Вступление.
Началось всё зимой, когда я ляпнул, что в Крыму очень красиво, что там отличный рельеф, отличная кухня, всё дёшево и вообще близко к раю. Мою бредовую идею, как потом оказалось, подхватил и начал лелеять и растить Коля. И вот, однажды, не помню когда (был снегопад, точно помню), мы встретились в одном из китайских ресторанчиков, расположенных в нашем районе, и уже серьёзно начали взвешивать все "за" и "против" данного мероприятия. Отпуск у Коли начинался в очень благоприятное время, денег на предприятие требовалось не очень много, у меня была куча отгулов, поэтому все "против" спасовали и убежали. К тому же были свежи ещё воспоминания о поездке в Крым в 2010 году, когда отлично отдохнули с друзьями от всего. Там будто попадаешь в другой мир. Другое там всё: воздух, рельеф, люди, дороги, отношение... Вообще всё.
Множество раз после этого наша поездка оказывалась под угрозой. То Коля не мог купить себе велосипед к походу, то у меня были проблемы на работе.. Переход на новую должность (и пятидневку) чуть было не лишил нас возможности отдохнуть. В общем преграды были, но мы их мужественно сметали и шли к цели.
Ранней весной меня клюнула идея пригласить в нашу скромную компанию третьего попутчика. Выбор безоговорочно пал на Алексея, как на подготовленного и серьёзного велосипедиста. Коля тоже оказался не против, и мы, оповестив Лёху, начали думать, что надо докупать. В общем в зарубежных и наших магазинах было оставлено просто немереное количество тысяч рублей.. Было приобретено всё, от бугогажнегов на велосипеды до запасных винтиков, чтобы их крепить. Погони по городу за запасными петухами (деталь рамы) вообще достойны пера классика :) . Также Коля очень ревностно собирал телоаптечку. Еле отговорил его от трёхлитровой банки йода настойки валерьяны и корвалола в аптечке. Ну сами посудите: три здоровых мужика, спортсмена, едут в велопоход по горам. Вот только валерьянки им не хватает, ага. Всё таки я был рад, что обязанности ветеринара-коновала Коля возложил на свои плечи, ибо к врачеванию не имею никакой любви.
Лёха тоже потихоньку закупался, правда гораздо более осмотрительно, чем мы с Колей.
Были закуплены навигаторы, к которым я тщательнейшим образом в течение трёх месяцев вырисовывал трек, ориентируясь на спутниковые снимки в Google Earth, пройденные треки других людей, личный опыт примерно двадцати человек, имеющих опыт покатушек по Крыму. Наконец отдал готовый трек на суд одного Крымского велосипедиста, знакомого по интернету. Трек в паре мест был раскритикован, пришлось перерисовывать.
Далее были попытки скатать нашу компанию. С Колей и Лёхой я катался не раз перед отъездом, но вот вместе мы, увы, катали только один раз... И то я был на шоссере, ибо МТБ до последнего ремонтировался и обслуживался у моего хорошего знакомого, взявшегося подготовить вел к предстоящему испытанию.
После зимы наша физическая форма оставляла желать лучшего. Это всё, что я могу сказать про наши скатки.
Покупка билетов на нужные нам числа - отдельная песня. Ровно в 08:00 сидишь у компа и покупаешь билеты. Закупкой билетов на себя и Колю занимался я. Нужны были 2 верхних места в одном отсеке плацкартного вагона, примерно посередине. В общем то билетов нет, то Коля недоступен, чтобы спросить у него его паспортные данные, то ещё что.. Нервов вымотала данная закупка дохрена. Но всё хорошо, что хорошо кончается, билеты у нас на руках.
Пожалуй по подготовке и всё.. Хотя стоит, наверное, упомянуть, что, вопреки моему нытью, словами Татьяны terra (как-то вместе с Лёхой и с ней катали по городу) и здравому смыслу Лёха таки взял в поход покрыхи полуслики. Но за это он потом расплатится, по нити повествования увидите :)
Итак, отбытие. Помню, что в день отбытия (9 мая) я достаточно долго собирался, всё распаковывал, перепаковывал.. Перекладывал, чтобы было удобнее. Выехали с Колей с запасом по времени, на вокзале оказались за полтора часа до отбытия поезда. Затарились питьём и едой в дорогу, мы встали у магазина, что на вокзале и позволили себе перевести дух. Надо ещё сказать, что Лёха с самого утра не выходил на связь. Просто не брал трубку - и всё. Естественно, я сразу же начал до него дозваниваться в усиленном режиме, но безрезультатно. Чего я только не подумал за это время, вплоть до того, что он всё это воспринял как шутку и ехать вообще раздумал. Но, к общему облегчению, где-то за 40 минут до отбытия поезда появился Лёха. Упаковался он легче, чем мы с Колей, чем, впоследствии, вызывал у меня неоднократные приступы зависти.
Дело в том, что, куря интернеты на предмет велокрыма в мае, я натыкался на самые противоречивые отзывы. Были люди, которые 2 недели месили грязь по колено под дождями, замерзая в осенней мембранной велоодежде, были и те, кто утверждал, что в Крыму жара уже в это время. Мы с Колей решили перестраховаться и набрали всякой херни с собой. В общем половину объёма моего велорюкзака занимали вещи, которые я даже не доставал из пакетов.
Вернёмся к отбытию. Подали наш поезд. Помогая Лёхе разобрать и запаковать в велочехол его велосипед мы и не заметили, как подошло уже и время нашего отбытия... А у нас и конь не валялся!!!! Добежав до своего вагона и быстро распихав велы по чехлам (забыв при этом в калиперы тормозов даже картонки вставить!), мы влетели в вагон. Едва мы успели закинуть велосипеды на третьи полки плацкарта (перегородив попутчикам весь свет, надо сказать), поезд тронулся. В плацкарте я не ездил давно, с раннего детства, поэтому был неприятно удивлён тем, что там просто безбожно тесно даже мне с моими скромными габаритами. Стукаясь головой о полки мы с Колей устраивались на ночлег.
Сама дорога ничем примечательным не запомнилась, всё как обычно в поездах. Чай в подстаканниках с надписью "Смоленск", ноги в дырявых носках на половину прохода, туалеты, санзоны, еда из бичпакетов и прочие прелести жизни.
Уезжали мы вечером, в районе 20:30.
Вскоре пришёл Лёха и в красках и лицах поведал, что с попутчиками ему не повезло и что в купе с велосипедом достаточно сложно поместиться. Попутчики же были достаточно мирными, только вот сильно тревожились, что велосипед может упасть, ибо был не закреплён.
Легли спать затемно. Проснувшись я был удивлён: за окном было зелено! В Питере-то листики ещё не распустились, а тут уже вовсю буйствовала весна. Въехав в Украину почувствовали, что стало жарко. Невыносимо жарко. В нашем отсеке окно не открывалось, кондей не работал. Просыпался, плавая в собственном поту... Ужасные ощущения. Но в итоге мы добрались.
11.05.2012
С матами выгрузившись и собрав велы, подкатили к Лёхиному вагону (он ехал в купе, пользуясь "бонусами" от работы). Он уже выгрузился, приступал к сборке вела.
Сразу после выхода из поезда нас накрыла волна тепла и крымского воздуха. Воздух там просто неестественно вкусный, свежий, настоянный на травах, можжевельнике, море... Этот запах просто невозможно описать, воздух можно просто пить, настолько он тягучий, свежий, чистый и приятный!
Сразу после сборки велосипедов к нам подошёл один из работников вокзала и начал крайне настойчиво интересоваться стоимостью наших велосипедов. Начитавшись ужасов в инете про то, как грабят в Крыму российских велотуристов, мы занизили стоимость велосипедов до абсолютного нуля практически, работнег отстал и мы, наконец, выдвинулись.
Выдвинулись, надо сказать, не сильно далеко: до ближайшего обменника, работающего круглосуточно и в котором курс не напоминал грабительский. Уже на этих паре километров, даже в Симферополе, где ещё до гор как до Китая пешком, мы прочувствовали, что такое Крымский рельеф. Обменяв немного денег, мы перекусили в привокзальном Макдоналдсе и выдвинулись в сторону
Неаполя Скифского. Надо оговориться, что я до последнего не хотел включать данную "достопримечательность" в маршрут, ибо напоминала она просто коробку, построенную из камня. Да, древняя. Да, неплохо сохранилась. Но тупо коробка - и всё тут! Прочувствовав по пути все прелести горного рельефа (и запутанность улочек, в которых я заплутал даже с навигатором и треком, и неплохие наборы высоты), часов в 5 утра мы были у забора, которым был обнесён данный памятник древнего зодчества. Внутри периметра бегали собаки, на заборе висела табличка с часами, когда это чудо можно посещать. Количество часов работы напоминало чем-то количество часов приёма простых граждан у какого-нибудь министра: стремилось к нулю.
Пофотографировав немного данное "щасье", мы поехали к тем местам, которые я уже хотел посетить. Это были
Уединённая ротонда и пещерный город
Бакла. Поехали бодро, по шоссе, объезжая множество подавленных машинами кошек (по версии Коли это был кошачий суицидальный флешмоб). Коля отлично держал скорость, шли слаженной колонной, достаточно быстро и споро. Покрытие радовало, взошедшее солнышко грело и раскрашивало пейзажи вокруг.. Вдали виднелись горы, часто попадались цветущие деревья. Мы делали достаточно частые остановки для того, чтобы запечатлеть всю эту красоту!
Вскоре трек свернул с шоссе на грунт. Дорога сразу же пошла в гору, причём под достаточно суровым уклоном. Не будучи готовым к таким поворотам, я спешился. Лёха тоже, вроде, спешился. Сразу же нас обогнал отчаянно крутящий Коля. Надолго его тоже не хватило, чуть выше тоже спешился. Дотолкав велосипеды до ротонды, мы устроили там небольшой привал с фотографированием, перекусом, перекладкой экипировки и прочим. Кстати, за ротонду стоит сказать спасибо Коле: если бы не он, я бы даже не узнал о её существовании. А так она оказалась очень даже по дороге в Баклу.
Отдохнув, мы поехали по настоящим Крымским дорожкам, с плотным укатанным покрытием, с рассыпанной щебёнкой, с булыжниками, вывороченными квадрациклистами, с каменистыми участками... В общем они нам скучать не давали. Технически рельеф был несложен, преодолевался достаточно просто. Надо сказать, что в Питере я, наматывая несколько тысяч километров в год по различным покрытиям, лишь пару раз за сезон переключался на среднюю звезду системы и ни разу не переключался на маленькую. В Крыму же я понял, для чего она нужна! Впрочем, как и амортизационная вилка.
Солнышко уже вошло в силу, начало припекать. И вот тогда я впервые усомнился в правильности решения взять с собой 3 сменных летних велоформы, одной осенней и одной зимней... Ну и обуви тоже.
Поблуждав немного по населённому пункту Новопавловка, мы выехали к карьеру. Он был не очень большой, всего 400 метров в длину, но при этом глубоким. Где-то метрах в 20 под нами плескалась такая прохладная, чистая, голубая вода.. А мы были уже достаточно уставшие (а Коля ещё и умудрился навернуться почти на ровном месте).. Но купаться таки мы не полезли. Честно не полезли по совокупности причин: во-первых я сильно гнал, боясь, что мы можем не успеть очень многое увидеть. Да и спускаться-подниматься по таким крутым склонам было не самым лучшим времяпрепровождением. Ну и прямо перед нами была дорога на Баклу
Дорога, надо сказать, была ужасной. Поначалу её пересекало несколько траншей, вырытых для ограничения движения автомобилей, а затем дорога резко пошла в гору! За 1.5 километра мы набрали 180 метров высоты. Тогда там это казалось просто подвигом! Кто б знал, как мы ошибались!!!
Эти полтора километра были просто адом для меня и для Лёхи. Дорога была покрыта крупным щебнем (где-то сантиметров 15 камушки), вся испрещена руслами ручьёв. Мы все спешились, повели велосипеды в руках. Тут начавший было отставать Коля взял реванш и усвистел вперёд бодрым шагом. Незадолго до вершины он нас ждал с фотоаппаратом наперевес и начал снимать наши замученные тушки.
Добравшись наконец до Баклы мы были поражены величием видов, которые нам открылись!!! Это восхитительно, природа Крыма, леса в долине, горы вдалеке, плато, на котором мы стояли: это всё совершенно неописуемо! Не знаю, как моих спутников, но меня распирал просто восторг! Это несмотря на то, что я тут уже бывал. Ничего не могу с собой поделать, лучше гор могут быть только горы!
Побросав велосипеды мы бегали по плато, фотографировались, ходили по краю обрыва (в SPD-тапках с шипами это особая "умность"), залезали везде, куда можно залезть, снова фотографировались.. Бакла, хоть и является одним из самых заброшенных пещерных городов, всё равно прекрасна!!! До сих пор, глядя на фото из тех мест, вспоминая виды, запахи, ощущения ветерка на коже, я всем существом своим снова тянусь туда.. Это поистине магнетическое место!
Дальше, проехав по краю почти двухсотметрового обрыва (тоже незабываемые впечатления, я даже на видео это снял, но выкладывать не буду ввиду отвратительного качества: дорожка каменистая, падать не хотелось, а фотик можно было только в руках держать), мы спустились к самому "попсовому месту Баклы: у её "улыбки". Там устроили привал и фотосессии с многочисленными ящерицами. Там же я достал и вручил Коле радиостанцию, вторую взял себе. Всё таки со связью гораздо приятнее, чем без неё.
Уже собираясь уезжать, мы с Лёхой глянули вверх, на те уступы, по которым буквально полчаса назад скакали. Они казались ужасно далёкими, находились на высоте 16-тиэтажного дома.. Всё таки размах и масштабы у гор немыслимые! На первой фотографии в блоке видны места, где мы шли: по самому верху. Естественно, фотография не может передать того масштаба, кажется, что всё близко, но, поверьте, это не так :)
Далее последовал спуск. Спуск был крут, помню, когда приходил сюда пешком с этой стороны, подъём был крайне тяжким. Спуск был ещё веселее: гружёный байк тащил за собой даже с зажатыми тормозами. Заднее колесо, хоть и было полностью заблокировано, упорно стремилось обогнать переднее.
Вся трава (уже немного выжженная солнцем) была покрыта огромным количеством улиток. Вот что видите на фото белое - это всё улитки.
А вот и фотографии спуска
Спустившись, мы промчались по знакомой мне уже дорожке до села Скалистое, на окраине которого должны были встретить водопад Бодрак.
Водопад мы не встретили, но и не расстроились сильно: крюк получился не больше километра. Выйдя же снова на трассу мы поехали в Бахчисарай. Задачей "минимум" был обменник с нормальным курсом и приобретение SIM карт местной связи.
По шоссе шлось бодро, но при подъезде к Бахчисараю Лёхе внезапно заплохело. Не дожидаясь теплового удара мы заехали в тень у какой-то воинской части, где немного перевели дух. Там же Коля обнаружил на себе замечательные пупырышки. Обгорев на солнце, верхний слой кожи отмер, а пот, скопившийся под ним каплями, придал Коле вида эдакого человека-аллигатора.
Посидев в теньке полчасика мы выехали и неспеша докатили до Бахчисарая, (до той его части, где располагается Бахчисарайский дворец). Зная по прошлым своим вылазкам в Крым, насколько это унылое местечко, я засел в гостеприимном кафе, куда улыбчивый и приятный персонал также загрузил наши велосипеды, а друзей отправил на осмотр дворца. Пока я потягивал ледяной щербет, утоляя жажду, парни набегались по дворцу (не сильно он их впечатлил, надо сказать).
Перекусив, мы начали допрашивать персонал на предмет обменников и салонов связи. В итоге были посланы к вокзалу Бахчисарая (3 километра в обратную сторону по уже горному рельефу вниз). Выйдя из кафе, мы буквально нос к носу столкнулись с велосипедистом из России, едущим с огромным рюкзаком за плечами. Постояв посреди дороги и пообщавшись немного, мы выяснили, что он с Веломании, каждый год катает в длительные автономки по Крыму в одиночку. Распрощавшись, мы таки поехали к вокзалу. Обменники нас не порадовали: очереди, духота, летающий тополиный пух, куча потерянного времени.. Ужас. Симки же купили в ближайшем продуктовом магазине, ибо там они оказались гораздо доступнее, чем в салонах связи. И вот мы, при деньгах и при связи, поехали обратно по той же дороге, только теперь снова вверх.
Солнце пекло нещадно, дорога была в гору. По пути нам встречалось множество людей с осликами и в длинных балахонах (по всей видимости Крымские татары), выглядящие как будто вышли из какого-нибудь фильма про Ходжу Насреддина. Мы там и не поняли, были они так одеты для туристов, или же это была их обычная одежда.
Мимо нас по узкой улочке проезжало множество туристических автобусов, едущих в направлении монастыря и Чуфута.
Немного не доехав до поворота на монастырь мы потеряли Лёху. Как выяснилось позже он отстал по причине таки отхваченного теплового удара. Коля накормил его спазмальгетиками какими-то, мы выдвинулись дальше, но тут же сделали привал у водопада, срывавшегося со скалы неподалёку от дороги. Я снова остался сторожить велосипеды и созваниваться с местом нашего предстоящего ночлега, мои спутники пошли охладиться и подурачиться. Созвонившись с отелем "Колесо", я забронировал для нас номер за чисто символическую плату. К сожалению сейчас уже не вспомню, сколько что стоило, но помню, что очень недорого.
Дождавшись их, пошёл умыться и я. Выехав, мы сразу попали на площадь, где отворачивала дорога на Успенский монастырь. Дорога шла в тени деревьев, была приятна и замечательна. Правда в некоторых местах она поднималась круто вверх, приходилось спешиваться и вести велы в руках, но таких участков было всего ничего. В конце десятого часа нашего путешествия (в районе 13 часов) мы были у входа в Успенский монастырь.
Так как ни я, ни кто либо из моих спутников не были религиозны, это место мы решили пролететь со свистом. Нас ждал
Чуфут Кале! И ещё в планах на сегодня было завернуть в
Тепе Кермен.
Подъём в Чуфут стал для нас ещё одним испытанием после подъёма в Баклу. Менее чем за 2 километра мы набрали 200 метров. Велосипеды вели рядом с собой, дороги как таковой не было, только тропа, правда широкая и утоптанная. Встретили ещё раз "веломаньяка", отдыхающего на скамеечке, поболтали немного и поползли дальше. У развилки мы остановились: с одной стороны тропа уходила резко вверх и там поднималась по ступенькам в Чуфут, с другой - уходила дальше и выглядела гораздо более пологой.
Так как в точности я не знал, выведет ли тропа наверх, или нет, я оставил спутников отдохнуть немного, а сам с велосипедом пошёл в разведку. Пройдя мимо караимовского кладбища я понял, что на верном пути, продолжил подниматься. Спустя какое-то время дорога из утоптанной земляной превратилась в каменную, с дикими колеями. И тут же я услышал по рации, что подошёл тот же дядечка и сказал, что да, эта тропа точно выведет к Чуфуту. Сделав несколько шагов я увидел ворота Чуфут Кале.
Ожидая спутников я наслаждался видами, открывающимися с почти в 500 метров высотой плато, совершенно плоского и лишённого растительности. Также там дул достаточно сильный ветер, освежая и охлаждая.
Тут подоспели ребята и добавили свою порцию снимков
Охладившись, мы пошли в сам город. Вход в него, конечно же, был платный.
Пройдя несколько сот метров с велосипедами по отполированной каменной дороге с выдолбленными полуметровыми колеями мы поняли, что так мы много не увидим. На этот раз сторожить велосипеды вызвался Лёха.
Мы с Колей пошли ползать по Чуфуту. Впечатлений особых он не вызвал, местечко достаточно унылое, в нём нет той силы, что была в Бакле, зато были такие же ящерицы
и наскальные рисунки, как с закосом под древность, так и современное творчество.
Я на тот момент, признаться, достаточно сильно устал, у Коли же будто ядерный реактор внутри был: бегал, ползал, лазал, фотографировался.. Я же мечтал уже скорее покинуть этот город, не понравился он мне. Вот.
Сука, на чём это всё держится????!!!!
Найдёте Колю на этом фото? А он есть :)
А вот и та тропа, на которую мы не полезли. Кажется мы крайне правильно поступили для гружёных велосипедистов.
На тринадцатом часу от начала движения мы выехали из Чуфута. Запасы воды подошли к концу, но по дороге на карте был обозначен родник, на который мы и понадеялись. Дорога была пешеходная, по бокам рос колючий кустарник. Продираясь сквозь него мои спутники получили немало мелких, но вредных царапок, особенно страдал Коля. Мне же эти колючки совершенно никакого вреда не приносили. Вот такой я толстокожий, ага :)
Тропа была с различным покрытием, то каменистое, то щебень, то грунт. Чаще всего покрытие было совмещённым, труднопроезжаемым, неожиданным. Учитывая, что, по традиции, справа от нас был обрыв, было весело. Изнывая от жажды доехали до места, где на карте обозначен родник. Спешились и, чуть не падая, пошли к установленным красивым столам и лавкам, покрашенным в зелёный цвет. Там сидела компания молодых людей и девушек старшего школьного возраста и дама с детьми. Она то нам и поведала, что родник пересох и воду взять неоткуда. У Лёхи в заплечнике оставались ещё запасы воды, мы сделали по глотку и поехали в населённый пункт Машино. Там нам нужно было решить, едем ли мы в Тепе Кермен, или едем в отель.
На 71-м километре нашего путешествия на растроении дороги я поехал не туда, пришлось возвращаться к развилке. Крюк был небольшой, всего 1,5 км., но мои спутники не увидели, где я повернул и поехали по левой дороге, ведущей в гору, в то время как надо было ехать по средней, ведущей в долину и по ней в Машино.
Спускался я по дороге, усеянной крупными камнями, испрещённой руслами ручьёв, перекрытой небольшими обвалами... Метров через 500 после поворота встретил стаю диких собак, греющихся на дороге, штук 10 их было. Начал судорожно вспоминать, в каком кармане рюкзака лежит нож. Но, при виде грохочущего несущегося велосипеда, собакены решили, что самым разумным будет ретироваться, что они и сделали к моему облегчению.
Проехав ещё метров 200, я решил уточнить по рации, где мои спутники потерялись. Коля на связь не выходил. Я стал грешить, что рация не берёт в горах далеко, но вспомнил, что при повороте был указатель на Машино, да и у Коли вообще есть навигатор с загруженным в точности таким же треком, что и у меня. Поэтому я начал спокойно ждать, когда же они приедут. Минут через 10 Коля вышел на связь, сказал, что они заблудились. Спросил, куда ехать. Я ответил, что ехать надо по треку, я их жду. Ещё через 10 минут Коля сказал, что дорога всё время в гору, но они скоро выйдут к Машино. В это время я заметил, что, к заедающим меня каким-то мухам, может прибавиться что-то более серьёзное, шмыгающее по кустам с обеих сторон дороги (памятуя стаю собак). Да и жажда стала уже просто невыносимой. Я психанул, сказал, чтобы в детсад не играли, выходили на трек и шли строго по нему, а я их в Машино подожду, сел на велосипед и доехал до Машино, где, наконец-то, утолил жажду, купив мороженку и 2 бутылки ледяного "живчика" в магазине, до боли напоминающем сельпо советских времён. На одной полке мило уживались мыло и хлеб. Ностальгия прям. Продавщица и её подруга, дамы лет по 50, прочитав на моей джерси название клуба "Велопитер" начали меня допрашивать, правда ли мы доехали на велосипеде прямо из Питера? Ответив, что только из Симферополя, я вышел на улицу.
Однако Коля с Лёхой на связь не выходили и я решил, что надо ехать за ними. На гружёном велосипеде это сделать было невозможно, поэтому я добрался до отеля, находящегося в соседней Баштановке, разгрузился там, поговорил с хозяином отеля Маратом на тему где мне их искать (Марат сам водил велоэкскурсии по Крыму) и собирался уже выехать за ними, как по рации услышал бодрый голос Коли, вещающий, что он разбился, Лёха его тащит, и они уже в Машино. Подумав, что вот мы и покатались, я сказал, чтобы меня ждали на месте, и поехал к ним. По прибытии было обнаружено, что Колино "разбился" означает небольшую царапку на ноге. Где они ползали расскажет сам Коля (взято из его отчёта):
На одной из развилок ведущий нас Антон малость ошибся поворотом, а затем с удвоенным рвением ринулся по правильному пути: параллельная дорожка отворачивала затем в лесок и вдоль горной гряды спускалась к селу. Лёха, ехавший вторым, на одной из развилок не заметил нужного поворота, в который Антон вписался столь шустро, что практически сразу скрылся за местным густым кустарником. А я, ехавший замыкающим, ничего не подозревая, продолжил путь за Лёхой по неверной дороге. Ехали мы так ровно до того момента, как Алексей остановился и спросил: "А где Антон?" Я, конечно, удивился, и вспомнил, что у меня тоже есть прибор навигации, которым неплохо бы воспользоваться. Тут то и выяснилось, что навигатор-то я купил, а научиться пользоваться им забыл. Убедившись, что мы находимся меж двух дорог, ведущих к Машино, а наша дорога, хоть на картах и не отмечена, но ведёт в ту же сторону, мы решили продолжать путь по ней, даже не смутившись фактом подъёма (вместо спуска с горы). Вышедший по радиосвязи Антон сообщил об указателе на село, по которому мы и должны были ориентироваться. Что ж, указатель мы проехали, дорога есть, мы и поехали. Через некоторое время мы выбрались на плато, откуда нам открылся прекрасный вид на Тепе-Кермен, а затем наша дорога упёрлась в лес. Потягивая остатки воды из кэмэлбека Лёхи, мы отдыхали, думая - прорываться через представшую перед нами чащу, или не стоит. По навигатору от нас до села было немногим более трёх сотен метров, из них половина только леса. После непродолжительного обсуждения (под жалобы по рации Антона на непутёвых нас, уходящее время, кровожадную мошкару, напавшую на него), мы решили проявить благоразумие, вернуться обратно и найти ту самую дорогу. Это было крайне верным решением, ибо забрались мы вдвоём аж на гору Киз-Кале (спуски с которой с двух сторон от нас и вели вниз к селу), и выбравшись бы из леса увидели бы в нескольких бы сотнях метров искомое нами село, только не перед нами, а под нами, всего-то 450 метров вниз по отвесной скале…Дорога вниз была куда веселее. Ориентируясь уже более тщательно по навигатору, мы нашли нужный нам поворот и ринулись вниз. Если когда-то спуск и был рассчитан на автомашины, то было это давненько, уж точно до прошедших здесь небольших обвалов. Впрочем, на велосипедах мы проехали его без особых проблем (правда, я пару раз завалился на поворотах, забыв учесть динамику велосипеда с грузом на багажнике). Особенно порадовала последняя часть спуска перед селом: весьма крутая горочка сплошь из крупного гравия, что, впрочем, не помешало нам аккуратно но шустро обойти пешую группу туристов с большими рюкзаками.
Ребята, как оказалось, вышли почти к Тепе Кермен, который и зафотграфировали
Через 14 часов 40 минут с момента начала путешествия мы добрались до гостиницы полным составом. Устали, надо сказать, жутко, а успели мало: на первый день у нас были запланированы ТепеКермен и Качи Кальон. У подножия КачиКальона мы, собственно, и остановились.
Так как по времени было совершенно невозможно сориентироваться, мы, вместо того, чтобы задержаться на день в отеле и обследовать эти города, решили не терять времени и ехать на следующий день в Мангуп. Обстановку нагнетал больше всего я, ибо хотелось мне очень проехать весь маршрут... Знал бы я... Эх... Ладно, не буду вперёд забегать, сами всё увидите.
Постиравшись и помывшись (наш счастливчик Коля не нашёл, как включать горячую воду, поэтому мылся под холодной), мы расположились в приятном чистом номере гостиницы. развесив мокрую велоформу и переодевшись в гражданскую одежду.
Поужинав под открытым небом мы легли спать, не соблазнившись даже горным озером, что было неподалёку. Итого за день мы прошли 85 км., набрали 1319 м. и сбросили 1379 м. высоты за 14 часов 55 минут.
День второй День третий День четвёртый День пятый День шестой День седьмой и восьмой День девятый День десятый и одиннадцатый День двенадцатый, отъезд