PREV |
NEXT содержание 3.3. Пути освоения
Сигнал тревоги Пути освоения Восприятие Субъект и мирКультурология вúдения
Человек начинает практиковать вúдение, он научается использовать знак «вижу» в соответствующей ситуации. Ребенок перенимает умение у взрослых. Племя, практикующее вúдение, становится успешнее. История вúдения на этом не заканчивается. Спектр ситуаций, в которых срабатывает вúдение, расширяется. Вúдение входит в соприкосновение с другими практиками. В работу вовлекаются новые детали и обстоятельства. Различные практики начинают согласованно работать в рамках одного личностного поля.
Как практика вúдения взаимодействует с другими практиками? Как эта практика развивается в ландшафте общих путей освоения? Для того чтобы раскрыть эту тему, нам нужно обратиться к конкретным материалам.
Мы могли бы начать с толкового словаря Даля. Вот начало соответствующей словарной статьи:
«ВИДЕТЬ что, познавать чувством зрения, глядеть распознавая, ощущать глазом, зреть, усматривать. И гляжу, да не вижу. Долго смотрел, насилу увидел. Видать, видеть что или кого случайно, временно, иногда; видывать, видать некогда, случайно, давно, почасту. Видать нередко употреб. вм. видеть. Далече ли? отсюда не видать, нельзя видеть или невидно». [...]
Культура вúдения идет по следам нашей сенсорики, и первой уликой становятся глаза. Совершенно не очевидно, что глаза всегда или в первую очередь были связаны с вúдением. Глаза являются зеркалом человеческой души. Взгляд может нести тончайшие оттенки человеческих эмоций и устремлений. Мы уже имели случай упоминать, что взгляды являются важнейшей частью коммуникационного кода. Все это не связано напрямую с вúдением. Однако в силу объективной связи глаз с визуальным восприятием этот орган в некоторый момент подвергнулся освоению и на направлении, связанном с освоением сенсорной системы. Мы смотрим глазами, а думаем головой. Наша теория физиологии зрения является надстройкой над культурой вúдения. Такова одна из линий развития практики вúдения. Эта линия не единственная.
Мы можем указать, для примера, еще одну линию, связанную с присутствием. «Я был на празднике, и видел ...» Было бы непонятно, если бы я присутствовал на некотором мероприятии и не заметил некоторых бросающихся в глаза фактов. Таким образом, присутствие и вúдение оказываются связанными друг с другом. Возможно, что они были связаны с самого начала (вспомним про присутствие при показе).
«Я вижу дерево». Вот оно, дерево, растущее передо мной. Это яблоня, и я могу указать на яблоко в его ветвях. Дерево давно стало предметом моего культурного пространства. Оно растет тут не первый год, «вросло» уже в мою личную историю. Я здесь часто бываю, прохожу мимо, иногда останавливаюсь. Допустим, я практикую вúдение. Я иду по аллее и говорю: «Вот то самое дерево, о котором я говорил; теперь я его вижу». Пожалуй, это употребление нельзя назвать чистым знаком о восстановленной сенсорной связи. Тут тысяча оттенков, знаковых переплетений и согласованных практик. Данный конкретный акт вúдения прочно встроен в личную историю, в контекст. Что придает этому акту характер акта восприятия? В каком-то смысле все определяется тем местом, которое занимает (заняло) вúдение в личной истории.
В некоторый момент вúдение становится самым обычным способом манифестации личности. Этот способ выражения начинает занимать подчиненное положение в других сложных по строению деятельностях.