Восхитительно душераздирающий путь на Луну и обратно

Oct 26, 2024 12:33

Недавно прошли с сыном последнюю игру из серии To The Moon, с обманчиво легкомысленным названием Just a To the Moon Series Beach Episode, которая служит своеобразным эпилогом этой большой многочастной истории, и вновь мы ревели, и вновь ходили потом весь день по комнатам, не в состоянии отпустить.




После первой To The Moon я был убеждён, что подобные произведения случаются лишь раз: из них невозможно сделать франшизу, и любой сиквел будет обречён быть бледным подобием или эксплуатацией имени, потому что ну нельзя такую пронзительную эмоцию возбудить дважды подряд. А тем более трижды. Оказалось можно.




Серия состоит из трёх основных игр: собственно To The Moon, Finding Paradise и Impostors factory - а также трёх коротких «минизодов»*, достраивающих общую картину, и упомянутого выше эпилога, который, в сущности, тоже полноценная игра. Вся фабула вертится вокруг идеи программируемой искусственной памяти и множества этических дилемм, неизбежно в связи с этой идеей возникающих.




Если человек испытал множество страданий или совершил ужасные ошибки, о которых хотел бы забыть, - нужно ли, когда вдруг появляется такая возможность, заменить эти воспоминания на приятные, из настоящих оставив лишь светлые? Милосердно ли это, дать возможность умирающему человеку прожить свою жизнь заново, но без горьких промахов, а как будто бы идеально? Или прожитая жизнь как раз и драгоценна теми невзгодами, теми неудачами, что мы имели? Особенно, если эти тяжёлые моменты - дорогие нам люди?




Самый сильный художественный приём здесь - эмоциональная ловушка. Каждая игра серии вначале прикидывается беззаботной, немного дурашливой историей, с пиксельными иконками эмоций и анимешными гэгами; трейлеры и анонсы изо всех сил задействуют развлекательные штампы и сулят атмосферу беззаботности. Но каждый раз история бросает нас в самые сложные темы и пронзительные переживания, и на этом контрасте сдерживать слёзы каждый раз так трудно.




Кан Гао - безупречный рассказчик. Именно его язык - и литературный, и музыкальный - делает эти игры такими незаурядными. В то время как геймплейно здесь никаких откровений, история никогда не позволяет заскучать и никогда не повторяется. Казалось бы, с самого начала и до самого конца серия To The Moon говорит о том, как мы миримся с потерей близких, но всякий раз Гао умудряется выстроить сюжет неожиданным образом, меняя ракурс, разворачивая композицию, жонглируя лейтмотивами.




Если в оригинальной To The Moon протагонисты Нил и Ева - это наши глаза и уши, наблюдатели, с которыми мы погружаемся в воспоминания и переживания настоящих героев истории, то постепенно они сами оказываются в фокусе повествования, а иногда вдруг наоборот пропадают совсем - и порой это смещение ракурса невозможно предугадать.




Impostors Factory старается казаться герметичным детективом про таинственный особняк, Finding Paradise деконструирует знаковые битвы из Final Fantasy, все они веселятся и шутят, но в конце бесповоротно разбивают нам сердце. Вы спросите, и зачем вообще? В сегодняшнем мире сердце и без игр дышит на ладан. Но нет, ребята, это такая целительная грусть. Кан Гао достигает её без подлости и без грубости. Его трагедии удивительно светлые. Он не озабочен судьбами мира и коловращениями пассионарных масс. Его интересует этика личностная, человеческая, и в ней он совершеннейший гений. Так симфонично показать сложные вещи незатейливыми средствами RPG Maker’а - это поразительное мастерство.




Жизнь демонстрирует нам горькую правду о том, что воспитанность на добрых и хороших произведениях искусства никому не гарантирует никакого иммунитета от отвратительных проявлений человеческой натуры. Тем не менее, кроме добрых и хороших произведений нам ничего и не остаётся, в особенности сейчас. Поэтому в истории Кана Гао нужно обязательно поиграть. Может быть, хоть чуточку чёрствости станет меньше.
______________
*формально A Bird Story не относится к «минизодам» и позиционируется как отдельная игра, но технически это тоже «минизод», приквел к игре Finding Paradise.



______


Ещё об играх как об искусстве:

Руководство для начинающих от Дейви Ридена
There Is No Game: Wrong Dimension: метаквест и падение четвёртой стены
GRIS: поэзия принятия неизбежного
The Eternal Castle Remastered: пронзительная изнанка ностальгии
Closure: обретение формы
Red Dead Redemption 2 как «роман места»
Inside: экзистенциальное беспокойство, чувство вины и пульсирующий сонм кафкианства
To the Moon: Улиткой по склону Луны
Bloodborne: ненаглядная обитель ужаса
NieR:Automata. Итог эпохи

И вновь об играх в контексте высокого
Есть ли правда в квадратных блоках?
Про лакуны в художественном повествовании
Ачивки как подмена ценностей

игры

Previous post Next post
Up