Стержень Кавказских Минеральных Вод - связующая 5 городов 64-километровая железная дорога с электричками и высокими платформами, построенная в 1893 году.
В прошлой части я показал "ворота" региона город Минеральные Воды и соседний посёлок Иноземцево, выросший из немецких колоний. Теперь проедем по железной дороге от Железноводска до Кисловодска - конец её запечатлён на вводном кадре.
Так как самое начало линии Минеральные Воды - Кисловодск я показал в прошлой части, эту "поездку" начнём в Железноводске - он стоит в стороне, в узкой долине между Бештау и Железной горой, и к нему в 1897 году протянули 8-километровую ветку от станции Бештау всего в один перегон. Вот как выглядит её окончание - однопутный тупик у подножья горы:
2.
Справедливости ради, в Железноводск я попал, прямо к вокзалу, пешком из Пятигорска по склонам Бештау, а уехал на маршрутке в Ессентуки. Сейчас тут не проехать - если в лучшее время на ней было до 19 пар поездов, а ещё зимой в расписании значилось по 6 рейсов в каждую сторону, видимо состыкованных с электричками МинВоды-Кисловодск, с марта поезда по ней не ходят. У линии очень сложный профиль, требующий у машинистов специальной подготовки, отменяют поезда здесь не впервые, и скоро линия, видимо, будет разобрана. Впрочем, если бы поезд ходил, на электричках я добирался бы в Ессентуки часа два против получаса на маршрутке.
3.
Железноводск среди курортов КМВ самый "камерный" и уютный, но при этом, говорят, и самый динамично развивающийся. В общем, это очень приятный городок, хотя из-за большой усталости после похода по Бештау я многого в нём не увидел.
4.
Как уже говорилось, железноводская ветка выходит к станции Бештау - первой из трёх (ещё Иноземцево и Машук) в посёлке Иноземцево - их я показывал в прошлой части, поэтому сейчас проедем их без остановок. Вот вид платформы Иноземцево - прямо по курсу многоэтажки Пятигорска:
5.
Крупнейший город КМВ (с предместьями около 220 тысяч жителей), столица Северного Кавказа (так как именно здесь находится полпредство СКФО), Пятигорск вмещает, как и положено, 5 станций, первая из которых по ходу нашего движения - Лермонтовская:
6.
С неё я ходил на Бештау и в Железноводск, приехав хмурым утром. Название явно намекает, что это ближайшая станция к месту последней дуэли Лермонтова. Кроме того, это конечная некоторых электричек из Кисловодска. Пара "закрытый старый и действующий новый вокзалы" для КМВ также весьма характерна:
7.
Дальше поезд идёт мимо многоэтажек района Ромашка (название от старого туберкулёзного санатория - ромашка была символом борьбы с чахоткой), каких-то вузов,
завода "Импульс" (специализация его звучит устраашающе - "атомное приборостроение", но выпускает он дозиметры и средства радиационной защиты) - всё это я сфотографировать как-то забыл. Затем начинаются старые домики и ветхие грязные улицы района Горапост, и наконец собственно Пятигорск, его центральный вокзал. Вид в сторону Минеральных Вод, в перспективе дороги Машук (993м), увенчанный телевышкой. Он всего на метр ниже Змейки, но даже без учёта вышки на его вершине есть общедоступные постройки больше метра высотой. Из города ведёт канатка, а вот место Лермонтовской дуэли - у подножья.
8.
В Пятигорске сохранилась едва ли не единственная на этой линии водонапорная башня - видимо, сказывается очень ранний (1936) переход на электрическую тягу.
9.
А вот вокзал в главном городе КМВ абсолютно уныл:
10.
Хотя площадь перед ним куда как более оживлённая, чем в Ставрополе:
11.
Привокзальный магазинчик в симпатичном павильоне сталинской эпохи:
12.
Старый вокзал же выглядел так, и я находил его фотографии 1960-х годов, то есть он не был разрушен войной - скорее всего, просто в позднесоветское время, когда курортников стало особенно много, его сочли слишком тесным..
12а.
А около станции - Михайловский собор (1884-86), едва ли не красивейший храм Пятигорска, в советское время оказавшийся на территории хладкомбината. Надо заметить, последний тоже не так прост: "мягкое пятигорское мороженное" - гордость КМВ, здесь многие считают его "лучшим в России после Москвы". Увы, я оценить не смог - мороженного не ел много лет, так как мгновенно от него простужаюсь (а от холода и сырости - нет). К собору же можно пройти, только обойдя хладкомбинат на 270 градусов, и я этого сделать так и не успел.
13.
Дальше поезд идёт вдоль частного сектора с отдельными старыми домиками, параллельно трамвайным путям - а трамвай в Пятигорске тоже необычный: редкой колеи 1000мм (в России такие ещё в Калининграде и с недавних пор Евпатории, а на Украине - во Львове, Виннице и Житомире) и весьма живописно проложенный. Вид с трамвая на железнодорожный мостик через очередную речку-вонючку (как её сами пятигорчане называют):
14.
Следующая станция Новопятигорск:
15.
За сталинским вокзальчиком скрывается Пятигорский курган 5-6 веков, ныне стоящий посреди сквера - с поезда его можно увидеть буквально на долю секунды, когда он показывается из-за вокзала и скрывается за деревьями. О нём я ещё напишу в рассказе о городе - вообще, в Пятигорске много интересного по окраинам.
16.
Как например один из двух в России ипподром федерального значения (наряду с московским) у следующей станции Скачки - его главное здание 1930-х годов нависает над станцией слева по ходу нашего движения и я его также оставляю для рассказа о городе. Справа же традиционный дуэт вокзальчиков - закрытый дореволюционный:
17.
И очень красивый советский, более похожий на бювет:
18.
За Скачками завершает город пятая станция Пятигорск-Товарный, которую поезд проходит без остановок - тем не менее, она как на ладони и весьма велика. Здесь отходит грузовая ветка на Лермонтов - самый малоизвестный город КМВ, куда в 1990-х пару лет ходил дизель с красивым маршрутом Лермонтовская-Лермонтов.
19.
А затем - довольно длинный перегон до Ессентуков. С одной стороны - поля и громада Бештау:
20.
С другой - сёла вдоль Подкумка, главной реки КМВ, на которой стоят Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Георгиевск (а вот МинВоды - на самой Куме):
21.
В Ессентуках - ещё три станции. Первая - с неприятным названием Золотушка...
22.
...и очередным "вокзальным дуэтом":
23.
А вторая - собственно Ессентуки с длинным старым вокзалом и обелиском Славы на широкой площади:
24.
И так как квартировал я в Ессентуках, на этом вокзале я бывал каждый день, порой даже не по одному разу, успев запомнить, что на платформе стоит автомат с очень вкусной газ-водой, а в забегаловке напротив наверное посредственные для Кавказа, но отличные по меркам остальной страны шашлыки:
25.
Вид с платформы. Справа можно различить ворота Курортного парка, начинающегося прямо за площадью:
26.
Приятно, что навесы тут сохранились почти на всех станциях, причём обратите внимания - здесь он без заклёпок, то есть построен уже в советское время. Даже интересно - куда и когда они делись на большинстве постсоветских вокзалов?
27.
В небольшом кассовом зале сохранился даже декор:
28.
Особенно хороша лепнина кассовых окошек:
28а.
Зал ожидания. Обратите внимание на охранника - их тут много, и хотя фотографировал я не слишком нагло, всё же довольно быстро обнаружил, что им нет до моего фотоаппарата никакого дела.
29.
Вид с платформы в сторону Кисловодска. Обратите внимание, что высота платформы меняется - электрички тут обычно из 5 вагонов, а вот дальние поезда бывают и по 15-20 - конечным пунктом служит Кисловодск, но в Ессентуках и Пятигорске остановки по 5-10 минут, а в МинВодах - и все полчаса.
30.
Ессентукские многоэтажки - следующий перегон хотя и по городу, но очень длинный:
31.
Преобладает в Ессентуках, впрочем, частный сектор. На середине перегона - бетонное русло речки Бугунта:
32.
Вот и следующая станция со звучным названием Белый Уголь:
33.
Здесь находилась первая на территории России промышленная ГЭС (1903) на Подкумке - она и дала это название, "белым углем" в те времена называли гидроэнергетику. Остатки ГЭС я ещё покажу в рассказе о Ессентуках.
34.
А за Ессентуками пейзаж как-то очень резко меняется - Подкумок прорезает Боргустанский хребет, едва ли не первую "ступень" гигантской лестницы хребтов Большого Кавказа. Степные яры непохожи ни на Южный Урал, ни на сопки казахских степей, ни даже на окрестные одинокие горы.
35.
Станция Подкумок в одноимённом селе:
36.
С ещё одним вокзалом-похожим-на-бювет... а может, внутри правда (были) фонтанчики с минералкой?
37.
Я снимал тоько направо, но слева виды едва ли не живописнее - широкая ровная долина Подкумка и за ней такие же обрывы Пастбищного хребта (отрогом которого и является Боргустан). Но вот справа проносится въездная стела Кисловодска:
38.
И сам Кисловодск, неожиданно живописный и многоэтажечный, возникает впереди слева, за широкой долиной Подкумка:
39.
Очень красивые мосты, да и вообще это самое живописное место железной дороги. На заднем плане - Карачаево-Черкессия:
40.
На секунду шум Подкумка перекрывает стук колёс. На скале в перспективе реки - Кольцо-гора, одна из известнейших достопримечательностей в кисловодских окрестностях. Под горой же виден блокпост на въезде в Карачаево-Черкессию. Что же до мостов, то с ними история довольно сложная - как я понимаю, ближний, сталинской постройки, пережил несколько наводнений и используется как запасной на случай разрушения основного.
41.
Как непривычно всегда смотрятся русские и советские города на фоне гор! Но Кисловодск сразу цепляет своим мудрёным рельефом и общей живописностью. Эти многоэтажки - бывшая станица, влившаяся в город в 1950-е годы, и кое-где за домами синеет
Крестовоздвиженская станичная церковь:
42.
Предпоследняя станция Минутка, названная так по близлежащему рынку... или наоборот - ведь сколь мне известно, обычно такие названия связаны с короткими, изначально неофициальными остановками пригородных поездов (в том числе в Грозном). Возможно, эта станция была устроена позже других по просьбам жителей Кисловодской станицы, ведь не случайно же здесь единственный на линии деревянный вокзал (кстати, почему его нельзя отнести к полностью исчезнувшим в России "
дачным вокзалам"?):
43.
В центр Кисловодска железная дорога входит через овраг, по мощному одноарочному виадуку, напоминающему гигантские ворота. Слева по ходу движения (откуда снят этот кадр) - район пансионотов и отелей, заменяющих тут кварталы, а справа, за "воротами" - параллельный железной дороге и пожалуй самый приятный на КавМинВодах пешеходный променад.
44.
Вот уже и горловина тупиковой станции Кисловодск, которая сразу поражает своей аутентичностью - с 1890-х тут даже путепровод и общественный туалет! Последний выглядывает из-за здания, похожего на пакгауз - не знаю, что тут было изначально, может привокзальное кафе?
45.
Вид в обратную сторону, от тупика дороги:
46.
Длинный вокзал с питьевым фонтанчиком (не нарзан ли здесь тёк изначально?) и навесом. Прямые поезда отсюда ходят в Москву (ежедневно), Питер, Ростов-на-Дону, Адлер (с вод на пляж!), Киев (или всё уже?), Киров, Тамбов, Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк, Иркутск и - внимание! - Тынду, правда большинство из них далеко не каждый день. Поезд Москва-Кисловодск - явно один из самых комфортабельных в России, в последний день как раз ждал меня у этого навеса:
47.
Между вокзалом и променадом - парк с Мостиком Вздохов (1895), который иногда приписывают Шухову, а в кустах справа - тот самый общественный туалет 19 века. Ещё правее, напротив виадука, будет небольшой парк атракционов:
48.
А практически напротив вокзала - роскошное здание филармонии, бывший курзал (1895-96) - "с корабля вагона на бал!". Здесь же хорошо виден тупик станции у подножья Крестовой горки - это опушка крупнейшего в России парка. Слева - советское здание пригородного вокзала, украшенное часовой башней. И хотя на главном входе пункт досмотра, на станцию можно беспрепятственно пройти по виадуку с "курортной" стороны.
49.
Вид вокзала с крыльца филармонии:
50.
Контора станции вмещает также Никольскую церковь и небольшой музей. Последний сейчас почему-то закрыт, но я внутрь таки попал на несколько минут - в последний день я приехал с 8-килограммовым грузом минералок за час до открытия камеры хранения, и охранник отправил меня сюда к дежурному по станции, который тут же сообщил мне, что в камеру хранения уже пришла дежурная и он разрешает сдать вещи, не дожидаясь времени открытия. Внутри потрясающе красивый интерьер и вполне себе на месте экспонаты, но у входа предупреждение "Не фотографировать!", а сделать это незаметно у меня не было никакой возможности.
51.
А это - привокзальная площадь в створе путей. Сталинка по центру - как нельзя более уместное здесь Курбюро: вышел с поезда со всеми справками и определился сразу в подходящий санаторий.
52.
Но до рассказа про Кисловодск ещё далеко. А прежде, чем перейти к городам, расскажу про Бештау - настоящий центр КМВ.
ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр.
Советская улица и Братский сад.
Центр.
От Белого города до Больших Исад. Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля.
Южные слободы.
Селение.
Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит. Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Два курортных парка.
Железноводск.
Пятигорск. Проспект Кирова.
Пятигорск. По центру.
Пятигорск. Подножье Машука.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.