Я уже не помню, в каком порядке мы просыпались, но, по всей видимости, я был первым, а Коля последним в этом нелёгком деле. Проснулись мы в районе 5 утра, вроде. Или шести утра, не помню. Навигатор утверждает, что в 06:41 мы выехали. Только что это за время - я без понятия. Судя по всему Гринвич, ибо мы проспали и я помню, что нервничал по поводу того, что мы снова ничего не успеем. Мы позавтракали, умылись, перевязали Лёху, собрали вещи, позвонили хозяйке, чтобы она посмотрела на то, что мы оставили после себя и забрала ключи, и выехали. Выехали сразу же не в ту сторону, ибо нафигатор клятвенно утверждал, что дорога выходит на шоссе. А не, не выходит.. Пришлось развернуться и пилить обратно. Крюк в полкилометра нас не огорчил.
Прокатившись по Севастополю, мы уже через час въезжали в Балаклаву. Дорога особо не запомнилась, вначале немного в гору, потом под горку.. Ничего особенного. Помню, что было очень холодно. День был пасмурным, да ещё и мы в облако попали, вроде, по дороге.. Не помню.
В общем, приехав в Балаклаву, мы по традиции навестили аптеку, в которой снова не нашли ничего охлаждающего, зато разжились баллончиком ледокаина. Затем подумали и решили, что время есть, можно и бывший завод по ремонту подводных лодок посетить. Подъехав к нему мы упёрлись в охранника, который сказал, что велосипеды на его попечение оставить будет нельзя. И тут же нам снизу, с катера, крикнули, что будет водная экскурсия. Переехав по мостику канал, мы узнали, что сейчас будет экскурсия по водной части завода, и что велосипеды можно оставить у женщины, которая продаёт билеты. Мы обрадовались, утрамбовали велы в закуток за ларьком и поехали на экскурсию.
Экскурсию вела милая девушка, правда я не запомнил её имени. Рассказывала она всё достаточно подробно, не сбиваясь, неся в речи много интересной информации. В общем о заводе ничего рассказывать не буду, в инете просто огромное количество описаний, фотографий и прочего материала. Второй раз я бы туда не пошёл, уныло как-то всё там. И холодно.
Сойдя на берег я долго не мог найти свой велокомп, который снял с руля (оставив при этом навигатор почему-то). Перерыл всё: карманы, карманы рюкзака, кресла катера, переполошив весь персонал :). Нашёл в одном из карманов рюкзака, завалившимся на самое дно.
Отблагодарив кассиршу какой-то символической суммой, мы поехали вверх, к хренпойми какому монументу, что был замечен мной по фотографии со спутника и к крепости Чембало.
Нужную дорогу мы пролетели, пришлось подниматься по усыпанному крупным щебнем серпантину. Пеших участков было достаточно много, как и остановок для пофоткаться. Чем выше мы забирались, тем красивее был вид на Балаклаву и её знаменитую бухту. Всего за 3 км. было набрано 200 м.
По краям дороги вечно что-то шуршало, убегая от нас. Один раз даже какую-то змеюку видели, вроде желтопузика. Ну и маки, наши спутники на протяжении всей поездки
Доехав до какого-то бункера, мы спешились и начали думать, как нам попасть на ту сторону. Бункер был окружён рвами метра по 4 глубиной и миновать их с велосипедами не представлялось возможным. Внутри же рвы заросли достаточно густым подлеском, что не давало двигаться по дну рва. Разведка внутри оборонного сооружения также ничего не дала. Сквозной проход был, но выход из него был настолько узок, что хорошо бы самому протиснуться, не говоря уже о велосипеде.
Места сталкерские, под ногами часто встречались набросанные еловые ветки в большом количестве. Где их брали - не знаю, но тут явно были чьи-то лежаки устроены.
А вот и вход в это сооружение. Написано "Предприятие по переработке отходов", но артиллерийские "гнёзда" наверху, смотрящие на бухту как-то не очень дают в правильность надписи поверить. Да и гугл утверждает, что это Балаклавский Северный форт.
Немного полазав вокруг я обнаружил тропку, по которой можно было перетащить байки. Переход был весёлым, я пару раз чуть не загремел в ров, но в итоге победа. Ещё немного - и мы у "памятника"... На деле это оказалась просто труба, поставленная вертикально.. Предназначение непонятно совершенно.
Вокруг же были просто титанические оборонные сооружения, всё замаскировано так, что из бухты, из долины, да и с соседних вершин ничего не видно.
Почему-то именно на этой вершине нам внезапно понадобилось промазать цепи. Виды оттуда открывались замечательные, вся Балаклава была как на ладони.
Да и Чембало уже была рядышком совсем. Всего-то спуститься и подняться...
Спуск до Чембало проходил забавно: разогнавшись на грунтовке, я чуть было не убрался в колючку, которой была перегорожена дорога. Оказывается, сюда въезд воспрещён. Дорога также была перекопана. Траншея тянулась далеко от дороги с обеих сторон, но слева она была наглым образом засыпана, проволока порвана, проезд раскатан. Дальше по узенькой дорожке с ужасным асфальтом мы спустились маленького хуторка состоящего из десятка домиков и начали пешее восхождение к Чембало. Уклон там был крайне суров, вел тащить было очень тяжело, поэтому, доперев его до отметки 75 м. я плюнул, положил его на землю и пошёл в крепость налегке.
Надо сказать, в тот день настроение у меня было не очень, я всё гонял в голове вчерашний день. Просто пещерных городов у нас больше не предвиделось в плане, а если мои спутники будут так же реагировать на все остальные запланированные достопримечательности, то это будет полный абзац.
По рации сказал парням, что долго не задержусь и вел вверх не потащу. Побродив по крепости, которая была на реставрации, вся в лесах и рабочих, я, не впечатлившись (настолько, что даже ни одной фотографии не сделал), спустился вниз, по пути встретив моих спутников.
Как раз начал накрапывать дождик. Сказав, что подожду внизу, заодно посторожу велы, я спустился вниз (дождь уже поливал достаточно хорошо), надел дождевую накидку и чехол на рюкзак.
Дождь сделал из моего и так хренового настроения полное говно. Вот таким вот я и встретил не особо задержавшихся спутников: мокрым и злющщим. Им, кстати, крепость понравилась, они там даже поползать где-то умудрились и с иностранцами пообщаться.
Вооон там я стою, внизу, злой и мокрый.
Спустившись и увидя меня в таком прикиде, Лёха моментально окрестил меня "апельсинчиком".
Вскоре дождь прекратился. Начинался он ещё не раз на этом перегоне, но был несильным. Грунтовые дороги не размыло, они были сухие и хорошие, грунт моментально впитал влагу. Дальнейший наш путь пролегал через горы до села Резервное. Помню, что поначалу было мокро, затем пофиг. Велосипед был грязен, я тоже. В цепь набилось песка (на новую-то смазку!!) и вел трещал безбожно. Мы проезжали различные заброшенные объекты: военные гаражи, сельхоз постройки, сторожки. За 10 километров не встретили ни души. Дороги были совершенно различного качества, в основном - убитые грунтовки с традиционно крупным щебнем. Иногда попадались участки отличного асфальта, но они были редки и их было мало.
Мы проезжали через заповедники (Вход и въезд воспрещён!!!!), через красивейшие леса.. Но настроение было настолько гадким, что доставать фотоаппарат даже не хотелось. По почти полному отсутствию фотографий с этого перегона могу судить, что Лёхе тоже было не до фотографирования. Ну а Коля традиционно плёлся в арьегарде нашей колонны, прикрывая тыл, отставая примерно на 300-800 метров и успевая таки что-то снимать.
В заповеднике была такая тишина, такой воздух.. Сказочный лес прямо! Но мы гнали вперёд, нам необходимо было попасть на мыс Айя сегодня! С одной из вершин заповедника нам открылся вид на село Резервное.
Дождавшись Колю на одном из перевалов, мы начали спуск в долину к селу Резервное. На спуске отстал Лёха, он настойчиво шёл пешком, ведя велосипед в руках, так как не хотел снова загреметь на сыпучем спуске. Мы с Колей съехали в долину, повернули на дорогу и стали ждать нашего опоздуна. Дождь начался снова, мы спрятались под деревом. Дождавшись Лёху, а с ним и окончания дождика, мы весело покатили в Резервное. Между сёлами Резервное и Гончарное начиналась дорога, которая выводила нас на мыс Айя, на самую его южную часть со смотровой площадкой и видом на урочище Батилиман и пляж "Затерянный мир".
О Резервном писать особо и нечего: запомнилась только асфальтовая мокрая дорога с толстым слоем коровьего дерьма, которое отличнейшим образом разлеталось во все стороны, зацепляемое протекторами наших покрышек и колодец, в котором мы хотели пополнить наши запасы питьевой воды. Но вода в нём была техническая, для питья не годилась, поэтому из колодца только облили кассеты и передние переклюки, чтобы смыть хотя бы комья грязи и коровьего дерьма, налипшие на них. Там же, у колодца, мы узнали, что магазина в Резервном нет, только в соседнем Гончарном, куда мы и направились.
На выезде из Резервного мы встретили "местного жителя", забавно похрюкивающего и чувствующего себя, по всей видимости, совсем неплохо в здешних местах.
По дороге в Гончарное мы встретили двух ребятишек на убитых дроческопах, бодро рассекающих по дорожкам. Доехав до магазина и затарившись сникерсами, водой и адреналином мы собрались, было, в путь, но Лёха заметил, что у него пробито переднее колесо. В то время, пока он менял камеру что-то меня дёрнуло спросить дорогу у местных. В итоге мне рассказали, что та тропа, по которой проложен мой маршрут сугубо пешеходная, что ни на велосипеде, ни с велосипедом там ловить совершенно нечего и предложили другой путь, по которому планировалось возить на Айя ракеты. Накачав Лёхино колесо совместными усилиями и отшив тех самых детишек, попросивших помочь с ремонтом их велосипедов (там мы ничего не могли сделать, там сварка нужна была уже) мы двинули на шоссе, с которого вскоре свернули на ту самую стратегическую дорогу. Она, надо сказать, была просто прекрасна. Неширокая, со старым, но крепким и сносным асфальтом, дикая, обрамлённая лесом с обеих сторон.. Несколько раз дорогу перегораживали поваленные деревья, что подчёркивало дикость данной местности.
Через 9 часов 11 минут с начала движения мы перевалили через вершину КошиКая (705 м.), а затем по лесной грунтовке вышли на обзорные площадки мыса. Оттуда был шикарный вид на бухту Ласпи, на ЮБК и вообще.. Там было просто волшебно.
Поверхность у площадок была совершенно потрясающая: крупные камни, мелкая жухлая трава, дающая в воздух всё тот же неповторимый аромат... Но при всём этом ехалось по этому бездорожью даже на гружёном байке очень даже хорошо. Мы не приминули этим воспользоваться и поколесить по такому приятному бездорожью. Кстати, примерно там я и начал понимать, для чего существует амортизационная вилка и вообще кросскантрийный велосипед.
Проехав ещё совсем немного мы выехали на сам обрыв, с которого открывался просто волшебный вид на Батилиман, на море, на ЮБК!! Восторгу моему просто не было предела!!!! Даже видя своими глазами это великолепие ты не можешь уложить в голове, что под тобой более 600 метров до земли! Что интересно: страха нет совершенно, можно спокойно ходить по самому краешку обрыва и не страшно... Плохое настроение как ветром сдуло! Сейчас фотографий будет много, и все красивые :)
Там же мы перекусили заботливо прихваченным из магазина Лёхой овсяным печеньем. Времени к тому моменту было уже достаточно много, чтобы начать беспокоиться о ночлеге. Стрелки упорно подползали к отметке 19 часов, а нам предстоял ещё спуск и дорога до поселка Орлиное, в котором мы решили заночевать. Не имея под рукой нормального интернета, я начал думать, как бы выкрутиться из ситуации, но тут на выручку пришёл мой добрый друг, проживающий в славном городе Львове Яров Алексей (alex4alex). Позвонив ему с мольбами о помощи я получил в течении 10 минут с помощью СМС несколько адресов гостиниц в Орлином, которые тут же обзвонил. Выбрав наиболее подходящую по цене (что-то вроде 70 гривен с человека (280 р.) за ночь) и велоориентированную гостиницу, мы забронировали места и ломанули вниз. На спуске мне очень понравилась работа нашей группы: Лёха умотал сильно вперёд, я ехал где-то посередине, Коля сзади. Так как было уже достаточно темно, Лёха счёл нужным предупредить о препятствии на дороге, стоял и моргал задним фонарём. Так же я остался предупреждать Колю. Затем помню, как мы с Лёхой рвали вниз под 40 км/ч., и как внизу ждали Колю. Затем было немного подъёма и спуск в Орлиное. Темнота сгущалась настолько резво, что, после очередного поворота, я дождался Колю и отдал ему свою фару на руль, оставив себе только нашлемную.
Въехали в Орлиное затемно и, будя всю округу сопровождающим нас собачьим лаем, нашли гостиницу, где расположились и поставили заряжаться всё, на что хватало розеток. Кстати, нами с Колей были предусмотрительно взято с собой 2 удлиннителя-тройника. Без них было бы совсем грустно. Хочется ещё сказать спасибо Лёхе, который захватил с собой мегаумную многоканальную зарядку для аккумуляторов. Без неё тоже пришлось бы нелегко, ибо GPS кушает достаточно много :)
Как только мы расположились, я спросил у хозяина дома, можно ли помыть велосипеды, на что получил ответ, что на территории нельзя. В принципе не сильно расстроившись, мы приняли душ, перевязали Лёху и налегке быстро поехали в кафе, встреченное на повороте, чтобы, наконец-таки поесть что-то, серьёзнее сникерсов и растворимых каш с макаронами. Однако нас ожидал облом: кафе работало только до 23 часов, и, пока мы возились, оно уже закрылось. Уже отчаявшись поесть человеческой еды сегодня мы поехали в сторону центра посёлка, чтобы купить хотя бы той же лапши и каш и по пути встретили открытое приятнейшее кафе, где были рады и нам и нашим железным коням, позволив поставить их рядом с нашим столом. В этом кафе мы от пуза натрескались всего, на что падал взгляд. Во мне, по-моему, 2 порции шашлыка осело и несколько бутылок минералки. На проглота Колю было смотреть одно удовольствие: он уминал пищу так, что за ушами трещало.
Накушавшись, мы, умиротворённые, поехали домой, сопровождаемые тем же самым громогласным лаем собак со всех дворов, что мы проезжали.
Приехав домой мы завалились спать.
Итого за день пройдено 67 км., набор высоты 1817м., сброс высоты 1530м., время в пути 13 часов 10 минут.
Отъезд, дорога, день первый День второй День третий День пятый День шестой День седьмой и восьмой День девятый День десятый и одиннадцатый День двенадцатый, отъезд