МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ САБАХА-1 (Введение, транспорт)

Jan 10, 2012 07:42

m_tsyganov: Впервые выступившая на этом блоге почти два года назад suibnecelt подготовила по-настоящему массированный удар, чтобы напомнить, что сей блог - не только о самой Индонезии, но и том, что рядом с ней (заголовок, кстати, сочинил я: Саша, насколько я ее знаю, постеснялась бы :-):
"Полтора года назад, в июле 2010, мне удалось побывать в Восточной Малайзии, в штатах Саравак и Сабах. Главной целью было выступление на конференции Исследовательского совета Борнео в Мири (Саравак) с докладом о коллекции фотографий, которые около 100 лет назад сделал немецкий путешественник Альберт Грубауэр во время экспедиции в Британское Северное Борнео. Свои снимки он подарил петербургской Кунсткамере. Сами фотографии теперь можно посмотреть ЗДЕСЬ, если набрать в поиске номер коллекции 2344.
Конечно, я не могла упустить возможность посетить места, изображенные на снимках Грубауэра. Эхо моей подготовки к той конференции докатилось и до блога Михаила в виде двух заметок по истории Сабаха: 01 & 02
Снижаемся над Кота-Кинабалу:


Я писала понемногу все эти полтора года, но всякий раз что-то отвлекало, и я опасалась посылать частично сделанное, т.к. боялась, что очень нескоро соберусь сделать продолжение. И только в эти каникулы смогла собраться с мыслями и временем, чтобы отсечь все лишнее и довести работу до конца.
Статистическую информацию я беру из книги The Encyclopedia of Malaysia. Vol. 12. Peoples and Traditions / Ed. by Prof. Dato’ Dr. Hood Salleh. Archipelago Press, 2006. Сведения по истории - из книги Evans I.H.N. Among Primitive Peoples in Borneo. London, 1922.

Впечатлений от первой поездки в тропики было много, трудно решить, с чего начать. Думаю, все же с этого:

1. Сабах, кто здесь живет
Штат Сабах находится в северо-восточной части острова Калимантан. Здесь живет около 50 разных этнических групп. Большинство по данным на 2004 год составляют кадазан-дусуны (514,4 тысяч). Это собирательное название для многих близких по культуре и языку групп, некоторые из них и сейчас согласны называть себя дусунами, но вежливо считается звать всех кадазан-дусунами. Второе место держат баджау (самоназвание - сама [m_tsyganov: я же обычно пишу их по-русски как "баджо"]), потом идут муруты (ещё одно собирательное название), этнические китайцы, малайцы, "индийцы", и многие другие, среди которых, например, иллануны и сулуки, которые некогда прибыли с соседних Филиппин.

Молодежь прячется от моросящего дождя под козырьком торгового центра у Вавасан-Плаза:


Живет здесь и много недавних эмигрантов из Индонезии и Филиппин. Если с филиппинцами все понятно: им только пролив пересечь на своих рыбачьих лодках, - то почему мигранты из Индонезии устремляются именно в Сабах, для меня загадка. Тем не менее, многие говорили мне, что именно благодаря им малайский язык в Сабахе значительно ближе к индонезийскому, чем в Западной Малайзии или, тем более, в Сараваке, где господствует диалект, требующий отдельного изучения. Мне с моим индонезийским в Сабахе было легко, тогда как в Сараваке приходилось говорить по-английски: меня не понимали.
Большинство населения Сабаха исповедует христианство.

Кота-Кинабалу (КК - «КейКей» - как его все называют, раньше он назывался Джессельтон) - главный город штата Сабах. По сравнению с Кучингом, столицей соседнего Саравака, он производит впечатление более бедного, но очень оживленного. КК находится на территории, традиционно заселенной кадазан-дусунами, но в городе хватает и китайцев, и баджау, и филиппинцев, и мурутов, приехавших из Внутренних районов на заработки.
Далее речь будет в основном о кадазан-дусунах, поэтому для справедливости здесь предлагаю небольшое видео (прямой ЛИНК), где молодые баджау репетируют танец для международного фестиваля культуры баджау на Филиппинах. Я случайно попала на их репетицию в свой первый же день в городе:

image You can watch this video on www.livejournal.com



В КК я пробыла недолго, все повидать, увы, не успела. В частности остался необследованным Филиппинский рынок, созданный в 1970-е распоряжением ООН специально, чтобы обеспечить занятость эмигрантам, спасавшимся от насилия, которое творилось [UPD: и ПРОДОЛЖАЕТ твориться] на Южных Филиппинах. Из того, что увидела, расскажу об общественном транспорте, музее и традиционных рынках в окрестностях (две последние темы, впрочем, выведут уже за пределы города), а также о хостеле, где я жила, в отдельном посте, посвященном хостелам.
К актуальности вопроса об общественном транспорте: пешком по таким дорогам ходить утомительно


А посему - часть вторая: Общественный транспорт
В отличие от Кучинга (столица Саравака), где все ездят на личных автомобилях, в Кота-Кинабалу развит общественный транспорт, соединяющий город и ближайшие пригороды. С нескольких терминалов города уходит множество автобусов и маршруток разных размеров, за вполне разумные деньги, даже в аэропорт. Кстати, у аэропорта два терминала, и AirAsia, как это часто бывает, летает только с одного из них. Автобусы к терминалам ходят разные, и на это важно обращать внимание. ( UPD-2014) На том автобусе, который идет к терминалу Air Asia, так и написано. Пока автобус не уехал, перед ним бегает мальчишка-помощник и выкрикивает место назначения (Пенам-пааанг! Пенампанг-нампаанг! - до сих пор отдается у меня в ушах), а потом он же собирает деньги за проезд и подсказывает, где лучше выйти. Вот он, у поручня.


Но вообще-то, если нужно выйти на следующей остановке, надо нажать на кнопку над сиденьем, иначе водитель может не остановить. Кондиционеров в автобусах нет, и ездят, бывает, с открытой дверью. Ходят регулярно, меня ни разу не подводили.


В Музей Сабаха и в Пенампанг (о том, почему туда стоит поехать - позже) можно добраться от терминала Вавасан-Плаза. Автобусы или маршрутки в заповедник Кинабалу ходят с другого терминала, у Паданг-Мердека, в заповедник Кинабалу - это "на Ранау".


Оттуда же уходят автобусы во Внутренние районы - Кенингау, Теном, где начинается "Страна мурутов".


Автобус на Теном идет довольно долго, часа три, но ехать вполне комфортно, даже я получила удовольствие, хотя обычно меня укачивает в автобусах. Сидения удобные, есть кондиционер, дважды во время пути автобус останавливается (в Кенингау и Улу-Киманис), и можно сходить в туалет и купить воды и крупука.
Это туалет на автовокзале в Кенингау, tandas - 'туалет' [m_tsyganov: в Малайзии. У нас это называется "камАр кечИл" :-)].


По телевизору показывают кино, так, именно по пути из Тенома в КК я посмотрела в первый раз нового "Каратэ-пацана", по-английски с малайскими субтитрами. А за окном проплывают черные склоны гряды Крокера и рисовые поля.
Из Тенома я привезла, пожалуй, только один интересный сюжет - железнодорожный вокзал:


Теном - один из пунктов старой железной дороги, об истории которой я писала ЗДЕСЬ. Когда я там была, дорога находилась на ремонте, и поезда не ходили. Но в 2011 году движение возобновилось.


Здесь же находится автобусный терминал, так что вокзал все равно полон людей. И лица здесь уже совсем не кадазан-дусунские (хотя в этих районах много переселенцев).


Вернемся к транспорту в КК. Неподалеку от Паданг-Мердека расположен ещё один автобусный терминал, которым я ни разу не пользовалась, но видела, что оттуда ходят автобусы, например, в соседний Бруней.

А вот для разнообразия кусочек типичной городской застройки КК:


С транспортом внутри города я разобраться так и не успела. Знаю только, что он там есть: ходит какой-то зеленый автобус по улицам. Очень удобен автобус, который ходит между Паданг-Мердека и гаванью (Sutera Harbour). Даже если вы остановились не в отеле "Сутра", который находится в гавани, я все равно рекомендую проехаться туда на этом бесплатном автобусе, потому что там красивый песчаный пляж, яхты и вид на море. Чтобы попасть на автобус, который идет обратно в город, надо записаться в фойе отеля "Сутра" (можно сказать, что приезжали в гости к кому-нибудь, кто стоит в порту на яхте) и подождать, пока объявят рейс.-


В остальном же я все расстояния внутри города преодолевала пешком, там все близко. И замечу, что пешком ходить гораздо интереснее. Вот, например, на пути между музеем и гаванью Кота-Кинабалу я обнаружила такую примечательную картину:


Жительница КК (кстати, инструктор по дайвингу) потом объяснила мне, что владельцы этих домишек обычно живут в более современных квартирах в городе, а прежние жилища сдают за небольшие деньги иммигрантам. Таким образом, мы можем получить представление о том, как выглядел КК до начала массового жилищного строительства. Ходить там довольно опасно, и с любопытными европейскими журналистами на её памяти случалось всякое. Но это к слову.

Постскриптум от автора: "малой энциклопедией" я бы, действительно, не назвала, хотя бы потому, что там освещен только один очень небольшой район, а именно КК и кусочек Ранау, а сам штат куда больше!
Но если учесть, что я в перспективе собираюсь облазить его весь, и надеюсь начать уже в июне, то с расчетом на такое продолжение можно назвать и так. Авось к 2020 году закончим такими темпами :)

Продолжение следует:
3. Музей Сабаха + ЕЩЕ
4. Рынки (таму)
5. Заповедник Кинабалу + ПОДРОБНЕЕ И ГЛУБЖЕ
6. Бунду-Тухан и Киау: Деревни у подножия Кинабалу
7. Хостелы Восточной Малайзии
8. Северо-восток: Кудат / о.Бангги

Сабах сто лет назад (две части)

Р азборки с Филиппинами

Виза-ран в КК
Подробнее о том, как устроен КК: прилет-улет, город с воздуха и снизу, наш отель
Морской "заповедник" близ КК

Мое краткое предисловие и подиндекс по основным этносам

Сумпитан
Как добыть огонь

ФАУНА:
Калимантанские СЛОНЫ-ПИГМЕИ
Дымчатый ЛЕОПАРД
Обезьяна- НОСАЧ
Цапли (и мангры)

P.S. или НАШИ ЛЮДИ ЕСТЬ ВЕЗДЕ!
Рекомендую Bornean Vanda Travel Sdn Bhd (KPL/LN 7019) - единственную реально работающую русскоговорящую компанию на Борнео, которой руководит живущая в Кота-Кинабалу уже с 2004 года Инга:
Tel: +6088-269355 (9:00-17:00) Горячая линия: +60128282324 или +60194942179 (8:00-22:00 местного времени)
Lot B820, 8th Floore, Jalan Tun Razak, Phase 2, Kota Kinabalu, Sabah, Malaysia
www.borneovanda.ru

нас-радует, malaysia, language, kalimantan, history, transport

Previous post Next post
Up