Командировка на противочумный кордон в Келиф. 1. От Москвы до Амударьи. Келиф и его население

Jan 31, 2025 00:20

Б. Ф. Барановский. Командировка на бухаро-афганскую границу в с. Келиф, для участия в мероприятиях против занесения чумы и прекращения могущей начаться эпидемии, с 4 февраля 1897 г. по 11 января 1898 года // Военно-медицинский журнал. 1900, № 5, 6, 7, 8.
То же. - Отдельные оттиски. - СПб., 1900.

ОКОНЧАНИЕ

Вид с левого (афганского) берега Амударьи на бухарскую крепость Келиф. Н. М. Щапов, 1912

I

Чума в последнее время (начиная с 1894 г. по 1898 г.). Ее поступательное движение. Предупредительные меры, принятые Россией. Командирование врачей в Закаспийскую область на бухаро-афганскую границу для борьбы с чумою. Прибытие автора к месту командировки.


Событие, столь сильно встревожившее всю Европу несколько лет тому назад, - чума в Индии, в последнее время проявляющая наклонность делать вылазки из своих постоянных очагов и переходить свои обычные границы. В 1894 году она распространилась в Китае на Кантон, в котором в несколько недель унесла более 60.000 жертв, из Кантона она распространилась в Гон-Конг. В 1895 г. чума перешла на остров Гайнан, окрестности Кантона и Макао. В 1896 году был захвачен остров Формоза.

Несмотря на такое распространение чумы на Крайнем Востоке, общественное мнение мало ею интересовалось. Но когда чума в конце 1896 года перешла на Индостан и сильно развилась в Бомбее и других портах, все правительства, академии и ученые общества занялись - на основании имеющихся научных данных о сущности болезни, способах ее зарождения и распространения  - изысканием быстрейших и вернейших предупредительных мер против заноса чумы из Индии. Наконец, для той же цели созвана была международная санитарная конференция в Венеции.

Из Бомбея чума стала угрожать Европе с суши и с моря, и даже обоими путями одновременно, тем более что это совпало со временем обычного ежегодного паломничества индийских мусульман в Мекку. Большое паровое судно может в 7-8 дней перенести болезнь из Бомбея в Красное море, а затем в Суэцкий канал, в Египет и порты Средиземного моря. С другой стороны, распространяясь по Индостану, через Афганистан, Туркестанский край, Персию, Месопотамию, Каспийское и Черное море, этот страшный бич представлял серьезную опасность для России и Турции.

И действительно, чума не только перешла границы Бомбейского президентства, но она была перенесена индийскими пилигримами на остров Камаран в Красном море и в Джедду (Djeddah) и, распространяясь к северу по Индостану, направилась к Персии, Афганистану и Туркестану. По некоторым известиям, чума дошла до Пешевара и захватила даже часть Белуджистана.

Вопрос о возможности занесения чумной заразы в пределы нашей Империи через Персию и Афганистан сильно волновал не только Россию, но и всю Европу. Хотя сухопутный путь в Туркестан более медленный, но зато более опасный. В Туркестане же, благодаря Закаспийской железной дороге, ныне средства сообщения стали гораздо быстрее; через 3-4 дня зараза может быть перенесена в Северный Кавказ.

Россия, ближе других европейских государств заинтересованная в этом деле, немедленно приняла соответственные меры предосторожности. Учрежденная по Высочайшему повелению 11 января 1897 года, под председательством Его Высочества принца Александра Петровича Ольденбургского комиссия, в заседании 24 и 28 января 1897 г. признала необходимым установить известные правила о мероприятиях по предупреждению занесения чумной заразы в пределы Империи с моря и с суши и по прекращению могущей начаться эпидемии.

Ввиду этого, помимо других распоряжений, учреждено было на границах наших среднеазиатских владений, в местах наиболее оживленного торгового движения, 13 врачебно-наблюдательных пунктов; из них 9 в Закаспийской области и 4 в Туркестанском военном округе, именно: на границе Бухары с Афганистаном, в Келифе, Керки, Айвадже, и на границе Ферганской области с Кашгаром в Иркештаме. При этом на каждый врачебно-наблюдательный пункт назначался один врач и в помощь ему 2 фельдшера. За невозможностью выделить сих чинов из местного состава, по ограниченности оного, военный министр изволил приказать потребный для указанных пунктов медицинский персонал командировать из других округов, в том числе из Московского военного округа 6 врачей и 12 фельдшеров; из них, по распоряжению Главного военно-медицинского управления, двух врачей и четырех фельдшеров в Асхабад, в распоряжение областного военно-медицинского инспектора Закаспийской области, для назначения их на два врачебно-наблюдательных пункта, находящихся в ведении начальника этой области, и 4-х врачей и 8 фельдшеров в потребность Туркестанского военного округа, причем 1 врач и 2 фельдшера предназначались для врачебно-наблюдательного пункта в Иркештаме, а остальные 3 врача и 6 фельдшеров назначались прямо на место нахождения врачебно-наблюдательных пунктов на бухаро-афганской границе.

Телеграммою из Главного военно-медицинского управления от 18 января (№ 28) предложено было московскому окружному военно-медицинскому инспектору избрать для указанной надобности 6 врачей, знакомых с производством бактериологических исследований. Ввиду весьма важных и ответственных обязанностей, возлагаемых на врачебно-наблюдательные пункты, его высокопревосходительство главный военно-медицинский инспектор, озабочиваясь своевременным констатированием на основании современных научных бактериологических изысканий первых случаев могущей появиться чумы, вместе с тем изволил сделать распоряжение о снабжении врачей, по прибытии их на места, походными (портативными) бактериологическими лабораториями.

Изъявив желание отправиться в командировку для участия в мероприятиях против занесения эпидемии в пределы Империи, необходимо было прежде всего, для лучшего ознакомления с сущностью болезни, способами ее распространения и профилактики, собрать все имеющиеся до последнего времени сообщения о чуме и затем ознакомиться с чумным бациллом, найденным в 1894 году Yersin’ом одновременно с Kitasato, для получения возможности несомненного распознавания упомянутой выше болезни.

Несмотря на весьма короткий срок времени, которым пришлось располагать перед отъездом вследствие экстренности командировки, и на отсутствие, в то же время, в Москве правильно организованных курсов по интересующему меня вопросу, мне удалось то и другое исполнить, благодаря местослужению моему в столице и любезному содействию заведывающих бактериологическими лабораториями Московского военного госпиталя и Ново-Екатерининской больницы. Приват-доцент Габричевский, занятый в то время в заведываемом им Бактериологическом институте дальнейшим изучением бацилл Yersin и Kitasato, не только познакомил меня и товарища по командировке со способом их определения, выделения, культивирования и показал чистые культуры, но и любезно снабдил нас для ориентировки в предстоящей работе на окраине прекрасными, характерными препаратами чумного бацилла из крови и селезенки белой крысы, погибшей от чумы.

4-го февраля я выехал из Москвы в Келиф, на границу Бухары с Афганистаном, в числе 3-х врачей, назначенных прямо в места нахождения врачебно-наблюдательных пунктов, получив предписание при проезде через Асхабад явиться военно-медицинскому инспектору Закаспийской области, для точного разузнания маршрута дальнейшего следования до места назначения. В Асхабад, центр Закаспийской области, я прибыл 20 февраля вместе с 2-мя другими врачами, командированными из Москвы для той же цели. На вокзале врачи Военно-медицинского управления предупредили меня и еще одного из товарищей, что нам прийдется с этим же поездом следовать дальше, вручив при этом необходимые документы и предписания областного военно-медицинского инспектора с указанием дальнейшего маршрута до станции Чарджуй, и оттуда на пароходе по Амударье в укр. Керки. Кроме того, несмотря на то, что мы командированы были в другой военный округ, врачи Медицинского управления любезно снабдили каждого из нас двумя выпусками Сборника статей о чуме (Труды общества врачей при Императорском Казанском университете) и Сводом правительственных распоряжений по принятию предупредительных мер против заноса и распространения эпидемических болезней.

Так как парохода в Чарджуе уже не оказалось, то нам пришлось (212 верст) совершить весьма неинтересное путешествие на туземной арбе, устроенной на двух огромных колесах больше сажени в диаметре. Езда в таком экипаже, по пустынной и относительно малонаселенной местности, возможна только шагом, и притом главным образом в лежачем положении. Караван-сараи [Постоялые дворы.], предназначенные по всему пути для остановок и ночлегов, представляют из себя глинобитные мазанки, обнесенные такою же оградой, с плохо пригнанными дверьми, земляным полом, и в большинстве случаев без окон. Единственной обстановкой в таких помещениях служит стол, сартовская кровать и несколько поломанных стульев, и все это покрыто толстым слоем пыли. В названных постоялых дворах, содержимых в высшей степени грязно и неопрятно, кроме кипяченой мутной воды для приготовления чая, а иногда пшеничных лепешек, достать ровно ничего нельзя.

28-го февраля мы прибыли в укр. Керки, расположенное на р. Амударье, где находились: управление, начальник и главный врач Амударьинской кордонной линии. Получив от подлежащего начальства некоторые необходимые инструкции и указания как об организации порученного мне Келифского врачебно-наблюдательного пункта, так и о моих обязанностях, я вместе с товарищем, назначенным мне в помощь, 2-го марта отправились на пароходе к месту назначения, в Келиф, куда и прибыли 4-го марта.

Ввиду многих особенностей местности, куда я был командирован, как: этнографических, бытовых и других, могущих влиять на развитие и течение эпидемии, не излишне будет знакомство с ними, для чего я и решил предпослать здесь краткий очерк в топографическом, этнографическом и бытовом отношениях.

II

Краткий медико-топографический очерк Келифа. Географическое положение. Топографические условия. Расположение села. Здания и способ постройки их. Внутренняя обстановка домов. Санитарные условия. Устройство отхожих мест. Окрестности. Орошение. Почва. Природа. Климат.


Я должен, однако, оговориться, что, за отсутствием необходимых инструментов и аппаратов, наблюдения мои не отличаются полнотою и всесторонностью, и что температурные наблюдения начались только с мая месяца.

Селение Келиф находится в Бухарском ханстве на границе с Авганистаном и расположено на правом берегу р. Амударьи (древний Оксус), в 120 верстах от г. Керки. Местность малоизвестная и неисследованная; только в 1894 году, с устройством таможни и пограничного поста, впервые поселились здесь русские.

Селение (кишлак) лежит между 37° и 38° сев. шир. и 66° и 67° восточной долготы и находится на одной почти широте с Алжиром и Тунисом, на полградуса южнее Афин и на 2½ градуса южнее Рима. Деревушка занимает небольшой клочок в юго-западной части довольно обширной долины, имеющей от 6 до 30-40 верст ширины и около 25 верст длины, при общем ее направлении с юга на север и с некоторым отклонением с запада на восток. Долина эта окаймляется видимыми невооруженным глазом горными хребтами, незначительными с севера и юга и более высокими с востока, где тянется самый большой хребет под названием Куги-Танг.

Окаймляющие горы, особенно на юго-востоке, не тянутся сплошною массою, но в виде отдельных отрогов и скал, образуя между собою глубокие горные ущелья и котловины. С запада и юга долина эта открыта и замыкается р. Амударьею, имеющею высокий противоположный авганский берег только против Келифа, на дальнейшем же протяжении оба берега низменны.

В силу своего положения, долина не имеет хорошей защиты от всякого рода ветров. Рядом с кишлаком находятся две различной величины отдельные возвышенности в виде каменистых скал; одна из них, более высокая, огибается рекою и обнесена отчасти каменною, отчасти глинобитною стеною, образуя таким образом небольшое укрепление, построенное, по преданиям, около 500 лет тому назад наследником Тимура (Тамерлана). В этой маленькой крепости, служившей защитою от разных набегов, живет в настоящее время бек (местный администратор).

Келиф представляет несколько десятков сероватых глинобитных [Из глины «лесса», смешанного с соломой.] с плоскими крышами избушек, с дворами и службами, обнесенными такими же глиняными заборами высотою до 3-5 аршин, расположенных вдоль упомянутой реки. Постройки возведены в непосредственной близости одна к другой, так что 2-3 улички между высокими глиняными оградами домов, идущие параллельно и перпендикулярно к Дарье, до того узки и искривлены, что свободное движение воздуха по ним невозможно.

Дома выстроены все по одному типу: глинобитная ограда с деревянными воротами или без них окружает обыкновенно широкий двор, в глубине которого - глинобитная низкая мазанка с плоскою земляною крышей, состоящей из 2-8-х тесных коморок. Отличительною чертою жилищ туземцев составляет отсутствие в них окон и печей.

Окна закрываются двустворчатыми деревянными рамами, но в большинстве случаев двери заменяют и окна. Постоянные и переносные печи европейского типа не прививаются в домах туземцев, которые с детства привыкают к холодному воздуху жилых помещений. Взрослые люди после даже непродолжительного пребывания в натопленной комнате жалуются на головную боль, а дети, выскакивая поминутно на двор, скоро простуживаются. Кроме того, отопление помещений при помощи печей обошлось бы туземцу дороже. Нагревание жилищ производится посредством жаровни с углями, или просто разводят небольшой костер из саксаула (местный кустарник), но этот способ крайне негигиеничен. Туземцы греются при помощи сандалей, т. е. жаровни с горячими углями, помещенной в неглубокой яме, вырытой в полу комнаты; над этой ямой ставится небольшой столик на низких ножках в виде табурета, который покрывается несколькими слоями ватных одеял или паласов, закрывающих на некотором расстоянии и пол; туземцы, сидя на полу, протягивают ноги под одеяла и таким образом согревают их. Семья, согревающаяся у сандаля, тратит для этой цели не больше 7-ми пудов угля, стоящего от 3 до 4 рублей, что при топке печей дровами обошлось бы гораздо дороже.

Освещаются жилища в осенние и зимние вечера глиняными светильниками с длинным носиком, чрез который проходит фитиль из резервуара, наполненного кунжутным маслом, а у более богатых - простыми керосиновыми лампочками. На земляном полу постланы камышевые плетенки (берданки), палас или ковры, что зависит, конечно, от средств, на стенах развешаны первобытные хозяйственные принадлежности, сбруя коня, чалмы, халаты и проч.; посуда их состоит из деревянных плоских мисок, глиняных кувшинов для воды с длинными горлышками, деревянных ложек, широкая часть которых находится почти под прямым углом к рукоятке, фарфоровых чашек для чаю, металлических кувшинов очень красивой формы для омывания рук и туземных самоваров, состоящих из металлического кувшина с ручкою и вставленной в него трубкою. О мебели до сих пор туземцы не имеют понятия, если не считать у некоторых кроватей, представляющих собою деревянную раму на ножках, с переплетом из камышевых веревок.

У состоятельных сартов для женской половины устраивается особенное помещение с особым двором, отделенным от мужского жилья, так что постороннему мужчине видеть женщин сартовских нельзя.

На дворе устроены из глины же вместилища для корма и пойла скота, тут лошади их, коровы, ишаки, верблюды, много собак и домашние птицы. О мостовых, а равно о вывозке грязи с улиц и дворов не может быть и речи; навоз, разные отбросы, падшие лошади, собаки и проч. свободно лежат на дворах и улицах. Естественные нужды свои отправляет сарт где попало: под забором своего двора, на берегу реки и т. д. хотя у некоторых отхожие места устроены здесь по-персидски.

Обыкновенно на дворе дома вырывают вертикальную шахту, как для колодца, глубиною от 2-х до 5 сажень; при этом, смотря по количеству населения, вырывают еще горизонтальные шахты, идущие с дна ямы на более или менее значительную длину. Вследствие этого получается громадная емкость ямы. Сверху яма покрывается помостом с небольшим узким, продолговатым отверстием в нем, посередине. Помост этот засыпается землей - лёссом, таким образом, чтобы образовался скат поверхности его от краев к отверстию, находящемуся в середине. Потом это обносится кругом глинобитной стеной, а иногда кроется плоскою крышей. Таким образом устроенное отхожее место служит очень долго, так как, за исключением громадной емкости ямы, тому помогает сильная гигроскопичность лёсса, быстро всасывающего жидкие части нечистот. Особенность таким образом устроенных мест заключается в том, что в них, при содержании в чистоте верхней площадки, совсем не ощущается специфического запаха, пока яма не переполнится.

Так как обычай вывозить из селения всякие нечистоты неизвестен сартам, то большая часть жилых помещений в Келифе расположена вблизи клоак, отхожих ям, частью засыпанных, частью открытых еще, и только здешний лёсс ослабляет несколько зловоние.

К восточной стороне деревушки (кишлака) примыкают огороды с обсаженными не часто талом, масличными и тутовыми деревьями, в тени которых устраиваются шалаши из простых камышевых плетенок. С конца марта по октябрь, жители покидают кишлак и переселяются в упомянутые шалаши и юрты, для обработки небольших участков земли, орошаемой искусственно проведенной водой из реки, при помощи арыков (канав).

Благодаря близости реки и прорытых арыков, деревья (тал) с начала марта по ноябрь покрыты листьями. Сама деревушка и ее окрестности без всяких признаков растительности, если не считать камышей на берегу Дарьи и разбросанных кое-где вдоль реки небольших островов зелени, искусственного насаждения.

Что касается характера почвы, на которой расположен Келиф и его ближайшие окрестности, то могу указать только самые общие данные. Верхний слой почвы состоит из наносного песку, смешанного с очень небольшим количеством глины, ила и различных напластований. Ближайший к поверхности подпочвенный слой состоит из песку, гравия, хряща, галек и других наносных горных пород - следовательно, материала вообще легко проницаемого для воды как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Уровень подпочвенной воды в Келифе стоит очень невысоко, не глубже, в низменных участках, 1-2 футов. В некоторых местах мне пришлось видеть слой подпочвенной воды, проявившийся на глубине всего ½ фута. Высота стояния подпочвенной влаги находится в непосредственной связи с высотою ординара Дарьи, и падение в этой последней совпадает с понижением подпочвенных вод села. Вода из Дарьи просачивается в некоторых местах на расстоянии версты и более от берега; надо полагать, что водонепроницаемый слой и направление подземных токов воды имеет направление от русла Амударьи.

В восточной части кишлака, где начинаются сады, почва состоит на небольшом расстоянии из наносного, весьма плодородного ила, «лёсса», затем, дальше, глинистые тонкие пласты постепенно исчезают и заменяются рыхлым песком.

Окружающая здесь природа мертвая, и общий вид Келифа и его окрестностей производят давящее впечатление. Серый цвет является здесь преобладающим. Вследствие глубоких песков вся окрестная долина, выжженная солнцем, представляется серой. Такой же вид имеют не только голые скалы, постройки, заборы, вылепленные из серой глины, но даже воды Дарьи, несущие массу песку, вследствие быстрого своего течения, а когда подует ветер над равниной, то и вся атмосфера делается серой.

Из низшего класса животных единственными представителями этих пустырей являются лишь ящерицы, тарантулы, ядовитые скорпионы, еще более опасные фаланги (род ядовитого паука) и знаменитый туркестанский каракурт (маленький паук), от укуса которого погибают даже верблюды. Летом особенно много саранчи. Ко всему этому если прибавить частые, сильные порывы ветров, доходящие до сухопутных смерчей, и над всею этою мертвою пустынею палящие лучи южного солнца, то картина описываемой природы приблизительно будет верна.

<…>

Скорость и сила ветра вследствие открытого места и широких со стороны господствующих ветров очень значительны и доходят часто до настоящего урагана. Более или менее сильный ветер, вследствие обилия кругом сыпучих песков, сопровождается всегда облаками пыли, которая закрывает иногда солнце в продолжение нескольких дней и забирается легко в комнаты, чему особенно способствуют плохо пригнанные двери, окна и плохие постройки. Песочная мятель бывает до того сильна, что в нескольких шагах ничего уже не видно и по прошествии нескольких таких дней глинобитная сакля заносится с наветренной стороны песком иногда на высоту нескольких аршин. Однажды в марте месяце, вследствие такой песочной мятели, пришлось нам в своей сакле выдержать невольно тягостный шестидневный карантин.

III

Население. Распределение по национальности. Исторические и этнографические сведения о ;сартах. Язык. Физическое сложение. Одежда. Пища и питье. Религия. Образование. Умственный и нравственный характер. Семейная и общественная жизнь. Базары. Занятия. Русское население.


Население Келифа делится на две группы: коренных жителей и новых пришельцев, русских. Группу первых (до 300 душ) составляет главным образом сельское туземное население «сарты».

Название «сарт» [«Сарты. Этнографические материалы». Выпуск первый. Н. П. Остроумова. Стр. 31-59.] происхождения очень древнего, и название это прилагается к туземным жителям городов и селений Сырдарьинской и частью Ферганской областей и Амударьинского отдела и отличает их от кочевого населения. Что означает слово «сарт» и откуда оно получилось, в настоящее время решить очень трудно. Но во всяком случае название «сарт» не может заключать в себе не только ругательного, но и насмешливого значения (так думают некоторые писатели), как это видно из употребления этого названия древними среднеазиатскими писателями, в русских памятниках и у современных нам туземцев.

В этнографическом отношении сарты представляют собою тип смешанный, происшедший от слияния древнего иранского населения Туркестана - таджиков с позднейшими завоевателями и поселенцами тюрко-монгольского племени. В образовании типа сарт приняли участие и другие народности кроме тюрков. Так, несомненна примесь еврейской крови, персидской и друг. Что сарты персидского происхождения, в этом отчасти убеждает нас то, что многие из них знают персидский язык, который в Бухарском ханстве считается языком как бы официальным и играет здесь такую роль, как французский язык в Европе. Все почти обучавшиеся в мусульманских школах (медресе) говорят по-персидски, равно как и администраторы: беки, казии и проч. Сарты, например бухарские, не знают почти другого языка, кроме персидского. Главная же масса населения говорит на наречии тюркском - сартском, ближе всего приближающемся к наречию узбеков и киргизов и отличающемся от турецкого и татарского, но сходным с ними в основе. С сартским языком можно обойти всю Среднюю Азию.

Тип сарта довольно красивый; они среднего роста, цвет кожи смуглый, черные волосы особенно развиты на лице, череп у них мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, черные или карие глаза очень живые и расположены по прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый; рот средний, зубы белые; лицо вообще овальное и черты довольно приятные. Среди келифских сартов можно видеть и вполне красивые лица, только у некоторых скулы слегка выдающиеся и глаза расположены под небольшим углом. В общем они довольно статные и многие из них лихие наездники. Между женщинами встречаются красивые и хорошо сложенные. Все движения сартов, особенно у стоящих во главе населения (бек, казии, имамы и богатые люди), - медленны и плавны. Восточная важность и плавность во всех движениях, доходящая до смешного, объясняется, во-1-х, тем, что жаркий климат не позволяет им ускорять своих движений, во-2-х, костюм - несколько широких и длинных халатов, ичиги с калошами на ногах и пышные чалмы на голове - мешают движениям ног, рук и головы сарта, и, наконец, в-3-х, торопливость не рекомендуется законом (шариатом) и считается свойством сатаны, по пословице. Хотя сарты по природе не отличаются достаточностью, что можно видеть в их домашнем обиходе и за работою, но они сдерживают себя, чтобы не показаться неблаговоспитанными, так как торопливость и оживленность считается у них признаком плохого тона.

Одежда, пища, питье - все это отвечает указаниям шариата. В теплую погоду туземцы обыкновенно надевают широкие с длинными узкими рукавами пестрые халаты, более почетные надевают обыкновенно три тонких халата из легкой материи; в праздничные дни, а более богатые и ежедневно, надевают халаты из ярких полушелковых или шелковых материй, подпоясываясь широким цветным или с металлическими украшениями кушаком; под халатами белая холщовая рубашка с низким, иногда вышитым воротником и широкие белые шаровары; туфли обыкновенно надевают на босую ногу даже именитые сарты; на голове живописно завязанная поверх тюбетейки широкая чалма. С наступлением холодов надевают ватные халаты и сапоги из плохо выделанной красной кожи, с узкими загнутыми вверх носками и высокими суживающимися книзу каблуками. Суконных шароваров мне не пришлось видеть у сартов даже в середине декабря.

Сарты очень неряшливы к своему телу и особенно одежде, очень немногие из них считают белье необходимостью, а не роскошью. Для огромного большинства белье есть просто нижняя одежда, которая должна носиться, пока не истлеет. Мне приходилось видеть, как сарт на берегу реки иногда моет свое грязное белье; всполоснув несколько раз в воде, он развешивает свои тряпки на солнце для просушивания и затем, после купания, в грязном виде снова одевает ее на тело. Впрочем, применяется и горячая стирка белья; на берегу Дарьи неоднократно можно было видеть сартянок, вываривающих белье на небольших чугунных котлах.

Пища сартов самая неприхотливая и однобразная, обыкновенную пищу туземцев составляют лепешки (хлеб), молочные произведения «чал» (коровье кислое молоко), фрукты (летом виноград, дыни, арбузы, персики, абрикосы), горячая похлебка «шурпа» (из какой-нибудь крупы с кунжутным маслом) и очень редко баранина, мясо и домашняя птица; горячую пищу и баранину приготовляют только в большие праздники и в случае приема гостей, которым желают оказать особое внимание. Баранина в виде шашлыка, плова или кавардака (куски баранины вместе с кусками лепешек жарятся в бараньем сале) подается только в исключительных случаях. У зажиточных больше разнообразия в пище, так, например, делают суп с пельменями из баранины и разные сладкие блюда.

Несмотря на обилие рыбы в Дарье и дичи в окрестностях, сарты рыбною ловлею и охотою не занимаются. Ружья попадаются еще кремневые.

Пищу готовят обыкновенно на очаге из нескольких кирпичей или вырывают небольшое углубление в земле. В одной из гаремных комнат или на дворике женской половины устраивается «тандыр» - яма в земле или углубление на поверхности земли в виде большого кувшина, для печения хлеба (лепешек); стены этой ямы густо смазываются глиною, затем, когда стены высохнут, они нагреваются при помощи угольев внутри, и к ним прилепляется раскатанное в руках сырое пшеничное тесто круглой формы и продыравленное во многих местах, и так запекается.

Чай очень распространен, но почти исключительно зеленый чай «чек-чай», который они пьют без сахару или вприкуску из фарфоровых чашек. Зеленый чай в знойные жаркие дни очень утоляет жажду и действует возбуждающим образом на нервную систему. Воду кипятят в особых медных кувшинах прямо на угольях или костре, у очень немногих есть бухарские или даже русские самовары. Бухарский самовар с ручкой и носиком, и в него вставлена тонкая труба, проходящая через дно кувшина, имеющее внизу широкое основание, с отверстиями на стенках для тяги. Чай до такой степени в ходу у сартов, что в дороге у каждого на длинную луку седла надевается кожаный футляр с фаянсовой чайной чашкой, и берется с собою в куржум (переметная сумка) кувшин для кипячения воды. Бедные жители летом даже исключительно питаются лепешками и чаем, и только редко едят мясо. Мне приходилось неоднократно видеть обед «каюкчиков», перевозчиков на Дарье, которые, вынув из-за пазухи несколько лепешек, съедали их и затем, набрав в горсть мутной амударьинской воды, ею запивали, и только вечером пили чай или что-нибудь горячее.

Конечно, в жарком климате потребность в пище значительно меньше, но все-таки приходится удивляться, чем только люди живут. Употребление спиртных напитков коренному населению неизвестно.

Жизнь богатого туземца мало чем отличается по обстановке от жизни бедняка. Люди с большими средствами имеют просторнее дом, лучшего качества и более значительный запас одежды и более обильную пищу.

Туземцы-сарты исповедуют магометанскую религию суннитского толка; правила шариата настойчиво и строго проводятся в жизни келифских сартов, которые отличаются своим фанатизмом. Школ никаких не имеется и грамотных между ними только несколько человек; религия заменяет им и все научные познания. В современном смысле науки у сартов нет и умственного движения среди них никакого не заметно. Так как вся жизнь мусульман устраивается на основании шариата - кодекса религиозного, и влияние русских, пришедших в прикосновение с туземцами только несколько лет тому назад, не могло еще сказаться, то келифцы со своей первобытной культурой производят на свежего человека, европейца, впечатление народа полудикого, как бы живущего несколько столетий тому назад.

От природы сарт наделен хорошими умственными способностями, он очень смышлен и скоро все усваивает. Сарты очень хитры и льстивы: они весьма осторожно выражают свое неудовольствие, а к людям власть имущим совсем его не проявляют и, наоборот, щедро рассыпают слова благодарности. Никогда сарт прямо не откажет в просьбе русского, он всегда с почтительною улыбкою соглашается на ваше предложение, но в большинстве случаев можно вперед предсказать, что обещания своего он под разными предлогами не исполнит, и это может продолжаться очень долго, пока не говорят с ним решительно. Если он увидит перед собою внушительную силу, то надутость его быстро переходит в безответное смирение. Сарты трусливы и лживы, всегда стараются обмануть человека, с которым имеют дело. Кроме того, они отличаются своею корыстностью, и эта черта их характера особенно проявляется к неверным победителям, т. е. русским. За вещь, ему совсем непригодную и не имеющую никакой для него цены, заламывает цену баснословную, если он только видит, что вещь эта вам нужна или понравилась. Туземцы очень ленивы и вся работа передана в руки женщин.

В семейной жизни сарты отличаются чадолюбием, и приходилось не раз видеть, как они проявляют нежные ласки детям. Сарт считает жену своей рабой, на жене лежат заботы по хозяйству и по довольствию всего семейства, жены выделывают ковры, ходят за скотом, заботятся об одежде, шьют обувь и проч. Сам сарт только лежит или сидит на полу и курит свой челим [Трубка для курения табаку через воду.] или пьет чай, занимаясь праздною болтовнею. Женщины и мужчины разобщены, и первые в общественной жизни сартов нигде не показываются. Многоженства среди келифских сартов нет, ввиду их бедности; только у бека и еще нескольких человек более богатых по две жены.

Одно из хороших качеств в сарте - это гостеприимство, честность, трезвость и умеренность в жизни. Все эти симпатичные качества составляют естественные черты их патриархального быта. За все время моего пребывания не было между ними ни одного случая воровства. Можно оставить квартиру отпертою и быть уверенным, что все будет в целости.

Несомненно, что некоторые несимпатичные черты их народного характера со временем сгладятся и изменятся к лучшему под влиянием русских.

Общественной жизни, в нашем смысле слова, у сартов нет. Они посещают преимущественно друг друга и, кроме того, сходятся иногда на особые вечеринки, устраиваемые в чай-хане (чайная), где передаются разные новости, пьют чай, играют в кости, а иногда слушают незатейливую музыку на бубнах и балалайках.

Самым общественным местом для населения служит базар в дни торга, которые бывают в Келифе по понедельникам и четвергам. На базар, кроме местных обывателей, приезжает народ из других соседних кишлаков и с того берега Дарьи из Афганистана; на базаре сообщаются и распространяются всякие новости. Сидят сарты где-нибудь на песке под навесом в тени и проводят целые часы на открытом воздухе в разговорах вокруг «челима», из которого они по очереди затягиваются, или за чаем. Иногда на базаре появляются проповедники, собирая около себя охотников послушать религиозные и другие рассказы; несколько раз устраивались также танцы и пляски батчей (красивых мальчиков).

Главное занятие келифцев - земледелие, но некоторые из них занимаются и мелкою торговлею, которая особенно усилилась с приходом русских. Небольшие только места засевают хлебом и обрабатывают под огороды, да и то при условии искусственного орошения.

Мастерства туземцы почти никакого не знают, но зато они прекрасные штукатуры и являются мастерами в лепных работах. Столярные, токарные и плотничные работы выполняют неохотно, грубо и неумело; печные и малярные работы им неизвестны. Вообще, мастеров среди келифцев нет, вся домашняя утварь, одежда, обувь, все ими приобретается у русских, или же приготовляют домашним первобытным способом.

В административном отношении все жители селения и окрестностей подчиняются беку (вроде областного начальника), который через своих чиновников (аксакалов) взимает зякет (подати) и устраняет все возникшие между жителями недоразумения, сам или через особого судью (казия).

Ко второй группе жителей Келифа относятся пришельцы - русские, которых можно разделить на две категории: на живущих постоянно (с 1894 года) около 50 человек: 5 чиновников, служащих в таможне, 7 досмотрщиков при ней, и 28-30 нижних чинов Отдельного корпуса пограничной стражи при одном офицере, и, затем, на живущих временно, вследствие устройства кордонной линии, около 40 человек: 1-го врача, 6-ти санитаров, двух фельдшеров и 25-30 казаков при 1-м офицере. Всего, следовательно, русского элемента с их семьями было человек 90 (приблизительно) и человек 8 интеллигенции.

ОКОНЧАНИЕ
См. также:
А. М. Левин. Чума в Анзобе в 1898 г.
О чуме в Уральской области (1911, 1913):
А. Ф. Пальмов. Моя командировка на чуму в Уральскую область в последнюю эпидемию
Государственная Дума. Стенографический отчет: 21.I.1914

О Келифе и других населенных пунктах Бухары:
https://rus-turk.livejournal.com/669271.html
Об Асхабаде и других населенных пунктах Закаспийской области:
https://rus-turk.livejournal.com/544343.html

.Бухарские владения, военно-медицинский журнал, история российской федерации, медицина/санитария/здоровье, Иркештам/Эркеш-Там/Эркеч-Там, .Ферганская область, описания населенных мест, семья, народные увеселения, .Закаспийская область, .Афганистан, сарты, русские, жилище, история туркменистана (туркмении), барановский бронислав францевич, национальный костюм, кухни наших народов, Асхабад/Полторацк/Ашхабад/Ашгабат, базар/ярмарка/меновой двор, Москва, история кыргызстана (киргизии), Керки/Атамурат, Келиф, пограничная стража, 1876-1900

Previous post Next post
Up