Принципиальное достоинство Прибытия в том, что это фантастика вдумчивая. Можно спорить о концепции, можно иметь вопросы к фабуле (собственно, у меня таковых есть, и я вас настоятельно приглашаю в спойлеры ниже интеллектуально потрындеть вокруг этих вопросов) - но в любом случае, кино обладает почвой для дискуссий. Развлекательная фантастика такой пищи традиционно лишена, поскольку вводит множество ограничительных условностей, которыми можно объяснить всё, что угодно, и не заморачиваться живостью и скрупулёзной проработкой деталей.
В Прибытии же созерцательное течение сюжета, замечательные лейтмотивы, любопытно вывернутая экспозиция - всё работает на погружение и представляется чрезвычайно осмысленным. По общей подаче, посылу и настроению фильм во многом похож на
Интерстеллар: здесь тоже есть пара попсовых зазубрин, о которые спотыкаешься (например, несколько дилетантское начало первого контакта со стороны героини Эми Адамс и её предшественников: тоже мне, профессиональные лингвисты!), но целиком картина получается мощная и законченная, как хорошая симфония. Тот редкий случай, когда неспешность и задумчивое любование нагнетают не скуку, а исключительно любопытство и желание популярно потеоретизировать. С места в карьер. Этим и предлагаю заняться. Всем, кто уже посмотрел. Кто всё ещё нет - скорее в кино и назад сюда (ниже следуют объёмные спойлеры ключевых аспектов сюжета)!
Главный концептуальный вопрос у меня связан с центральным плоттвистом Прибытия, когда Луиза прозревает суть языка гептаподов и научается воспринимать время, как целостное полотно свершившегося. Мне не очень близка такая концепция предопределённости, обречённости времени, неизменности будущего; однако в контексте фабулы фильма - в свете того, что иные принципы языка позволяют перестроить мозг, начать по-другому воспринимать реальность и фактически получить сверхъестественные для человеческого вида способности - я готов её принять, как версию, как любопытную теорию. По сути время для гептаподов здесь - нечто вроде двухмерного пространства для трёхмерного существа. Тут сразу вспоминается ещё и
Ложная слепота Питера Уоттса, с её вампирами, что видят оба состояния куба Неккера одновременно. Это симпатично и понятно, но я спрашиваю: овладев гептаподской языковой техникой, Луиза передала знания всему человечеству или нет?
1. Если нет, не передала, это объясняет отсутствие принципиальных изменений в грядущей жизни человечества (люди ведут себя как обычно, видимый быт не изменился, всё идёт своим чередом и т.д.). Но тогда совершенно непонятно, как человечество сможет помочь гептаподам через три тысячи лет - а ведь именно в этом была главная цель их визита на Землю и передачи людям знаний о своём невекторном восприятии бытия. В оригинальном рассказе Теда Чана История твоей жизни, по которому сделан фильм, Луиза всё скрыла от людей. Опять же, тогда непонятен «флэшбэк из будущего», где китайский главнокомандующий передаёт Луизе номер телефона: по стенам зала развешены флаги мировых держав, а также знамя с гептаподским символом, т.е. сей торжественный ивент явно посвящён лингвистическому прорыву и намекает нам на то, что люди всё же получили знания о расово верном восприятии времени.
2. Если да, передала, то почему в мире будущего - по крайней мере, во «флэшбэках» Луизы - ничего не изменилось? Скажем, в Интерстеллар мы получаем совершенно наглядное представление о том, как научный прорыв повлиял на жизнь человечества: кротовьи норы, станция возле Сатурна, технологическая революция - всё в порядке. А здесь? Да, Луиза говорит, что, даже зная своё будущее, она ничего не станет менять. Но ведь все люди разные. Желающих начать играть с тканью времени среди освоивших язык гептаподов должно быть великое множество. Да, всё это нивелируется изначальной концепцией предетерминантного времени (сколько бы ты не пытался изменить судьбу, всё будет так, как будет), однако как минимум должны начаться колоссальные пертурбации на геополитическом уровне: когда мировые финансовые и военные элиты начинают видеть грядущее, очевидно, что кому-то из них это будущее не понравится; и в силу привычки побеждать, идти по трупам и достигать желаемого вопреки всему, сильные мира сего сразу же примутся совершать экстравагантные поступки, которые всколыхнут весь мир.
Единственное разумное объяснение, которое приходит мне в голову (правда расходится с написанным в рассказе), заключается в том, что Луиза таки поделилась знаниями с человечеством (отсюда и пышное мероприятие во «флэшбэке»), но человечество вынуждено будет потратить на освоение гептаподского языка долгие, например, столетия. А Луиза видит (и демонстрирует нам) только свою жизнь (согласно рассказу, на пятьдесят лет вперёд): за это время новая ментальность ещё не была освоена, мировая закулиса не успела психануть, пожилые ястребы не впали в истерику.
Тогда всё более-менее срастается. Как думаете?
___________________
Ещё про кино
Великий эгоист Гэтсби Пена дней. L’Écume des Jours Гравитация: апогей реалистического мифологизма Отряд Самоубийц: ну и всё же о пудингах