Полгода назад, жалуясь на
скованность своей речи, я выделил, среди прочего, болезнь компульсивный метафорит, приступами которой я, как и многие, страдаю. Метафоры хороши для понятной и запоминающейся передачи смысла, особенно если непонятное объясняется ими через хорошо известное. Но часто метафоры изпользуются совершенно иначе. Некоторые не страдают излишним их нагромождением, а наслаждаются им. Так совпало, что, кончив жаловаться, я тут же влез в незабвенную
дискуссию у
avva как раз об этой манере людей затуманивать смысл.
Вчера, перечитывая
Рушди, я наткнулся у него на нечто подобное. Конечно, он об этом знает несравнимо лучше меня, а уж пишет-то он вообще лучше всех.
It is true that many learned Indians go in for a sonorously impenetrable form of critico-mysticism. I once heard an Indian writer of some renown, and much interest in India's ancient wisdoms, expounding his theory of what one might call Motionism. "Consider Water," he advised us. "Water without Motion is - what? Is a lake. Very well. Now, Water plus Motion is - what? Is a river. You see? The Water is still the same Water. Only Motion has been added. By the same token," he continued, making a breathtaking intellectual leap, "Language is Silence, to which Motion has been added."
(A fine Indian poet, who was sitting beside me in the great man's audience, murmured in my ear: "Bowel without Motion is - what? Is constipation! Bowel plus Motion is - what? Is shit!")
So I agree with Naipaul that mysticism is bad for novelists. But in the India I know, for every obfuscating Motionist, there is a debunking Bowelist whispering in one's ear. For every unworldly seeker for the ancient wisdoms of the East, there is a clear-eyed witness responding to the here and now in precisely that fashion which Naipaul inaccurately calls uniquely Western.
Теперь я знаю, что побудило меня использовать
навозные метафоры для описания компульсивного метафорита. Я - боуэлист (Кишечникист? Нет. Альвист!).
Следить за перепалками индийских западников с почвенниками очень интересно и гораздо приятнее, чем за спорами их русских аналогов. Боюсь только, что всё это удовольствие - неблагородного свойства. Миллионы убитых людей и сотни миллионов покарёженных жизней, составляющие фон таких споров, в случае Индии просто кажутся менее реальными.
И краснеют, коль завидят шапку нашу невзначай - про три вторжения в Афганистан
Индия - родина слонов - про лживую империалистическую теорию арийского вторжения
Моционизм и Компульсивный Метафорит - великие умы о туманных метафорах и о ясноглазых свидетелях
Книжки - Амитав Гош - книжка бенгальского писателя об Индии времён Ост-Индской кампании
Поговорить не с кем - о культе Ганди и заодно о культе Эйнштейна
Shit happens - навоз во зло и навоз во благо, или "является ли специалист по сортам навоза навозным специалистом?"
В затылки наши круглые глядят - о поводах для расизма, краткий обзор и рацпредложения
Баб-эль-Мандебский пролив - о великом Афганистане, с южных гор до южных же морей
Рикки-Тикки-Тави - о ружьях у индийцев времён британского Раджа
Родина слонов - новые сведения о древности индийской древности
Бал Тэкерей - некролог великому лидеру и герою любимой книжки
Люди и звери - о том, как власти раньше не могли остановить людоедов, а теперь не хотят
Мы с тобой одной крови, ты и я - о роли людоедов в индийской политике