Архипо-Осиповка - село (6,8 тыс. жителей) в 60км от
Геленджика, за показанными
в прошлой части дольменными Жане и Пшадой. На первый взгляд она не сильно отличается от всяческих Дивноморских и Ольгинок - та же щель рек Вулан и Тешебс между зелёных гор, тот же хаос аляповатых гостиниц, та же трасса наверху и галечный пляж у моря... однако при ближайшем рассмотрении Архипка - без преувеличения, одно из интереснейших мест
Черноморского побережья Кавказа со следами драматичной старины и парой отличных, абсолютно не сельских музеев.
Она встречает очень православно - сначала видишь у трассы "Дон" детско-юношенский духовно-творческий центр (так, видимо, теперь называют воскресные школы) и маленькую главку за ним словно над чебуречной:
2
За ней - Никольская церковь (1906), частично воссозданная в постсоветские годы, а частично вполне историческая:
3.
Между ними - автостанция, а Православие вокруг неё переплетается с Победой. Почти на площади, на непропорциональном большом (от Ильича что ли остался?!) постаменте стоит бюст (2010) Николая Ходенко, который родился в Пшаде в 1926 году, на войну был призван ближе к её финалу, но под Будапештом отбил во главе взвода немецкую контратаку, уничтожив три танка. Погиб герой на Сахалине - но не в боях с "самураями" в 1945-м, а на производстве 14 лет спустя.
4.
Павшим в боях архипчанам же посвящён обелиск у ДК на другой стороне дороги:
5.
Дорога пересекает село по верхним окраинам, от которых до центра минут 10-15 пешком. Центром остаётся основанное в 1837 году Михайловское укрепление Черноморской береговой линии:
6.
Ну как остаётся? Кольцо валов, с которых удобно смотреть на лежащий внутри стадион, и воссозданный в 2005 году участок тына с одинокой вышкой:
7.
Построенное наспех, то укрепления простояло недолго - до 1840 года, когда горцы под началом убыха Хаджи-Дагомуко Берзека попытались сбросить в море чужаков. Первый их набег на Гагру случился ещё в 1831 году, через пару лет после присоединения Черноморского Кавказа к России, но всё же в 1830-х на побережье держался скорее очень худой мир. Через тлекотлеша (аристократа) Сефер-бея Зануко из
Анапы береговые племена черкесов наводили мосты с Турцией, а через купца и шпиона Джеймса Белла и сидевшего в Стамбуле дипломата Дэвида Уркварта - с Англией, которая к тому времени как раз превращала некогда грозную Османскую империю в своего вассала. Дело пахло войной уже с ними, и Россия притормаживала с экспансией на побережье, включая строительство фортов. В 1836 году, однако, откровенная провокация с с шхуной "Виксен" (арестованной с грузом оружия для горцев
на Суджукской косе) так и не стала casus belli - в континентальной Европе никто английских ястребов не поддержал. Поняв это, Россия взялась за побережье всерьёз, спешно строя крепости в любой удобной бухте. На другой стороне Кавказа тем временем возник
Армавир, не случайно наречённый в честь древней армянской станицы. Прекрасно знавший горцев генерал Григорий фон Засс пригласил туда черкесогаев, "адыгских армян", начиная с беженцев в 11-14 веках осевших в горах и занявших там роль купечества. Полностью перешедшие на черкесский язык и не отличавшиеся от горцев внешне, черкесогаи, однако, продолжали считать себя армянами, а говоря "Акбар Аллах" в сторону Мекки - осеняли себя крестом. Стремительная исламизация, охватившая Кавказа в начале ХХ века, делала их богатыми изгоями, то есть - явными кандидатами на геноцид, а потому на зов фон Засса внуки тех, кто сбывал в
Каффе и Анапе русских рабов, откликнулись охотно. Чем и убили экономику Черкессии, над которой к 1840 году понемногу сгущалась тень голода. Возложив на форты роль ещё и торговых факторий, в затишья горцев спокойно пропускали внутрь, не понимая, что позволяют им вести шпионаж. В каждом крупном набеге присутствовали поляки-дезертиры, иногда - знакомые с технической стороной русской фортификации. Обороняло форт далеко не всегда столько людей, сколько в нём числилось - до 50-70% личного состава могли лежать с малярией, остававшейся бичом этих берегов вплоть до ХХ века. И вот в таких условиях на Черноморской береговой линии начался мощнейший за всю Кавказскую войну горский натиск.
8.
7 февраля 1840 года пал Лазаревский форт, 29 февраля - Вельминовский (на месте Туапсе), а 14 марта Головинское укрепление отбило атаку с огромным трудом. Это были уже не набеги, а последовательные военные операции, в которых горцы (в основном шапсуги и убыхи) собирали несколько тысяч лучших воинов в "кулак" и раз в две-три недели били этим кулаком по фортам. 22 марта (3 апреля по Новому стилю) пришёл черёд Михайловского укрепления, гарнизон которого (в мирное время - всего 40 штыков) под началом штабс-капитана Николая Лико был к тому времени усилен до полутысячи солдат и офицеров. Сколько горцев спустились в щель Вулана и Тешебса в ту ночь - никто и никогда не выяснит, лишь военный эпос гласит, что их было то ли 7, то ли 11 тысяч. И первый штурм укрепление отбило, а после него убыхи и шапсуги чуть не передрались, обвинив в его провале друг друга... но в конце концов собрались с силами, и на второй раз одержали верх. Лико, видя, что первый накат отбили чудом, ещё в промежутке между штурмами принял решение, если дело пойдёт безнадёжно - взорвать форт. Что и совершил под утро, когда на всех бастионах уже развевались знамёна горцев, а внутри шла почти половецкая сеча на шашках и штыках, бывалый солдат Архип Осипов, сам выходец с Правобережной Украины. В одних источниках пишут, что он заранее сидел в погребе, ожидая команды; в других - что пробился к погребу с боями, сначала получив приказ Лико и поцеловав крест у гарнизонного священника Маркела. Ну а дальше - знакомое по не столь давним войнам "Это вам за пацанов!": чудовищный взрыв, разметавший балки погреба на 200 саженей, завершил тот бой. Русская армия потеряла около 400 человек убитыми, а ещё около сотни раненных за стенами горцы взяли в плен. Но парадоксальным образом именно этот взрыв позволил Михайловскому укреплению сохраниться: все остальные форты были аккуратно срыты при эвакуации в 1854 году, когда англичане таки добились своего, подписав ещё парочку стран на "окончательное решение Восточного вопроса".
9.
Кавказская война же продлилась после того боя ещё четверть века, а по её итогам черкесы, поверив в свою немыслимую ценность для Турции и Европы, как и в неизбежное рабство под белым царём,
покинули родные горы. В 1864 году на месте Михайловского укрепления появилась Вуланская станица, вскоре преобразованное в село. На южном валу в 1877 году поставили ажурный крест в память Архипа Осипова, каким-то чудом переживший советскую эпоху (в отличие от другого памятника
во Владикавказе, куда передислоцировался его Тенгинский полк), а в 1889-м и село нарекли в честь героя.
10.
И в общем первый в истории России памятник простому солдату, старый по меркам любого региона страны, определённо стоил бы того, чтобы заехать в Архипо-Осиповку. Однако она ещё и до некоторой степени Демьяно-Кузьминовка - руководивший посёлком в 2002-17 годах человек с винтажным именем Демьян Лазаревич Кузьмин создал на второстепенном курорте 9 новых точек притяжения, в плане достопримечательностей поставивших Архипку вровень с Анапой или Геленджиком. Две из них достойны визита, даже если ваше самое часто произносимое слово "пошлость" и, оказавшись на побережье, вы шарахаетесь от любых экскурсионных ларьков. С севера к крепости примыкает Музей хлеба и вина, действующий с 2010 года:
11.
Взявший на себя, видимо, и обще-краеведческую функцию. Первый зал посвящён Михайловскому укреплению - макет сцены штурма я показывал выше, а вот над ним - оружие тех времён:
11а.
Немного этнографии с бытом казаков и крестьян:
12.
13.
Но хлеб, как известно, всему голова, а потому сельский быт Русского Юга плавно переходит в основную тему музея. Например, бредя по пшеничным полям, как-то и не задумываешься, насколько разнообразны могут быть их колосья, и совсем иное дело - когда видишь все их на одной стене! А вот стенд "зерновые культуры" пусть не вводит в заблуждение - в основном на нём представлен ячмень, 4 початка кукурузы и одинокий ржаной колосок.
14.
Конструкции мельниц - слева направо водяная, пара ветряных из ирландского Уэксфорда и "той самой" Ла-Манчи...
15.
И необычная для европейского взгляда вертикальная мельница
из Хорасана, рассчитанная на мощные ветра, из года в год дующие в одном направлении.
16.
В коридоре - плуги да песты и почему-то самовары, но самое интересное скрывает вот эта дверь:
17.
Мельница над музеем - не просто привлекает внимание: она вполне себе действующая.
18а.
Воссозданный механизм с его деревянным приводными колёсами и железными стяжками впечатляет:
18.
Но и у него есть ядро - литой металлический постав, изготовленное где-то на прошлом рубеже веков
в Харькове заводом "Гельферих и Саде", который возник в 1881 году для производства сельхозтехники, при Советах стал называться "Серп и молот", а в 2005 был окончательно закрыт и вскоре без следа снесён. Примерно когда курочили его цеха, в речке Вулан паводок вдруг вымыл его давнее изделие в отличном состоянии, вокруг которого и вырос весь этот музей.
19.
Более того, всё это ещё и работает - при мне мельницу запустили для группы школьников:
You can watch this video on www.livejournal.com
Отдельно впечатляют её крылья, проходящие за окном:
You can watch this video on www.livejournal.com
А жёрнов можно покрутить и руками... эх, не было таких экскурсий в моём детстве:
20.
После мельницы школьников повели на мастер-класс по изготовлению хлеба:
21.
А вот сюда их вряд ли поведут. Своего винзавода в Архипо-Осиповки вроде нет, но для новороссийских
Абрау-Дюрсо и Мысхако и таманской Фанагории тут очевидный рынок сбыта.
22.
Напоследок купив цельнозернового хлеба, мы пошли в сторону моря. На главной улице попалось новодельное кафе с симпатичными наличниками:
23.
А у моря, под бутафорской эйфелевой башенкой маячат силуэты кораблей... причём не простых, а - космических. С 2016 года главная достопримечательность Архипки - это Музей Космонавтики, после посещения которого мне оставалось лишь пожалеть о том, что я не сделал этого 6 лет назад. Давние читатели (а собственно есть ли тут НЕ давние?) помнят, что вершиной этого блога стала "
Моя космическая программа", под знаком которой прошёл для меня 2018 год. Тогда я надеялся (наивный!) подружиться с "Роскосмосом" через серию репортажей о знаковых для отечественной космонавтики местах, технических объектах, заводах, чтобы аккредитованным журналистом проникнуть
на Байконур. В итоге - проник, хотя с "Роскосмосом" связи и не ладив, но зато - собрал целый портрет самой красивой отечественной отрасли. Одним из его итогов стал (местами устаревший)
обзор космических музеев и
технопамятников, их
типичных экспонатов и
уникальных реликвий космоса, а также отдельно - попавшего в Россию наследия чужих космических программ. И вот буквально по всем направлениям там явно не хватало Архипки!
24.
Ну а кто лучший друг музея - видно уже на улице, где стоят сплошь изделия Научно-производственного объединения Машиностроения, с 1955 года работающего
в подмосковном Реутове. Пожалуй, это самое суровое предприятия отрасли, так как ныне его основная продукция - боевые ракеты, включая нашумевший гиперзвук и полуфантастического "Буревестника". С боевых ракет будущий НПОМаш и начинал: ещё в другом городе и статусе ему была поручена "обратная разработка" первых в мире немецких крылатых ракет "Фау-1". Не столь известные, как баллистические "Фау-2", применялись они куда активнее и разрушили гораздо больше. Изучением "Фау-2" руководил Сергей Королёв, а изучением "Фау-1" - Владимир Челомей, с выходом в космос в конце 1950-х ставшие непримиримыми соперниками. По сути дела в мире "времени первых" действовало три космических программы - Вернера фон Брауна, Королёва и Челомея. Более того, Владимир Николаевич пережил Сергея Павловича, и на пике могущества под его началом работали нынешние
НПО им. Лавочкина в Химках (знаменито автоматическими межпланетными станциями), московские "Вымпел" (завод авиационных ракет) и
Центр Хруничева (где делают тяжёлые космические ракеты). Но если Королёв методом проб и ошибок находил решения выверенные, надёжные, становившиеся каноническими, то космонавтика Челомея чуть менее чем полностью состояла из неординарных, смелых, даже рискованных "ассиметричных ходов". Если ракеты Королёва летали в основном на керосине, который поджигался чистым кислородом, то "визиткой" Челомея стал гептил, которым и ныне пугают детей в Казахстане, а мечтой конструктора и вовсе был двигатель на водороде и фторе. Его же концепцией были "универсальные ракеты", которые могли бы выполнять роли как стратегической МБР, так и космического носителя... или его фрагмента, группируясь между собой. Лёгкая УР-100 стала основой советских РВСН и прототипом ракет "Рокот" и "Стрела", а из тяжёлой УР-500 вырос "Протон", до успехов SpaceX самая популярная в мире тяжёлая ракета, выводящая на околоземную орбиту до 23 тонн полезной нагрузки. У НПОМаш есть отличный внутренний музей, куда мне даже повезло попасть зимой 2022 года, за месяц до начала войны... вот только именно что ПОВЕЗЛО, без права какой-либо съёмки: на космос там сейчас не работают, а потому закрытость у предприятия минобороновская. Кажется, не все хранители наследия Челомея считают это правильным, а потому не будет преувеличением сказать, что в Архипо-Осиповке действует неофициальный музей именно реутовского завода.
25.
Исключение - противолодочный корабельный вертолёт Ка-25 (не путать с Ка-52!) с характерной соосной схемой: два винта вращаются в противоположные стороны, что резко повышает маневренность. Гиды иногда рассказывают, что он Гагарина забирал
с места посадки, но это очевидная ерунда - первокосмонавт летал в 1961-м году, а Ка-25 только в эксплуатацию приняли в 1964-м. На вооружении стран соцлагеря он простоял около 30 лет.
26.
А вот ракета "Метеорит", похожая на странный уменьшенный беспилотный вариант Ту-144 - уже вполне себе реутовская разработка 1977-89 годов. С дальностью до 5500 километров и скоростью втрое больше скорости звука, она так и не была принята на вооружение, но какие-то её наработки определённо легли в основу гиперзвукового оружия.
27.
Венцом "альтернативной космонавтики" Челомея же стала программа "Алмаз", более известная как "Салют". Тот самый, который №7 - более всего под этим названием известна серия орбитальных станций, первая из которых стартовала 19 апреля 1971 года и провисела на орбите до октября, а три недели суммарно на ней провели космонавты. "Салют" стал совместным проектом Челомея и наследников Королёва, который сам Владимир Николаевич обозвал "пиратским набегом на свой остров", но - чуть поумерил гонора, на примере Лунной программы поняв, что в соперничестве двух советских школ победителем становятся американцы.
По орбитальным станциям мы буржуев всё-таки опередили: "Скайлэб", запущенный в 1973 году, хоть и проработал 5 лет, а в итоге оказался тупиком - огромный и автономный, он был запущен лунной сверхтяжелой ракетой "Сатурн-5", тогда как советская идея состояла в том, что выводить орбитальные станции в космос небольшим модулями и стыковать их. Миниатюрные "Салюты", размером уступавшие балкАм сибирских первостроителей, запускались "Протонами", и срок их жизни раз за разом рос, пока в 1985 году "Салют-8" со множеством стыковочных шлюзов не оброс системой модулей, превратившись в знаменитую станцию "Мир". Вот только сам Челомей хотел другого: заметно иначе в серии были устроены станции №2, 3 и 5 - фактически, "Салютами" их называли для прессы, а на самом деле то была совсем другая орбитальная станция "Алмаз", представлявшая собой не что иное, как первый в мире военный звезодолёт, сочетавший роли разведчика и командного пункта. Макет "Алмаза-2"/"Салюта-3", летавшего с 26 июня 1974 по 20 января 1975 года на высотах 220-270 километров (почти вдвое ниже нынешний МКС) стоит у ворот музея, глядя на его фасад разгонным блоком. Длина этой штуковины 11,6 метров, ширина 4,5 метра, а масса - 19 тонн.
28.
Но самой пожалуй интересной частью проекта "Алмаз" стали ТКСы - "транспортные корабли снабжения", формой да в курортном окружении напоминающие бутыль какого-нибудь очень эксклюзивного вина. Гораздо более мощные и вместительные, чем и поныне регулярно летающие "Союзы" (те весят 7 тонн, а эти - 21 тонну), они были единственными советскими пилотируемыми космическими кораблями не из КБ Королёва... и первыми многоразовыми космическими кораблями Земли. Не целиком, а лишь в бытовом блоке, но каждый ТКС мог совершить до 10 полётов - за счёт управляемого снижения, позволяющего уменьшить тепловые нагрузки, и стабильного положения при спуске, благодаря которому этим нагрузкам подвергается небольшой и легко восстанавливаемый участок теплозащиты. С 1975 года было проведено несколько испытательных беспилотных пусков ТКС, и пристыковывались они в том числе к "Салютам", привозя на них тонны грузов за раз. Главным препятствием к пилотируемому запуску оставался "Протон" - слишком аварийная ракета с ядовитым гептиловым топливом. Последний раз ТКСы, всё такие же беспилотные, летали в 1987-м на станцию "Мир".
29.
Однако "Метеорит" стоит ещё и на постаменте в Реутове, а ТКС и "Алмаз" есть на ВДНХ -
один в Музее Космонавтики, другой
в павильоне "Космос". Тут, правда, за отдельную и очень изрядную плату можно внутрь залезть - если станция "Мир" в натуральную величину есть во многих музеях (в Москве, например, или в Калуге), то "Салюты" представлены только за семью замками -
в демзалах "Энергии" и всё того же НПОМаш. Однако по-настоящему уникален на площадке у музея ракетоплан - ведь это не
"Буран", несколько макетов которого (причём - не выставочных, а испытательных и учебных) разошлись по музеям, а его челомеевский конкурент -
Лёгкий космический самолёт, разработанный в 1976-80 годах на основе проектов 1960-х. Вдвое уступая "Бурану" размером (18 метров в длину, 12 метров в размахе крыльев) и вчетверо массой (25,8 тонн против 105), он мог выводиться на орбиту уже существующим "Протоном" (под "Буран" создавалась отдельно сверхтяжёлая "Энергия") и возвращаться назад. По сути Челомей планировал создание натуральной космической армады из нескольких штабных "Алмазов" и 360 (!) ЛКСов, которые в военное время могли быть и орбитальными бомбардировщиками, и охотниками на вражеские спутники, а в мирное - и транспортом для космонавтов, и капсулами для запускаемых спутников. Но проект не продвинулся дальше натурного макета: победил в итоге "Буран"... чтобы проиграть после распада Союза.
30.
В двухъярусном зале под широким куполом встречает в общем-то стандартный набор макетов: на кадре выше это ракета "Союз" (
и ныне "рабочая лошадка" космонавтики), космический корабль "Восток" (внутри как бы Гагарин) и скафандр "Беркут" (внутри как бы Леонов) в открытом космосе (
про обоих см. здесь). На кадре ниже - МКС и "Буран", поодаль - "Буран" на "Энергии", а ещё - целых две перспективных (уже много лет как перспективных) "Ангары" на замену "Протонам": одна рядом с ними, другая внизу. Самый, пожалуй, необычный экспонат на этих кадрах - огромный полосатый цилиндр солнечных батарей, как на станции "Мир":
31.
В закутке - интерактивка с имитацией полёта Гагарина:
32.
А рядом - его личный велосипед (1959):
33.
Ещё из "биографических" реликвий тут есть отмеченная автографами "постояльцев" дверь байконурской гостиницы "Космонавт". Гостиницей её называют условно - по факту там экипажи (основной и дублирующий) под надзором медиков проходят финальный карантин перед запуском и оттуда начинают
путь на самый высокий верх.
34.
На втором этаже - уголок Челомея с инфостендами его самых смелых проектов:
35.
Но и не только они. Крокозябра под потолком - это полная версия "Алмаза", каким он должен был быть на орбите: у модуля - крылья солнечных батарей, сзади к нему пристыкован "Союз", а спереди ТКС с одноразовым грузовым отсеком. Ниже - его сложенный парашют, коих было несколько: вытяжной и тормозной замедляли корабль, после чего выбрасывался главный трёхкупольный парашют общей площадью 1770м². "Пистолетики" рядом - вообще не про космос: это гидравлическая система раскрытия крыльев для первой советской крылатой ракеты П-5 (1959).
36.
Внизу кадра выше - иллюминаторы "Алмаза" и космический магнитофон для записи и связи с Землёй. А вот - спускаемая капсула с парашютом и моток плёнки: до появления цифровой фотографии отстнятый материал со спутников передавался только так. Вернее - спутники были одноразовые, а на "Алмаз" хотя бы космонавты могли завезти новую плёнку.
37.
Но самая интересная сущность "алмазного" цикла - вот: это "Щит-1", самая настоящая космическая пушка! Такой оснастили "Салют-3", и перед сходом с орбиты даже провели испытания: расположенная строго параллельно оси вращения станции, она не нарушала её траекторию, и лишь внутри создавала слабо совместимый с жизнью шум. Ещё более крутой экспонат, увы, без возможности его заснять, я видел в демзале НПОМаш - это ракета класса "космос - космос", которой планировалось оснастить следующие "Алмазы". Она не взрывалась рядом с целью (ибо - в вакууме нет ударной волны) и не пробивала её массой (ибо - с тем же успехом можно охотиться на птиц пулями), а представляла собой "стручок", начинённый металлическими шариками, высвобождавшихся над подлётах к цели. Но за таким оружием стояло понимание - это будет последняя война: что мелкокалиберные снаряды "Щита", что шарики из ракет так и останутся носиться по орбите, после нескольких перестрелок сделав её непригодной для космонавтики.
37а.
Ещё немного космической техники. Вот например на фоне военно-морского комплекта (гидрокостюм и плот на случай посадки космонавтов в воду) и олимпийских факела с костюмом космонавта Юрия Лончакова - фрагменты разгонных блоков и двигателей малой тяги для коррекции орбиты. На врезке справа - такой двигатель 11Д428А, а слева - уже не двигатель, а холодильно-сушильный аппарат, поддерживающий на станции нужную температуру и влажность.
38.
Слева - корректирующий двигатель 11Д442 для МКС, куда более сложный, чем кажется: ведь двигатели одноразовых ракет и включают один раз, а эти - многократно. Справа - катапультное кресло КМ-1М для "Бурана", которое использовался на тренажёре при подготовке его экипажа.
39.
Командно-измерительный комплекс для управления космическим полётом (судя по дизайну - из 1960-х):
40.
Камера, светильник и монитор с космических кораблей (подробности - в табличках):
41.
И вещи, побывавшие в космосе, все со следами горения в атмосфере - температура там доходит до 3-4 тысяч градусов:
41а.
Рабочие комбинезоны "Кентавр" космонавтов Юрия Онуфриенко (1996) и Александра Самокутяева (2014) да манекен Иван Иваныч для испытаний в РКК "Энергия":
42.
А вот реально нетипичные экспонаты - американские скафандры. Надо сказать, "их нравы" в отечественных музеях - крайняя редкость, и хотя когда-то я
собрал таких экспонатов на немаленький пост, всё ж пришлось их именно что собирать по крупицам. Здесь, к моему разочарованию, оказались не подлинники, а макеты в натуральную величину неизвестной мне степени достоверности, но - лучше так, чем никак. Слева оснащённый камерой и стильными фарами EMU - скафандр открытого космоса, разработанный в 1974-82 годах для "Шаттла" и до сих пор применяемый на МКС
наряду с нашим "Орланом". В центре же - A7L для "Аполлона": это в таких астронавты ходили (да, ходили, и не надо тут конспирологию разводить) по Луне. А вот космонавты в "Кречетах" (на заднем плане) - не ходили: для полёта на Луну у СССР оказалось готово всё, кроме ракеты-носителя, но те же "Орлан" и "Союз" стали по сути его побочным продуктом.
43.
Часть экспозиции посвящена авиации, которая по старой памяти ходит с космонавтикой рука об руку:
44.
А часть - и вовсе про машинки, среди которых есть "Москвич-401" 1950-х годов и "Запорожец-965" 1960-х. Но больше мне запомнилась мотоколяска (по сути - 4-колёсный мотоцикл) С-3А, выпускавшаяся в 1958-70 годах в Серпухове. Иначе - инвалидка (так как управлялась только руками без педалей) и моргуновка (ибо на вопрос "Где этот чёртов инвалид?!" веско ответил "Я - инвалид!" Бывалый в исполнении Евгения Моргунова).
45.
Настоящие мотоциклы, как "Урал М62" 1960-х с кадра выше, тут тоже есть. Но мне больше запомнился мотовелосипед 16ВМ, выпускавшийся в 1967-72 годах
в Пензе. У нас этот жанр техники как-то вышел из обихода и забылся, а вот в Китае пейзаж невообразим без них.
46.
Рядом - загон с динозаврами в натуральную величину:
47.
Созданный явно до того, как динозаврами признали птиц, а гигантских птерозаров - летавшими разве что по юности:
48.
А там рукой подать и до пляжа на Вуланской бухте, в мае необычайно уютного:
49.
Со стороны Тешебса, перед Левым мысом, привлекает взгляд часовенка Андрея Первозванного (2014-15):
50.
За Вуланом куда суровее смотрится Правый мыс, хотя форт на нём - на самом деле просто серпантин к пляжу. Туда можно было бы сходить пару километров до
Римской башни - каменного (полметра высотой из 4 бывших когда-то) основания деревянной сигнально-дозорной вышки, раскопанного в 1998-2004 годах и с тех пор облюбованного фриковатыми гидами.
51.
Посередине - обсиженный рыбаками пирс:
52.
От которого спешат по ухоженной набережной люди с уловом:
52а.
И в общем, Архипка оставила исключительно приятное впечатление: не такая шумная и пошлая, как Геленджик или Анапа, но и не такая глухая и неустроенная, как Прасковеевка или Джанхот. Странно облагороженная музеями (наверное, какой-то процент любителей "шашлычка под коньячок" от их упоминания скучнеет) и уютная с виду, она вызвала желание однажды приехать сюда на отдых.
Но пока - вперёд, только вперёд! В следующей части - о красотах по дороге в Туапсе.
ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА (2023-24)
Южные моря-2023. От Анапы до Адлера, а потому в Приазовье.
Абхазия-2024. И подход к ней вдоль побережья.
По ту сторону курортов. Общее о ЧПК.
Полуостров Абрау
Анапа. На руинах Горгиппии.
Анапа. Окраины, Сукко, Большой Утриш.
Абрау-Дюрсо.
Новороссийск. "Кутузов" и окрестности.
Новороссийск. Набережная и Малая Земля.
Новороссийск. Центр и утраты.
Сухумское шоссе
Новороссийск. От порта до станции.
Новороссийск. Восточная сторона.
Кабардинка, Джанхот, Прасковеевка.
Геленджик.
Жане и Пшада.
Архипо-Осиповка.
Дорога на Туапсе. Джубга, Тенгинка, Кадош.
Агуй-Шапсуг и судьба черкесов.
Туапсе.
Большой Сочи - будет позже.