Симеон Новый Богослов определяет грех так: «А грех что есть? Злые помышления, слова и дела» (Слово десятое, 3).
Если грех - это злой помысел, то добродетель - добрый помысел.
Вместе с тем, нравственные качества определяются хранящимися в
сердце человека помыслами нравственного характера:
добродетелями (которые суть потребности) и грехами (которые суть желания), представляющими собой положительные и отрицательные нравственные качества соответственно.
Получается, что по своей сути нравственные качества и есть помыслы нравственного характера. И действительно, в отсутствие помыслов теряет смысл понятие «нравственные качества», а в отсутствие нравственных качеств невозможно говорить о помыслах нравственного характера.
Этот вывод подтверждается практикой:
-
терпение (потребность принимать реальность, как она есть, беспристрастно согласуя с ней свое поведение) называется положительным нравственным качеством, а
выдержка (желание скрыть свое действительное отношение к реальности) - отрицательным нравственным качеством;
- храбрость (потребность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей) называется положительным нравственным качеством, а
смелость (желание совершать поступки, на которые не имеешь права) - отрицательным нравственным качеством;
-
негодование (потребность признавать негодными мысли, слова и дела, ведущие к греховным целям или использующие греховные средства их достижения) называется положительным нравственным качеством, а гневливость (желание принудить окружающих немедленно прекратить происходящее) - отрицательным нравственным качеством;
-
равнодушие (потребность равного отношения ко всем душам) называется положительным нравственным качеством, а
безразличие (желание не различать добро и зло) - отрицательным нравственным качеством.
Эти примеры, которых можно привести великое множество, наглядно демонстрируют, что понятия «нравственных качества» и «помыслы» (потребности, желания) используются в русском языке как тождественные.