Важная часть реалий Крайнего Севера - это автопаромы. Я не раз видел их ещё
на Оби - где-то посреди водных пространств вдруг появляется обыкновенный речной паром, густо уставленный всяческой техникой... но путь его не поперёк реки, а вдоль - и это дело на несколько суток. На автопаромах перевозят фуры, автопаромом же можно выбраться всей семьёй на машине в отпуск, словно и не в краю без дорог ты живёшь, и на семью перевозка машины выходит дешевле авиабилетов. Берут на автопаромы и безлошадных пассажиров, так что фактически дальняя пассажирская навигация в России не ограничивается Обью, Енисеем и Леной. Я точно знал об автопаромах на реке Таз...
...но проехать на таком случилось по Печоре. По дороге с Вайгача
в первой части мы долетели в Нарьян-Мар на вертолёте, а
во второй части речь про сам Нарьян-Мар и его посёлки. Ну а в третьей, после нескольких дней ожидания, продолжим путь на пароме.
Паромы в Нарьян-Маре не в чести. Если расписание самолётов тут многие знают наизусть, то "когда и откуда паром" - не в курсе обычно даже таксисты. Паромы - транспорт для гастрбайтеров, дальнобойщиков и прирождённых автомобилистов. Все перевозки здесь частные, и
возят между Нарьян-Маром и "землёй" три компании: "Транзит" (он же Передерий и СТ-57), "Транс-Сервис" и "Мишарина". Легковую машину они берут за 14-17 тысяч, безлошадных пассажиров - за 2-3 тысячи, но если договориться с каким-нибудь водителем, будто бы ты его пассажир - цена сразу упадёт в разы. Расписание меняется год от года, в среднем одна компания делает один рейс в неделю, и нам не повезло: вертолёт прилетал в субботу вечером, а паромы из Нарьян-Мара выходили в среду, пятницу и утром субботы. Четыре дня мы коротали в гостинице "Агат" в посёлке Искателей (очень приятная гостиница, но цены северные - по 1100 с человека в номере без удобств), и звонить в пароходства я начал уже с понедельника. Ближайший рейс был у "Мишариной", но там меня обрадовали, что мест всё равно нет на две недели вперёд. Та же картина была и у других компаний, и всё же поддаваться отчаянию было себе дороже - может, хоть в кузове у кого-то удастся пристроиться? Второй раз, ближе к вечеру, "Мишариной" решила позвонить Ольга, и то ли рестерянный женский голос так подействовал, то ли администраторша была другая, то ли Ольга сказала магические для Севера слова "ехать очень надо", но в итоге ей было сказано - приезжайте на причал заранее, пристроим вас куда-нибудь.
Паромы отправляются из двух или трёх разных мест. Ольга и
sevprostor прибывали месяцем ранее на СТ-57 к причалу Лесозавода, ну а "мишаринский" паром отправлялся с песчаного пляжа на задворках морского порта.
2.
На кадре выше, конечно, не он, а вид с его борта. Такие вот мелкие паромы ходят из Нарьян-Мара по окрестным сёлам, и
ниже по Печоре мы видели их довольно далеко от города.
3.
Ещё тут есть какие-то явные пассажирские катера, видимо "дачные" по близлежащим островам или прогулочные для тех, кто "сегодня гулллляет!". И целый рой моторных лодок, непрерывно носящихся туда-сюда:
4.
Ну а наш паром - вот. Здоровый:
5.
Не знаю, кто такая Любовь Мишарина и откуда она родом, но на логотипе у неё - крымский Грифон. Так-то это достаточно большое пароходство с двумя десятками в основном грузовых судов.
5а.
Посадка начинается за 2 часа до отправления, а мы подъехали за 4 часа, сразу сложив вещи в теньке у гревшейся на пляже баржи. Рядом уже кучковались дальнобойщики, и нашей первой задачей было к кому-нибудь из них оформиться пассажирами, а в идеале напроситься ночевать в пустой кузов и договориться, чтобы подвезли нас до тех мест, где много дорог. В большинстве своём они были из Кирова, и ехали домой - по дорогам это ближайший к Нарьян-Мару регион, в котором что-то растёт в товарных количествах, поэтому для НАО и Коми Кировская область - это знойный нищий Юг, где тепло и обильно, но безработно. Дальнобойщики посмотрели на нас как на диковинку, но сошлись на том, что помочь ничем помочь не могут - они тут все постоянно ездят, чуть ли не со скидками, и нафига им какие-то мутные схемы? Не оправдался и рассчёт Ольги увлечь мужиков дорожными байками - все они натыкались лишь на глухое непонимание двух бесполезных бездельников.
-И вообще, я такого отдыха не понимаю - в палатке спать, комаров кормить... Я лучше с семьёй на дачу съезжу. Я вообще знаете как отдыхаю? Вот подберу девку на трассе, она мне "За 500 рублей отдохнуть хочешь?". Я ей: "Давай за 200!", она ломается, но согласна. Ну и даю ей, короче, домкрат и насос - иди мне колесо поменяй, а я ОТДЫХАТЬ буду!.
Среди дальнобойщиков был и щуплый немолодой человек с очень серьёзным лицом, в спортивном костюме и чёрных очках.
-Вот это капитан, с ним договаривайтесь! Чо, не похож на капитана? Да это он и сам прикалываться так любит: среди пассажиров затеряется, и орёт: "Когда отходим?! Ну где этот чертов капитан?!".
6.
Самое смешное, что дядька действительно оказался капитаном... Но главнее капитана, пока паром стоит у берега - судовладелец, представитель которого и сам подъехал курировать посадку. Выслушав нас, он пообещал, что мы сегодня уйдём из Нарьян-Мара, но с условием, что загружаться мы будем последними, когда все машины уже заедут на палубу. Первыми, вне очереди, заезжали фуры, а мы таки нашли легковую машину, хозяин которой хоть и не мог нас взять (заднее сидение у него было завалено грузом, а ехал он аж в Крым, причём не отдыхать, а к родственникам), но согласился оформить своими пассажирами.
7.
На корме баржи - "жилой модуль", снаружи выглядевший сараем из профлиста, но при ближайшем рассмотрении оказавшийся довольно вместительным. Первое помещение тут и столовая, и кинозал (все фильмы, как на подбор - 2005 года, когда видимо этот паром и был запущен), и просто кают-компания, а до отхода - ещё и касса, где записывают пассажиров и выдают бельё. Сначала речь шла о том, чтобы определить нас на третью полку за 500 рублей с человека (то есть вшестеро дешевле, чем безлошадным пассажирам!), но в итоге, видать, кто-то из забронировавших место не приехал или решил ночевать в машине, и нам дали нормальные места.
8.
Больше всего впечатлили каюты, коих тут всего 4 - три четырёхместных и одна шестиместная. По комфортабельности эта "баржа" оставляет далеко позади
"полноценные" теплоходы - мало того, что здесь всё новое и чистое, так ещё и розетки есть по числу пассажиров, а на общей территории куда важнее телевизора кулер с питьевой водой.
9.
Но при всём том паром - это именно несамоходная баржа, хоть и с жилым модулем. Толкает её буксир "Приморск", построенный в 1973 году в Великом Устюге.
10.
Тот самый капитан... увы, напрочь забыл его имя. Посмотреть буксир я напрашиваться не стал - откровенно говоря, просто не было сил и настроения:
11.
Между тем, машины набились как сельди в бочке - вот как это будет выглядеть на ходу, натуральная пробка посреди реки:
12.
Фуры встают ближе к корме и по краям, легковушки - по центру. Многие водители и днём, и ночью одиноко сидели в своих машинах, словно караулили их - и не только дальнобои, у которых в кабине спальное место и своя кают-компания с бутылкой, но и трезвые хозяева легковушек, в жилом модуле появлявшиеся лишь на обед, и отцы семейств, чьи жёны и дети ехали в тёплых каютах. По ночам на реке холодно, поэтому стоят тут многие с включёнными двигателями, и в мерный шум буксира то и дело вклинивается рваное рычание автомотора.
13.
...Но эти кадры сняты позже. Паром - штука тихоходная, и вниз по Печоре его путь занимает день и ночь, а вверх - где-то полтора суток. У "Приморска" отход был в 14:00 среды, а прибытие около 5 утра пятницы. Остановок у него, само собой, нет, и не знаю, ходит ли ещё по приречным деревянм "Метеор" Нарьян-Мар - Усть-Цильма, ценой билетов сравнимый с самолётом.
Вот и отходим из Нарьян-Мара, и только тут я понял наконец, что успокоился - до последнего я опасался, что не уедем и застрянем в этом слишком богатом для нас городе ещё чёрт знает насколько.
14.
Сначала идём по Печоре вниз, обходя длинный остров, мимо грузового порта, краны которого довлеют
над всем нарьян-маровским центром. Порт здесь крошечный, работающий в основном на снабжение города - грузооборот его чуть больше 100 тысяч тонн в год против 22 миллионов тонн у Варандея (см. первую часть
или здесь, а мне лень пояснять, что я к нему отношению не имею). Причём не удивлюсь, если автопаромы с фурами привозят в Нарьян-Мар больше грузов, чем сухогрузы и танкеры.
15.
Административное здание порта, по совместительству видимо диспетчерская - может и в 1930-х годов, когда молодой Нарьян-Мар был городом деревянных сталианса и конструктивизма.
16.
Ржавый катер на берегу Качгортинской курьи и сам Качгорт на том её берегу. Вертолёт, замеченный парой кадров выше, буквально прыгнул над городом к аэропорту, и ехавший с нами мужик предположил, что скорее всего это санрейс из Тельвиски - то есть, летающая скорая помощь.
17.
Ни в один из приездов я так и не сподобился заснять водонапорные башни необычной конструкции над нарьян-марским посёлками. Вот хоть напоследок сделал кадр с борта теплохода:
18.
Вот и Лесозавод, с которого начинался город, и краснокирпичные фрагменты корпусов действительно дореволюционные. Ныне тут всякие склады да мастерские, и именно на Лесозаводе Петя и Наташа готовили лодку перед выходом в сторону Вайгача; там мы и провели первые дни в Нарьян-Маре. При Лесозаводе остался небольшой грузовой порт, а вот у берега уже стоит какой-то другой паром, который отправится в пятницу или субботу.
19.
Обогнув остров, или вернее целый архипелаг, тянущийся на 40 километров и разделённый мелководными протоками, выходим на фарватер. На крыше жилого модуля - прогулочная палуба с лавками, столиками и капсулой спасательного плота. Последний взгляд на Нарьян-Мар... хороший город, но я туда вряд ли вернусь, уж по крайней мере не тянет.
20.
В прямой видимости кранов и многоэтажек - речная жизнь как она есть:
21.
Хотя и тянется за городом целый шлейф деревень и посёлков. Вот например Тельвиска (удрание на первый слог!), большое (700 жителей) и старое (известно с 1579 года) село в 4 километрах от Нарьян-Мара - однако без сухопутной дороги. Она была первым центром Ненецкого национального округа в 1929-32 годах, пока строился Нарьян-Мард (именно так он назывался изначально).
22.
Там много старых изб и уделанная в сельский ДК деревянная
Богоявленская церковь (1859-62) Тельвисочного самоедского прихода, одной пяти миссионерских баз в огромной тундре. Но с реки видны лишь новостройки да станция телерадиосвязи "
Орбита". А держат здешние селяне, как видите, не северных оленей, а лошадей и коров.
22а.
На левом берегу (так как шли мы против течению - для нас он был правый) - деревня Макарово, известная с 1679 года как жира - так в этих краях называли промысловые становья. Макарово - редкий случай деревни, в ХХ веке разросшейся: сто лет назад тут было 13 дворов, сейчас - несколько сотен жителей.
23.
Рейсового транспорта сюда вроде бы нет, но не удивлюсь, если эти лодки работают как маршрутное такси по заполнению:
24.
Потом и деревни становятся редкими. Печора - очень мощная река, не затерявшаяся бы и в Сибири. По полноводности (4100 кубометров в секунду) она третья или четвёртая в Европе (после Волги и Дуная, и может быть Днепра - по нему сведения противоречивые), но при этом не сказать, чтобы длинная (1809 километров - меньше Яика или Дона). Просто здесь много снегов и болот, поэтому даже на небольшой длине воды в избытке. Надо понимать ещё и то, что северным рекам статистику сильно портит сезонность, и летняя Печора с расходом воды 17 тыс. кубометров в секунду примерно вдвое крупнее зарегулированной плотинами Волги.
25.
Но у Печоры - откровенно унылые берега, низкие и однообразные:
26.
В августе запоминающиеся больше песком, чем обрывами или лесами. А в июне, когда Ольга и Петя с Наташей добирались Нарьян-Мар, тут и вовсе не было ничего, кроме торчащих из воды кустов.
27.
На берегах - деревни, довольно многочисленные, но все на одно лицо. Выделяются среди них Оксино со старейшим в НАО домом Сумароковых начала 19 века и Великовисочное, открывающее Респубоику Коми - и я даже видел их, но не заметил никаких принципиальных деталей.
28.
29.
В трёх кадрах - почти всё, что можно увидеть в припечорских деревнях - избы, бараки, котельные, вышки сотовой связи, стада, трактора и лодки. И вид всего этого больше советский, чем старинно-поморский.
30.
Даже лодочная жизнь за Нарьян-Маром практически сходит на нет, лишь изредка кто-то идёт на моторе по делам или тянет из воды скорее всего нелегальную сеть:
31.
Суда на Печоре представлены в основном опять же паромами - только эти не вдоль реки ходят, а поперёк:
32.
А вот у берега лодки - значит, где-то за кустами и деревня. У Печоры, как у Оби, к основному руслу прилагается лабиринт островов и проток, на которых в основном и живут здешние люди.
33.
Так и шли мы по реке - медленно-медленно. С "Приморска" играла эстрада из 1990-х, в кают-компании крутили три фильма 2005 года - "Бумер-2", казахский "Кочевник" и американское "Нападение на 13-й участок", лучше всего выглядел последний, хотя и очень мрачный. В первый день пути было тепло, и народ прохлаждался на крыше жилого модуля - кто играл в карты и шахматы за столиками, кто служал музыку через наушники, облокатясь на парапет. Следующей ночью погода испортилась, и народ рассеялся по машинам и каютам, так что нам порой казалось, что мы на пароме одни.
33а.
Контингент тут вообще-то не самый приятный. Единственное исключение - семьи с детьми, но те ехали в своих мирках, словно отделённых ярко святищимся силовым полем от мрачного мира дальнобойщиков, гастрбайтеров и автоперегонщиков. А основной контингент парома - это угрюмые, обиженные жизнью мужики, на пароме конечно же предпочитающие квасить. Самым колоритным был тощий и сальный Василий из Уфы, имевший в своей жизни два предмета гордости: во-первых, у него есть душа, во-вторых, он никогда не носил бороды. На мне же борода наросла, поэтому периодически он начинал ко мне не агрессивно, но уныло докапываться, дыша перегаром. Узнав, что мы возвращаемся с Вайгача, Василий взвился:
-А, так вот почему вам надо на фуру! Везёте много, да?! Что ты мне рассказываешь, знаю я, зачем вы туда ездили! А Стёпу-то на Вайгаче видели?
-Какого ещё Стёпу? У наших попутчиков так собаку звали...
-Ну какого Стёпу, какого?! Что, не видели, как он с дробью в заднице крутился! Медведь Стёпа! Аааааа, да откуда же вы, б...дь, такие лезете?! Сколько вам
Чилингаров-то платит?!
На этом Василия увели более адекватные товарищи. На утром он скорее всего забыл всё, что было ночью, а в следующий вечер вновь завёл со мной ту же пластинку: "Послушай, послушай... Как тебя зовут? Илья? Меня Василий! Вот послушай, я всю жизнь прожил, двадцать лет работаю на грузовиках. Но самое главное - у меня есть душа! А ты что, верующий что ли? А если в церковь не ходишь, то что с бородой-то? Послушай, Илья, вот я всю жизнь прожил, на дорогах двадцать лет пашу - и никогда не носил бороды! Нах... тебе эта борода?!". Но у меня не возникало ощущения, что дело может перейти в драку - передо мной был человек жалкий и униженный, и на большее, чем ругань в пустоту, не способный.
34.
И вобщем с паромным людом наверное можно установить отличный контакт, если умеешь курить в кулак и трёшь по делу тоном "ну это всё фигня, короче", но наше общение с ними не клеилось и надежды найти транспорт таяли на глазах. Сказывалась и усталость, проявлявшаяся как "паралич воли" - чтобы собраться с мыслями и с кем-то завести разговор, надо было что мне, что Ольге сделать над собой изрядное усилие, не говоря уж о "качестве" этого разговора. На второй день нам удалось найти паренька на пустой машине, который очень нехотя согласился нас довезти до большой дороги. Я волновался, и мне не спалось - такова уж специфика этого пути, что из одних трудносдоступных мест мы попадали в другие не сказать чтобы легкодоступные места.
34а.
Хотя считается, что отходит паром ни то из Усть-Цильмы, ни то из Щельяюра, первая стоит в полусотне километров (то есть 4-5 часах пути) ниже причала, а второй километрах в 20 выше и мимо него паром даже не проходит. На самом деле южная пристань нарьян-марских паромов - так называемый Кабель, безымянное место у переправы автодороги от станции Ираёль в Усть-Цильму. Сюда и подходили мы в районе 4 часов утра:
35.
К мокрому берегу, похожему на конус выноса небольшой горной речки:
36.
Вот и причалили. Дальнобойщики будут тут стоять ещё сутки - отсыпаться после пьяного рейса, спроваживая Васю, решившего вновь сообщить всем о том, что у него есть душа. Паренёк на пустой машине притормозил, и спросив с надеждой, не нашли ли мы кого-то другого, повёз на в сторону "земли".
37.
...Но напоследок расскажу про альтернативный паром компании "Транзит", которым Ольга и Петя с Наташей добирались в Нарьян-Мар в июне. Тут фотографии Ольгины, я же там не был, поэтому пояснений будет минимум. Тайга у Кабеля:
38.
Пока ждали нарьян-марского парома, подошёл усть-цилемский паром, который просто возит машины с берега на берег. Он ходит несколько раз ежедневно.
39.
И если бы мы поехали по первоначальному плану, то есть на месяц раньше, из Нарьян-Мара наш путь лежал бы не сразу на юг, а сначала в Усть-Цильму - это большое (5 тыс. жителей) село, основанное в 15 веке, стало оплотом староверия и сохранило множество русских традиций вплоть до национальных костюмов на праздники. Туда обычно ездят
на Горку, которую празднуют по старинным обрядам с 5 по 12 июля, но погода внесла коррективы, и мы в этих числах шли Печорским морем на Вайгач.
40.
Паром "Транзита" стоит у пристани, как бы сложенный пополам - такая же, как у "Мишариной", баржа с жилым модулем, но вместо буксира - полноценная самоходка СТ-57. Она относится к типу СТ-300, которые строились, кажется, на всех советских реках, но - полностью местная, построена вв Печоре на ремонтно-эксплуотационной базе пароходства в 1989 году.
41.
Поэтому отход парома сопровождается довольно сложной швартовкой:
42.
Гвоздь печорских барж - надпись "Береги рукиноги!", украшаашая оба судна. Мы с Ольгой поняли это как политкорректный вариант "Береги руки-крюки!" - "если рукой умеешь делать не больше, чем ногой, не суй её куда не просят". Вторая надпись - более ординарная "Берегись колышек!".
43.
Паром "Транзита" в собранном виде, шедший по Печоре навстречу парому "Мишариной":
44.
Каюта - попросторнее, но не столь уютная (хотя всё равно на порядок лучше, чем у обь-иртышских теплоходов):
45.
А в камбусе есть и кухня, на которой можно самим что-нибудь приготовить (или по крайней мере разогреть):
46.
Так начиналось путешествие, об окончании которого - в следующей части.
47.
А вообще-то, печорским паромам осталась недолго - хоть и не так быстро, как надо бы, но в Нарьян-Мар тянут круглогодичную дорогу из Харьяги,
в 2016-м в зимней тундре я видел немало уже готовых мостов. И даже самая убитая дорога - лучше самого хорошего парома, потому что будь там дорога - нам бы и ждать отъезда не пришлось четыре дня. Но жалеть об исчезновении пассажирского судоходства на Печоре вряд ли стоит - по сравнению с теми же Обью и Иртышом она откровенно скучна, и паромы на ней - просто транспорт, не более.
ВАЙГАЧ-2017
Дорога на Вайгач
Перелёт Москва - Архангельск - Нарьян-Мар.
Нарьян-Марские посёлки.
Лодка "Амдерма-24" и краткий обзор экспедиции. Оглавление.
Печорское море. Нарьян-Мар - остров Песяков.
Печорское море. Остров Песяков - Вайгач.
Вайгач
Об острове в целом.
Остров Большой Цинковый, или Вайгач в миниатюре.
Бухта Лямчина и Талата. Старик и тундра.
Юнояха. Вайгачский Урал, или В поисках ненецких богов.
Варнек. Посёлок на острове.
Окрестности Варнека. Мыс Раздельный и остров Хосейто.
Поход на Карское море.
Дорога с Вайгача
Перелёт Варнек - Амдерма - Нарьян-Мар.
Нарьян-Марские посёлки.
Печорская баржа. Нарьян-Мар - Ижма.
Автостопом до Москвы, или не забывайте про обратные билеты!
ВРЕМЯ ОБРАТНЫХ ДОРОГ
Вступление-пояснение.
Алтай-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Славгород.
Яровое и Кулунда.
Гальбштадт.
Мангышлак-2017
Обзор экспедиции и оглавлении серии.
Самарский метрополитен.
Самара с волжского парома.
Жигулёвские горы.
Югория-2016
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Окрестности Невьянска. Кунара, Быньги, Таволги.
Верх-Нейвинск и Таватуй.
Сысерть.
Вайгач-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Вертолётом в Нарьян-Мар.
На пароме по Печоре.
Автостопом до Москвы.