Готовность к школе - это очень сложный комплекс интеллектуальных и личностных компонентов, которые только в своей целостности определяют способность ребенка без ущерба для собственного благополучия выполнять задачи, поставленные перед ним школьной средой.
Несколько статей на тему подготовки ребенка к школе у меня уже есть:
О подготовке ребенка к школе Самое важное в подготовке ребенка к школе с точки зрения психологии Коротко о сути мотивационного компонента готовности ребенка к школе Кому рекомендована дополнительная подготовка к школе? На какую дополнительную подготовку к школе следует обратить внимание? Планирую написать еще несколько статей, посвященных разным компонентам готовности ребенка к школе, а также ее диагностике. Может посвящу этой теме какой-то цикл материалов в раках летнего марафона.
А сегодня предлагаю родителям попробовать самостоятельно оценить своего ребенка по одному из самых важных составляющих общей готовности к школе - познавательной мотивационной готовности.
Познавательная мотивация - это потребность и последующий интерес к познавательной деятельности, стремление ребенка к ее осуществлению, удовольствие от получаемых впечатлений и умственных усилий.
Именно эта мотивация составляет содержание учебной деятельности. Без этого содержания учеба ребенка в школе будет держаться только на внешней мотивации и разного рода внешних стимулах, ну или на принуждении.
Для оценки того, насколько в личности ребенка созрели познавательные потребности и на их основе познавательная мотивация, попробуйте ответить на следующие вопросы (немного доработала вопросы
отсюда):
- Как часто ребенок задает вопросы из серии «Почему?», проявляет самостоятельное стремление разобраться в скрытых причинах наблюдаемых явлений?
- Как часто ребенок просит почитать книгу, а между чтением и игрой выбирает первое? (есть даже такой экспресс-тест: во время чтения ребенку, взрослый останавливается на интересном месте и предлагает поиграть в игру, а дочитать потом; ребенок попросит дочитать или пойдет играть? ребенок с недостаточно созревшей познавательной мотивацией без колебаний выбирает игровую деятельность).
- Как часто ребенок вместо игры предпочитает другие развивающие и познавательные занятия (сложные поделки, головоломки, паззлы)?
- Как часто ребенок выполняет развивающие задания на бумаге с удовольствием и энтузиазмом, сам просит их?
- Как часто ребенок активно и с радостью откликается на предложение отгадать загадку и старается найти ответ самостоятельно?
Очень часто - 5 балла
Иногда - 3 балла
Очень редко - 1 балл
Ниже 15 баллов - низкий уровень познавательной мотивации, отсутствие познавательного интереса. Причин может быть несколько: недостаточное созревание учебно-познавательных потребностей (до 5-5,5 лет это естественно, чем старше, тем больше места в мотивационной системе эти потребности занимают), перегруженность ребенка учебной деятельностью или общая усталость, недостаточное развитие способности к приложению усилий и труду в целом.
15-19 баллов - средний уровень познавательной мотивации, также требующий поиска причин снижения познавательной активности.
19-25 баллов - ярко выраженное стремление ребенка к познанию, способность прилагать усилия при решении сложных задач. Все это обеспечит ребенку достаточно внутренней побуждающей силы для того, чтобы учиться было не только посильно, но и интересно!
При поиске причин снижения познавательной мотивации у вашего ребенка попробуйте понять, насколько ребенку легко и интересно концентрировать усилия на познании, осознанном и целенаправленном поиске ответов на вопросы. Ребенок может быть либо не готов к таким усилиям из-за их незрелости психических процессов по возрастным причинам, а может быть и такое, что природная любознательность перегорает в процессе форсирования и перегрузки ребенка учебной деятельностью. Во втором случае стоит сделать ставку не на формирование учебных усилий (в процессе чего ребенок и выгорает), а на возрождение естественной детской любознательности. Побольше совместных прогулок, наблюдений за природой - растительным и животным миром, совместное чтение художественной и познавательной литературы с последующим обсуждением самого интересного. Все это необходимо делать, опираясь только на внутреннюю мотивацию взрослого и - самое главное! - ребенка. Никакой директивности, попыток добиться сформировавшихся новых знаний, получить готовые ответы. Только совместный интерес и поиск!
Если сильное снижение познавательной мотивации наблюдается у ребенка 6-7 лет наоборот - не перегруженного (и даже недогруженного) учебной активностью, то стоит обратить внимание на развитие у ребенка способности у труду и способности прилагать усилия при столкновении со сложной для него задачей. Эту способность также лучше всего развивать в первую очередь в самых обычных и привычных для ребенка условиях - в домашнем труде, в самообслуживании, приложении усилий при контроле своих желаний. А только во вторую очередь - в учебной деятельности. Для второго пути начните с ребенком проводить маленькие совместных обучающие занятия минут по 15. Главное не время, а систематичность и регулярность, для того, чтоб у ребенка на основе позитивного опыта (а не перегрузки) формировалась новая привычка к учебно-познавательным занятиям! Также, как и вышеописанном случае, важно следить за формированием именно внутреннего интереса, а не просто способности усидеть за выполнением задания.
Успешного поиска и решения родительских задач!