Д. Н. Логофет. На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3-х книгах. Книга 2. Русско-афганская граница. - СПб., 1909.
Другие отрывки: [
Кушка и ее окрестности], [Кушка: южный форпост империи], [
Кукушка], [
Русское укрепление Керки], [
На афганской границе: цепь постов в пустыне], [
На Амударье: Келиф и Чушка-Гузар], [
Термез старый и новый].
Давно ли вся
Кушкинская долина принадлежала афганцам?!
Просто не верится, чтобы в течение такого короткого времени, как 12-14 лет, эта долина могла принять вид культурного русского уголка.
Устройство Полтавского и Алексеевского поселков в особенности способствовало такому превращению. Но особенно сильно удивляться быстрым успехам нашим в этом районе нельзя, если принять во внимание тот сравнительно небольшой период времени, в который были присоединены к России путем завоевания наши теперешние владения в Средней Азии вообще, а в Закаспийской области в частности. Те результаты, которые достигнуты в настоящее время в Средней Азии, лишь подтверждают способность русской народности в колонизаторском отношении.
Поступательное движение русских войск в Закаспийском крае на юг, после
присоединения Мервского оазиса временно приостановленное, вновь началось в 1883 году, вызванное политическими осложнениями на афганской границе. Хорошие отношения, существовавшие у покойного эмира афганского Абдурахмана к русским, и те симпатии, которые он выказывал вообще к России как долго живший в русских владениях в
Самарканде и помнивший оказанное ему широкое гостеприимство, - не могли не беспокоить англичан, боявшихся, что Россия в союзе с Афганистаном может нарушить политическое равновесие на Востоке; поэтому английское правительство всеми силами стремилось восстановить эмира Абдурахмана против России, что, наконец, и удалось сделать, причем пути, посредством которых Англии удалось это провести, вполне видны из прокламации эмира, изданной им по возвращении из Равуль-Пинда, где было устроено это свидание с вице-королем Индии и выработана была политическая программа действий против России.
Абдуррахман-хан, эмир Афганистана (1880-1901)
«Афганцы, старшины и воины, - так объявлялось в прокламации, - миру Афганистана угрожает опасность. Я буду заботиться о том, чтобы он не был нарушен. Мы все готовы обнажить меч в защиту чести и независимости Афганистана и вложить его в ножны лишь после того, как он будет обагрен кровью наших врагов; мы будем искать только войны справедливой; война же справедлива только тогда, когда исчерпаны все пути и средства к сохранению мира. Если война будет нам навязана, то весь Афганистан подымется как один человек, чтобы дать отпор врагам. Поставленный между Россией и Англией, я буду охранять мир между обоими государствами собственною независимостью. Я никак и никогда не допущу, чтобы русская армия прошла через наше государство для вторжения в Индию; я никогда не уступлю Англии или России ни одной пяди афганской земли. Мы будем рады английской дружбе, если она поможет защищать нашу свободу. Я надеюсь, что мир нарушен не будет и, уповая на милость Аллаха, прошу участия в деле мира. Вот что я хотел довести до вашего сведения, боевые товарищи мои».
Политический горизонт уже покрывался тучами. Возвратившись в свою столицу Кабул, эмир Абдурахман собрал всех вождей и приближенных на совещание о дальнейшем образе действий, в это же время начальник Закаспийской области генерал Комаров, ввиду тревожных слухов, двинулся с отрядом и занял местность Ак-Тепе, лежащую близ впадения р. Кушки в реку Мургаб.
А. В. Комаров (1830-1904)
На переправе через старинный акведук Таш-Кепри отряд генерала Комарова встретил передовые силы афганцев, расположился против них, заняв позицию. Враждебные действия начаты были афганскими войсками, перешедшими через реки Кушку и Мургаб и начавшими строить укрепления. Афганцы, видимо, задумали атаковать наши войска неожиданно. Действиями их войск руководил капитан английской службы Йет, находившейся в числе других английских офицеров при афганском отряде. Но местность по реке Кушке принадлежала к числу особенно неудобных для военных действий, так как от Кала-и-Мора до впадения р. Кушки в Мургаб, близ Таш-Кепри, на пространстве свыше 40 верст дно и берега Кушки состоят из вязкого илистого грунта, и хотя в обыкновенное время глубина реки, в среднем, не больше аршина, но переправляться через нее можно лишь в двух-трех пунктах. Весною же, при большом количестве воды и быстром течении реки, переправа через нее почти невозможна. Это же самое можно сказать и о реке Мургабе. Таким образом, афганские войска, перейдя эти реки, имели у себя в тылу крайне затруднительные пути сообщения с афганской территорией.
Вынужденный начать активные действия, генерал Комаров предварительно потребовал, чтобы афганцы очистили левый берег Кушки и правый Мургаба, но афганский сердар, командовавшей войсками, ответил отказом, указав при этом, как бы в свое оправдание, на английских офицеров, рекомендовавших ему не исполнять требований русских. Тогда генерал Комаров 18-го марта, атаковав афганцев, разбил их наголову и рассеял. Афганцы потеряли более 600 убитыми и ранеными, всю свою артиллерию, два знамени и лагерь. В особенности много погибло их при переправе через Кушку. С нашей же стороны потери были незначительны. Сражение это разом подняло престиж России на Востоке и, независимо этого, весь Пендинский оазис был присоединен к русским владениям.
С присоединением Пендинского оазиса, в нем тотчас же было введено русское управление и учреждена должность пендинского пристава, для заведования туркменским населением. Расположенный по рр. Кушке и Мургабе, оазис принадлежит к числу лучших мест Закаспийской области, но в то же время среди узких полос земли, орошенных водами названных рек и годных для обработки, расстилается безбрежная песчаная пустыня, ограниченная Кушкою, Тахта-Базаром и
Мервом. За Кушкою, южнее ее в 18-ти верстах, расположен пост Чельдухтер, являющийся самым южным пунктом России. Далее на пространстве 160 верст до Караул-Хана на Мургабе граница еще не занята постами пограничной стражи, хотя в настоящее время уже намечены пункты для устройства нескольких постов. Огромное неохраняемое пространство границы, хотя и пролегающей по пустынной местности, способствует, конечно, водворению в наши пределы значительного количества контрабанды. Вся местность до берега Мургаба имеет вид однообразной песчаной равнины, кое-где покрытой чахлыми зарослями саксаула и гребенщика. Лишь весною пустыня на самое короткое время покрывается растительностью, но затем уже в половине мая беспощадные жгучие лучи южного солнца выжигают ее, придавая всей местности однообразный желтый колорит. Кое-где у колодцев ютятся стада баранов, но и те в середине лета отгоняются в горы.
Лишь стайки джейранов порою мелькают среди выжженной солнцем равнины, да стада куланов, поднимая облака пыли, проносятся через нее, разыскивая себе корм. Меланхолично осматривая окрестности, спокойно сидят желтые суслики над своими норами, зная, что кроме их вечных врагов - песчаного удава и орла, ни одно существо не нарушит их безмятежного существования. Блестя на солнце металлическим блеском и извиваясь красивыми кольцами, бесшумно скользят по песку змеи, оставляя за собою узкий, едва заметный след. В стороне виднеются какие-то бесформенные развалины.
- Кала-и-Мор… - нарушает молчание один из наших спутников.
По-персидски это значит «крепость змей», и это название как нельзя более подходит к этому месту. Знаете, такого количества гадов, как здесь, вероятно, нигде нельзя увидеть; туземцы уверяют, что это то самое место, в котором на еврейский народ, при 40-легнем скитании его под предводительством Моисея, Бог послал змей за сделанные грехи. Это предание, как говорят, даже подтверждается некоторыми персидскими хрониками. Ведь утверждают также, что афганцы по своему происхождению чистокровные семиты… И это, пожалуй, верно… Вглядитесь в лица афганцев, и вы найдете в них характерный черты, подтверждающие это предположение. Что народ этот родственный с евреями, в этом нет никакого сомнения, но только по духу это тот воинственный Израиль, который под предводительством Иисуса Навина и других военачальников выказывал так много храбрости, почти всегда одерживая победы, и удивлял своею стойкостью все народы, с которыми приходилось вести военные действия… Израэлиты, прожившие века вне влияния культурных наций, не впитавшие в себя несимпатичных сторон нашего еврейства, - они с течением времени приняли мусульманство - религию, которая, в сущности, по духу им близка и самая подходящая для жителей Востока. Присмотритесь к типам бухарских евреев, и вы увидите наглядно, что они являются лишь переходною ступенью от нашего еврейского типа к типу афганцев. В исторических рукописях у афганцев, касающихся их происхождения, встречаются не только указания на влияние еврейских племен, живших впоследствии бок о бок с афганцами, но и прямо подтверждается, что родоначальником афганского племени является одно из колен еврейской народности. Даже в именах афганцев можно проследить влияние еврейства: Моисей, Рувим, Иисус, Иов, Менасия, Исаак и другие имена встречаются очень часто. Да что говорить, еврейское слово Адам, в переводе «человек», перешло не только к афганцам, но и почти ко всем восточным народам, обозначая человека. Сами афганцы говорят, что происходят от сына Соломона - Авгана [Некоторые же своим родоначальником считают Иеремию, сына Саула, сына Соломона.]. Народность по духу сильная и крайне симпатичная. Если бы их не портили англичане своей политикой подкупов, то Россия с ними могла бы отлично ладить…
Мне приходилось встречаться со многими афганцами: например, у нас в Самарканде проживает Исаак-хан, сын покойного эмира афганского Шир-Али-хана. Ведь по своим правам это и есть настоящей афганский эмир. Бывший эмир Абдурахман завладел престолом совершенно незаконно, а сын эмира, в то время наследник престола, Исаак-хан принужден был бежать в Россию, где его не только приютили, но и оказали особое покровительство. Он живет уже давно в Самарканде, получая довольно значительную от нашего правительства сумму на содержание, если не ошибаюсь, то, кажется, 12 тысяч в год. С ним живет также и его сын Измаил-хан и свита человек до ста… И представьте себе, что афганцы, живущие в русских пределах, считали его законным эмиром афганским. Когда умер Абдурахман, все они ему присягнули, как своему законному Государю… А ныне царствующего эмира Хабибула-хана считают узурпатором. Вообще, во всем Северном Афганистане престиж Исаака-хана стоит очень высоко, и в случае осложнений с Афганистаном он или его сын Исмаил-хан своим именем и влиянием сослужат России большую службу. Приверженцев в Афганистане Исаак-хан имеет очень много, а недовольных правлением нынешнего эмира Хабибула-хана еще больше.
Хабибулла-хан во время визита в Пешавар (1905)
- Ну, а что за личность сам Исаак-хан? - задал вопрос один из слушавших.
- Как вам сказать… По-своему, по-восточному - человек образованный… Ведь
образование у них своеобразное. Определяется оно, с одной стороны, количеством выученных стихов из корана, а с другой - знакомством с десятком известных представителей персидской поэзии. Потом, знание шариата -
юридического кодекса… А если к этому добавить поверхностное понятие об истории и соседних государствах, то получится человек высокообразованный. По существу, Восток вообще страшно консервативен; влияние
Платона,
Аристотеля отразилось в свое время у всех восточных народов на науках, но потом на этом и остановилось. Все же, что появилось в христианскую эру, считается от лукавого и с их точки зрения внимания не заслуживает… Сам Исаак-хан крепкий старик - прямо богатырь, несмотря на свои шестьдесят пять лет. Предан России чрезвычайно, но всегда скорбит, что мы в свое время не протянули руку помощи покойному его отцу эмиру Шир-Али-хану и погубили в свое время надолго престиж России в Афганистане.
Шир-Али-хан и его сын Абдулла-джан в окружении сердаров (1869)
Посольство генерала Столетова в Кабул, обещания, которые мы так щедро давали, придали огромную уверенность эмиру Шир-Али во время его столкновения с Англией. Ведь он-то, в сущности, только и просил, чтобы из Ташкента двинули на Амударью один-два батальона. Теперь дело прошлое, но двинь мы в то время войска в Термез, где теперь у нас стоит столько войсковых частей, и дело Шир-Али-хана было бы выиграно. Ни у кого так не богата фантазия, как у восточных народов. Здесь десяток вооруженных людей, замеченных в пустыне зорким глазом номада, вырастает в огромное войско, а батальон, пришедшей на Амударью, превратился бы в целую армию. Теперь-то мы жалеем, да поздно. Лет пять назад Исаак-хан, получив сведения о волнениях в Афганистане, на свой риск послал своего близкого человека Сердаря-Меджид-хана с несколькими десятками своих приверженцев в Афганистан. Но предприятие это не удалось, так как Меджид-хан заблудился около границы и, попав к нашему посту пограничной стражи, был задержан. Но даже приближение такого небольшого отряда произвело в Афганистане большие волнения, разумеется, окончившиеся репрессиями и казнями многих подозревавшихся в приверженности к Исаак-хану…
- Это все так, - перебил казачий есаул рассказчика. - Целый ряд ошибок нашей дипломатии… Упустили даже такой благоприятный момент, как Англо-бурская война. Выставь тогда отряд на границе, и теперь бы наш представитель сидел бы в Кабуле и диктовал бы все, что хотел, а то теперь Россия в Афганистане не пользуется никаким значением. Да и, пожалуй, Русско-японская война иначе бы велась, пользуйся мы выгодами своего положения, которое могли бы занять во время Бурской войны…
Крепость Кушка, расположенная лишь в 120-ти верстах от афганской крепости Герата, является нашим форпостом против Афганистана, а в военное время отсюда раньше всего должны начаться военные действия, поэтому у всех военных в Средней Азии вообще разговор о Кушке всегда переходит на тему будущего нашего похода на Герат.
Поступательное движение России в Азии на юга и на юго-восток, начавшееся два столетия тому назад, не может, конечно, остановиться на нынешних границах и будет стихийно продолжаться в том же направлении.
Гератская крепость
Герат, особенно сильно укрепленный в последнее время, представляет из себя город с довольно значительным населением. Покойный эмир Абдурахман обращал особенное внимание на устройство этой крепости, работы по улучшению которой производились под руководством английских военных инженеров. Расположенная среди труднопроходимых гор, крепость эта являемся серьезною преградою, прикрывающею дорогу в Кабул и Кандагар.
Герат принадлежит к числу очень древних городов Средней Азии и долго служил местом пребывания владетелей Афганистана. Ведя упорные и кровопролитные войны с Мервом, он неоднократно переходил из рук в руки. Самые отдаленные сведения о нем восходят до времени походов Александра Македонскаго в Среднюю Азию [Есть исторические указания, что Герат построен был Алексавдром Македовским и назван Александрия-Арион.], причем в последующий период Герат являлся одним из главных городов Греко-бактрийского царства, образовавшегося в 255 году до Р. X. после смерти Александра Македонского. По сообщению арабского путешественника и географа Ибн-Хуакала, живщего в X веке, в Герате в его время существовало несколько значительных по своим размерам церквей, причем жители города были большею частью христиане. Если проследить историю распространения христианства в Азии, то придется признать, что жители города Герата принадлежали к несторианскому толку. Ересь Нестория после осуждения его учения на Вселенском соборе не заглохла. Суровые меры, принятые против его последователей в Византийской империи, вынудили их переселиться в Персию, откуда несторианство начало быстро распространяться по всей Средней Азии, причем в Мерве была установлена в IV веке епископия, существовавшая до начала VII века. При нашествии арабов Герат, в числе других городов, был взят приступом и частью разрушен, а главная христианская церковь превращена была в магометанскую мечеть, существующую и в настоящее время. Арабы хотя и начали обращать огнем и мечом жителей завоеванных ими областей в магометанство, но все же несториане продолжали существовать в Средней Азии почти до конца ХII века, причем в Европе почти все время ходили лишь смутные слухи, что в Средней Азии где-то существует далекое христианское царство попа Ивана. Посол Людовика IX Руисбрук, путешествовавший по Азии в 1252 г., в своих записках сообщает, что несториане жили в его время в Азии от Герата и до Самарканда, причем последователями этого исповедания были преимущественно кочевники, глава которых, носивший звание хана, награжден был китайским императором титулом вана (князя) и звался поэтому ван-ханом. Созвучие этого титула и подало в свое время повод к легендам о попе Иване и его славном царстве. Сведения Руисбрука верны отчасти только по отношению указанной им местности, а памятники, находящиеся в районе Красноводского уезда Закаспийской же области, подтверждагот отрицаемую им легенду и доказывают, что христианское царство действительно существовало как правильно устроенное.
Герат же, в числе других городов, был разрушен в XIII столетии Чингисханом, а затем последовательно принадлежал то Бухаре, то Персии, пока не вошел в состав вновь образовавшегося Афганского государства.
В настоящее время даже признаки христианства исчезли среди жителей Герата, и лишь золотой крест, сияющий под лучами яркого южного солнца на колокольне вновь построенной православной церкви в крепости Кушка, напоминает афганцам о том отдаленном времени, когда на куполе главной гератской мечети сиял такой же золотой крест и жители города исповедовали ту же религию любви и всепрощения, которую исповедуют кефиры (неверные) урусы…
Но Ак-Падишах силен, куда сильнее эмира афганского, и будет время, когда урусы проникнут вновь в Афганистан, и вновь засияет на Гератских горах золотой крест урусов. Так пророчески говорят многие афганцы, с каким-то страхом посматривая на север…
Виктория Ивлева. Туркмения на тарелке // Новая газета, 21.06.2007.
_______________
На вершине холма, с которого я рассматриваю Кушку, стоит невероятный десятиметровый каменный православный крест, на одной стороне которого - той, что в сторону Афганистана, - укреплен кованый меч. Когда-то меч попирал исламский полумесяц, но сейчас от полумесяца ничего не осталось, и меч висит на кресте в полном одиночестве.
Крест поставлен в 1913 году к трехсотлетию Дома Романовых прапорщиком Аракелом Минасовичем Барановым - имечко прапорщику досталось дурацкое, балаганное, да бог с ним, с именем-то, а вот крест, наперекор ветрам, войнам и судьбе, все стоит, что же стало с самим Аракелом Минасовичем - неизвестно.
Покрашенный - и до сих пор подкрашиваемый - белой краской крест сияет на бешеном южном солнце. Когда-то внутри была, судя по всему, часовня, сейчас деревянная дверь с зелеными металлическими накладками в форме старинных копий забита, и в часовню не попасть.
Если смотреть снизу, из города, то создается ощущение, что Романовский крест парит над Кушкой, - он оказывается выше дежурных лозунгов про народ и родину, выше памятника книге «Рухнама» и даже выше золоченой головы рухнамовского создателя Сапармурата Ниязова Туркменбаши. То ли этого никто не заметил, то ли сделали вид, что не заметили. Спасибо и тем, и другим.
Опульс (С. М. Павлов). Дальше Кушки не пошлют. Бумага, акварель. 2009
Опульс. Фантазия на тему Кушки. Бумага, акварель. 2005
Опульс. Кушка - самый южный крест. Холст, масло. 2011
Другие отрывки из книг Д. Н. Логофета:
•
Кушка и ее окрестности;
•
https://rus-turk.livejournal.com/tag/логофет%20дмитрий%20николаевич См. также:
•
А. К. Гейнс. По поводу англо-русских недоразумений 1885 года;
•
В. Р. Козин. Мир трех границ.
Материалы о населенных пунктах Закаспийской области:
https://rus-turk.livejournal.com/544343.html