Ташкентская магистраль. Часть 1: Саксаульск - Приаралье

Nov 29, 2013 17:45



Заснув в пусть и благоустроенном, но скучном Актюбинске, утром я проснулся от рассветного солнца, бившего сквозь пыльное вагонное стекло. Выглянул в окно - и увидел пустыню. Я ехал к Аральскому морю.

В актюбинском поезде мне оба раза везло с попутчиками: год назад со мной ехал интеллигентный казах с женой и маленькой дочкой, который уже несколько лет как жил в Урумчи, где преподавал русский язык и изучал китайский. А так как год назад я не заезжал ни на Арал, ни в Кызылорду, а ехал до самого Туркестана - это была едва ли не самая интересная в плане общения поездка на поезде, с увлекательными разговорами о жизни в Казахстане, России и - главное - Китайском Туркестане... и как обидно потом было уже из Москвы сообщить ему, что отснятые в том числе на его глазах материалы - погибли. В этот раз со мной ехала русская женщина из Чимкента, также с дочкой, и про Чимкент и вообще Казахстан говорила с таким восторгом, с каким обычно не говорят даже сами казахи. Год назад я ехал другим поездом, который идёт несколько позже - поэтому всё показанное в этом посте проспал, сейчас же смотрел в окно на самом рассвете. Поезд, как космический корабль, шёл сквозь небытие:

2.


Кое-где за окном я видел барханы. Это Малые Барсуки - пустыня на самом юге Актюбинской области. Сотней километров раньше, близ города Шалкар, ещё затемно поезд пересекал и Большие Барсуки - эти два песчаных массива вытянуты с севера на юг, и в общем являются преддверием трёх великих пустынь Туркестана.

3.


Но в основном ландшафт тут примерено такой - строго говоря, это полупустыня, то есть нечто переходное между пустыней и степью:

4.


Затерянные в пустоте аулы, прилепившиеся к железной дороге:

5.


Буранные полустанки, как у Айтматова:

6.


Верблюды - совершенно обычная в этих краях скотина, верблюд в несколько раз дешевле коня:

7.


Такой же точно вид, кроме проводов, мог быть и 100, и 1000 лет назад. Глиняные домики с одной комнатой и столбом, подпирающим свод изнутри да мазары (мавзолеи) на могилах, и лишь провода напоминают, что сейчас 21-й век... а может быть и ещё ХХ-й?

8.


Порой в пейзаж пустыни вторгаются столовые горы, но так же быстро вновь уходят в пустоту:

9.


Где-то тут находится ещё и метеоритный кратер Жаманшин диаметром около 7 километров и глубиной около 300м - выбить такой мог астероид полукилометрового диаметра... порядка миллиона лет назад.

10.


И повсюду эта сморщенная глина - главный атрибут Средней Азии:

11.


Незаметно пересекли границу Актюбинской и Кызылординской областей и прибыли на первую крупную станцию Саксаульскую в одноимённом посёлке (9 тыс. жителей), в обиходе известном как просто Саксаульск. Слева наш поезд, справа - дизель "Саксаульск-Туркестан", пересекающий всю Кызылординскую область (порядка 15 часов).

12.


Хотя я уже несколько раз поминал невероятную красоту вокзалов Оренбургско-Ташкентской железной дороги (пущена в 1905 году), в Саксаульске вокзал не впечатляет. Вообще, по крайней мере в Кызылординской области есть тенденция "каждый последующий красивее предыдущего", то есть видимо неординарность и роскошь вокзальных зданий нарастают по мере приближения к конечным пунктам. Саксаульск же - едва ли не самая середина пути:

13.


На привокзальной площади - воинский мемориал:

14.


И путейские дома начала ХХ века, за которыми сталинские двухэтажки - основная застройка Саксаульска:

15.


Как часто бывает, снимать лучше всего с виадука. Солнце очень кстати светило из-за путей, то есть даже если бы за мной наблюдали - видели бы лишь чёрный силуэт и не смогли бы различить, когда я снимаю "от пояса". Впрочем, на этой станции полицейских или охраны я вообще не видел.

16.


Водонапорная башня:

17.


Какой-то старый ведомственный дом, вполне возможно, что 1920-х - конструктивизм в Среднюю Азию почти не дошёл, а потому после революции ещё некоторое время строили в духе модерна.

18.


В целом же станция действительно большая, особенно по контрасту с окрестным небытиём:

19.


Виды с конца путепровода:

20.


Это едва ли не самые глухие места во всём Казахстане, примерно как тайга между Читой и Хабаровском.

21.


Вот невесть откуда вышёл самодовольный верблюд, медленно и целеустремлённо куда-то пошёл. Обратите внимание - верблюд одногорбый, такие вообще-то характерны для Ближнего Востока, и мне даже интересно, как и когда они попали в Среднюю Азию. Это же, судя по всему, и вовсе нар - помесь двугорбого с одногорбым.

22.


Люди и верблюды. Ой, пора уже бежать на поезд...

23.


Почему станцию перецепки локомотивов устроили именно в Саксаульске, а не в куда более удобном Аральске - не могу даже предположить. До последнего-то всего полсотни километров... Какой-то заводик или котельная близ вокзала:

24.


Ещё одна водонапорочка с бьющей во двор струёй:

25.


И собственно депо. Всё это не было бы сфотографировано и даже увидено сейчас, если бы у меня не отобрали фотоматериалы год назад. Но по этим фотографиям легко оценить антишпионскую систему "Пыльное стекло-3" в действии - в принципе она заметно слабее, чем аналогичная система "Заросли-8", почти повсеместно внедрённая в России.

26.


Ещё одна примета Ташкентской магистрали, её кызылординского участка - торговля рыбой. Это даже не из остатков Арала, а из самой Сырдарьи, вдоль которой дорога идёт несколько сотен километров. Сам не покупал, но в другом поезде попутчики угостили - вполне съедобно.

27.


Аральск... Вернее, станция Аральское море. Тут и вокзал покрасивше, но пока даю всего один кадр - подробнее эту станцию покажу в посте о самом Аральске. Ведь хотя билет у меня был досюда, уже при подготовке к поездке я понял, что выходить надо на следующей станции Камышлыбаш, о чём без проблем договорился с проводницей.

28.


Что Аральск - зона бедствия, в общем-то видно невооружённым глазом. С поезда хорошо видны ржавые портовые краны; в окрестностях огромное количество заброшки:

29.


Правда, усыхания моря тут вроде бы не при чём - близ Аральска находился ещё один советский полигон, менее известный, чем Семипалатинский (где испытывали ядерные бомбы) и Сары-Шаганский (куда испытывали баллистические ракеты), но даже более страшный - на островах Аральского моря испытывалось бактериологическое оружие. Эти заброшки - остатки военных городков Аральск-5 (объект "Урал"), 6 ("Чайка") и 8 ("Берёзка"), кроме них был ещё Аральск-7 ("Бархан") непосредственно у полигона. В 1992 году они были расформированы, а офицеры с семьями передислоцированы в Россию.

30.


До Камбаша (как сокращённо называют Камышлыбаш) - ещё 80 километров. Типовые вокзалы - почти такие же, как в Саксаульске, но ниже и проще, и в основном почему-то заброшены:

31.


31а.


В какой-то момент справа по ходу движения появляется вода... но это не Арал, а озеро Камышлыбаш, довольно крупное (176 квадратных километров) и вытянутое к плавням в Сырдарьинской дельте. Юрты на берегу - лагерь отдыха, ездят сюда в основном из Чимкента (ночь на поезде) и с Байконура:

32.


Вот и станция Камышлыбаш. Типовой вокзал, обмазанный зелёной краской почти того же оттенка, что и пассажирские вагоны КТЖ:

33.


Не заброшен, но и не действует - в одной половине здания магазин, а кассовый зал с раритетной печкой-голландкой выглядит так:

34.


Здесь я оставил поезд. Вокзал со стороны путей, вагоны уже движутся:

35.


Ещё какое-то пристанционное здание:

36.


Да воинский мемориальчик. Неподалёку за столом в тени карагача сидели пожилые казахи, то ли во что-то играли (шахматы, домино?), то ли просто общались. Я поинтересовался у них, как ехать на Бугунь и не придвидятся ли автобусы, на что они мне сказали - "иди прямо, там остановка будет, автобус час назад с Аральска вышел, а в 2 с Казалинска пойдёт!".

37.


Пыль, ветер, бесконечное небо, остановившееся время... Я шёл и молча поражался пустыне.

38.


Бесхитростного вида дома казахи явно переняли у русских:

39.


Особенность приаральских аулов - такие вот заборы из пучков камыша, иногда обмазанных глиной:

40.


Как аккуратно подогнаны!

41.


Жители аула, конечно, на меня таращились, но не чтобы очень удивлённо. Кажется, тут вообще ничему и никогда не удивляются. На выезде - арка, за которой трасса. А молодой казах на мотоцикле везёт, видать, как раз материал для забора с Камбаш-озера:

42.


Действительно трасса, действительно остановка. Человек на корточках - не гопник, тут просто все так сидят. Через несколько минут подкатил ещё и грузовичок, двое ребят в котором поздоровались с этим товарищем и как и я стали ждать автобуса, с которого им что-то должны были передать. Оказалось, что они из Чимкента, строят пансионат на озере - в довольно зажиточном, но небогатом водой Казахстане видимо каждое более-менее крупное озеро становится объектом пляжного отдыха. Ребята в шутку предлагали довезти меня до самой Бугуни... если заплачу, но в общем ясно, что 80 километров мне не по карману. И говорили: "Ты осторожнее! Тут варвары живут!" - это о трогательных отношениях казахских жузов и племён.

43.


А затем подвалил автобус - забитый до отказа раритетный ПАЗик 1960-х годов... впрочем, по меркам Казахстана, где почти все районные АТП загнулись ещё в 1990-х, это уже очень немало. Простинулся в салон да поехал - вот она, дорога к засохшему морю:

44.


В следующей части - о самом Аральском море, или вернее о том, что от него осталось.

ПРОДОЛЖЕНИЕ о железной дороге.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

Великая Степь, природа, Аральское море, железнодорожное, дорожное, Актюбинская область, казахи, транспорт, Казахстан, этнография, Кызылординская область

Previous post Next post
Up