8. Дорога, день четвертый. Петровск-Забайкальский - Тулун

Dec 14, 2013 23:08

Начало:
1. Первая часть: http://metalheart88.livejournal.com/33199.html
2. Вторая часть: http://metalheart88.livejournal.com/33432.html
3. Третья часть: http://metalheart88.livejournal.com/33536.html
4. Четвертая часть: http://metalheart88.livejournal.com/34209.html
5. Пятая часть: http://metalheart88.livejournal.com/34423.html
6. Шестая часть: http://metalheart88.livejournal.com/34604.html
7. Седьмая часть: http://metalheart88.livejournal.com/34827.html

Выспался я чудесно. Ежедневное смещение в соседний часовой пояс позволяло дрыхнуть на час дольше, по пробуждении сдвигать стрелки часов назад и радоваться - о, как рано встал! Позавтракав и забрав белье из стирки (вообще в прайсе не было такой услуги, но доброе слово и пара сотенных купюр творят чудеса), я собрал вещи и вышел к машине. Резко континентальный климат Забайкалья давал о себе знать - после вечерней жары степь придавил ночной холод, укладывая вещи я изрядно подмерз. Как позже я посмотрел в климатических сводках, в недалеком Улан-Удэ ночью было всего +4.



Почти сразу встретилась одна из местных достопримечательностей - холм "Голова льва". По всем канонам требовалось остановиться, залезть на вершину и радостно там фотографироваться, но я не стал. Только выехал, да и на улице было холодно, а лезть в чемодан за курткой не хотелось.



По сторонам узкой неровной трассы стелилась бурая степь, изредка попадались чистенькие ухоженные бурятские деревушки. Хонхолой, Мухоршибирь, Тарбагатай. За Тарбагатаем трасса вышла к Селенге, и пошла вдоль нее, цепляясь за тянущиеся вдоль реки холмы.



Десятка полтора километров по узкой трассе, щедрой на закрытые повороты и знаки "Обгон запрещен", и я вышел к на мост через Селенгу. Зеленеющая пойма реки резко выделялась на фоне привычных уже серо-бурых степных цветов.



Почти сразу за Селенгой показался Улан-Удэ. Объездной у города нет, вдоль дороги потянулись склады, промплощадки, ларьки и остановки общественного транспорта, двухуровневая развязка с поворотом на аэропорт. Я уже морально приготовился к пробкам (было утро пятницы), но показалась очередная развязка с поворотом на Иркутск. Улан-Удэ остался в стороне.



Ярко светило солнышко, потеплело, появились леса, потянулись красивые холмистые пейзажи. До Байкала оставалось совсем немного.

Примерно через сто километров мелькнул поворот на село Посольское. Расположенное примерно в двадцати километрах от трассы, Посольское известно одноименным монастырем и рекомендуется бывалыми к посещению из-за удобного выезда на берег Байкала. Я пренебрег его посещением - не хотелось делать крюк, о чем сейчас немного сожалею.

Дорога стала узкая, сплошная полоса тянулась почти без разрывов. Вдоль правой обочины появились массивные бетонные отбойники, знаки "70" и "50", а также многочисленные текстовые предупреждения об узкой и опасной дороге. И вот - через придорожные деревья блеснула водная гладь Байкала.



Показался поселок Бабушкин, вдоль дороги появились первые торговцы рыбой. Я остановился. Разбитная тетка быстро нагрузила меня вяленым омулем (я взял десяток хвостов) и кедровыми орехами. От попыток всучить мне омуля холодного копчения я долго отбивался, но она таки настояла на своем, и я взял два хвоста. На мои попытки упаковать рыбу в мешок, а мешок еще в пару мешков она истерично замахала руками:

- Вы что, вы что? Рыбу только в коробке возят. В мешке она испортится.

Пришлось загрузить в багажник коробку с рыбой. По машине поплыл аромат рыбных копченостей. Знай я, во что это выльется, я бы утопил тетку в Байкале.

За Бабушкиным был съезд к озеру, который мне широко разрекламировали на профильных форумах. Дескать, он там один такой, и смотри не проскочи мимо( ну я чуть и не проскочил). Выглядел он жутковато, и к посещению не располагал. Вдоль озера идет насыпь железной дороги, в которой пробиты тоннели под реки и речушки. Одна из речушек почти пересохла, и представляла собой ручей, который лениво обгладывал галечную осыпь. К ручью был крутой съезд с дороги через дыру в отбойнике перед мостом через вышеупомянутый ручей.

По инерции я проскочил мост и остановился уже за ним. Прошел пешком, поглядел, спустился к ручью, оценил глубину (мелкий, по щиколотку). Поискал камни и ямы. Перспектива пробить картер и забомжевать на берегу Байкала меня не прельщала. Тот факт, что через ручей на берег Байкала на моих глазах с ревом пробился самосвал, тоже не особо радовал.

Я решился, и, почти не дыша, прополз на берег. Остановившись на берегу по ту стороны железнодорожной насыпи, я уже собрался лезть в сумку за купальными плавками и совершать подвиг. Но не тут-то было.

На берегу Байкала жили мухи. Или мошка. Или еще какая-то летучая насекомая хрень, я небольшой специалист по насекомым. Этих тварей были тысячи. Они были везде. Их было настолько много, что я даже не полез в машину за фотоаппаратом - побоялся, что потом устану выгонять набившихся тварей. О купании речи просто не было - я был бы с головы до ног в мошке.

С чувством огромной обиды я выскребся обратно на трассу и поехал дальше. Больше хороших съездов к озеру я не знал.

Через несколько километров показалась деревушка, уже на выезде из которой я углядел дорогу, уходящую направо. Развернувшись, я свернул на нее. Хорошая укатанная грунтовка прошла под железнодорожным мостом и, минуя руины заброшенного леспромхоза, вывела меня к берегу. Здесь с мошкой было куда легче, она гнездилась только у самой воды, так что я смог хотя бы спокойно побродить и пофотографировать. Купаться я все-таки не стал. И мошки было изрядно у воды, и место было глухое, но вблизи населенного пункта. Риск появления местных, решивших попить огненной воды вдали от чужих глаз, был велик. Вместе с местными неизбежно появились бы и проблемы.





Дальше пошла неплохая трасса с красивыми горными пейзажами. Поражало количество рек, впадающих в Байкал. Чуть не на каждом километре была река, речка, ручеек и речушка, несущая воды в озеро. Над каждой речкой был мост, такой же мост был и на ж/д, проходящей почти по самому берегу.





Дальше начались горы. Автомобильная дорога ушла выше, забираясь на крутые склоны, теперь железная дорога угадывалась лишь по опорам контактной сети далеко внизу. Затем пошли поселки. Байкальск с его кошмаром экологов, Байкальским ЦБК, трасса обходила по окраинам, зато Слюдянку пронзала насквозь. Я вволю настоялся в пробках в этом небольшом городе с кучей сталинских двухэтажек, зелеными тенистыми улочками и красивым фонтаном на площади.



За Слюдянкой средняя скорость упала до сорока километров в час. Бесконечные пробки, повороты, запрещенный обгон, какие-то деревушки и поселения - к Култуку я был уже откровенно злой. Заправившись под пробку на "Роснефти", улыбнувшись надписи "Со своей рыбой вход запрещен" в кафешке при заправке, закупившись магнитиками в ларьке на самом начале Култукского серпантина я поехал дальше. Жалею, что в запарке не нащелкал фотографий с серпантина, оттуда открывается отличный вид на город, порт, озеро и горы на южном берегу. Кому интересно, посмотрите в Википедии в статье "Байкал".

После Култука начинается Иркутский перевал с его дикими серпантинами. Постоянно спуски и подъемы, чадящие фуры, бешеные мотоциклисты. Там фотографировать было просто некогда, пару раз я чудом увернулся от безбашенных водителей, выходящих на обгон в закрытых поворотах. Там для порядка сильно не хватало пары патрульных машин ГИБДД, но они или были заняты более важными делами, то ли просто повымерли в этих суровых краях. Заканчивается этот ад свежей широкой объездной Иркутска.



Пока дорога обходит Шелехов, она относительно пуста, но начиная от очередного поворота на Иркутск резко и неожиданно заполняется потоком машин с дерзким городским стилем езды. Я поначалу даже растерялся - отвык за последние дни. После первого поворота на Ангарск поток несколько редеет, а скорость и манера езды вновь начинает напоминать трассовую. После окончания обхода Ангарска я остановился пообедать. Было почти пять вечера, пройдено было немного - сильно сказалось падение скорости на околобайкальском участе и многочисленные остановки.

После кафе я сел в машину, и глаза мои полезли из орбит. До остановки мне казалось, что рыба слегка попахивает. Нет, она не попахивала. Она ВОНЯЛА. ВОНЯЛА так, что резало глаза. Я понял, что или я, или омуль. Безропотный омуль остался жить в Иркутске, а я двинулся дальше.

Миновав крохотную деревушку Тельма с красивой церквушкой, я уперлся в хвост пробки в промышленном граде Усолье-Сибирское. Была пятница, шесть часов вечера, счастливые усольесибирчане сваливали из города кто куда, заделав на проходящей через город узкой федеральной трассе две тяжелых аварии, на которые примчались скорая и ГИБДД. Из двух полос получилась всего одна, с реверсивным движением, в нее постоянно лезли умники с обочины. Было душно, пыльно, противно. Сначала я грешил на дорожников, затеявших ремонт, и уже поклялся выйти из машины и дать в торец первому рабочему, которого встречу на месте работ. Но это были не дорожники, это было серьезное ДТП. Я быстро остыл.



За Усольем показался поселок Средний, встретивший длинным забором из бетонных плит. Когда-то там был огромный военный аэродром, с которого облетывали продукцию Иркутского авиазавода, и на котором базировалась тяжелобомбардировочная дивизия. Но все это осталось в прошлом, к 2013-му Средний представлял собой кучу брошенных зияющих выбитыми окнами пятиэтажек, обнесенных покосившимся забором. Тяжелое зрелище.

Далее потянулась относительно прямая и ровная дорога. Глухие леса сменились полями и небольшими перелесками, пейзаж уже чем-то напоминал среднюю полосу России. Обгон был разрешен почти везде, ограничения скорости отсутствовали, поток поредел, и к девяти вечера я наверстал дневное отставание. На попавшейся заправке я в очередной раз заправлялся под пробку, как к соседней колонке подрулила белая "Тойота-Ист" с владивостокскими номерами. Изнутри машина была до уровня стекол завалена всяческим барахлом, а на верхнем багажнике громоздился здоровенный тюк, замотанный в полиэтилен. Придавленный скарбом "Ист", казалось, замученно уставился в чистое небо глазами-фарами.

Из "Иста" выскочил такой же замученный и задавленный жизнью парень, поинтересовавшися расположением ближайшей заправки "Роснефти". Я посоветовал не заморачиваться по пустякам и заправляться прямо тут, ибо я на этой трассе первый раз и не имею понятия где что. Парень пожаловался, что тоже первый раз, и что вообще едет в Сочи. Я проникся уважением. Я заправился и поехал дальше, "Ист" остался заправляться. Эту белую "Тойоту" я встречал неоднократно два последующих дня, мы моргали друг другу при встрече. И только за Омском "Ист" куда-то пропал. Или ушел на Курган через казахский Петропавловск или просто сильно не совпал со мной по ночлегу-подъему.

Ночевать я собирался в районе Тулуна. Гостиницы периодически встречались на протяжении последней сотни, и проблем я не ждал. Но они возникли.

Тулун встретил уймой обещающей ночлег рекламы, но вдоль дороги ничего не попадалось. На щитах были адреса, но желания разыскивать неведомую улицу на задворках незнакомого города у меня не было. Я проскочил город насквозь, но ничего не нашел. Город закончился, стемнело, пошел проливной дождь. Я развернулся и, отключив заверещавший в панике навигатор, поехал искать ночлег. Тормознув у ближайшей кафешки, я задал вопрос курившей на крыльце официантке о расположении ближайшей гостиницы. Девушка задумалась.

- Я не умею объяснять, - пожаловалась она и обратилась к докурившему парню, - Вова, ты же в город? Покажи парню, где "Инь-Янь".

Уже само название должно было насторожить, но я устал, и мне было пофиг. Я пристроился в хвост черной "Хонде-Одиссей" и через дебри тулунских переулков поехал следом. Поводив меня по городу минут десять, Вова притормозил, дождался меня и пояснил:

- Мне неудобно, тут односторонняя. Вон туда езжай, там поверни, и все будет.

Я поблагодарил его, поехал вон туда и там повернул. Гостиница "Инь-Янь" располагалась на втором этаже двухэтажного здания, расположенного в центре Тулуна. На первом этаже здания уютненько разместились зал игровых автоматов и магазин с разливным пивом. Культурно отдыхающая тулунская молодежь с интересом разглядывала меня.

Я плюнул в бессильной злобе, включил мягко пожуривший меня навигатор и поехал дальше. Почему-то карта не обещала ночлега ближе, чем через сотню километров, и я уже приготовился к повторению позавчерашней Могочинской истории. Но все оказалось куда лучше, через десяток километров в селе с забавным названием Булюшка я нашел чудесное кафе "У друзей", на втором этаже которого сдавались спальные места. Приткнув "Кубика" среди фур, я с удовольствием погрелся и вымылся в настояшей бревенчатой бане и скрасил вечер за ужином и банкой пива в кафе, стены которого от пола до потолка оклеены купюрами с дарственными надписями постояльцев.

Продолжение: http://metalheart88.livejournal.com/35565.html

перегон-2013

Previous post Next post
Up