В. Иларионов. Дневник священника Туркестанской епархии // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1905, № 19-23; 1906, № 1-14, 16, 19, 23; 1907, № 2, 6, 9/10, 13, 19, 22; 1908, № 1, 8/9, 12; 1909, № 6; 1912, № 22; 1913, № 3, 15, 16, 20, 21, 23, 24; 1914, № 4, 18; 1915, № 2, 3, 12, 15, 16.
Начало:
1. В Азию!Предыдущая часть:
2. Сибирь: Тюмень, Курган, Омск, Павлодар, СемипалатинскСледующая часть:
4. Первая поездка по приходу: Чунжа, Подгорный, Охотничий Н. А. Креков. Церковь в Сергиополе. 1870-1880-е
11 июня [1895 года]. Вчера выехали из Семипалатинска, а сегодня проехали станицу Сергиополь (бывший
город Сергиополь). Около Семипалатинска еще виднелись небольшие горы, а затем пошла гладкая, ровная, безлесная среднеазиатская пустыня. Виднеются изредка кучки колючих кустарников. Почва глинисто-песчаная, инде с галькою, покрыта невысокою травою, наполовину уже пожелтевшею от горячего, южного солнца. От Семипалатинска до Сергиополя (270 вер.) попалась лишь одна речка, у самого Сергиополя. Орошения нет и степь бесплодна. Киргизы убрались со своими стадами кто в горы, кто на берега Иртыша: там привольнее.
Сергиопольская станица - первое поселение Семиречья - произвела на меня неприятное впечатление своим убожеством. Строения в ней - жалкие мазанки, даже небеленые, кругом пески. Садов нет, а горная речка протекает у самой станицы. Сергиопольцы задыхаются в пыли и жарятся на солнце, без садов, не иначе как из-за своей лени.
Н. Н. Пантусов. Станица Сергиопольская. Каменная баба у дома Михаила Чернова. 1898
Н. Н. Пантусов. Каменная баба на сергиопольском базаре у угла лавки. 1898
Граница Семиречья находится в нескольких верстах от Сергиопольской станицы. Наконец-то добрались, почти целый месяц путешествовали, - без двух дней.
Сегодня удалось увидать орошение, полив полей, совершенно для меня незнакомый. Как раз к почтовому тракту подходят поля сергиопольцев, на которых в одном месте производился полив во время нашего проезда. Остановились на несколько минут посмотреть на это интересное, незнакомое для нас дело. Удивительно, что делает здесь вода. Земля с песком, галькою, а хлеб на ней (пшеница) богатейший: густой, темный, сильный. После двухсотверстной голой степи первый такой оазис особенно приятен.
Н. А. Креков. Джуз-Агачский пикет. 1877-1878 (Здесь и далее приводятся
фото некоторых пунктов по маршруту Сергиополь - Копал - Верный)
13 июня. Сегодня проехали Копал, уездный город Семиречья. До г. Верного осталось 360 верст, а до моего места 300, - недалеко.
По пути к Копалу, начиная от Сергиополя, вблизи тракта попадаются малороссийские селения. Издали, верст за 15-20, - они кажутся небольшими, темными кругами на открытой ровной степи, кругами не больше купы в двадцать деревьев. На первый раз я не мог узнать, что это за чернота; - ямщик сказал, что это поселок.
Н. А. Креков. Дорога в Арганатинском ущелье. 1877-1878
Н. А. Креков. Арганатинский пикет. 1877-1878
Поль Лаббе. Арганатинские горы. 1897. (
humus)
Едем третьего дня вечером, вижу и впереди, и слева на краю горизонта кучевые облака, с очень белыми выступами. Что это такое? Горы?.. Но те, по словам станционных, еще далеко. - Вчера с утра опять видны те же облака, но при утреннем разреженном воздухе - яснее, белые пятна резче. Теперь несомненно, что это горы. Ямщик говорит, что до них будет более 100 верст. Я ему не совсем поверил. Но оказалось - правда. Только к вечеру подъехали к этим горам, к так называемому Абакумовскому перевалу. Подъем на этот перевал сперва отлогий, едва заметный, начинается за 50 верст. Более крутой подъем в гору идет верст 10. Все в гору и в гору; дорога идет зигзагами, поворотами, - по голым скалам. Куда ни взглянешь, каменные громады навалены одна на другую, одна гора поднимается выше другой. Вершины разнообразных форм: конусообразные, пирамидальные, а то иные венчаются огромным камнем, как будто дом стоит. Долин и ущелий между этими великанами без числа: глубокие и широкие, прямые и ломаные… Верхушки гор - голые, с редкими, колючими растениями; внизу ущелья покрыты травой, кустарниками.
Н. А. Креков. Гасфортов перевал (Абакумовский перевал тож). 1877-1878
Н. А. Креков. Почтовый тракт в г. Копал по Абакумовскому ущелью. 1894
На самом верху подъема стало настолько холодно, что и шубу не мешало бы одеть. Хорошо, что это продолжалось недолго, с полчаса. В горах в это время шел дождь и снег. Скоро и на нас посыпались редкие хлопья снега, средь лета.
С самой вершины перевала открывается прелестный вид. С одной стороны, слева близко-близко виднеется стена снеговых гор, с белеющими вершинами, а назади гладкая, ровная степь, видимая верст на двести - с черными большими и малыми точками. Эти последние указывают на присутствие человека; они не что иное, как стада и юрты кочевников, сады сел.
Вернусь еще к пути до перевала. Степь до него настолько ровна и чиста, что с каждой станции виднеются белеющие домики соседних двух-трех станций, за 25-35 верст.
Перед самым Абакумовским перевалом, за 12 верст есть почтовая станция в горах, а вблизи ее, верстах в 15, снеговая вершина виднеется как на ладони. Странно как-то видеть снег так близко среди лета, когда в долине невозможная жара. Да и снег-то белый-белый, как будто вчера выпал.
Сегодня в горах видели несколько фазанов-самцов. Я сперва принял их за домашних петухов, думая, что вблизи где-нибудь есть селение или киргизское кочевье. Так они похожи.
Н. А. Креков. Выселок Арасанский. 1877-1878
Н. А. Креков. Город Копал. 1877-1878
Город Копал. Из альбома путешествия Поля Лаббе (1897)
Лишь только стали спускаться с вершины перевала, увидели
город Копал. Мигом доехали 12 верст, в полчаса, не более. Дорога хорошая, и все под гору. Копал - первый город Семиречья и крайний восточный Туркестана. Физиономию имеет иную, отличную от сибирских городов. Деревянных домов очень мало. - Крыты они или тесом, а большинство залиты глиною. По улицам карагачевые аллеи; позади каждого дома фруктовые сады. Весь город в зелени садов, едва дома видны. Вдоль и поперек, по всем улицам, проходят по два арыка для орошения садов. В вечернее и ночное время журчание воды в арыках напоминает нашу северную весну, время таяния снегов. Несмотря на сорокалетнее существование - город не велик. Церквей в нем одна, и та построена не очень давно.
Н. А. Креков. Царицынский пикет. 1877-1878
14 июня. Сегодня приехали на ст. Алтын-Эмель, стоящую у горного перевала того же имени. От этой станции почтовый тракт разветвляется надвое: один идет на
г. Ташкент чрез г. Верный, другой в
г. Кульджу китайской провинции того же имени чрез г. Джаркент; по последнему лежит и мой путь. До места остался один день пути, 123 версты. Но мне нужно проехать в г. Верный, представиться, а семья намерена отдохнуть с дороги здесь, остаться до возвращения моего дня на 3.
На пути до Алтын-Эмеля встретили несколько храмов в селах. Храмы все деревянные. И замечательно, что все одной формы; деревянные храмы построены по особому распоряжению, по которому все казенные здания должны строиться деревянные, после
землетрясения в г. Верном в 1887 году.
Въезд в г. Верный. Энтомологическая экспедиция А. Г. Якобсона. 1907
17 июня. Вчера приехал в г. Верный и был в консистории. Епископа нет: преосвящ. Григорий переведен в г. Омск, а вновь назначенный еще не приехал.
Консистория помещается на квартире и от собора, равно архиерейского дома, отстоит в полуверсте. Служащих в ней мало: человек пять писцов и четыре классных чиновника; некоторые должности соединены, напр. столоначальника и архивариуса. Членов трое. Одного из членов о. Ш. (и, говорят, главного) встретил в консистории; принял меня очень радушно, может быть, как приезжего из дальних краев в чужой, или потому, что духовенства здесь очень мало, до 80 священников. Между прочим сожалел, что я опустил место при кафедральном соборе, куда первоначально был назначен. Вместе, говорит, стали бы служить (он состоит при соборе) и работать, так как я был назначен временно и членом консистории.
А. И. Туполев. Часовня, выстроенная в память землетрясения 1887 года.
(Часовня иконы Божией Матери «Знамение». Возведена в 1888 г.
Архитектор П. В. Гурдэ / Paul Gourdet)
Город Верный подобен огромному парку, весь в лесу. По улицам, по обеим сторонам идут по два ряда огромных, 30-аршинных тополей. Между ними тротуары из булыжника и песку. И окрестности города верст на 15 засажены лесом: тополями, карагачами и др., - это земельные участки и дачи горожан.
При каждом доме большие сады, так как и домовые места большие; несколько позади домов, за дворами фруктовые сады, и самые дворы, где помещаются службы, засажены фруктовыми деревьями; смотришь - у черного крыльца свешиваются яблоки, у конюшни желтеют абрикосы, у бани краснеют вишни. Это лето очень урожайное на фрукты. Проходя по улицам, всюду видишь: за заборами краснеют, желтеют - фрукты, фрукты… еле деревья сдерживают их тяжесть, прутья нагнулись до земли. Верный в особенности славится яблоками, очень крупными. И
туземное, прежнее его имя Алматы - «яблочное место».
Н. А. Креков. Горы Алатау, с южной стороны города Верного. 1877-1878
Верный стоит на подножии горного хребта Ала-Тау, снежные вершины которого рукой подать от города, виднеются как на ладони, в особенности утром и вечером. Они питают горную речку Алматинку, орошающую город и две станицы. Из города ясно виднеются елки; лес начинается в 7 верстах. Тотчас за городом, по кручам горным, начинаются дачи, утопающие в зелени яблоков, груш, слив, вишен, абрикосов. Кажется, где бы быть тут садам: камень и камень - булыжник.
С городом слились две казачьи станицы Алматинские: Большая и Малая; они составляют пригород.
Главная улица станицы. Экспедиция А. Г. Якобсона. 1907
Улица в казачьей станице. Экспедиция А. Г. Якобсона. 1907
Строения казенные и частные в Верном все деревянные.
Дома одноэтажные - с террасами, галереями.
Храмов в городе мало: собор, одна приходская церковь, 4 домовых: архиерейская, гимназическая, тюремная, приютская и одна в станице. В Мало-Алматинской станице храм выстроен уже три года назад тому, но запечатан (не освящен еще) из-за каких-то пререканий между архитекторами.
Высокие тополевые аллеи по всем улицам скрывают одноэтажные, низкие дома. Из-за них не видать даже церквей чрез квартал. Поэтому вновь прибывшему трудно ориентироваться в городе.
Улица в г. Верный. Экспедиция А. Г. Якобсона. 1907
Азиатская окраска Верного везде бросается в глаза. На каждом шагу встречаются и обгоняют конные и пешие азиатцы: киргизы, сарты, дунгане. Крики развозчиков и разносчиков зелени и фруктов - на ломаном русском языке: «Яблоки, салят, грюши». Поливщики улиц туземцы. Половина хороших магазинов и лавок принадлежат туземцам. На базаре - там большинство торговцев азиаты.
Поль Лаббе. Лавки в Верном. 1897
Поль Лаббе. Базар в Верном. 1897. (
humus)
В Верном ужасная дешевизна на предметы потребления: пшеничная мука 35 коп. пуд, пуд клевера 5 коп., мясо 3-4 коп. фунт, масло подсолнечное 10 коп., рыба местная 4 коп., рис 2½ коп. Фрукты особенно дешевы: груши 3 коп. десяток, яблоки лучшие, крупные 4 коп. фунт. Яблоки средние продаются при урожае возами по 70-80 коп.
А. И. Туполев. Верненский фруктовый базар. 1890-е
20 июня. Покончив все дела в Верном, познакомившись немного с своим областным и епархиальным городом, выехал к месту назначения. В 75 верстах от Верного встретили реку Или; неимоверная быстрота течения, и глубина порядочная. Вода в ней светло-серая. Чрез реку деревянный мост сажен в 300 . На берегу казачий поселок
Илийский в 70 домов, это третий поселок от Верного. Более поселков ни русских, ни азиатских не будет на 200 верст до самого Борохудзира.
ОрдэN. Илийский мост, на р. Или. 1880-е. (
humus)
Поль Лаббе. Выселок Илийский. 1897. (
humus)
От Верного на 140 верст идет ровная, холмистая местность, по предгориям Ала-Тау, - Илийская долина. Затем пойдет подъем в гору, к Алтын-Эмельскому перевалу. Самый перевал тянется на целую станцию, 28 верст, - все по скалистым горам, половина станции в гору, другая вниз. Гром, стук от экипажа по такой дороге. Тарантас тормозят: без этого никакие лошади не сдержат, разнесут. Я не надеялся даже и на тормазы, а выходил из тарантаса и шел пешком на каждом крутом спуске, - их несколько на перевале. После перевала пойдет снова холмистая местность, предгория другого хребта; эти предгория каменисты, поэтому и дорога здесь точно шоссе. Вдали виднеется р. Или, идущая в китайские пределы. Равнина эта, верст на 100 квадратных, покрыта высокою травою, кустарниками, оживленная, занята и летом, и зимою кочевниками-киргизами. Ближе к Или пойдут саксаульные леса, а по притокам ее леса ясеневые, джиддовые. Затем пойдет ущелье на 25 верст, еще небольшой перевал, и снова Илийская долина - очень обширная, верст 200 кв. Она уходит в Китай. В этой-то долине и расположен почти весь Джаркентский уезд.
Н. А. Креков. Почтовый тракт в г. Джаркент через Алтын-Эмельский перевал. 1894
Н. А. Креков. Почтовый тракт в г. Джаркент по Койбынскому ущелью. 1894
22 июня. Сегодня утром приехали наконец в Борохудзир (станица Голубевская тож), место моего назначения. Станица, или, иначе, волость - состоит из 400 домов, 5 селений. Из них станица и 3 выселка принадлежат к приходу Борохудзирскому, и 2 выселка (в 120 домов) к приходу церкви г. Джаркента. Село отстоит от города Джаркента в 15 вер., от г. Верного в 300. Село расположено прямоугольником, в 4 улицы, с переулками, разбито на равные кварталы. Дома из кирпича-сырца, все отбеленные; усадебные места обнесены глинобитными заборами; вдоль улиц и по переулкам тополевые аллеи; позади каждого дома фруктовые сады. Селение имеет очень красивый вид, - все в зелени садов.
Посреди села, на площади, занимающей целый квартал и засаженной деревьями, - красуется каменная, хорошенькая церковь. Церковь именно только красуется, а не исполняет своего назначения: в ней не служат уже 6 лет, с 1889 года, когда ее повредило землетрясением (29 июня). Богослужение совершается в бараке, устроенном из камыша, отштукатуренном извнутри и снаружи.
Рядом с селом казенный сад и питомник, в 24 десятины. Сад разведен всего 20 лет тому назад, а как разросся! какие громадные тополи - в ¾ аршина толщиною! на севере это могло совершиться не менее, как в 40 лет.
До 1884 года Борохудзир был вроде города: здесь были местная команда, казачий полк, магазины, лавки. В 1884 г., команда переведена в новый город Джаркент, а в 1894 г. ушел туда же и казачий полк. Остались лишь одни казармы; Борохудзир опустел.
Селение образовалось в 1871 году, и довольно странно, случайно. В то время чрез него проходила пограничная линия с Китаем. Вдруг в одно прекрасное время появляется партия крестьян - переселенцев из Сибири, в 60 семей, бывших пензенских, и заявляет о своем желании здесь поселиться. Им говорят, что здесь будет казачье поселение, и если они желают быть казаками, могут селиться. Согласились. Не ехать же обратно, снова 2 тысячи верст. А вперед, дальше ехать некуда, граница, чужие владения.
Так и переродились пензенские мужики в семиреченских казаков. Понравились уже очень им здешний простор, благодатный климат.
24 июня. Сегодня служил первую литургию, а вчера первую всенощную в Борохудзире. Несмотря на то, что праздник небольшой, народу за службами собралось множество. Вероятно, более половины молящихся собрались посмотреть на нового священника. Говорил небольшое слово вступительное. Псаломщик старик, безголосый, поет плохо, читает того хуже. Он говорит, что учитель пение любит, и под его управлением поют порядочно любители из казаков и школьники.
Храм обстановлен бедно. Иконостас самой простой столярной работы, без резьбы и позолоты. Подсвечники - старинные полинялые. Утварью - тоже бедно; многого нет, что есть - обветшалое, малоценное. Между тем есть церковный капитал билетами до 4 тысяч рублей. Да и доход церковный - порядочный, до 1000 руб. в год, по книгам. Это уже, видимо, небрежность священника.
25 июня. Вчера перешли с почтовой станции, где временно остановились по приезде, на квартиру, нанятую обществом. Квартира приличная и удобная, в 4 комнаты. Ранее ее занимали офицеры полка. Хозяева, по-видимому, люди хорошие, малосемейные, - последнее очень важно. При доме фруктовый садик. Единственное неудобство - нет в квартире зимних рам. Хозяева говорят, что они здесь и не нужны, так как зима очень короткая и теплая. Кроме того все окна к ночи закрываются деревянными ставнями.
Многие из прихожан приносили фруктов - вишен и абрикосов. Более понравились последние: сочные, мягкие, сладкие, с небольшою кислотою. Абрикосы - плоды величиною побольше яичного желтка, золотисто-желтого цвета, у черенка - красно-багряного. Абрикосовые деревья едва сдерживают тяжесть плодов: ныне на них урожай. Стоит немного тряхнуть дерево, абрикосы посыплются, как горох. Самые спелые они настолько нежны, что при падении разлетаются на две половины и из плода вываливается косточка. Абрикосы особенно понравились нашим ребятам; постоянно наведываются в сад, благо хозяева посылают, а для желудка они не вредны.
Благодаря казенному саду и отсутствию сбыта, фрукты здесь дешевы. Абрикосы продаются ведрами от 5 к., персики - 10 к. Перевозить их гужем невозможно: настолько они нежны, что на другой-третий день пути все погниют.
Православная церковь в Джаркенте. 1897
27 июня. Вчера был в
гор. Джаркенте, у благочинного. Благочинный старичок, протоиерей. В крае живет 25 лет. Много узнал от него интересного про здешний край, про здешнюю жизнь. Немало дал он советов, как держать себя с прихожанами, казаками, как вести хозяйство. Старик добродушный, спасибо ему.
Между прочим, посоветовал не брать много за браки. Я и сам так думал поступать. А берут здесь по-сибирски, от 25 р. до 100 за брак. Кстати, о доходах. За молебны и панихиды в церкви дают не менее 30 коп., за обедню 3 руб. За поминовение на проскомидии дают не менее 10 к., а то 20-40 коп.
Город Джаркент еще очень молодой, основан в 1883 году, на территории, принадлежавшей до этого года Китаю. До границы последнего от города 40 верст. В городе церкви нет; служат в таком же бараке, как и Борохудзирский. Внутренность церкви хуже Борохудзирской: вместо иконостаса - бумажные ширмы, подсвечники обветшалые. Зато икон много: везде навешено и наставлено на иконостасе, по стенам, на столбах-подпорах. Это все иконы, жертвованные офицерами. Капитал на постройку церкви - 25 тысяч - отпущен уже, - но почему-то задержали архитекторы проэкт. Священников в Джаркенте двое, военный и городской. - Последний приехал вместе со мною; до этого года был один военный.
Дж. Н. Прайс Вуд. Церковь в Джаркенте. 1907.
(Храм во имя святого пророка Божия Илии. Возведен в 1898-1900 гг.)
Русского населения в городе очень мало, если исключить войско, которого до 4 тысяч. Туземного до 15 тысяч. Из туземцев в городе две народности: таранчинцы и дунгане (китайцы-мусульмане). И те и другие до 80-х годов жили в пределах Китая. В этих годах, во время бывшего там
восстания дунган они бежали от беспорядков к нам,
приняв русское подданство. Почти вся торговля находится в их руках, за исключением десятка татарских и русских магазинов.
Дунгане прекрасные огородники и садоводы, и народ очень трудолюбивый и честный. Без них фрукты и овощи были бы впятеро дороже.
А. П. Маратканов. Колпаковская улица в Джаркенте. Начало XX в.
С трудом верится, что на месте нынешнего Джаркента назад тому 12 лет была голая степь. Теперь весь город зарос лесом, весь в садах. Тополи за 12 лет достигли 8-саженной высоты. Воды для полива очень много: вблизи города течет многоводная горная река Усек, из которой третья часть воды берется для полива борохудзирских земель. Из учебных заведений в городе одна жалкая церковно-приходская школа. С осени текущего года открывается двуклассное городское мужское училище, а в будущем году - такое же женское и низшее училище садоводства и земледелия.
Близость Китая в городе сказывается заметно. Есть целые ряды китайских магазинов с китайскими товарами: шелковыми материями, веерами, фонариками, фарфором и само собой - чаем. Хозяева и приказчики в них - китайцы, которых я вижу впервые, в национальной одежде: кофте с широкими рукавами, с косою, широчайших шароварах, башмаках с полувершковыми подошвами. В этих магазинах можно приобрести за 2 руб. фунт цветочного чаю. Черный чай с примесью к нему пятой доли цветочного приобретает особенные, приятные вкус и аромат.
А. С. Лейбин. Вид мечети (с южной стороны) в Джаркенте, построенной потомственным
почетным гражданином Вали Ахуном Юлдашевым на собственные средства. Начало XX в.
В городе возвышается очень красивая мечеть таранчинцев из китайского жженого кирпича. Еще есть две мечети, - одна дунган, другая татарская. У этих трех народностей, мусульман по религии, есть какая-то разница обрядовая; поэтому-то у них и мечети отдельно у каждой.
А. П. Маратканов. Татарская мечеть в Джаркенте. Начало XX в.
Сегодня, когда я был на базаре, было небольшое землетрясение, которого я и не заметил, люди сказали.
29 июня. Кончился пост, который нас очень истощил. Почти весь пост мы были в дороге, где свежая рыба попадалась очень редко, а консервы и соленая рыба в дороге при здешней жаре не годится, жажда замучит. И питались хлебом с чаем. По приезде вскоре купили здешней рыбы свежей,
маринки и
османа, очень дешевой, по 40 к. и 80 к. пуд. Но опять несчастье, - есть ее побоялись сразу, - сказывают, что
ядовитая. После оказалось, что неправда. Казаки, горожане и вообще все в здешнем крае посты мало соблюдают: в посты Петров, Успенский, среды и пятки едят скоромное. То же самое мы наблюдали и в Западной Сибири, начиная от Тюмени.
Сегодня был с визитом у учителя; он уроженец г. Казани; - собственно, г. Вологды, потому что там родился и жил до 7 лет. В здешнем крае живет уже 12 лет. Училище помещается на квартире, - существует с 1873 года, почти с основания села. Учащихся к списку 50 человек. Богатая при училище библиотека; большая половина книг в ней - дар с.-петербургского министерского чиновника В. Ф. Голубева. В память его брата,
военного топографа, исследователя Приилийского края А. Ф. Голубева и самая станица названа Голубевскою.
1 июля. Ходил со псаломщиком посмотреть участок причтовой земли, ныне весною вырезанный из казачьих наделов. Всего 90 десятин. Сенокосной земли не дано. Псаломщик говорит, что она и не нужна, так как сено можно собирать на полевой земле, - для этого нужно поливать ее; на политой полевой земле можно снять два-три укоса прекрасного сена в одно лето.
Одна третья часть участка поросла густым, громадным пятиаршинным камышом. Ее также можно или обратить в сенокос, или засеять клевером (люцерна), - на такой земле растет он прекрасно. В первом же случае камыш весною выжечь, а затем летом чаще его скашивать, не давая возмужать: и сено будет, и камыш измельчает.
Земельный причтовой участок начинается за полверсты от села; кругом его обходит головной казачий арык, из которого можно брать воду и на нашу землю в некоторых местах. Для большей же части участка нужно брать воду за версту. Это еще недалеко. Далее, за нашей землей, на север пойдет предгорье гор Боро-Хоро, тянущееся верст на 30 параллельно речке Борохудзирке, а затем и горы. Верст за 40 от села снеговые горы, целая гряда, отделяющие Джаркентский уезд от Копальского, защищающие теплую Илийскую долину от холодного севера.
Далеко-далеко на юго-востоке, верст за триста, виднеется снеговой хребет Тянь-Шаня, подернутый синеватою дымкою; на юго-запад верненские горы, без снега, или, вернее, - его не видно отсюда. Подле нашего земельного участка и мимо самого села бешено бежит горная река Борохудзирка, берущая начало верст за 50 в горах Боро-Хоро и впадающая в 25 верстах от села в р. Или.
Все поле, и наше и казачьи, изрезано арыками по всем направлениям. Есть арыки, видимо, недавние, новые, это русской работы, казаки проводили их. А то есть много арыков прежних, запущенных, замытых землею, оставшихся после калмыков,
населявших ранее весь Джаркентский уезд. Да и казаки более расчищали калмыцкие же арыки, чем вновь делали. Новый арык нужно уметь провести, знать, в каком направлении, на что способны привычные азиаты, - а русские еще не совсем искусны в этом. Проведешь арык так, что и вода не пойдет в него.
На поле - по арыкам и там, где нет хлеба и клевера, все поросло какими-то огромными травами, большею частию колючими, наподобие кустарников, мне незнакомыми. Из знакомых мне трав встретил репей и чертополох, по арыкам очень много мяты. Еще дикая конопля, полынь саженная, осолодковый корень и др.
3 июля. Сегодня совершил две требы - крещение и погребение. Крестить всех носят в церковь, бедных и богатых, слабых и здоровых, все равно. Так же, как и везде, при крещении два восприемника, - из коих мужчина читает «Верую» сам, - так заведено здесь. Этот прекрасный обычай малороссами исполняется; от них переняли и великороссы. Кум непременно приносит с собой ведро теплой воды для крещения. И здесь общая примета - смотреть, когда бросается воск с волосами ребенка в купель; и здесь кум и кума посмотрели в купель. После крещения я им заметил, что воск не тонет, что жизнь ребенка не может зависеть от примет.
Отпевали годового ребенка. Гроб обит коленкором, на краях рюш; на голове ребенка венок из цветов, и в гробе цветы. Из дома в церковь и отсюда до кладбища провожали его дети - человек сорок. Это по-христиански, хорошо; при заразительных, повальных болезнях трудно бороться против этого. И мы провожали до кладбища за три версты, в ризах, с пением. Впереди несли запрестольный крест.
Кладбище в большом запустении, несмотря на то, что там много схоронено членов семей офицеров и чиновников, за время квартирования полка. Кладбище ничем не обнесено, - ни валом, ни оградою, нет там ни одного деревца. Даже травы почти нет, так как оно на каменисто-песчаном грунте устроено. Обложив дерном могилы, нужно их поливать, иначе сгорит дерно. А это доставит много хлопот. Крестики есть на каждой могиле. Есть даже много памятников с мраморными плитами и чугунными решетками. Кладбище отстоит от церкви в трех верстах.
5 июля. В горах едва не ежедневно бывают грозы и дожди. Ниже к селу, даже к полям не доходят они, или редко захватывают крайчиком. Вчера там было много грозового дождя. Вода в речке поднялась и затопила все улицы в селе, также и наше поле. Для предотвращения подобных наводнений по правому берегу речки, со стороны села устроен казаками вал саженной высоты, земляной, на три версты. Вал этот и охраняет село, когда речка переполняется. Но на этот раз его промыло вверху, чрез эту промоину и ринулась вода на село.
Затопило также казенный сад, чрез который течет Борохудзирка. В саду вала нет. Унесло много яблоков и абрикосов, сушившихся на земле и на невысоких подмостках. Говорят, что зимой речка еще больше причиняет неприятностей и хлопот.
10 июля. Пшеницу у казаков кончают жать; тотчас же начинают иные молотить. Сами казаки почти не жнут, нанимают таранчинцев. Туземцы жнут своими серпами, без зубцов. Серпы их похожи на косу-горбушу, в уменьшенном виде, употребляемую на Северной Двине. Жать туземным серпом можно скорее, чем обыкновенным. Он вдвое короче горбуши.
Молотят
катком. Это восьмигранный камень 6 вершков в диаметре и 1½-2 аршина длины, с деревянными спицами в концах. К спицам привязывают постромки, в которые и впрягается лошадь. Молотить катком, конечно, легче, чем цепами: тут вся работа состоит в тряске соломы вилами и граблями, народу требуется два-три человека.
ПРОДОЛЖЕНИЕ