Весёлые годы во храме науки (или каким я была студентом)

Jun 26, 2020 13:17







Завершился ещё один этап моей жизни - студенчество. О нём самом я не писала, разве что упоминала универ в старых записях, когда только начинала осваивать коньки, в записях о практиках в школе и в лагере, и ещё в некоторых постах, не помню точно всё.

Больше всего воспоминаний, конечно же, с первой половины обучения. Старалась больше, читала намного больше, участвовала везде. Чем дальше в лес, тем больше мой энтузиазм угасал, тем меньше хотелось что-то делать, и тем труднее было себя заставлять. По итогу я вышла таким твёрдым хорошистом; пятёрки выходили только по отдельным предметам, практикам и курсовым; две тройки за всё время.

Учиться мне надоело ещё в школе, но универ и, в частности, филфак, казались чем-то многообещающим: я иду на ту специальность, к которой у меня есть склонности, я буду идеальным студентом, буду общественником, заработаю повышенную стипендию и т.д. Радость же: ЕГЭ сдала успешно, поступила на бюджет, смена обстановки, всё такое. Тетрадок накупила красивых. (За все годы обучения под лекции ушло семь тетрадок, а для практических занятий, наверно, не один десяток).



Образец моих лекций с первого курса

На первом курсе было много мероприятий: посвящение в студенты, поэтический концерт (где я покорила парочку преподов своим пением под гитару), Античный образ (мероприятие по зарубе, для которого делят группу на две команды, и они в белых ночнушках одеяниях готовят сценки, связанные с мифами и легендами Древней Греции; наша команда безбожно проигрывала, и я вытаскивала всех, опять же, своим пением под гитару). Важным для меня было выступление на Серебряных струнах с Песней Сольвейг, по итогам которого я заняла первое место в своей номинации (среди двух участников), получила красивый кубок, а также славу и одобрение однокурсников, мамы и знакомых, кому она отправляла видео. Следующим этапом было выступление на городском уровне, но там я спела плохо, жутко расстроилась, к тому же оказалось, что я вообще не подхожу под формат данного мероприятия. Желание выступать с песнями пропало. Потом ещё читала свой доклад (языковая игра в текстах песен группы «Сплин») на научной конференции Дебют (для перваков и школьников), пару раз публиковалась в газете филфака.

Что касается учёбы, больше всего мне запомнились ОМОИ (основы математической обработки информации). Изначально я боялась этого предмета, так как не дружила с математикой в школе. К тому же его вёл престарелый полуслепой доцент, на лекциях которого было ничего не видно и не слышно, поскольку говорил он невнятно и писал на доске мелким подчерком. Особенно впечатляющим было то, как наша группа в течение полутора месяцев с горем пополам сдавала ему зачёт (между прочим, самый первый, что было обидно). Не забуду, как сидела у него с пяти до десяти вечера. Вторым страшным предметом была педагогика, так как представляла сплошную абстракцию, было ничего не понятно, и вела его женщина с неприятным характером, но тут с зачётом, слава богу, было легче. Кроме того, все боялись Введения в славянскую филологию - здесь уже был экзамен, самый первый, многие ушли с первыми тройками, меня чудом пронесло. Зато на экзамене по Устному народному творчеству у скучной преподши я списывала аж с учебника, хаахха. Частушки всякие даже учили. Ещё запомнилось, как с соседкой по парте мотались на физ-ру: далековато идти минут 15 от остановки через парк или цыганские бараки, а у нас ещё были отдельные от расписания пары, поскольку мы зачислились в спецруппу (типа слабые здоровьем). Помимо этого халявные психология и анатомия, английский, заруба (специфическая пожилая преподавательница, помню коллоквиум и мучительное чтение Илиады), практикум по орфографии и пунктуации (пятёрка автоматом за диктант, хе-хе). Это первый семестр.



Введение в славянскую филологию

Во втором семестре всякие халявные предметы типа естествознания, БЖД, возрастной психологии; заруба и древнерусская литература; сложные и унылые: латынь, фонетика, введение в языкознание. Сонное Введение в литературоведение, читала его меедленным певучим голосом пожилая и немного зловещая преподавательница. Ритм стихотворений я подбирать так и не научилась, зато с экзаменом повезло: написала правильно текст и получила неожиданный автомат, было приятно. Ещё страшный предмет - история, которую мне было в жизнь не выучить, а списать у этой тётки было нельзя. Однако на экзамене вдруг оказалось, что можно, в итоге чудом вышла четвёрка. Но тот стресс и ожидание оценок, конечно, помню. Наконец, Русский язык и культура речи и нашей молодой  и активной кураторши ДэВэ. Запомнилось, как ходила по району и фотографировала вывески с названиями магазинов, где присутствует языковая игра.



Латынь

На втором курсе, если писать только запомнившееся… Помню дурацкий предмет - источниковедение, по нему отрабатывали три часа сканирования книг. А ещё смешной зачёт, когда сказали, нну, пользуйтесь источниками, ищите ответы на вопросы. Помню, как накопила долгов то ли по информационным технологиям, то ли по введению в профессию (преподша по ним была одна), за выходные шустро сделала, а преподша и заболела. Да и ей пофиг было почему-то. Старославянского боялась, поэтому к экзамену знала его чуть ли не наизусть. На других экзаменах тоже тряслась чё-то. По психологии тётка вообще вышла из аудитории, зараза, нафиг я старалась, шпоры готовила тщательно.



Старославянский

Кстати, первые два курса я была ответственной, либо учила билеты к экзаменам, либо старательно выводила шпоры от руки. Потом я уже обурела, делала вместе с однокурсниками (при том, что не могла отвечать за качество найденного ими материала), печатала огромные бумажки. Позже дошло до того, что я чуть ли не по утрам перед выходом всё это резала, хотя в начале учёбы мне такое показалось диким.

Ну и вот, во втором семестре мы по парам защищали какие-то на коленке сделанные проекты по ПЛПР (программа фуфлового развития), я даже не помню, что у меня и было, какие-то опросы в связи с нашим городом. Помню, как на перезачёте по зарубе за задней партой от безысходности опять списывала прямо с учебника. Не могла раскрутить велоэргометр на основах ЗОЖ. Да, ещё я крупно прогуляла физ-ру, и если раньше можно было отделаться письменными заданиями, то нынче пришлось отрабатывать парами, ходить с палками по стадиону, жестяная тоска. Адова морфемика у ДэВэ, от которой болела башка, и адово долгий экзамен. И ещё у неё же адов древнегреческий, до сих пор помню вызубренный Патер Гэмон. (На бумаге выглядит сурово, но на самом деле мне смешно вспоминать вот это всё перечисленное). И ещё одно мероприятие у ДэВэ, где я пела под гитару (последний раз в жизни) и забыла слова, поэтому песню («Что было любимо - всё мимо») пришлось резко сократить. Хорошо написанная рецензия по Детской литературе, да и сам предмет интересный был, книжное детство повспоминала. Ужасный экзамен по философии, бессонная ночь впустую и трояк. А я ведь не сдала буквально пару работ, могла бы по баллам выйти на четвёрку автоматом и не страдать. В итоге не только осталась без стипендии, но и диплом себе испортила.



Древнегреческий

Диалектология как предмет мне не понравилась, но, конечно же, запомнилась фольклорно-диалектологическая практика. И даже выяснилось, что строгая ворчливая преподша на самом деле является интересной женщиной. Условия у нас были хорошие, даже шикарные по сравнению с прошлыми поколениями: практика всего пять дней, привезли в посёлок с развитой инфраструктурой, поселили отремонтированный интернат, комнаты по 2-3 человека. Разве что воды горячей не было, пару раз ходили в общественную баню, современную шикарную. И к жизни я не подготовилась, посуды для готовки никакой не взяла. Понятно, что на сухпае, на умываниях холодной водой, на сырых от дождя кроссовках и терпя раздражающую соседку по комнате, добрым не будешь, меня всё угнетало, хотелось домой. Но было и развлекательное: прогулки по посёлку до Дикси, до столовой, пара тренировок на заросшем стадионе и в обнаруженном спортзале (рано утром, как бы охранник не услышал прыжки мои), кувыркания и закидывания ног за голову перед потрясёнными соседками по комнате. Да, только наша комната не бухала в первую ночь. Разговоры с бабушками меня не впечатлили, но запомнилось, как долго я сидела и расшифровывала на бумагу диктофонные записи, особенно про призраков. Больше всего с этой практики я запомнила короткую поездку в Мегрино с преподавательницей и двумя однокурсницами. Тишина, красивые пейзажи, рассказы женщины, подаренная ею книга, поедание бутербродов с вареньем в деревянном доме и пение монахинь. До сих пор помню их двухголосие: «Разбро-оса-лааа косы русые берёза…». И да, ещё масло и творог местного производства.

Третий курс. Эх, сколько боли! Это был особенный год, когда была большая нагрузка по учёбе, которую приходилось совмещать с поездками в школу вожатых (в связи с летней практикой), участием в молодёжной редакции (по личной инициативе, о чём пожалела) и походами на каток (не отменять же последнюю радость). Да, ещё там были практики и курсач по русскому языку, ещё в конце года мы были общественными наблюдателями на ЕГЭ, и ещё медосмотры всякие проходили для лагеря. Для моей спокойной жизни это взрыв.

О школе вожатых я писала отдельно, если кратко, это была настоящая пытка для меня, в дни, когда надо было туда ехать, сразу нарастала тревога. Да чего стоят и сами эти поездки в темноте, сырости и холоде, в район, где автобусы редко ходят. О своих редакционных шатаниях-мотаниях по городу с тяжёлым рюкзаком, где лежала камера, о патриотических концертах, о попытках сделать хотя бы парочку сносных кадров тоже не могу не упомянуть. Поскольку редакция любительская, тоже можно много смешного повспоминать. Ну и универ, конечно же. Написание лингвистических анализов текста по ночам (потому что днём не успеваю, а долги эта чинная, зловещая  престарелая преподавательница не принимает). Кстати, предмет сам по себе интересный, если не смешивать его с духом этой преподавательницы. Дальше. Бессонная ночь ради итоговой презентации по корпусной лингвистике, тогда утром на паре меня аж тремор пробирал. Ещё и зачёт поставили, хотя много работ не сдала. Пары по технологии карьеры, где разыгрывали сценки собеседований и делали резюме, которым, кстати, я сейчас пользуюсь.  Деловой иностранный не нравился, но я отличилась тем, что к экзамену вызубрила свой рассказ наизусть и быстро его отчеканила, тогда как другим было влом учить. Тётка офигела и поставила пять. Ха-ха.

История зарубежной литературы: как мы всей группой копили долги весь семестр, по итогу всего этого экзамен проходил в особой форме. Сначала сдаёшь долги, потом только берёшь билет и отвечаешь. То есть попеременно две очереди, сдающие долги и отвечающие. Надо ли говорить, насколько по времени растягивается экзамен. Причём допускалось сдать долги в день экзамена, а билет рассказать уже на пересдаче. И это было не только в нашей группе, у других тоже. Считаю, что это целиком и полностью зависит от полоротого препода, потому что с остальными такой фигни не было: если не сдал работы, тебя просто не допускают до экзамена и всё.

История русской литературы: скучную безвольную преподавательницу сменила весёлая, но серьёзно спрашивающая. Каждого отвечающего внимательно выслушивала, если были речевые ошибки, просила сказать заново, также могла и по смыслу предложить перестроить ответ. И вопросы задавала не самые простые. Словом, зарядка для мозга. Тут уж хочешь не хочешь, а придётся готовиться к занятиям. Считаю, что этого единственный продвинутый преподаватель, который достался нам из того старого поколения профессоров, о котором говорила мама, тоже выпускница филфака. Правда, счастья мне от этого было мало. Пропустила промежуточную контрольную, поэтому надо было писать отдельно, договаривались, что она будет такая же, в форме теста. Но на месте она почему-то стала спрашивать… устно! «Какие произведения вы читали?». Пришлось сознаться, что читала только к практическим занятиям, остальную гору не трогала. Укоризненный взгляд. Брр. Подумала, ну всё, я обречена на экзамене. Потом уже за день до экзамена у меня начался стресс, в день экзамена думала, буду рыдать или в обморок свалюсь. Потому что она сразу выявит, читал ты произведение, о котором рассказываешь, или нет. Но повезло, в билете попалось то, что я более-менее знала, ещё стишок рассказала в отличие от других, поэтому мне поставили-таки четвёрку.

Пассивная практика в школе запомнилась не столько самой школой (там было уныло), сколько кучей документов, которую надо было заполнить, местами подключая фантазию.



Древнерусский

Во втором семестре всякая уныль в виде образовательных стандартов и правоведения, методики преподавания лит-ры и русского, древнерусский язык, морфология (глагол), спецкурс по фразеологии. Ничего такого и не вспоминается, кроме чтения и слушания аудиозаписей произведений Достоевского. Зато помню, в каком угаре я строчила курсач по тематическим группам в «Слове о полку Игореве», как составляла текст из перешаренной литературы, как, психуя, делала таблицы (приложение на 41 страницу!) с переводами из электронного корпуса. Дело в том, что я, как всегда, села за это поздно, поэтому работать пришлось очень быстро, в итоге я осталась с разбитой головой и пропущенной защитой курсовых. Потом точно так же резко я готовилась ко второму шансу выступить (не я одна не сдала), но его не оказалось. Потом я вообще отключилась от этой работы, но за день до отъезда в лагерь написала научрук, пришлось быыыстренько доделать и отправить. Уже не знала, что думать, то я сделала или не то, будь что будет. Но, приехав из лагеря, я открыла письмо, где было сказано, что мне поставили пять! Счастью моему не было предела.

Ещё ЕГЭ и медосмотры, «долгожданная» поездка в лагерь, которой посвящён отдельный красочный рассказ. Для меня всё сложилось наилучшим образом, была не вожатым, а руководителем левого кружка. Но всё равно оставшиеся полгода-год лагерь приходил ко мне во снах.

На фоне пережитого треша последние два года учёбы я даже слабо помню. Тем более что меня начало тошнить от всего этого, училась с трудом, формально, многое прошло мимо сознания.

На четвёртом курсе было много мутных предметов: спецкурсы, краеведение, методики преподавания русского и лит-ры. Помню, как ржали на синтаксисе у ДэВэ, слушали её суровые рассказы о трудоустройстве, которое нам, гуманитариям, предстоит. Историю русской литературы вёл халявный дяденька, который на практических занятиях сам же подробно рассказывал ответы на вопросы, иногда позволяя кому-то поднять руку и вякнуть пару слов. По зарубе, как всегда, было много долгов, но многие не уложились и оказались не допущенными, я же вовремя сдала, хоть и с горем пополам. Современный литературный процесс у молодой преподши, которая с усмешкой на нас смотрела. Да и книги, надо сказать, такие же неприятные для чтения, как она сама. Экзамен у неё был доолгий, до вечера, но она стойко выспрашивала каждого.

Первая «активная» практика в школе прошла успешно, о ней я подробно писала в нескольких постах. Это было лучше, чем протирать зад на парах, хоть как-то вернуло меня к жизни. К тому же я окончательно покорила методиста по русскому, на экзамене поставили пять, не глядя.

Напишу пару слов об одной преподше, которая вела самые разные предметы на всех курсах, но все они были как один. Постоянная долбёжка анализов стихотворений по одному и тому же плану, постоянный вопрос «что такое эпитет», одни и те же слова-паразиты. Первые годы я слушала, вникала в то, что она говорит. Но когда на четвёртом курсе тебе опять вдалбливают всё тот же анализ, начнёшь думать, что над нами издеваются. Единственное, что было интересно у неё, - спецкурс по поэзии советского авангарда.

Во втором семестре у нас было Литературное редактирование. Одногруппники сразу невзлюбили редактора газеты, которая вела этот предмет, потому что ставили пары по субботам. Писали диктант, чёркали в газетках, ходили на экскурсию в прокуренные стены редакции. Больше всего времени уходило на подготовку к Методам литературного исследования. Их вела та продвинутая преподавательница, которая годом раньше корила меня за непрочитанные книги. Приходилось читать и конспектировать работы литературных критиков, пытаться что-то понять, и досадно, когда не получалось где-то внятно ответить, хотя кучу времени ушло на подготовку. Конспекты она, зараза, даже собирать не стала. Кроме этого ещё были всякие религии, спецкурсы, какие-то технологии, синтаксис у халявной тётки, история русского языка, литературы. На экзамене по зарубе не ответила по одному вопросу, поставили трояк. Обидно, потому что я ходила на (почти) все пары, старалась готовиться, автоматов много заработала, а тут тебе хрен. Может, надо внимательнее составлять метрек, зачем писать «по выбору», если это нужно обязательно прочесть?

Также я писала курсовую по литературе, научруком была преподша, которая долбила нас анализами стихов. Конечно же, писать я села поздно, работу опять вовремя не сдала, но в связи с этим запомнилось вот что. Надо было подготовить доклад на студенческую научную конференцию, написание которого я тоже откладывала до последнего. В один день я сделала заготовки для анализа рассказа Чехова, а в последние полдня до конференции я нафигачила доклад. Помню, было стрессово, думала, не успею, башка раскалывалась. Однако сделала, выступила, мне дали призовое третье место после двух пятикурсниц-дипломниц. Преподша аргументировала это тем, что думала, я не успею, но написала абсолютно грамотный по всем параметрам текст. Вот так вот. А я и сама не знаю, как я так.

Наконец, пятый курс. В первую очередь надо было срочно ликвидировать задолженный курсач, чтобы перевели. Научным руководителем моего диплома снова стала завкаф, расширили тему того треклятого курсача с третьего курса (теперь это изучение тёмных мест в «Слове о полку Игореве» с помощью Параллельного корпуса переводов «Слово о полку Игореве»). Снова была практика в школе, которая мне не понравилась, хотя было довольно-таки халявно, об этом тоже писала. Предметов было намного меньше, чем в прошлые годы, во втором семестре вообще учились только полтора месяца и всего по 3-4 дня в неделю. С первого семестра запомнилась история русской литературы у молодой насмешливой преподши, как мы там группой песни распевали, чтобы меньше стихов рассказывать. И синтаксис у чинной престарелой преподавательницы, которая даже отследила мой прогресс за последний месяц (как раз я подсчитала, что у меня баллов нет, пришлось напрячься), оценила это и поставила четвёрку. Стресс был, конечно: сидели рядом, она тряслась от старости, а я от страха. Ха-ха. Кроме этого были поэтика, проблемы лингвистики, спецкурсы, информационная фигня (рассказывают, знаешь, про корешки книг). Наконец, был курсач по методике, связанный с прошедшей школьной практикой, и представлявший собой треть диплома. Счастье же было, когда защиту отложили на месяц. Удивительно, но за пару-тройку дней я его успешно написала, и это был первый вовремя сданный и оформленный курсач. Есть чем гордиться.

В последнем семестре интересным предметом был РКИ (методика преподавания русского языка как иностранного), вела его женщина из военного училища, лекции были увлекательными. Правда, уже на карантине осталась пара работ, которые я сделала поздно и нехотя, всё же лицом к лицу проще заниматься. Также теория литературы у продвинутой преподавательницы, общее языкознание - у халявной, теория текста у научрука, и ещё какой-то левый предмет в честь ВКР, диплома то есть. И преддипломная практика для заполнения парочки смешных документиков.

Как раз, когда кончились пары, началось дистанционное обучение. Весь апрель била баклуши, в начале мая только села писать диплом. Хуже было с исследовательской частью. Поскольку я не отправила доклад для научной конференции, меня и ещё одного человека выдвинули на предзащиту. Я хотела закосить, ну как же я буду позориться перед кафедрой с недоделанной работой. Однако в день выступления мне позвонила научрук, настойчиво сказала: «Решается, допустим ли мы вас до защиты. Присылайте работу. Делайте презентацию». Пришлось делать. В последний час мы редактировали презентацию, последние полчаса я клепала текст выступления. При этом я тряслась, не могла сосредоточиться, всё плыло перед глазами. Так плохо мне не было давно. Ещё и выступать первой! Но в итоге как-то выступила, ответила даже на вопросы, допустили к защите.

Дистанционные экзамены прошли легко: по одному поставили автомат, по другому разрешили выбрать вопрос для ответа, по третьему простили долг. Вообще повезло с карантином, столько денег сэкономила на проездах, на распечатке шпор, на цветах и выпускном. И сидеть, ждать не надо в рекреации, отвечаешь в заранее выбранное время. Бумажек меньше заполнять. Меньше возни.



Диплом я как-то дописала между своими гулянками на спортплощадке, научрук ещё неделю не отвечала (попугать решила что ли), но в итоге всё успешно, всё проверили, распечатали. Перед защитой волнения не было, оно появилось только за пару часов до выступления. Мало ли, какой страшный вопрос зададут. Но задавали ерунду, типа будете ли вы работать в школе, какой ваш любимый перевод и т.д. Я отвечала хорошо, как сказала потом научрук, в отзыве она отметила мою самостоятельность и трудолюбие, хорошее владение научным стилем, и что письменные работы практически не требуют редакторской правки. Поставили мне «отлично», правда, по техническим причинам я прослушала оценку, пришлось потом ведомость смотреть. Всем успешным рекомендовали поступать в магистратуру, которой в этом году и нет.

Ну и вот, окончила универ, а эмоций по этому поводу нет. Никаких. Вроде надо прыгать до потолка, а я ничего не хочу.

По общему эмоциональному фону за все годы можно составить ассоциативный ряд. Бессонные ночи. Нарезание шпор дрожащими руками. Долгое ожидание в рекреации. Стресс. Разбитость. Иногда ещё бывали просыпы чего-нибудь важного в конце недели, когда до этого несколько дней недосыпала. Радость, когда утром пишут в беседу, что пары отменяются. Неуютная обстановка. Больная сутулая спина от неудобных парт и скамеек. Туалеты, кстати, стали ремонтировать только на последнем курсе, гады. Весёлые катания на лифте сверху вниз и обратно вверх, когда надо было только вверх. О качестве продающегося сухпая умолчу. Слипающиеся глаза на лекции. Рассеянность сознания на лекции. На практических занятиях, наоборот, предельное напряжение, как бы не спросили. Примерно раз в год бывало, прощали какой-нибудь один долг, точнее, с уговором: сейчас поставлю оценку, а ты сдай потом. И я не сдавала, не было сил и желания…



Схема-подсказка по фонетике (1 курс)

Расписываю всё это подробно благодаря своевременно отсканированной зачётке. Вспоминаю и смеюсь, хотя тогда было не смешно. Может, потому и весело, что это в прошлом?

За всё время из нашей группы ушло десять человек. Кто-то приходил и уходил, кто-то сам забирал документы, некоторых отчисляли, причём одних в конце четвёртого курса, других в начале пятого, одну не допустили к защите. В общем, поступило 23, выпустилось 15. Надо сказать, (да и вы поняли уже), кафедра у нас лояльная, дойти до отчисления надо ещё постараться. Скоро будет дистанционный выпускной с видеопоздравлениями; отдельно, строго по времени, в маске и перчатках, каждый получит диплом… Но я рада, не люблю столпотворительные праздники, наряды все эти, тусовки.

Значит, я продержалась пять лет в этом вузе, числилась хорошистом, однако меня постоянно преследовало неприятное чувство обмана. Будто я обманываю преподавателей, что у меня есть знания, а преподаватели, в свою очередь, делают вид, что не видят обмана, да и сами обманывают, что эти знания дают. Поэтому я не люблю систему образования, ни школу, ни вуз. Не люблю эти формализмы, излишний контроль, привязанность к оценкам, требование зубрёжки вместо настоящего понимания, настоящих знаний. Не люблю говорить и делать неправду. Не знаю, может, я наивная, другие-то живут с этим спокойно, не мучаются совестью.

Конечно, если верить бумаге, я получила фундаментальные знания, филологическую базу, познакомилась с классическими произведениями мировой и русской литературы, изучила структуру языка, методики преподавания, могу спокойно идти куда-то преподавать. Сама я не ручаюсь за то, что осталось у меня в голове за эти годы. Даже не знаю, лингвист я или литературовед, и филолог ли вообще. Скажу, что определённая польза от обучения всё же была, - это развитие навыков коммуникации. В школе как-то с этим плохо было, отделывалась сданными работами. В университете же, помимо письменных заданий, нужно зарабатывать баллы ответами на практических занятиях, много устных выступлений, направленность на умение говорить перед аудиторией. И действительно, заметила, что теперь, когда у меня что-то спрашивают, я автоматически что-то говорю, даже если не знаю ответа. Наверно, в современном мире это хорошее качество.

На этом я заканчиваю, впереди новый жизненный этап…

школа, событие, общество, жесть-жестянка

Previous post Next post
Up