здание Академии наук Латвийской ССР.
28.
Рига: панорамы с высотки Латвийской АН.
29.
Тукумс.
30.
Кандава.
31.
Талси.
32.
Вентспилс: Старый город.