Марш-бросок из Асуана почти на суданскую границу, 300 км в ночи в составе конвоя в сопровождении полиции хорошо подготавливает к эмоциональному восприятию подлинного чуда древнеегипетской цивилизации.
Равно как дорога от автобусной стоянки к храму. Сначала ты оказывешься перед исполинским монолитом, еще дышащим ночной прохладой.
Потом ты его медленно обходишь, по дороге любуясь живописным озером Насера.
И наконец видишь Его...
Ощущения совершенно неземные, как будто ты воочию видишь декорации к голивудскому фильму. Это второй по силе впечатлений памятник древнеегипетской цивилизации из виденных мною. Четыре колосса высотой около 20 метров, выполняющие роли колонн, которые поддерживают тридцатиметровый фасад, уже 3200 лет охраняют вход в хорошо сохранившийся храм. Номинально, он посвящен Амону, Птаху и Хору, но на самом деле это памятник Рамзесу II, единственному фараону Египта, оставшемуся в памяти потомков с титулом "Великий". Царь-строитель - количество построенных храмов, статуй и обелисков исчисляется десятками. Царь-миротворец - Египет не знал внутренних потрясений при нем, а он был одним из "подписантов" первого мирного внешнеполитического договора в мировой истории. Царь-долгожитель - он прожил 90 лет, из которых правил 67, что и по нашим меркам фантастическое достижение. Но не этому посвящен храм.
Лик Рамзеса II безмятежен. Три поколения его подданных рождались и умирали, а он все неизменно правил Египтом. Он пережил полдесятка собственных сыновей, и несколько наследников престола. Он умер, оставив потомкам сильнейшее государство региона. Но даже не в честь этого возведен храм.
Храм посвящен Царю-войну и Царю-любящему мужу. Именно так, рядом с храмом Рамзеса, прославляющего его венные победы, возведен малый храм в честь Нефертари, любимой жены Рамзеса II, я уже писал о ее гробнице и росписях в ней в
посте, посвященных Хатшепсут и Нефертари. Возведение храма такого масштаба специально в честь жены фараона было экстраординарным фактом в истории Древнего Египта, ни до ни после такой чести не удостоилась ни одна царица. Вот он, позади меня.
А вот и сама Нефертари, супруг приказал изваять ее статую у входа в храм:
А теперь зайдем в оба храма. Один из колоссов Рамзеса II сильно разрушен. Это не люди, это землятресение незадолго до н.э. При жизни фараона именно этот колосс не был достроен, его строил наследник, как вы видите, не на века.
По обе стооны от входа в скале высечены доходчивые рельефы покоренных сирийцев и нубийцев - символами побед Египта:
Кстати, некультурные европейцы, посещавшие храм в XIX веке оставляли подписи на ногах исполина. Теперь это, наверное, тоже история:
За входом идет колонный зал, охраняемый изваяниями царя. Пользоваться вспышкой запрещено, но я отсканировал купленные там же открытки, чтобы было что вспомнить.
За колонным идет зал меньшего размера, от пола до потолка покрытый хорошо сохранившейся живописью. Удаленность места и засыпавший вход песок позволил храму пережить тысячелетия.
А в конце совсем малый зал, с изваяниями триады богов Амона, Птаха и Хора. С ними статуя самого Рамсеса, сына богов. Именно в этом месте происходит так называемое "солнечное чудо".
Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 6 часов утра луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра затем перемещается на Рамсеса II. Через несколько минут луч переходит на Хора, а через 20 минут свет исчезает. Свет никогда не попадает на крайне левого Птаха, «скрывающего свою форму во множестве форм и видов», и бога мрака по религиозным представлениям времен царя. Сколько лет потребовалось жрецам-астрономам наблюдать за солнцем и каким мастерством должны обладать строители храма, чтобы в точности следовать пути солнечного луча? Кто знает...
А фрески в залах перед святилещем посвящены в основном, воинским подвигам царя. Такая мини-военная энциклопедия его походов и вооружения. Вот общий вид, и царь исполинского роста предстает перед нами божеством войны:
А вот тут он сам и его войны (регалий нет - значит не царь) на поле битвы:
А глядя на эту, чуть ли не самую известную древнегипетскую фреску, десятилетиями кочующую по учебникам истории, мне остается только привести слова летописца Пентаура, придворного поэта Рамсеса II, воспевающего мужество своего повелителя во время битвы с хеттами, жителями Малой Азии. Обманутый подосланными перебежчиками-бедуинами, фараон попал в засаду. Вдруг египтяне обнаружили, что окружены вражеской армией. Рамсес остался один со своей личной гвардией из 75 колесниц перед лицом превосходящего неприятеля, у которого было больше двух тысяч военных колесниц: "Тогда, - говорит поэт Пентаур, прославляя своего господина, - поднявшись во весь рост, царь надевает грозный боевой шлем. На своей колеснице, запряженной двумя конями, он устремляется в жестокий бой в гущу хеттов. Он был один, совсем один, и с ним никого!..
Тогда личное мужество царя позволило свести вничью казалось проигранную битву при Кадеше, а летописцам дало повод объяснить успех вмешательством бога Амона. Эта поэма и дошла до нас благодаря этому храму.
А храм Нефертари (номинально посвященый богине Хатхор) куда более мирный и спокойный по содержанию росписей. Хотя и тут иногда мелькнет грозное изображение мужа-война.
А вот и сама Нефертари:
Еще ее портрет на колоннах, довольно художественно неудачно, на мой взгляд:
Ну и в заключении необходимо написать, что храм, без сомнения выдающееся творение древних астрономов и строителей послужил словно вызовом инжинерам нащих дней. Я говорю "наших", хотя это и было почти полвека назад, но что это по сравнению с возрастом храма? После начала сооружения Асуанской плотины, храму, построенному на скалистом береге Нила, угрожало затопление. Опасность обеспокоила весь мир. ЮНЕСКО немедленно назначила две комиссии по изысканию средств для спасения монументов. Но задача была не из легких. Из-за особенностей конструкции храмов, так и из-за характера материала, из которого они были высечены это было сложнейшее инженерное предприятие. Окончательно остановились на шведском проекте, который предполагал срез скального массива, нависшего над храмами, распиливание храмов на блоки и последующее воссоздание их на площадке, расположенной на более высоком уровне. Прежде всего, в скале просверлили 17 000 отверстий, в которые закачали смолистый состав, чтобы укрепить структуру камня: понадобилось 33 тонны этого состава и столько же железных стержней, чтобы камень не раскрошился. Когда воды Нила начали подниматься были предприняты неимоверные усилия для завершения операции по отделению и перемещению храмов. Монументы были распилены на 1036 блоков средним весом по 30 тонн каждый. Выпилили и 1112 блоков, вырезанных из скалы, окружавшей храмы.
Потребовались и расчеты чтобы луч солнца каждый год вновь и вновь падал на статую Рамзеса II Великого. Первый блок из этого огромного числа, помеченный кодом GAIA 01, был поднят 21 мая 1965 года. Так началось самое фантастическое предприятие по демонтажу и реконструкции, какое когда-либо переживала археология. На 90 м выше прежнего уровня, и в семи километрах от первоначального места воссоздавался комплекс храмов Рамсеса и Нефертари точно в таком же виде, каким он был внизу. Вот фотография из асуанского музея, оно даст представление о сложности задачи:
Оставалось только ждать "солнечного чуда", которое и повторилось 21 марта 1968 года. Как и три тысячи лет назад, солнечные лучи снова ласкали богов святилища. На вас, несмотря на дальнюю дорогу из Асуана, этот храм обязательно оставит неизгладимое впечатление. Дух вечности незримо присутствует в этом месте силы, и только пирамиды способны призвести большее впечатление. Обязательно советую поехать туда, хотя бы раз в жизни.
Все на сегодня. Опять же, вынужден с грустью констатировать, что фактов, фотографий и впечатлений куда больше, чем позволяет выразить один пост, и я вынужден ограничивать себя и ставить точку. В следующем посте я расскажу чем египетские поезда отличаются от наших. А вы пока можете пробежаться по всей моей эпопее еще раз:
Часть I: Египет моими глазами Часть II: Хургада и подводная лодка Часть III: Храм в Карнаке Часть IV: Храм Хатшепсут, Долина Цариц и колоссы Мемнона Часть V: Вверх по Нилу Часть VI: Храмы в Эдфу и Ком-Омбо Часть VII: Асуан и плотины Часть VIII: Окрестности Асуана