ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ГЕНДЕРЕ ГЛАВА 9 "РАЗВИЛКА ВНУТРИ УТРОБЫ" (Ч.1)

Mar 16, 2017 00:38

ДОЛГОЖДАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРЕВОДА КНИГИ КОРДЕЛИИ ФАЙН "ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ГЕНДЕРЕ" (2010)

Предыдущие посты:
введение ч.1, введение ч.2 , 
Первая часть: глава 1 (ч.1), глава 1 (ч.2), глава 2 (ч.1), глава 2 (ч.2), глава 3 (ч.1)глава 3 (ч.2), глава 4 (ч.1), глава 4 (ч.2), глава 5 (ч.1), глава 5 (ч.2), глава 6 (ч.1), глава 6 (ч.2), глава 7 (ч.1), глава 7 (ч.2), глава 8

Перевод седьмой главы: Яна Белова
Иллюстрация: Ася Иванова
Редакция: Наталия Буткова, Мишка Парко

РАЗВИЛКА ВНУТРИ УТРОБЫ


«В течение двух тысячелетий ‘непредвзятые эксперты’ выдавали такие великолепно проницательные предположения, как: женщинам не хватает тепла, чтобы вскипятить кровь и очистить душу, их головы слишком малы, матки - слишком велики, а думают они сердцем или не той стороной мозга. Этот список можно продолжать до бесконечности».
Бет Хесс (Beth B. Hess), социолог [1]

И вот прошло уже 20 лет, а список все-то в ходу. И где-то в его начале будет о том, что у женщин «слишком мало эмбрионального тестостерона». Или это у мужчин его слишком много? Сперва может показаться, что наконец все изменилось, и рассмотрению подлежат врожденные дефекты мужчин. По словам Луанн Бризендин (Louann Brizendine), влияние уровня мужского тестостерона на пренатальные нейронные сети похоже на разорение деревушки вражеской армией:

Мощный всплеск уровня тестостерона, начинающийся на восьмой неделе, превратит бесполый мозг в мужской: уничтожит некоторые клетки в центрах, отвечающих за общение, и вырастит больше клеток в центрах, отвечающих за секс и агрессию. Если всплеска тестостерона не происходит, то мозг продолжает развиваться в женский, незатронутым этим влиянием. Мозговые клетки девочек в утробе образуют больше связей с центрами, отвечающими за коммуникацию, и областями, которые связаны с обработкой эмоций.

«Последствия этой внутриутробной развилки, - объясняет Бризендин - в том, что девочки не испытывают подъема уровня тестостерона в утробе, который сокращает центры общения, наблюдательности и обработки эмоций. Поэтому их потенциал в развитии данных навыков с рождения лучше, чем у мальчиков» [2]. Кажется, что девочки, к их счастью, лишены тех недостатков, которые дает эмбриональный тестостерон - по крайней мере так кажется, пока мы не приглядимся к данным повнимательнее [3].

Но на самом деле это описание есть не что иное, как пересказ старых стереотипов о девочках: они склонные к подчинению, эмоциональные и гиперчувствительные любительницы поболтать [4]. И другой, более приятный способ сказать, что женские мозги заточены скорее под женские навыки, нежели навыки, необходимые для успеха в достижении мужских целей. Саймон Барон-Коэн (Simon Baron-Cohen), при поддержке единомышленников, сделал блестящую маркетинговую компанию для внутриутробного тестостерона. Теперь это прямо таки необходимый атрибут будущего ученого или математика. Например, в недавней статье для BBC News, Барон-Коэн спрашивает: «Почему за 100 лет существования Филдсовской Медали, математического эквивалента Нобелевской премии, ни один из победителей не был женщиной?» И на протяжении статьи он ходит вокруг да около ответа … потому что у женщин не было такого же уровня тестостерона во внутриутробном состоянии. Барон-Коэн настолько уверен в этой связи внутриутробного тестостерона и математических способностей, что выражает беспокойство по поводу будущего гипотетического пренатального лечения аутизма. Оно блокирует действие внутриутробного тестостерона, а значит, может уменьшить «будущие способности ребенка обращать внимания на детали, и понимать систематическую информацию, каковой является математика» [5].

Действительно создается впечатление, что внутриутробный тестостерон приводит к половым различиям. Поэтому давайте рассмотрим тщательнее, что он делает.

В самом начале своей жизни в матке эмбрионы мужского и женского пола имеют одинаковые зачаточные гонады [6]. Но примерно к шестой неделе внутриутробного развития ген мужской Y-хромосомы заставляет мужские зачаточные гонады превращаться в яички, а женские гонады превращаются в яичники. Примерно к восьмой неделе беременности яички мужского эмбриона начинают производить большое количество тестостерона, часто называемого гонадным тестостероном, который достигает максимального уровня к шестнадцатой неделе беременности. (Исследователи, чтобы быть более точными, используют термин «андрогены» вместо «тестостерона», потому что тестостерон - один из нескольких схожих гормонов, выделяемых яичками, яичниками и надпочечниками, которые называются андрогенами.) Примерно к двадцать шестой неделе беременности снова имеется лишь небольшое различие в уровне тестостерона между полами до тех пор, пока не произойдет следующий, менее заметный всплеск тестостерона у новорожденных мальчиков, который длится три месяца. Никто не знает, что в точности делает этот второй, постнатальный подъем тестостерона. Однако изначальное повышение уровня тестостерона внутри утробы отвечает за образование мужских половых органов [7]. Мужчина (ребенок с набором XY) при недостатке тестостерона в течение этого критического периода в итоге будет иметь феминизированные гениталии, в то время как женщины (с XX набором) с аномально высоким тестостероном в тот же период рождаются с гениталиями, развитыми по мужскому типу, - иногда до такой степени, что девочку можно принять за мальчика.

Эти открытия привели к блестящей идее, известной как ‘организационно-активационная гипотеза’. Что если тот же гормон, что участвует в образовании мужских гениталий - подарка, который будет нас радовать всю жизнь, - также перманентно «организует» мозг по мужскому типу? (Другая, активационная часть гипотезы, предполагает, что после полового созревания циркуляция половых гормонов активирует эту схему.) Определенно, тестостероновые рецепторы найдены во многих областях мозга и у мужчин, и у женщин, и исследования с животными пытаются выяснить, как тестостерон действует на мозг и влияет на его развитие [8]. Поэтому, нейроэндокринологи проверили эту занятную гипотезу о том, что пренатальный тестостерон участвует в формировании мозга. Они проводили манипуляции с гормональным статусом подопытных животных во время критического периода, когда складывалась структура мозга, и смотрели, что случалось с их мозгом и поведением [9].

Наверное, самый складный аргумент в поддержку данной гипотезы был получен в ходе изучения певчих птиц, таких как канарейка и зебровая амадина, у которых часто поют самцы, а самки - нет. У этих видов области контроля голоса в головном мозге у самцов намного крупнее, что, конечно же, логично. Более того, искусственно создавая самкам гормональный статус, подобный тому, что характерен для самцов, можно добиться маскулинизации как их мозга (в областях голосового контроля), так и поведения (они начинают петь). Гормоны, мозг, поведение - Вот так-то! (На самом деле, даже здесь картина может быть запутанной)[10]. Но если самцам зебровой амадины, чтобы отличить себя от прекрасного пола, приходится петь, сидя на ветке, то в случае с человеком это не пройдет. Стало быть, такой результат, сколь бы захватывающим он ни был, преждевременен для далекоидущих выводов.

Если обратиться к исследованиям на крысах, то можно найти еще несколько точек соприкосновения. У крыс всплеск тестостерона, который, судя по всему, задействован в маскулинизации мозга, происходит сразу после рождения. Ученые обнаружили, что кастрированные при рождении самцы крыс во многом похожи на самок: своей предрасположенностью к агрессии и тем, как легко их смутить и запутать в лабиринте. Может ли пренатальный тестостерон создавать половые различия в мозгах людей, которые, в свою очередь, обуславливают гендерные различия в восприятии и поведении?

Это кажется правдоподобным, однако, как указывают некоторые ученые, перенос с животных на людей не всегда оправдан. Существует парадигма «мы все божьи твари», о которой мы благополучно забываем, когда речь идет о праве не быть убитым и съеденным, пользоваться доступом к образованию и водить машину. Тем не менее, в ее рамках сложилась определенная тенденция (особенно среди некоторых популярных писателей): что подходит для крысы, то может быть так же применено к человеку [11]. Часто, конечно, это работает. Но хотя важные сходства между млекопитающими, большими и малыми, есть, между ними существуют и принципиальные различия. Как отметила Мелисса Хайнс (Melissa Hines) (правда, она преподнесла эту мысль в менее грубой форме), член - это член, независимо от того, находится он между конечностей у мужчины или у самца крысы. Подогнанный по размеру, он выполняет одну и ту же функцию у обоих видов, и механизм, посредством которого эта функция выполняется, может быть одинаковым у обоих видов. Но мозг крысы, даже увеличенный до необходимо больших пропорций, на самом деле будет служить человеку очень плохо. В то время как в человеческом мозге ассоциативные центры, отвечающие за мыслительную деятельность высокого порядка, занимают значительную область, в мозге крысы ассоциативные центры втиснуты между нейронами, отвечающими за обоняние, зрение, слух, осязание и движение. По этой причине Хайнц предупреждает, что «нельзя предполагать, что раннее гормональное воздействие на нервное развитие других млекопитающих, особенно то, которое включает в себя кору головного мозга, будет сохраняться у человека» [12]. Таким образом, сам смысл оскорбления «мозги как у птички» - показать, что мыслительные способности человека, которому адресовано оскорбление, неадекватны, и стоят отдельного упоминания.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ....

заблуждения о гендере, нейросексизм, нейробиология, тестостерон

Previous post Next post
Up