7. День третий. Могоча - Петровск-Забайкальский

Dec 06, 2013 23:14

Начало:

1. Первая часть http://metalheart88.livejournal.com/33199.html
2. Вторая часть http://metalheart88.livejournal.com/33432.html
3. Третья часть http://metalheart88.livejournal.com/33536.html4. Четвертая часть: http://metalheart88.livejournal.com/34209.html
5. Пятая часть: http://metalheart88.livejournal.com/34423.html
6. Шестая часть: http://metalheart88.livejournal.com/34604.html

Я догадываюсь, что уже изрядно надоел рассказами про "я не выспался". Увы, но это был самый зверский "я не выспался" за всю дорогу.

Я поздно финишировал, запарковавшись на ночную стоянку в районе часа ночи. Еще минут пятнадцать ушло на нехитрые гигиенические нужды ("умыться из бутылочки" ©, почистить зубы и т.п.). Еще сколько-то - чтоб залить стресс банкой пива. Попутно я пообщался с перегонщиком на "тойоте-пробокс", который тоже укладывался спать. Пока разложил сидение, пока что - набежала половина второго.

Спал я плохо. В машине вообще как-то по-особому спится, весьма чутко. Меня будили редкие машины на ночной трассе, паркующиеся рядом перегоны (за ночь встало еще трое, из которых двое же ночью и уехали дальше), хлопающие двери и т.п. К утру я еще и замерз. На улице было градусов пятнадцать, не больше, в машине к утру стало столько же. Дома, собираясь в дорогу, я планировал взять худобедную тряпку для "укрыться на ночь" и мелкую подушку, но успешно забыл. В итоге из свободных тряпок была легкая куртка, которой я или укрывался сам или укрывал ноги, и старые штаны, которые я запихнул под поясницу для выравнивания рельефа сиденья. В общем, к шести утра я был злой, замерзший, невыспавшийся, но уснуть больше не мог.

Пока я "умывался из бутылочки"©, подвергся словесной атаке проснувшегося в соседней машине перегонщика. Мужик был слегка неадекватен, ходил кругами вокруг меня, без конца курил и расхваливал свой "филдер", особо упирая на размер багажного отсека. Багажник при сложенных сидениях, по его словам, позволял весьма комфортно выспаться и "не только", как он многозначительно заявил, кивая на машину и ушедшую в туалет подругу. Зачем мне эта информация, я не понял, но согласно покивал.

В начале седьмого я ушел дальше на запад. Кафешка была еще закрыта, и я остался без завтрака. Более того, после вечерного забега от Ерофея кончился даже "лисий яд"("энергетики"). Ближайшим пунктом по карте числилась Сбега, до которой по моей карте было около сотни.

Трасса на этом этапе идет в горах. Бес его знает, что это за горная система, хребтов в Забайкалье - как у дурака фантиков. Вновь начались подъемы, спуски, отсыпанные полосы торможения для тех, у кого на спуске отказали тормоза. Отбойник вдоль трассы уже практически не имел разрывов, за отбойником шли редкие речушки, болота и поляны. На полянах лежал снег (на календаре, напомню, было 6 июня).



Места эти для перегона легендарные. В девяностые, да и в начале нулевых, до появления хотя бы грунтового покрытия, проехать можно было лишь узкими лесными тропками через редкие деревни. Эти деревни мелькали на указателях - Давенда, Ксеньевка, Кислый ключ. Не буду пересказывать чужие байки о тех временах, кому надо - найдите на дроме старые отзывы и почитайте.

Слева показалась кафешка, которую вчера советовал для ночлега хондовод. Все соответствовало описанию - слева от трассы, кафе, заправка, стоянка, тишь и благодать. На стоянке теснились несколько десятков машин, автовозы, автобусы - кого только не было. Здесь, видимо, и в самом деле было безопасно - по количеству ночующих был резкий контраст даже с Могочей, я уж молчу про Семиозерный.



Кафешка работала с семи. На часах была половина восьмого. От безысходности я попинал ногой в дверь (никто не отозвался), залил десять литров из старой грохочущей колонки со стрелочным указателем и пошел на стоянку, к просыпавшимся людям. Большая семья на двух машинах решала ту же задачу - ждать открытия кафе или ехать дальше. Молодежь склонялась к варианту "ехать дальше", но пожилой дедушка сомневался. "Дальше только в Зилово (Аксеново-Зилово, +200км) может что есть" , - вещал он, - "А может и нет". Припомнив карту, я спросил его: "А в Сбеге ничего нет? Рядом же, километров тридцать". Дед посмотрел на меня, как на умалишенного, и покачал головой: "Нет, не знаю".Плюнув, я сел за руль и вырулил на запад. Сбега обнаружилась буквально сразу, за поворотом. Я ошибся при подсчете километража. Стало стыдно.

Пришлось вернуться и униженно ждать под дверью. Открылось заведение только в начале девятого. Расплывшаяся тетка в некогда белом фартуке открыла дверь, злобно зыркнула и заняла оборону за прилавком. В ходе диалога, который временами вырождался в мой монолог, выяснилось, что меню читать бесполезно. Не было ничего. Ни блинчиков, ни супа, ни плова, вообще ничего. Была только яичница с луком (даже с сыром не было) и черный кофе. Хлеба тоже не было, ага. Как и воды в умывальнике в углу. Я обозлился. Рассчитавшись, я окопался с вырванной с боем яичницой за угловым столиком и вел пропаганду среди новых посетителей. Я сообщал им, что жрать нечего, руки мыть нечем, открываются невовремя, а персонал - самки козлов. Народ ржал и уходил. Будь в персонале хоть один мужик, я бы живой оттуда не ушел.

Дальше на запад портилась и погода, и дорога. Шел дождь, постоянно меняющийся от легкого накрапывания на вершинах, где видны лежащие в распадках тучи, до проливного ливня собственно в низинах. Про дорогу хотелось бы сказать отдельно. На "Амуре" практически нет ям и трещин в асфальте, на новых участках они не успели образоваться, а на старых их оперативно заделывают. Зато трасса изобилует провалами и просадками асфальта. Обычно эти места видно заранее, они отмечены цепочкой знаков "70"-"50"-"Неровная дорога". Иногда на разных столбах, а иногда и на одном. Стоят они вовсе не для красоты, так что тормозить лучше сразу. В противном случае можно "поймать волну" (или несколько волн подряд - как уж повезет), помять диски, пробить амортизаторы, помять или проломить поддон картера. В общем, широчайший спектр удовольствий. Хватает их и на восточных участках "Амура", но на участке Сбега-Чернышевск подобных дефектов покрытия просто уйма.





Дождь почти кончился, когда я дошел до перевала, названный в честь читинского депутата Юрия Тена. Перевал венчает основательная одноименная кирпичная часовня, поднятая на вершину холма высоко над дорогой. Сначала я собирался сходить пешком, но еще накрапывающий дождь заставил отыскать узкую лесную грунтовку, по которой я дополз до самой вершины. На вершине было пусто и удивительно чисто, видимо, руки не поднимаются гадить у часовни. Внутрь заходить не стал, пофотографировал снаружи.





Перед Чернышевском заканчиваются леса и хороший асфальт, начинаются степи и старое убитое дорожное покрытие. Сам город встречает большим количеством современных заправок - как федеральных сетей, так и небольших местных фирм. На каждой заправке выстроились конские очереди - еще бы, последняя заправка была две сотни назад в Сбеге, а 95й бензина не было с самой неверской развязки. Город лежит в стороне от трассы, но так же, как и в хабаровской "Вязьме", вдоль дороги теснятся кафе, шиномонтажки, автосервисы и автомагазины. Но это уже не "последний", а "первый приют".



Лес окончательно закончился, и вокруг лежали сплошные степи. Те самые "дикие степи Забайкалья, где золото роют в горах". Поток перегонщиков разбавился местным транспортом с забайкальскими 75-ми номерами. Вдоль трассы начали попадаться редкие села, в полях пасся скот. Чувствовался возврат к цивилизации после почти двух тысяч километров безлюдья.

Дождь не прекращался, степи кончились, потянулась покрытая лесом гористая местность. Спустя пару часов я понял, что после бессонной ночи рискую до Читы не доехать. Скушав очередную банку "лисьего яда", я удивился полному отсутствию эффекта. Организм не бездонный, и при отсутствии внутренних резервов энергетики просто перестают работать. Решив не искушать судьбу, я свернул на случайную заправку, припарковался в углу и поспал минут сорок, просто откинув спинку сидения. Немного придя в норму, я отправился дальше. Чита, до которой осталась пара сотен километров, из промежуточного пункта превратилась в цель. На Читу, срочно на Читу. Хотя хрен ли бы мне эта Чита - в город я заезжать не собирался, ночевок и обедов тоже не планировал, от Читы до дома хренова туча километров. Но вот далась она, и все тут - Чита.



Чита началась неожиданно. Тянулись и тянулись горы, покрытые лесом, как за очередным поворотом показался заброшенный пост ГИБДД, а трассу с обоих сторон обступили пятиэтажки довольно унылого вида - не иначе, как бывшие военные городки. Большая кольцевая развязка - все, М58 "Амур" закончилась, началась М55 "Байкал". До Иркутска оставалось 1100 километров, до побережья Байкала чуть менее девятисот.

Вновь существенно поменялся пейзаж. Леса исчезли, вокруг дороги расстилались степи, огороженные по краям горными цепями - хребтами Яблоновый на юге-востоке и Цаган-Хуртей на северо-западе. Глазу зацепиться было не за что - или бурая степь или горы на горизонте. Складывалось ощущение, что ты находишься на огромной тарелке. Свой вклад вносило солнышко, окончательно разогнавшее тучи и жарившее вполне по-летнему.





Где-то за Татаурово я остановился в придорожной кафешке пообедать, дабы обязательно попробовать бурятских поз (или буз, бес его знает, как правильно). С выбором кафешки я ошибся. Может где в округе и есть общепит, готовящий позы (бузы) по каноническому рецепту, но в моей едальне мне вынесли нечто, напоминающее магазинные манты из соевого фарша и теста среднего пошиба. Может, кстати, таковыми они и являлись. На вопрос "как их едят" официантка ответила просто "мы, русские, их едим вилками". Развернулась и ушла, оставив меня в неведении о кулинарных традициях братского бурятского народа.

Далее я миновал интересное село под названием Аблатуйский Бор. Стоит село целиком и полностью в сосновом лесу, невесть каким чудом оказавшемся среди голой степи. Начинается лес, и сразу же начинается деревня. Заканчивается деревня соответствующим знаком - и заканчивается лес.



Русские топонимы окончательно исчезли с карты, пошли поселки сплошь под национальными названиями. Бальзой. Улеты. Горекацан. Танга. За Тангой трассу снова обступил лес, начались горушки - трасса пересекала Яблоновый хребет. Качество покрытия сильно ухудшилось - пошел сильно разбитый позднесоветский асфальт, который, впрочем, редко-редко перемежался свежими участками. Но самое противное - пошел горельник.

Не знаю, в каком году там горели леса, но горелый лес стоит вдоль трассы на многие километры. Лес сожжен мощным пожаром, одни черные горелые стволы без малейших признаков свежей зеленой поросли. Где-то деревья еще стоят, где-то уже попадали, образуя бурелом, едва прикрытый свежей травкой. Никогда прежде я не видел столько сгоревшего леса сразу. Фотографировать не стал, ничего приятного.

Ночлег я начал искать рано, еще до восьми вечера. Слишком сильна была усталость последних дней и велик недосып. Однако ни одной гостиницы на пути не попадалось - кафешек море, а ночевать негде. В машине мне спать что-то больше не хотелось. И где-то за Хилоком, около одной из кафешек, куда я заходил справиться о ночлеге, меня заставило попсиховать местное население.

Еще паркуясь, я углядел два мощных тонированных седана ("марк-2" или "аккорд", уже не помню). Рядом курили шестеро парней-бурятов. Завидев меня, они заинтересованно уставились на машину. Сначала я не придал этому значения, зашел в кафе, в очередной раз огорчился отсутствию спальных мест, и вышел обратно. Ребята ровным полукругом окружали машину, при виде меня немного отошли в сторону. Я успел сесть в машину, заблокировать двери и запустить двигатель, как в окно требовательно постучали. Я решил, что удача иссякла, и местные кондукторы решили взыскать плату за проезд. Приопустил стекло.

- Привет, - поздоровался один из парней, судя по виду, самый младший - Это что у тебя, "Куб" новый?

Меня приотпустило, и я ответил на все вопросы. И что за машина, и какой двигатель, и какая коробка, и сколько жрет и т.п. Молчавший доселе старший бурят изрек чуть свысока, через губу:

- И что, сколько такая на востоке стоит?

Сдерживаясь от смеха, я рассказал ковбою Дикого Запада сколько такая стоит На Востоке. Больше у парней вопросов не было, они пожелали мне удачной дороги и гурьбой пошли в кафе. Я же двинулся дальше искать ночлег.

Вдоль трассы было пусто. Опрашиваемое население упорно советовало какие-то гостиницы в населенных пунктах, но я помнил предупреждение парней из Могочи и не соглашался. В итоге на ночлег я встал уже после поселка Петровск-Забайкальский, за границей Забайкальского края и Бурятии, в чудесной гостинице "В гостях у льва" близ села Никольск. Отличная, совершенно не свойственная нашим трассам гостиница с коврами в коридоре и отделкой декоративным камнем. Душ и туалет находились на этаже, но это были уже мелочи. После трех последний ночей я впервые отлично выспался. На следующий день планировалась вторая крупная изюминка пути - Байкал.

Продолжение: http://metalheart88.livejournal.com/35075.html

перегон-2013

Previous post Next post
Up