Когда европейцы начали ездить в Индию, они стали замечать, что многие индийские языки похожи на европейские, и думать, как это могло случиться. Почему-то (одна Вавилонская история тут приходит на ум) они обычно думали, что сходство обязательно значит общее происхождение, а не наоборот, перемешивание разных языков.
Уильям Джонс в 1786 году рассказал, что древний индийский язык санскрит и почти все европейские языки произошли от одного пра-языка. Его древние носители разбрелись широко по Евразии, и их языки изменились со временем. Эта теория произвела тогда (и продолжает производить теперь) огромное впечатление на самых разных людей. Кажется, она повлияла на мировоззрение, почти как открытие геологического возраста Земли, доклассических цивилизаций или даже биологической эволюции. Она заставила думать, что история не началась с исхода из Египта, осады Трои или там основания Рима, что события, предопределившие на наших картах современный мир, начали происходить задолго до того, как люди стали писать о них. Мы думаем, что последствия этих самых исхода, осады и основания мы приблизительно можем проследить во времени до наших дней. Но тем, кто причастен к этой прослеженной истории, хотелось бы заглянуть дальше назад, а тем, кто появляется в ней позже других - тем более. Нам обязательно нужны мифы, рассказывающие нам, кто мы и откуда мы взялись, и писанной истории нам стало не хватать.
Литовский язык считается самым "архаичным" из живых индо-европейских языков (менее добрым тут было бы слово "отсталый" или "неразвитый"). Склонные к преувеличениям учёные ХIХ века считали очень важным изучение литовского для каждого лингвиста.
Один француз даже утверждал, будто "каждый желающий услышать, как говорили индо-европейцы, должен съездить послушать литовских крестьян". Многие, правда, принимали это то ли за угрозу, то ли за иронию или даже за эвфемизм - не мог же он всерьёз посылать цивилизованных людей к чёрту на рога. Если эти захолустные крестьяне говорят, как прото-индо-европейцы, может и у них - привычка использовать что-то колющее или режущее при виде цивилизованного человека. Сам он, правда, ездил.
Но что-то в этом есть - любого, говорящего на нашем маленьком, провинциальном, но очень красивом языке, способна шокировать мысль об эдаком позвякивающем золотом, полноватом, чернявом принце Раме, который, говоря с королём обезьян Хануманом, то и дело вставляет литовские словечки. Ведь для объяснения такой дикой сценки нужна эпическая история протяжением хотя бы в 4-5 тысяч лет. Наверное, у этого есть что-то общее с шоком приёмыша, узнающего о своих настоящих родителях (Болливуд, так Болливуд).
Недаром автор наиболее принятой из гипотез об urheimat, пра-родине индо-европейцев,
Мария Гимбутене - из Вильнюса. Она думала, что индо-европейцы пришли из мест к северу от Чёрного и Каспийского морей. Судя по греческим и индийским мифам, эти люди были малосимпатичными агрессивными бандитами, разрушавшими места, куда они вторгались. Но единства по этому поводу нет, учёные продолжают спорить о месте urheimat и сценариях распространения индо-европейцев, пытаясь связать вместе данные археологии, лингвистики, этнографии и генетики. Пока это - одна из самых интересных загадок в науке.
По многим гипотезам, индо-европейцы ("арии") вторглись в Индию с северо-запада где-то 1500 лет до н.э., разрушив более высокую древнюю культуру Хараппы и Мохенджо-Даро, введя жестокий режим каст для разделения пришельцев и местных и постепенно завоевав юг. До сих пор в Индии на севере живут люди со светлой кожей и голубыми глазами, а на юге - тёмные, на севере говорят на индо-европейских языках, а на юге - на дравидских. Веды рассказывают о принцах-разрушителях городов, о борьбе сил света и тьмы. Не зря индийцы потом придумали шахматы, где белые начинают и выигрывают.
Но теперь "теория арийского вторжения" неполиткорректна, потому что она использовалась в политических целях - в Индии, а не только в Европе. Индусы очень чувствительны к предположению, что индуизм - религия завоевателей и непатриотических новообращённых. Ведь именно так многие из них пытаются дискредитировать ислам. Из теории следует, что ведическая индийская культура - "неродная" для дравидов и для низших каст - это использовали христианские миссионеры. И если эта культура - тоже пришлая, то почему бы теперь не воспринять английскую и европейскую культуру, говорили хитрые англичане-империалисты, соблазняя индийский народ на отказ от своего культурного наследия, воспитывая ручную англоязычную интеллигенцию. До сих пор немногие вызывают такую ярость в индийских политических дискуссиях, как индийские писатели, пишущие по-английски.
Оскорблённая происками империалистов, индийская патриотическая научная общественность произвела школу, последовательно разрушающую миф об арийском вторжении. Аргументов в поддержку этого мифа было много, но аргументов против нашлось ещё больше, в том числе очень убедительных - от изучения Ригведы до археологии и от генетики до спутниковой съёмки. Конечно, многие защитники местного происхождения ведической культуры - просто политизированные крикуны (например,
Н. С. Раджарам - инженер с интересом к родной истории), хотя и среди таких есть серьёзные (например,
Кунраад Эльст - анти-исламский фламандский националист). Среди индуистских учёных, кроме шарлатанов и карьеристов, есть, кажется, серьёзные люди, например,
Дейвид Фроли. Крикуны теперь говорят, что теория о вторжении была даже не ошибкой, а сознательной и широкой конспирацией с целью разрушить индийскую культуру. Разумных аргументов против вторжения так много, что я уже не могу разобраться, кто прав.
Неприятность с опровержением теории о пришлости ведической культуры в Индии вот какая. Если они не пришли, а всегда были там, то пра-родина индо-европейцев - в Индии. Всех индо-европейцев. То есть, германцы и греки, тохары и армяне, хетты и кельты - родом из Индии. Да-да, и литовцы тоже. В научной среде за пределами Индии этот ответ на загадку об urheimat - пока мало популярен. Патриоты индийской культуры в начале не очень-то артикулировали этот аспект. Может быть, он просто не казался им важным - они концентрировались на своей восьмитысячелетней истории, а то, что от их предков когда-то откалывались и уходили на север будущие литовцы, их не волновало. Но теперь, особенно в период подъёма националистической партии BJP, они набрались достаточной национальной гордости и смело говорят, что все индо-европейцы - из Индии. Может, со временем, они и для этого найдут убедительные аргументы.
И краснеют, коль завидят шапку нашу невзначай - про три вторжения в Афганистан
Индия - родина слонов - про лживую империалистическую теорию арийского вторжения
Моционизм и Компульсивный Метафорит - великие умы о туманных метафорах и о ясноглазых свидетелях
Книжки - Амитав Гош - книжка бенгальского писателя об Индии времён Ост-Индской кампании
Поговорить не с кем - о культе Ганди и заодно о культе Эйнштейна
Shit happens - навоз во зло и навоз во благо, или "является ли специалист по сортам навоза навозным специалистом?"
В затылки наши круглые глядят - о поводах для расизма, краткий обзор и рацпредложения
Баб-эль-Мандебский пролив - о великом Афганистане, с южных гор до южных же морей
Рикки-Тикки-Тави - о ружьях у индийцев времён британского Раджа
Родина слонов - новые сведения о древности индийской древности
Бал Тэкерей - некролог великому лидеру и герою любимой книжки
Люди и звери - о том, как власти раньше не могли остановить людоедов, а теперь не хотят
Мы с тобой одной крови, ты и я - о роли людоедов в индийской политике