Зеленчукское ущелье. Часть 1: Нижний Архыз, или В поисках Магаса

Mar 20, 2023 22:01



Магас - огромный город (15 тыс. жителей) в трёх дня пути от Сарира, столица царства Алании в предгорьях Северного Кавказа. Вот, собственно, и всё, что теперь известно о Городе Солнца, христианские владыки которого с союзе с Византией подарили этой земле самый долгий период мира в её истории. Наследниками алан себя считают осетины, карачаево-балкарцы и ингуши - последние даже свою новую столицу назвали Магас. Своё городище Магаса, а то и не одно, есть в каждой кавказской республике, но самым убедительным из них видится Нижний Архыз в 70 километрах от Черкесска за показанной в прошлой части мозаикой 5 народов Карачаево-Черкесской республики-коммуналки.

Из Черкесска сюда две дороги. Одну, глухую и разбитую, но проходящую через черкесские и абазинские сёла под старинной башней Адиюх, я показывал в прошлой части. Другой будет посвящён пяток постов: это основная трасса Карачаево-Черкесии в курортный Домбай. На ней хороший асфальт, отбойники и физическое разделение, однако и сёла стоят сплошняком от Черкесска до Карачаевска. Посередине, за мостом через Кубань между сёл Сары-Тюз и Кумыш, наш поворот отмечает пара красных башен:

2.


Это резервуары Зеленчукской ГЭС, заметной с поворота на фоне многоэтажек основанного в 1974 году посёлка гидростроителей Правокубанский (3,3 тыс. жит.). И то, что ГЭС Зеленчукская, а тут Кубань - ещё более удивительно, чем кажется: фактически это устье рукотворной, частично подземной реки длиной 35 километров. Помимо русловых ГЭС есть ещё и деривационные: напор им даёт не плотина, а канал или тоннель, например спрямляющий излучину или спускающийся из параллельной долины. Апофеозом такой схемы и стала строившаяся 30 лет (1976-2006 с перерывом в 1990-94) Зеленчукская ГЭС: её деривация начинается на Большом Зеленчуке, продолжается гидроузлами на истоках Малого Зеленчука, в одноимённых своим рекам сёлах, - эстонской Марухе и греческом Хасауте, - и завершается на Кубани. Здесь её дополнили в 2010-16 годах ещё и гидроаккумулирующей станцией, которой и принадлежат резервуары на горе да пара водохранилищ: в межпиковое время они наполняются с помощью насосов, а в пиковое сбрасываются, давая ток. Ну а что в итоге? Мощность ЗелГЭС - от 156 до 320 МВт (если с ГАЭС), что сопоставимо с Рыбинской гидроэлектростанцией. Но только сравните размеры водохранилищ...

3.


Подробно Зеленчуская ГЭС-ГАЭС (это её официальное название) показана здесь, но прямо сказать, больше впечатляет она описанием: отдельные её объекты не выделяются ни обликом, ни масштабом. Рукотворная река течёт выше по горам, а мы, переехав Кубань и свернув вправо, прямо от моста ныряем в тоннель с "автографом" гидростроя:

4.


Он выводит в глубокую мрачноватую балку:

5.


Понемногу раскрывающуюся в поля плодородной долины. Лестница кавказских хребтов здесь устроена совсем не так, как в показанной ранее Кабардино-Балкарии: Лесистый хребет не отличить от лесополки, Пастбищный похож на холмистую гряду вроде заволжских сыртов, а Скалистый хоть и правда скалист, но в основном - немногим выше. Настоящие горы в этой части Кавказа - лишь Боковой и Главный хребты, тянущиеся по левую руку:

6.


Миновав станицу Кардоникскую на истоках Малого Зеленчука, которой я заканчивал прошлую часть, подъезжаем к Зеленчукской. Вмещающая 20 тыс. человек, она спорит с Карачаевском за роль 2-3-го центра КЧР после агломерации Черкесска и Усть-Джегуты, и в этой игре названий ей бы подошло Казачинск. Вместе с соседними Кардоникской, Сторожевой, Исправной и Преградной на Урупе она была основана в 1859 году как звено Зеленчукской укреплённой линии. Кавказская война тогда шла на излёт, по здешним горам ходили последние отряды кабардинских хаджретов, и генералы, скорее всего, вполне понимали, что набеги иссякнут через несколько лет. Смысл Зеленчукских станиц был в другом: в Кавказских горах образовалась Русская долина. Селились тут казаки Хопёрского полка, забористую историю которого я рассказывал уже и в прошлой, и позапрошлой частях: один из истоков казачества, хопёрцы сплотились у Червлёного Яра ещё в 13-14 веках из беглых славян, алан и адыгов и были приручены для охраны границ Великим княжеством Рязанским. Дальше хопёрцы примкнули к донской вольнице, охотно участвовали в восстаниях типа Разинщины или Булавинщины, но именно Хопёрский полк, впервые сформированный в 1696 году, сыграл ключевую роль в штурме Азова. В 1777 году его перевели в Ставрополь, откуда хопёрцы постепенно распределились вдоль Кавказской укреплённой линии. В 1845-м её станицы были сведены в Кавказское линейское казачье войско, и именно в таком качестве, вместе с солдатами двух пехотных полков, казаки прибыли в Зеленчукскую и в мае того же года пережили первый набег. Год спустя, в 1860-м, возникла Кубанская область, все казачьи формирования которой стали единым Кубанским войском. И хотя следующие полвека жизнь в её самом восточном Баталпашинском отделе (уезде) текла относительно мирно, Верхняя Кубань не растеряла дух казачьего фронтира, вновь проявившийся в эпоху перемен. В 1918 году Верхняя Кубань стала оплотом одиозного Андрея Шкуро, который позже со словами "Хоть с чёртом против большевиков" примкнёт к фашистам. В Гражданскую он наладил по станицам базу промышленную снабжения всего Белого Юга (например, лесозавод в Зеленчукской), и с опорой на эту базу занял Ессентуки и Кисловодск. Советы, всего это не забыв, сделали верхнекубанцев меньшинством в национальной автономии: в Зеленчукской карачаевцы ныне 20% жителей, а над куренями у въезда строится огромная мечеть. Однако и у казаков крепкая память...

7.


Зеленчукская поначалу не выделялась среди прочих станиц, размером даже уступая соседним Сторожевой и Кардоникской. В 1931 году, однако, она стала райцентром, а стало быть - и "русской столицей" Карачаево-Черкесии: славян в республике 32% жителей, в том числе 63% в Зеленчукском и 77% в Урупском районах. 19 августа 1991 года, на волне казачьего возрождения и всплеска кавказского национализма, активисты этих двух районов провозгласили в составе тогда ещё живого СССР Зеленчукско-Урупскую Казачью Советскую Социалистическую Республику. 9 днями раньше в Черкесске таким же образом была провозглашена Баталпашинская Казачья республика, а 30 ноября БКР и ЗУК ССР объединились в Верхне-Кубанскую Казачью республику со столицей в Зеленчукской. И хотя запала хватило дай бог на полгода, а большинство жителей ВККР в надвигавшейся Смуте вообще не заметили этой движухи, столь же огромная, сколь и невзрачная станица так и осталась в истории центром маленькой и непризнанной, но как бы не единственной русской автономии в СССР и РФ. Памятники ей - многочисленные церкви, на заре 1990-х обильно строившиеся по станицам из силикатного кирпича и узорчатой жести. В прошлой части я показывал храм в Кардоникской, обзор зеленчукско-урупского казачьего зодчества есть здесь, однако как раз-таки станицу-столицу оно обошло стороной: Петропавловский храм тут моложе (2006) и в стороне от дорог. По виду Зеленчукская - цветастый, шумный, очень живой городок со светофорами на перекрёстках и зеркальными стёклами ТЦ, но глазу зацепиться в ней не за что. Вот разве что у дороги на Архыз какие-то стены, в которых хочется углядеть то ли перестроенную казачью крепость, то ли лесозавод Шкуро. Самую интересную достопримечательность Зеленчукской я и вовсе поберегу до следующей части. Пока мчимся дальше наверх: казаки - не первый христианский народ этой благодатной долины.

8.


Как знает всякий, кто раз писал в Дзене на русскую тему, "раса - это Роды Асов Страны Асов". В тех асах, что населяют Асгард, иные исследователи вроде Тура Хейердала видели реальное степное племя, продравшееся сквозь леса в Скандинавию: прародину их ищут теперь то в Азове, то в Азербайджане, то в Осетии. Наконец, роды асов кочевали и страна асов лежала в степях между Волгой и Днепром: так называлось одно из бесчисленных племён Турана, тёмной половины Земли, которую Кавказ отделял от светлой половины - Ирана. Туран населяли скифы, саки, сарматы - кочевые индоевропейские племена, из-за края Ойкумены налетавшие на персидские сады за Каспием и греческие торжища Причерноморья. Они говорили на схожих языках, исповедовали схожие культы, а союзы их были недолговечны, и потому границы всех племён степи - условны. И вот асы, аорсы, роксоланы, сираки где-то на рубеже эр сплавились в единую общность - аланов. С 1 века нашей эры хроники Рима, Парфии, Грузии, Армении регулярно полнились сообщениями то о набегах аланских вождей, то о браках их дочерей с местными царями: так, женой крестившего Армению Тиридата III была аланская царевна Асхен, дочь вождя Асхкадара. Против аланских набегов Сасанидский Иран строил свои знаменитые стены на Каспии, для алан же не было стены неприступнее, чем сам Кавказ. Зато Туран скрывал народы пострашнее: на рубеже 3-4 веков из его глубин явились гунны, но покорив алан, лишь предложили их вождям присоединиться к походу на Запад. И вот уже аланы били готов, переходили на службу увядавшему Риму и грабили его в 455 году вместе с вандалами. В 439-534 на средиземноморских островах и берегах теперешних Испании и Туниса существовало Королевство Вандалов и Аланов со столицей в возрождённом Карфагене, а в Венгрии до 19 века жил народ яссов, говоривший на почти что осетинском языке. На родной чёрной земле же остались во-первых те из алан, кто пахал её - по Дону и Донцу до Харькова и Воронежа известна салтово-маяцкая аланская культура, а во-вторых - самые непокорные вожди, видимо от гуннов и получившие монгольское прозвище "багатары". Племена под их началом откатились под Кавказ, загнав в глухие долины мирных аборигенов предгорий, которым ещё предстояло пройти долгий путь и переродиться в свирепых вайнахов. Багатаров вскоре дополнили алдары - князьки-землевладельцы, а там и до кэркэндаджа (в осетинском варианте - кундаджика), то есть правителя, было недалеко: в 5-6 веках аланские племена начали сплавляться в государство.

9.


Точками тх конденсации служили перевалы - пути набегов, ворота торговых дорог и рубежи обороны. Лучшими из них оказались Крестовый перевал за Дарьяльским ущельем и Санчарский в верховьях Зеленчука и Урупа: под каждым возникла своя конфедерация племён. Восточные аланы были многочисленнее и богаче, зато западные шли на шаг впереди в организации общества: с середины 6 века в византийских документах фигурирует правитель Саросий, причём имя то или титул ("сар-и-ос" - "царь асов"), историки спорят до сих пор. Не без помощи греков, вероятно, и взошёл этот царь на престол, воспользовавшись эпидемией чумы и наступившей среди кочевников смутой. Верный союзник Византии, он держал единственный проход через Кавказ вне сфер влияния её главного врага - Ирана. Однако сельская мечеть (1999) в русско-карачаевском селе Даусуз (1,5 тыс. жит.) у истоков Зеленчукской деривации - это дальний отголосок Арабского халифата, в 651 году покорившего Иран. Буквально в тот же год с севера в Предкавказье явились огуры - новая волна кочевников, даже не тюрки (экспансия которых почти не коснулась алан), но их ближайшая родня, на берегу Каспийского моря построившая Хазарский каганат. Одно из самых таинственных государств мировой истории, Хазария причудливо породнилась с евреями: в 8 веке её беки Буланиды, оттеснив каганов на сугубо ритуальную роль, приняли иудейство, а за Каспием под опекой хазар находился нейтральный остров Абескун - главная база странствующих еврейским купцов раданитов, державших самую прибыльную торговлю на Великом Шёлковом пути. Словом, Хазария взяла под контроль нервный узел мировой торговли, и стократ уступая Византии или Аравии военной мощью, своим влиянием была достойна их. Кундаджикам Буланиды смогли предложить больше, и вот где-то в том же 8 веке между Лабой и Сунжей сплотилось Аланское царство.

10.


Поначалу - вассальное хазарам и имевшее в общем один смысл: не пускать за Кавказ арабов и не принимать от них ислам. На перевалах кипели жестокие битвы, а аланская конница в 30 тысяч сабель считалась чуть ли не лучшей на тогдашней Земле... однако ни одна экспансия не может длиться вечно. В 9-10 веках сперва Грузия, а затем и Армения сбросили власть халифата, и вот в чертогах кэркэндаджей снова зазвучала греческая речь. Первыми тут проповедовали христианство Григорий Просветитель и сосланный в пограничную крепость Максим Исповедник, а всерьёз за дело взялся в самом начале 10 века константинопольский патриарх Николай Мистик. С опорой на Абхазское царство, портовый Сотириуполь (ныне Пицунда) с первой кафедрой Кавказа, он отправил к аланам несколько миссий во главе с монахами Евфимием (он же крестил царя болгар) и Петром, и вот в 916 году правитель Атан принял крещение. Его преемник Амбалан в 932 году было изгнал клириков - но то был последний, недолгий реванш хазар, которых вскоре втоптали в пыль князья другого государства, сложившегося не без хазарских интриг - Руси. В 968 году хазарский протекторат над Аланией пал вместе с самой Хазарией, и Византия осталась единственным "старшим союзником" для обеих варварских стран за Понтом. Как и на Руси, с одной стороны греки всячески привязывали Аланию к себе экономически, а с другой - постоянно подчёркивали её независимость, даже придумав для кэркэндаджа собственный титул "экскусиократор", то есть "властодержец". Ему было, что держать: Алании принадлежали участок Шёлкового пути со стратегическими перевалами и плодородная степь Предкавказья, где страна не имела границ, потому что граничить там было попросту не с кем. Чернозёма в той степи было больше, чем готовых его возделывать рук, поэтому следом за аланами на плоскость сошли крестившиеся вайнахи. По краешеку обосновались половцы - кочевники-кипчаки, в 11-12 пришедшие с Мангышлака и постоянно терзавшие Русь. Экскусиократор предложил им своеобразную сделку: туда - набегайте, сюда - сбывайте награбленное, а главное - других кочевников гоните прочь. Сильная армия и избыток ресурсов позволяли Алании сохранять удивительную примитивность: по сути это было классическое "варварское королевство" с безграничной властью багатаров, фактической независимостью алдаров, тонким слоем христиан в элите и купечестве над тёмным языческим народом... Не было у алан и своей письменной культуры, а потому под каким из 130 аланских городищ (на западе больше каменных, а на востоке глинобитных) скрывается стольный Магас, наука не знает ответа.

11.


Но в конечном счёте алдары обнаглели на своих уделах, у багатаров отрос жирок и затупились мечи, а экскусиократоры держали власть лишь на словах, забываясь в пирах и охоте. Уже в 12 веке аланские городища начали пустеть, а затем непобедимая напасть пришла с востока. После нашествия монголов предгорья сделались окраиной Золотой Орды, и хотя земледельцы Алании продолжали цепляться за чернозём, жить внизу делалось всё опаснее. В 1293-1306 году князь Ос-Багатар в последний раз пытался возродить Аланское царство, но только наступал он по другую сторону гор - на грузин, в бою с которыми и сгинул. Наконец, в конце столетия аланы поставили не на тех, поддержав ордынского хана Тохтамыша, чей враг Тамерлан, обратив в руины Золотую Орду, в 1395 году окончательно растоптал и Аланию. И если Восточная Алания со временем переродилась в Осетию, то в Западной Алании идеальная для торговых дорог и хозяйственных угодий земля оказалась беззащитной в эпоху смут - и потому опустела. Позже её заселили (именно в такой последовательности) абазины, ногайцы, черкесы, русские и карачаевцы, а о славном прошлом напоминают храмы, которые некому оказалось разобрать на стройматериал. Похожая история, пусть и не столь тотальная, была в древней Руси: Киев и Архыз стояли у ворот Византии, которая сама в те века приказала долго жить, а Дарьял и Волга вели в азиатские страны, которые продолжили стоять. Уже не возродившись, в памяти своих народов Алания осталась как золотой век: согласитесь, даже из наших просвещённых времён не легко представить на Кавказе два века мирной жизни?

12.


За горами параллельным курсом шла Албания - видимо, такой же синтез иранских кочевников и нахских горцев, поддержанный великими державами. Но самую схожую траекторию имела Русь - вплоть до расцвета в той же середине 11 века, при царе Дургулеле Великом. Его могилу, похожую больше на дольмен (кадр выше), я подробнее показывал в музее Ставрополя, куда она попала с городища у хутора Лесо-Кяфарь в параллельном ущелье. Там сохранились руины стен и десяток дольменоподобных гробниц, и не тропу на "долину царей" ли отмечал вот этот менгир у дороги?

13.


Магас пал в 1239 году, на год раньше Киева. Крупнейшие аланские городища лежат в окрестностях его нынешнего тёзки, созвучие названий намекает на Маджар (крупнейший ордынский город Предкавказья), а сохранившиеся памятники - на Нижний Архыз, городище в 20 километрах от Зеленчукской. Ну а раз нет причин для обратного - почему не считать Магасом именно тот город, по которому и ныне можно погулять? Первым эти руины нашёл, преследуя горцев, в 1802 году генерал Алексей Потёмкин. Позже сюда не раз приезжали офицеры, учёные, художники, архитекторы, а в 1889-1918 действовал Александро-Афонский монастырь, пытавшийся возродить древние храмы и крестить горцев.

14.


Близость главной достопримечательности КЧР выдаёт придорожный базарчик с храмом Спаса Нерукотворного (2008). Под склонам хребта Мыцешта - карачаевских лавки, знакомые по балкар-базарам соседней республики. Со стороны реки - ряд кафешек с посредственными хычинами, примечательных общим двором с колоритными малыми формами.

15.


От храма уходит наверх лестница в 526 ступеней:

16.


Красной полосой вьющаяся среди деревьев и скал:

17.


Она приводит на площадку под отвесным обрывом, буквально увешанную табличками, запрещающим подъём:

18.


Там, наверху - лик Христа, найденный в 1999 году братьями-станичниками Сергеем и Анатолием Варченко. И - воистину чудесным образом до сих пор не оскверненный вандалами, причём не теми, о которых я выше писал. Просматривается он еле-еле, так что верующие считают, что он не виден атеистам, а многие атеисты - что это и вовсе природная текстура. Написать же его могли с равным успехом и византийские миссионеры, и русские монахи, и даже какой-нибудь батюшка-активист Верхне-Кубанской республики. Где однозначный ответ - там не Алания...

18а.


С лестницы можно разглядеть за деревьями Средний храм, но в обход до него пара километров:

19.


Ведь городище лежит под хребтом Ужум за рекой, а единственный мостик у начала дороги к Спецобсерватории РАН - примерно в километре впереди, под островерхой скалой Кораблик:

20.


В 1988 году городище стало музеем, и видимо тогда же обзавелось оградой из дикого камня и воротами с платными входом. Доплатив, можно проехать и на машине: до самого дальнего храма тут более 2 километров.

21.


Первая треть пути - по белой, ярко блестящей на солнце грунтовке. За очередным поворотом густой лес расступается, открывая заброшенные монастырские корпуса, которые в 1925-63 годах занимал детдом, а позже - турбаза.

22.


Страж городища у Подорванной балки - одинокий менгир Воин-Тюрок:

23.


Хотя по лицу это, пишут, типичный алан, да и сама форма изваяния аланская:

23а.


Его напарник - Воин-с-Чашей, где-то лишившийся головы. Да и чаша почти затёрта, но даже так в этом инвалиде степных войн виден типичный образец половецких "каменных баб".

24.


На том берегу - скала с Христовым ликом:

25.


А в ультразум и сам лик можно увидеть не через стекло:

25а.


За Подорванной балкой и первыми монастырскими корпусами начинается Город - явная жилая часть вдоль трёх сходившихся улиц без мостовых, которым археологи дали даже собственные названия: Набережная, Подгорная и Центральная. На них стояли четыре сотни домов, в основном крепкие усадьбы со множеством построек за высокими заборами, где жили большие семьи в компании слуг и рабов. Последние занимались не только домашним хозяйством: в одной из усадеб археологи накопали самый настоящий металлургический завод, вполне серьёзный для своей эпохи. Собственно, городов европейского типа в Алании и не было - только конгломераты алдарских и купеческих усадеб под защитой крепостей. В двух имениях Нижнего Архыза обнаружены маленькие домовые базилики, но в итоге из всех городских построек уцелел лишь Южный храм - самый невзрачный, молодой и маленький (8,5 на 7,7м), но в каком-то смысле - самый интересный:

26.


Дело в том, что следующие два храма строили, видимо, греческие или грузинские мастера, а эту церковку, скорее всего уже в 11, а то и 12 веке - сами аланы, пытаясь им подражать. Получилось своеобразно: внутри храм впечатляет неправильностью линий и форм - даже барабан тут не кольцо, а эллипс!

27.


На всё это нахлобучены жестяная кровля и луковичная главка - в начале ХХ века монахи "отреставрировали" Южный храм, и слава Богу, что до остальных добраться не успели. Тогда его освятили в честь Александра Невского, что в общем абсурд с учётом того, что церковь была построена за век или два до его рождения. В 1991 году, высчитав азимут его главной оси, археологи пришли к выводу, что Южный храм был заложен в Ильин день, а стало быть на самом деле он Ильинский. Теперь его называют старейшим действующим храмом России, хотя если  последние датировки верны, Ильинская церковь чуть моложе Новгородской Софии и ровесница ещё 3-4 древнерусских церквей.

28.


Большинство монастырских построек заброшены, а на месте трёх улиц со времён приюта и турбазы вырос уютный парк.

29.


В одном из корпусов скрывается небольшой археологический музей, причём присматривает за ним не музей-заповедник, а энтузиасты из Спецобсерватории РАН. Там много вещей из обихода магаситов, и в том числе шёлковые ткани, которые в Константинополе не каждая матрона могла себе позволить, а здесь, на Шёлковом пути, их носили чуть ли не простолюдинки. Ещё - керамическая посуда, бляшки и украшения, обильное в усадьбах воинской знати оружие... У музея есть очень подробный и красивый сайт, а я вот про него не знал и теперь кусаю себе локти. Настоятельский дом, ныне занятый администрацией музея-заповедника, мы также увидели наглухо запертым:

30.


Рядом - ещё пара камней. Слева межевой знак с крестом, справа - видимо, крестильня:

31.


Из дохристианских времён же были 2 чашечных камня, найденных в 1961-62 годах и с тех пор каким-то образом утраченных. "Оспины" на нех - не природная фактура, а искусственные углубления, символизирующие расположение небесных тел. Ещё раньше, вероятно в Гражданскую войну, исчезла Зеленчукская надпись (вернее, стела с ней), найденная в 1888 году археологом и художником Дмитрием Струковым. Она была начертана греческими буквами, но на аланском языке, и гласила примерно "Иисус Христос. Святой Николай. Сахира сын Хорс, Хорса сын Багатар, Багатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг - их могилы" или (версия Георгия Турчанинова) "Доблестных осетин скорбная могила: Истура сын Бакатар, Бакатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг, их памятник есть". Во втором варианте, что характерно, Турчанинов переводил её не на современный осетинский, а на ясский.

31а.


За прудом на позапрошлом кадре - длинный братский корпус, в котором и сейчас монахов представить легче, чем беспризорников:

32.


Внутри нашлись развалины печей и, внезапно, расписная ложка:

32а.


Границу Города подводит безлесная балка Хасана, вмещающая Средний храм - явный центр всего городища:

33.


Это памятник уже вполне узнаваемого византийского зодчества, работы если не греческих, то грузино-абхазских мастеров. По формам и приёмам его можно датировать началом 10 века, а с учётом истории крещения провизантийского Атана и отречения прохазарского Бэла - 916-32 годы. Тем более солидных размеров храм (23 метра в длину, 14 в ширину и 15 в высоту) примерно столько и строился.

34.


Монахи в 1890-х чуть подлатали его и освятили как Троицкую церковь, а определение дня закладки по азимуту показало, что скорее это был Преображенский собор. Главный храм Города на краю его усадеб:

35.


И в то же время, сказать прямо - не шедевр: ни экспрессии форм, ни искусства деталей, ни оригинальности. Строя Десятинную церковь или Киевскую Софию, греческие зодчие подошли к делу с фантазией, заложив на Руси принципиальную новую архитектуру. Здесь же, видимо, успех миссии в окружении врагов не оставлял пространства для манёвра: строиться выше, больше, крепче - и не терять ни дня!

36.


На кадре выше у подножья - несколько каменных могил. Сам Преображенский храм теперь просто коробка стен:

36а.


Суровая древность внутри впечатляет:

37.


Голые кирпич и белый камень напоминают о храмах древней Армении:

38.


Но это обманчиво: когда-то Преображенский собор Магаса был расписан фресками. Кое-что успел зарисовать всё тот же Струков:

38а.


Теперь на стенах лишь жалкие остатки древнейших в России росписей:

38б.


Средний храм стоят чуть в стороне трёх улиц Города - они были древнее него и сходились к вон той поляне:

39.


На которой можно разглядеть Аланский круг - самый загадочный объект Нижнего Архыза:

40.


У берега лежит кольцо каменных стен диаметров 88,5 метров... впрочем, интереснее другая система измерения - 300 римских футов. Для скотного загона кольцо было расположено слишком торжественно, для театра или стадиона - лишено трибун, для цитадели - слишком хорошо простреливается, а внутри ещё и нет культурного слоя - лишь остатки костровищ, в которых жгли уголь. Зато расположение отдельных деталей, как бы меток, указывает, что выступы и просветы были сориентированы на зимнее солнцестояние и византийский Новый год (1 октября). В общем, здесь тот редкий случай, когда самая красивая версия звучит и самой убедительной: это - дохристианское святилище и старейшая из обсерваторий Архыза. А заодно явный намёк на Магас - Город Солнца:

40а.


Ведь все детали явно указывают на поклонение Солнцу и Огню как его земной проекции. Словом - на то древнеарийское язычество, из которого стараниями пророка Заратуштры вырос зороастризм. Не знаю, был ли Аланский круг разрушен после возведения Среднего храма, но хочется верить, что хоть сколько-то лет христианская знать и язычники-простолюдины молились тут и там параллельно.

40б.


От балки Хасана начинается так называемый Второй Сельскохозяйственный участок, по которому на 700 метров тянулись сады и огороды магасян:

41.


В зарослях попался одинокий домик - уж не знаю, монастырём построенный или музеем. Полез сквозь кусты его фотографировать я потому, что на самом деле в Нижнем Архызе не 3 церкви, а 14, вот только остальные базилики при домах и кладбищах выглядели примерно так:

42.


И Северный храм окружён фундаментами 5 таких базилик:

43.


За отмеченной мостиком Церковной балкой начинается последний район Магаса Нижнего Архыза - посёлок Аланской епархии. Отсюда, собственно, и зачёркивание: есть мнение, что богатый языческий Магас располагался в Восточной Алании и служил экономической столицей, в то время как христианский Архыз был духовным центром в Западной, а эксусиократор перемещался меж двух городов. Я выдам совсем уж маргинальную гипотезу: а почему в Алании не могло быть два Магаса? Может быть, "город-солнце" - не топоним, а статус?

44.


Как бы то ни было, именно Северный храм считается кафедральным собором Аланской метрополии. Последняя, как и всё в Алании, загадочна: нет никаких сведений о её учреждении, а в церковных документах Константинополя она как-то без повода появляется с последних лет 10 века, причём под номером 61 - сразу после созданной в 988 году Киевской митрополии. Последняя, при этом, делилась на епархии, в то время как Аланская - нет: скорее всего, она вообще не имела строгой иерархии и просто обозначала совокупность христианских приходов дружественной страны во главе с её епископом. На рубеже 11-12 веков Аланская епархия объединилась с кафедрой абхазского Сотириуполя, и понемногу начала утекать за Кавказ. Когда именно епископ уехал отсюда - единого мнения нет. Но как часто бывает, епархия пережила государство, в титулах вроде "митрополит Алании, Сотириуполя и Мелитены" появляясь до 17 века.

45.


Северный храм - либо ровесник Среднего, либо второй по времени постройки, конца 10 века, когда эксусиократор Давид вернулся в христианство и сферу влияния Византии. Монахами освящённый как Георгиевский, а по азимуту опознанный как Никольский, он тут самый аутентичный и большой: со всеми притворами 25 на 19 метров и почти 20 метров высотой. Что уже сравнимо если не с Софиями, то хотя с на полсотни лет более молодым Спасо-Преображенским собором в Чернигове.

46.


Со времён Аланской епархии подлинное в нём буквально всё, вплоть до красной черепицы:

47.


Снаружи храма - обширная система притворов, где во время служб, вероятно, стояли ещё не крещёные аланы:

48.


Внутри - необычные столпы с полочками. Три ступени алтарной части - в византийского зодчестве тех лет верный маркер епископской кафедры:

48а.


По углам - несколько пустых могил и (внизу справа) резервуар с водой, вероятно - крещальня:

49.


Кое-где и тут можно увидеть остатки фресок:

50а.


Также зарисованных Струковым, а ныне почти не читаемых:

50.


И хочется представить себе когда-то стоявший на этом месте город, но... нечего представлять. Лишенная письменности и хроник, Алания оказалась удивительно скрытной страной, о которой известно вроде и много, но всё - размыто и только по косвенным признакам. На фоне зелёных гор - неприступные каменные стены усадеб, раскисшие и унавоженные коридоры улиц между ними, и за заборами - то козырёк дворца, то крест домовой часовни, то чёрный дым кузницы или гончарной печи. Эти глухие стены, а не людей в шёлковых одеждах, купцов разных стран, жрецов разных вер, и видишь в воображаемом Магасе.

51.


Дальше на север, до Бандитской балки, тянется Первый Сельскохозяйственный участок - на этот раз, видимо, епископский. Но интереснее свернуть на лесную тропку, поднимающуюся за апсидами Северного храма:

52.


К одинокой скале, в которую вбито несколько каменных шаров - это природные конкреции, и я прежде такие видел хоть на Мангышлаке, хоть на Лене. Не сыграли ли они свою роль в выборе места для Города Солнца?

53.


54.


Конечно же, самим городищем древний город не исчерпывался, и на склонах Ужума и Мыцешты археологи нашли немало часовен, укреплений, могил. Однако всё самое интересное из них давно развезено по музеям, а остатки построек скрыты в земле. Ещё пара храмов стоят в параллельном ущелье Теберды и Кубани, а пару лет назад я показывал совсем иначе устроенные, но также основанные в эпоху Алании храмы в горах Ингушетии. И где-нибудь в Грузии или Армении я бы вряд ли счёл это городище стоящим отдельной поездки, а вот на Северном Кавказе, да и вообще в России, ничего близко похожего нет. Призраки алан - шестой титульный народ Карачаево-Черкесии...

55.


В следующей части от земли поднимем глаза к небу: с разных сторон от городища расположился крупнейший в России комплекс обсерваторий.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Великая Степь, Кавказ, казаки, Карачаево-Черкесия, Архыз, дорожное, Алания

Previous post Next post
Up