Осмотрев в прошлых частях
вокзал и хурулы,
центр и православный собор, погуляем теперь в микрорайонах на юго-восточной окраине Элисты, где находится Город Шахмат (одна из затей Илюмжинова) и мемориал "Исход и Возвращение", фрагмент которого на вводном кадре.
Как можно заметить в прошлых частях, в основном Элиста - город одноэтажный, а весьма внушительные для 100-тысячника (пусть даже и центра региона) микрорайоны сгруппированы в двух местах - на севере города (1-й, 3-й, 4-й, 5-й и 10-й) и на юго-востоке (2-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й). Судя по тому, как плохо местные ориентируются в названиях улиц, до недавнего времени тут и нумерация тут была исключительно по микрорайонам. От главного хурула, созвонившись с гостиницей, я поехал заселяться на 6-й микрорайон, у площади с часовней и торговым центром "Белый Лотос".
2.
Надо заметить, в плане гостиниц Элиста только подтверждает впечатление "в меру цивилизованного филиала Средней Азии". Тут есть одна большая гостиница "Элиста" близ главной площади с номерами по 1500 рублей - но в ней за две недели до поездки не было мест. У гостиница "Белый Лотос" сайт с ценами в у.е. явно не обновлялся много лет, а гостиница в Городе Шахмат мне была тупо не по карману. Лайфхакс оказался прост: в Элисте очень распространён знакомый по Казахстану и Киргизии тип мини-гостиниц из 3-5 номеров, приделанных к какому-нибудь кафе или торговому центру. В самом выигрышном положении среди них оказался "Шанс", имеющий
собственный сайт, по телефону с которого я забронировал номер, и не пожалел - место оказалось очень уютным, могу рекомендовать всем, кто соберётся в Элисту. Но - даже такие гостиницы лучше бронировать заранее: с местами тут вечная напряжёнка....
.
3.
А окрестные микрорайоны здорово напомнили мне Казахстан, даже конкретно - схожий по размеру и устройству город
Жезказган у сердца степи. Многоэтажки с орнаментами, конечно, встречаются и остальной России, и даже в Беларуси с Украиной, но всё же особенно характерны именно для Средней Азии.
4.
А со двора я увидел небольшой хурул с белоснежной Ступой Просветления:
5.
Стоящий на проспекте Остапа Бендера, разделяющем 7-й и 9-й микрорайоны:
6.
Третий за день хурул уже совсем не впечатляет, хотя пейзаж города, где буддийские храмы вместо церквей и мечетей очень непривычен, и я не знаю, есть ли у нас такие кроме Элисты - в Улан-Удэ буддийское почти не заметно. Ступа Просветления же построена в середине 1990-х, тогда ещё за городом, и я помню чьи-то путевые заметки 10-летней давности, автор которых поражался живущему при ступе тибетскому монаху, ни слова не знавшему по-русски...
7.
Деревья у хурула увешаны хий-моринами, а на той стороне виден здоровенный и кажется бутофорский валун - подойти и посмотреть, что это такое, я уже не успевал, о чём теперь жалею:
8.
Между тем, проспект Остапа Бендера ведёт... да он много куда может вести, от "вольного города Черноморска" до "квартиры, где деньги лежат", но в данной случае в конце проспекта стоят Нью-Васюки, они же Сити-Чесс, они же Город Шахмат:
9.
Руководившего Калмыкией в 1992-2010 годах Кирсана Илюмжинова и его многочисленные причуды от общения с инопланетянами (уже в должности главы республики) до инициатив, создавших уникальный облик Элисты, я поминал в прошлых постах не раз. Но Сити-Чесс в этом ряду - как раз-таки один из самых реалистических проектов: это всего лишь местная "олимпийская деревня", построенная к 33-й Международной Шахматной Олимпиаде 1998 года. Тут надо сказать, что Илюмжинов ещё и председатель FIDE - Международной шахматной федерации (абревеатура, кстати, французская и штаб-квартира в Париже) с 1995 года, что видимо и определило выбор Элисты как места провидения турнира. Кстати, и
полинялый плакат из первой части это расшифровывает: надпись на нём "Все мы - одна семья" является девизом ФИДЕ. Как бы то ни было, для в общем-то захолустного степного города Шахматная Олимпиада была событием эпохальным.
10.
За забором - часовня Георгия Победоносца:
11.
План городка:
12.
Как в пыльном и в те годы беспросветном нищем городе Сити-Чесс смотрелся в конце 1990-х - можно только воображать. Ну а сейчас... Обыкновенный в общем-то квартал таунхаусов, такие нынче даже в райцентрах попадаются.
13.
Разве что шахматная тематика придаёт колорита, хотя без знания предыстории ккажется притянутой за уши:
14а.
14.
Ещё здесь есть консульство "старшего брата" - Монголии:
15.
В центре Шахматный дворец, чей атриум своими очертаниями символизирует кибитку (я бы не догадался):
16.
Там есть гостиница, конференц-зал,
Музей шахматной славы (к моменту моего прихода уже закрытый), картины калмыцких художников и довольно симпатичное фойе, где охранник мне разрешил поснимать:
17.
На столах - два макета. Здесь - то, что было построено:
18.
А здесь - то, что осталось Нью-Васюками. Мне сразу напрашиваются параллели с
Астаной, но вроде бы Сити-Чесс начал строиться даже чуть раньше. Это просто видимо в крови степных правителей - мечта построить Ханскую столицу.
19.
Чтоб был ясен масштаб - весь существующий Город Шахмат на заднем плане, а спереди буддийский монастырь тибетского масштаба (не удивлюсь, если Илюмжинов подумывал переселить сюда Далай-ламу, он ведь всё равно в изгнании):
20.
Каракорум, Сарай, Астана, Сити-Чесс... Сейчас показанные на макете места понемногу застраиваются обычными многоэтажками.
21.
Вот как это выглядит из подступающей степи - Нью-Элиста должна была расти направо:
22.
По проспекту Остапа Бендера я пошёл обратно, мимо хурула и Золотых Ворот с кадра №6. На большом перекрёстке с одной стороны собственно Великий Комбинатор:
23.
С другой - несколько памятников, в том числе чернобыльцам и жертвам репрессий, сама же улица носит имя Хрущёва - ещё такие есть в Магасе и Грозном. Ведь здесь Хрущёв - не тот, кто насаждал кукурузу, построил Новый Арбат и отдал Крым Украине, и даже не тот, при ком вышли в космос и взорвали Царь-бомбу, а тот, кто позволил людям вернуться из депортации. Именно эта улица в его честь названа не случайно - она ведёт к мемориалу "Исход и Возвращение":
24.
По дороге - калмык-строитель со шпателем, которого в другом городе я бы принял за памятник киргизскому гастрбайтеру. Тут - возможно, благодарность строителям этих микрорайонов:
25.
На спускающемся бульваре - очередной буддийский атрибут:
26.
А в конце бульвара - ещё одна Ступа Просветления:
27.
Город ползёт по степи:
28.
И на самом его краю - тот самый мемориал "Исход и Возвращение" (1996), разительно непохожий на цветастые хурулы и аляповатые украшения улиц:
29.
Собственно, мемориал состоит из двух частей. Вагон-теплушка - символ сталинских репрессий от
Прибалтики до
Казахстана, дерево рядом повязано ленточками, как и все чтимые калмыками места.
30.
В вагоне - музей "Репрессированный, но не сломленные", в 6 вечера оказавшийся ещё открытым. Как я понимаю, всё это вещи, привезённые вернувшимися калмыками из мест депортации. Мне запомнились буддийские статуэтки и иконки на столике слева - действительно, "исход и возврат".
31.
Кроме того, здесь обитает местный поэт Владимир Санджиев, практически заставивший меня послушать несколько его стихов и пытавшийся продать книжечку - хочет, де, чтобы вся Россия о нём знала. От публичных оценок его творчества воздержусь, каждый может сам
оценить на Ютубе.
32.
В целом, площадь у мемориала - место людное, и без того мрачного почтения, которое я ожидал увидеть: резвятся дети, подростки играют в футбол, люди постарше сидят на лавочках, на фоне памятника трагедии - смех и счастливые лица, и я считаю - это хорошо.
33.
А на "кургане" почти безлюдно, подъём по пологой спирали занимает несколько минут. Жуткий чёрный монумент на самом верху - творение Эрнста Неизветсного, его эпилептический стиль не спутаешь ни с чем (надо сказать,
памятник погибшим шахтёрам в Кемерове ещё страшнее, а уж
Маска Скорби в Магадане... там я, впрочем, пока не был).
34.
О том, что депортация зашла здесь в каждый дом и нет такого калмыка, чьих предков она бы не коснулась, я уже писал в обще-калмыцком посте. Запомнился рассказ девушки-гида в краеведческом музее: "Когда депортировали, одним везло, другим нет - кому-то давали полчаса на сборы и не говорили, что увозят насовсем, они брали только самое необходимое, и скорее всего оказывались обречены. Кому-то давали время собраться, и те везли с собой тёплые вещи, лекарства, мясо. Например, у моих предков было так: пришёл чекист, увидел патефон, спросил - есть ли пластинки? А пластинок была целая стопка. Чекист сел и стал их слушать, слушал 4 часа, а прадед с прабабушкой успели за это время хорошенько собраться, скотину зарубить, и потому в теплушке не только сами выжили, но и другим помогали".
35.
Интересное мнение про депортацию мне написал в комментариях к тому же посту
Роман Руденко: "В принципе большая часть [калмыков] относится к этому спокойно, хотя есть отдельные люди, обвиняющие русских, но не так уж и много таких. А есть такой парадоксальный подход, что калмыки, и не так уж это бывает и редко, даже благодарны, что их переселили в Сибирь. Мол она сделал из нас людей, т. к. до депортации абсолютное большинство жило примерно как северные кочевые народы. Современные же калмыки так жить не хотят." - и тут я сразу вспоминаю казахов, ведь унёсший половину жизней их народа голод 1930-х годов также сломал традиционный кочевой уклад, и возвращение к жизни шло уже в современном обществе.
36.
Или вот другой комментарий
nof-nof: "неистерическое отношение. как к большой исторической беде и несчастью. при этом рассказывают о всех тех хороших русских, с которыми судьба свела в Сибири и которые помогали им выжить. даже для поколения детей, родившихся там или после возвращения, характерны русские имена - во многих случаях называли в честь сибирских друзей-подруг". Своё же впечатление я уже изглагал - чувствуется некая сломленность и "национальная инвалидность", столь знакомая по Украине и Прибалтике. С одной оговоркой: жизнь в составе России не дала сделать из великой трагедии очередной русофобский проект.
37.
С кургана виден Город Шахмат и малоэтажная застройка западной половины Элисты:
38.
Уютная, почти домашняя Калмыцкая степь совсем рядом:
39.
Но вот и солнце садится... Если поднимался на курган я по спиральной дорожке несколько минут, то спустился напрямик за несколько секунд.
40.
Дальше я надеялся пообедать в ресторане "Кюр", который ещё до поездки мне рекомендовали как хорошее заведение нациоанальной кухни... но как уже говорилось, пролетел - подобные заведения все закрываются в 6 вечера, а 8 вечера в Элисте уже глубокая ночь. Национальная кухня для меня важный элемент культурной программы в любом регионе, тем более в бедной на достопримечательности Калмыкии, и этот облом был так досаден, что я даже подумывал задержаться в Элисте ещё на пол-дня и ехать в Ставрополь вечером, но в итоге уехал утром, как и предполагалось изначально. В целом, хочу сказать, своим блиц-визитом в Калмыкию я не доволен - всё же земля этого пусть маленького, но оставившего огромный след в России, Казахстане и Киргизии народа заслуживает большего... но я элементарно не придумал, куда бы съездить на денёк из Элисты.
А вот - все мои посты, где фигурировали буддийские храмы.
Дацан Ринпоче-Багша в Улан-Удэ -
Иволгинский дацан в Бурятии - остатки буддийского храма
в Суябе (Киргизия) -
Вьетнамская пагода в Харькове - монастырь "Белый Лотос"
в Черкассах - да ещё лежат невыложенные фотографии дацана в Петербурге и ступы в Киеве, а в 2012-м я был у буддийских петроглифов Тамгалы-Тас под Алма-Атой, но потерял те фотографии в
долине, через которую пришли калмыки..
В следующих трёх частях - про Ставрополь.
ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр.
Советская улица и Братский сад.
Центр.
От Белого города до Больших Исад. Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля.
Южные слободы.
Селение.
Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь и музей.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.