Нарьян-Мар, столица тундры

Apr 29, 2016 16:53



Нарьян-Мар, которого мы достигли в прошлой части по пространствам Большеземельской тундры - маленький (23 тысячи жителей), но единственный город Ненецкого автомного округа - самого малолюдного и с недавних пор самого денежного региона России. Как Салехард или Ханты-Мансийск, он был построен в глуши как столица коренного народа и разбогател в постсоветские годы на нефти и газе, но по сравнению с теми двумя Красный Город (как переводится его название с ненецкого) севернее, труднодоступнее, меньше и моложе.

Во все три города круглый год можно долететь самолётом, а летом добраться на рейсовом судне по реке: Ханты-Мансийск стоит на Иртыше, Салехард - на Оби, ну а Нарьян-Мар - в низовьях Печоры, третьей по величине реки Европы после Волги и какого-то ещё непонятного Дуная. В Салехарде есть железная дорога, но нет круглогодичного шоссе, а в Ханты-Мансийск ведут целых две трассы, но до ближайших вокзалов по ним 200 километров. В Нарьян-Маре же нет ни того, ни другого, единственная автодорога заканчивается в деревне Красное за 40 километров от города, но на Севере, как водится, спасает зимник, в Салехард ведущий из Надыма, а в Нарьян-Мар - из Усинска, и вдоль обоих строятся уже не первый год круглогодичные дороги. Перед Нарьян-Маром проходим мост через речку Куя с деревянным полотном, но железными опорами и ледорезами - мы не единственные, кто догадался ехать по нему на вездеходе:

2.


Нарьян-Мар встречает новостройками - это офисы нефтегазовой компании (в данном случае "Лукойл-Север"), неизменный атрибут таких городов, и расположить свой комплекс на выезде было весьма логично - в первую очередь это дорога уже не на Усинск, а на месторождения Большеземельской тундры с портом Варандей во главе.

3.


За Лукойловской резиденцией начинается деревянный барачник. Дело в том, что это ещё не сам Нарьян-Мар, а прилепившиеся к нему посёлки, первым из которых встречает Искателей (6,9 тыс. жителей), который после всех этих Варандеев, Тарасавеев, Юрибеев и Харбеев я упорно называл ИсателЕй.

4.


ИскАтелей - между прочим, такой же центр НАО, как и сам Нарьян-Мар - здесь находится администрация Заполярного района, охватывающего весь округ и частично дублирующего функции с окружными властями. Но несмотря на разное управление, сам массив посёлков и города един, то есть по факту в Нарьян-Маре из 43 тысяч жителей Ненецкого АО живёт даже не половина, а 3/4. Дальше в сторону города будут Бандарка, Мирный и Новый, Лесозавод, внезапно почему-то Сахалин и совсем уж пригородный Качгорт. Все они нанизаны на одну дорогу, на которой можно повстречать такую удивительную вещь, как автобус, курсирующий в Нарьян-Маре аж с 1955 года - ныне его сеть включает 8 маршрутов, машины разного размера и возраста бегают часто, а остановки по посёлкам неожиданно капитальны, с мудрёным дизайном и пунктом экстренного вызова полиции - по сути это станции пригородной линии:

5.


Есть даже пара остановок в виде деревянных чумов! Остановки-юрты я прежде видел в Киргизии, но это, на мой взгляд, ещё круче. Увы, сфотографировать смог только так - автобус был с тонированными стёклами. Проезд на нём дороже, чем в Москве - 30 рублей в Городе, 35 по посёлкам, но после глухих тундр это невероятно дёшево и просто, а в салоне... За неделю пути мы успели забыть, что столько людей может быть в одном месте.

5а.


Считается, что Нарьян-Мар был основан "в чистом поле", но на самом деле он вырос как раз-таки из этих посёлков. Как Пермь, Иваново или Донецк его можно отнести к циклу "Молох" как город, выросший из завода дореволюционных времён. Заводы тут были, как нетрудно догадаться, лесопильными: в промышленных масштабах рубить лес да вывозить его по Баренцеву морю начали в 1860 году капитан Павел Крузенштерн (сын "Человека и Парохода") и купцы Василий Латкин и Михаил Сидоров, в 1862 году учредившие для этих целей Печорскую компанию. К концу века к делу подключился магнат-исследователь Александр Сибиряков, а там и иностранцы подтянулись - в 1903 году норвежец Мартин Ульсен основан лесозавод "Стелла-Поларе" между нынешними Бандаркой и Сахалином, на заливе, известном теперь как Лесозаводская курья - вот его старая площадка на фоне пространства Печоры:

6.


Чуть поодаль же, между Городецкой и Качгортинской курьями возникла деревня с донельзя северным названием Белощелье, на которую в 1924 году положило глаз Северное морское пароходство, к 1931 году устроившее здесь полноценный порт для перегруза воркутинского угля с речных барж на морские суда. Портовый посёлок стал ПГТ и получил "титульное" название Нарьян-Мард (Красный Город, то есть тёзка Йошкар-Олы и Кызыла), со временем потеряв в русской версии последнюю букву, но лишь в 1932 администрация третий год как учреждённого Ненецкого национального округа переехала туда из соседней Тельвиски, старинного (известна с 1572 года) села, облюбованного в 19 веке миссионерами. В 1935 году Красный Город с населением 13 тысяч человек официально стал городом, но в общем на последующие десятилетия обречён был оставаться захолустьем, крошечной деревянной столицей искусственного региона на Краю Земли.

7.


Те же пути в общем прошли и Остяко-Вогульск/Ханты-Мансийск, и Обдорск-Салехард, но у всех трёх в разное время случился крутой поворот - в подчинённых им регионах нашли нефть, и распадом СССР нефтедоллары в них устремились прорвавшей плотину рекой. Ханты рванул вверх ещё в 1990-х и динамичнее всего развивается по сей день; Драхелас резко пошёл в рост скорее в 2000-х, и даже не в самом их начале, ну а Нарьян... Распад СССР Ненецкий округ встретил ещё не будучи нефтяным регионом, и его столица даже начала, как многие северные города, пустеть, ужавшись к 2000-м годам на четверть и сейчас только-только восстановившись до уровня последних лет советской власти. Первая нефть на Харьяге пошла в оборот в 1999 году, а по-настоящему НАО стал меняться лишь в 2008-м, когда заработал нефтяной порт на Варандее. Нарьян-Мар разбогател совсем недавно, но в силу своей миниатюрности быстро нагнал ХМ и СХД. На этом кадре всё, что видно за Качгортинской курьёй построено в последние 5, максимум 10 лет:

8.


Но при всём том Нарьян остаётся очень маленьким городком, и собственно Город - его часть в административных границах - имеет размеры где-то два на два километра. У въезда встречает Богоявленский собор (1995-2004) с домом епархии (2012), колокольней (2006) и воскресной школой. Нарьян-Марская и Мезенская епархия учреждена в 2012 году, и к ней относится как восток Архангельской области, так и полковые храмы в гарнизонах на полярных островах:

9.


Собор хотя и новодел, а необычайно строен, и при высоте 38 метров виден буквально из любой точки города. Архитектура интересная - вроде и в русле традиции, а вроде и сразу видно, что построен в наше время. Не говоря уж о том, что Нарьян-Мар - кажется, единственный региональный центр России с деревянным кафедральным собором:

10.


У ворот храма - не крест и не статуя ангела, а указатель. Это не случайно: у владыки отца Иакова (Тисленко) очень богатая биография, и прежде чем возглавить самую северную епархию Россию, он освящал Северный полюс, пункты Северного Морского пути и православный храм в Антарктиде. Обратите внимание на табличку "Тундровая часовня - 27" - это место у зимника, известное как Николина гора, где действительно срубили часовенку в 2014-м году... но видимо от дороги она скрыта холмом, потому что проехав там дважды, я видел лишь высокий крест на сопке:

11.


В скверике напротив собора лежит авиационный двигатель - он принадлежал не какому-нибудь полярному лётчику, бесстрашно сажавшему аэроплан на льдины (как например Фабио Фарих, герой полярных аэродромов близ Амдермы), а капитану Алексею Тарасову, сбившему во время Великой Отечественной 12 немецких самолётов. Его же собственный истребитель Як-7Б построили на пожертвования из этих краёв и назвали "Нарьян-Марский судостроитель", а в 1946 году прошедший войну самолёт привезли сюда в качестве памятника. Привезти-то привезли, а ухаживать быстро бросили, и к 1956 году самолёт капитана Тарасова пришёл в такую негодность, что было решено его убрать - только двигатель в музее и остался...

12.


Нарьянмарцам, однако, машина героя видимо правда была дорогА, потому что и через полвека о ней не забыли: в 2010 году, как раз на волне нефтяного бума, была сделана копия самолёта из современных морозостойких материалов, установленная вместе с подлинными двигателем в этом сквере, на стыке трёх главных городских площадей. Собор и главная остановка автобусов - правее края кадра, а слева хорошо видна площадь Ленина - Красный Чум (1975) и Красный Забор, на фоне которого постамент Яка-7 загораживает памятник Ленину.

13.


Красным Чумом что здесь, что в Салехарде называли администрацию, до нефтегазового бума довлевшую над бараками и избами. В Нарьян-Маре это мэрия, а Красный Забор прикрывает задворки администрации Ненецкого округа, фасадом глядящей на соседнюю площадь с поэтическим ненецким названием Марад-Сай - "Сердце Города".

14.


Есть ли в России ещё регион, чья администрация обитала бы в деревянном здании? Дом Советов построен в 1937-41 годах, а рядом под шатровой башней почтамт (1945-52). Деревянный сталианс - главная архитектурная "фишка" Нарьян-Мара, здесь в отличие от старых Обдорска и Остяко-Вогульска сохранившаяся.

15.


Напротив - гигантский для 20-тысячного городка культурно-деловой центр "Арктика", в 2007-10 годах построенный на месте старого городского ДК (1948). В Нарьян-Маре, как и всюду в этих краях, туговато с общепитом, и альтернативой дорогим ресторанам оказался театральный буфет "Арктики", где мы вечерком ужинали, наблюдая местную богему - в Нарьян-Маре, надо сказать, нередки вполне столичные типажи, особенно среди молодёжи. Что же до буфета, то как я обнаружил впоследствии, в Нарьян-Маре есть и свои кулинарные фишки - пирожки с палтусом (очень странный вкус) и открытые шаньги с морошкой.

16.


За улицей Выучейского - "Титаник", огромный жилой дом. Первые такие дома, строившиеся в начале нулевых, несказанно впечатляли жителей ветхого городка, и следом за Красным Чумом обретали свои названия. Титаник - из-за размера и формы, Красная Шапочка или Бутерброд - из-за расцветки, Баязед - из-за того, что строили турки. Но в какой-то момент строить стали слишком много, и имена многоэтажкам давать перестали.

17.


Ещё на Сердце Города есть памятник Ивану Выучейскому, который мы как-то умудрились проглядеть. В Нарьян-Маре очень своеобразная топонимика, напоминающая о том, что мы в официальной ненецкой столице: Иван Выучейский был первым ненцем-педагогом и организатором первого оленеводческого колхоза; Антон Пырерка - первым ненецким лингвистом, Григорий Хатанзейский - революционером, устроившим брожения на местном лесозаводе. Ещё был "президент Новой Земли" Илья Тыко Вылка - художник, сказитель и писатель, самый уважаемый человек самого далёкого племени ненцев, возглавивший их переселение на материк, когда советской власти Новая Земля приглянулась под ядерный полигон... Ещё тут есть улицы Ненецкая и Оленная, а вот Пётр Смидович ненцем уже не был - но создавал Ненецкий автономный округ.

18.


В другую сторону уходит Аллея Победы, и в Нарьян-Маре вместо гигантского мемориала скромный памятник деревенского масштаба. Дальше по аллее видны (на кадре выше) окружные музей и библиотека, а вдали - старообрядческая церковь:

19.


Между деревянным Почтамтом и силикатной пристройкой обнаружилась необычайно узкая щель с железной лестницей, как где-нибудь в Бруклине:

20.


На Аллее Победы есть ещё памятник "афганцам" (тут он на заднем плане), но самый интересный памятник, пожалуй, всего Нарьян-Мара - безусловно, оленно-транспортным батальонам!

21.


Хотя немало (относительно всего народа) ненцев на войне сражались с немцами, а иные в глубоком тылу развели Мандаладу, всё же главный вклад от северного народа в войну внесли не солдаты, а каюры. Не знаю точно, где и кому пришла идея подключить к Карельскому фронту оленей, но первый батальон из 77 человек и нескольких сотен животных сформировался в октябре 1941 года в Ловозерских тундрах из саамов и кольских ненцев. Следом ещё три батальона по 1000 голов и сотне человек сформировались на Мезени из стад Малоземельской тундры, и наконец последний, самый крупный батальон в 4500 оленей из Большеземельской тундры перешёл Печору. Это была самая настоящая мобилизация: авок, то есть ручных оленей, подчиняющихся командам, у ненцев всегда было немного, и мобилизовывали в первую очередь их, хотя в последний эшелон попало и немало необученных оленей, поэтому он двигался тяжелее всего. Та же ситуация была и с людьми - в первую очередь призывали тех, кто владел русским языком, и у не понимавшего окружающих ненца, равно как и пугающегося команд оленя, шансов выжить было куда как меньше. К фронту шли с недопустимой для оленей скоростью в 50 километров в сутки, в Архангельске часть быков загнали в поезда, но всё-таки большая часть Оленной армии успешно достигла Карельского фронта, где ими за годы войны было вывезено 8 тысяч раненных, доставлено 10 тысяч новых бойцов и подвезено 17 тысяч тонн боеприпасов. Многих оленей погубила тундровая привычка при опасности не разбегаться, а сбиваться в кучу, что было очень кстати для вражеских артиллеристов и лётчиков. Служили делу не только нарты, но и шкуры, в которых заворачивали раненных и обмороженных. Точно не знаю, сколько из 10 000 призванных в НАО и Коми оленей вернулись в родные края, но слышал, что часть Рогатой армии, отбившись от эшелонов, осталась в Финляндии и Норвегии, став свежей кровью для к тому времени безнадёжно выродившегося тамошнего поголовья - ненецкий олень был в среднем вдвое (!) тяжелее лапландского. Подробнее читайте здесь (больше свидетельств) или здесь (больше цифр), ну а памятник поставили в 2012 году. Лицо у ненца очень грустное, но у них и в жизни часто бывают именно такие лица...

22.


А глядит ненец аккурат на старообрядческое подворье. Ведь Нарьян-Мар - преемник древнего Пустозерска, первого русского города в Заполярье, основанного в 1499 году, но в историю вошедшего как место, где в 1682 году сожгли протопопа Аввакума и ещё троих ревнителей староверия. Нарьян-Мар и Пустозерск даже недолго сосуществовали - ведь последний окончательно опустел лишь в 1962 году, но и к моменту основания Нарьян-Мара был деревней. Тем не менее, староверы помнят про свою голгофу, и не знаю, много ли их тут как постоянных жителей, но подобное подворье необходимо хотя бы паломникам.

23.


Слева Никольский храм, справа часовня Аввакума, оба 2007-08 годов постройки. Принадлежат они Поморской общине - самому умеренному течению более радикального крыла староверов-беспоповцев.

24.


По соседству с храмом - МЧС, в Ненецком округе его здание монументально:

25.


А во дворе стоят серьёзные машины... Вот это, кажется, "Витязь" в необычной раскраске, который наверное прошёл бы там, где не пройдут наши Xpenы.

26.


Церковь, МЧС или вот это заведение с нефтекачкой во дворе стоят на Первомайской улице, отделяя её от берега Качгортинской курьи:

27.


А кварталы между Марад-Сай и портом на Печоре я бы назвал Старый Нарьян-Мар - здесь пока ещё сохранилась "донефтяная" среда, деревянный сталинский город, построенный на почти пустом месте ещё когда не было технологий строительства на вечной мерзлоте. Стоять этим домам явно осталось недолго:

28.


29.


30.


Деревянный конструктивизм! Тут на заре города вполне могло располагаться что-то административное:

31.


А на улице Тыко-Вылки стоит пара старейших в городе домов. Этот называют Первым домом Нарьян-Мара, или вернее села Белощелье - построен в 1924 году для пароходства:

32.


Соседний, однако, ещё старше - начала ХХ века, но здесь появился лишь в 1933 году, перевезённый из Пустозерска, где принадлежал семье Шевелёвых. От первоначального вида гигантской избы с хоздвором в нём осталось немного. Теперь в нём музей исчезнувшего города:

33.


В целом же, как вы уже наверное заметили, главная архитектурная "фишка" Нарьян-Мара - деревянный сталианс, образцов которого по всему городу немало. Вот например рядом с Богоявленским собором - больница, к счастью уже не единственная в городе (новая, понятно, куда современнее):

34.


Или детский садик за доской почёта Красного Чума:

35.


Жилой дом где-то в той же стороне:

36.


Но самый выпечатляющий образец после Дома Советов и Почтамта - конечно же, Ненецкое Адмиралтейство, то есть контора Нарьян-Марского порта.

37.


А маленький памятник опять же напоминает о войне: в августе 1942 года из ныне покинутого посёлка Хабарово на Югорском полуострове между Амдермой и Каратайкой вышел караван из 3 судов и двух барж во главе с буксирным теплоходом "Комсомолец". Утром следующего дня у Матвеевых островов (это как раз от Варандея недалеко) их подстерегла невесть как забравшаясь туда немецкая подводная лодка, открывшая по беззащитному каравану артиллерийский огонь из надводного положения. Обе баржи и неисправный теплоход "Комилес", так же шедший на буксире, были потоплены, третье судно "Норд" смогло уйти, а загоревшийся "Космомлец" выбросился на берег - погибло 305 человек. Памятник, правда, посвящён 14 погибшим с "Космосольца", и точно не знаю, почему официозной памятью обделели всех остальных.
Ещё один памятник покрупнее да поофициознее стоит чуть поодаль, тоже на фоне порта. Следы войны - очень заметное отличие Нарьян-Мара от Салехарда, и хотя сама война сюда не дошла, здесь уже было её дыхание.

38.


Война и Пустозерск - две основных линии памяти в Красном Городе. Это, например, не часовня, а памятник 500-летию Пустозерска, поставленный в 1999 году... однако в приципе он был первым в Нарьян-Маре сооружением, похожим на православный храм.

39.


Порт с обратной стороны, с заснеженной Печоры. На самом деле он малюсенький, грузооборот всего 135 тысяч тонн в год против 22 миллионов тонн у Варандея, и работает на обеспечение города - в посёлки у побережий грузы везут из Архангельска. Тем не менее, сюда ходят даже пассажирские суда из Усть-Цильмы.

40.


Тем не менее на улице Выучейского, начинающейся между двух соседних памятников, стоит такой вот дом с мемориальной доской, ныне занятый МВД. Из доски следует, что в марте-апреле 1937 года здесь жили Отто Юльевич Шмидт (который "...на льдине"), Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Михаил Водопьянов, готовившиеся к полёту на Северный полюс.

41.


Но в общем Старого Нарьян-Мара всё меньше и меньше.

42.


О сносе большинства таких бараков вряд ли кто-то пожалеет:

43.


Мне Нарьян-Мар понравился пожалуй даже больше, чем Ханты-Мансийск или Салехард - такой же вроде, как они, но местами совершенно игрушечный. Эти дома похожи на конструктор "Лего", но в 20-тысячном городке посреди тундры это плюс, а не минус. Такой "город с человеческим лицом" в малопригодных для жизни реалиях Крайнего Севера.

44.


Дворик в Искателей:

45.


Инсталляция для молодожёнов, очень похожая на ненецкое священное дерево:

46.


Для полноты картины ещё дам кадр из западной половины города. Если Качгортинская курья зимой по сути ещё одна площадь, то Городецкая - скорее тихий парк для прогулок, и прилегают к ней ветхие бараки, не тронутые нефтегазовым бумом. Впрочем, даже тут мы изрядно заплутали, так как улицу, по которой хотели ехать, перекрыла новопостроенная многоэтажка.

47.


А вот ещё одна фишка Нарьян-Мара - лодки, в огромных количествах лежащие во дворах по всему городу. То есть, они конечно много где лежат, это обязательный атрибут рыбацких поселений, особенно на северах, но нигде ещё я не видел их в таком количестве да рядом с блестящими новизной многоэтажками.

48.


Грандиозный деревянный лодочный гараж на Городецкое курье вмещает, видимо, лишь их малую часть:

49.


А у бараков, глядищих на Качгортинскую курью в снегу и вовсе целая флотилия:

50.


Ну а столповторение на последнем кадре не случайно - это праздник "Бурандей", на который мы попали совершенно случайно. О нём - в следующей части.

ARCTIC CHELLENGE-2016
Предыдущая часть - Надым, День оленевода и Мёртвая дорога.
Обзор поездки и оглавление серии.
Видеотрейлер экспедиции.
XPEN на дорогах Крайнего Севера. О нашем средстве передвижения.
Дорога через Белое Безмолвие
Хальмер-Ю. Мёртвый город за Воркутой.
Югорский полуостров. Усть-Кара.
Югорский полуостров. Амдерма.
Югорский полуостров. Каньонами до Каратайки.
Большеземельская тундра. Месторождения и дороги.
Нарьян-Мар. Город в устье Печоры.
Буран-day в Нарьян-Маре.
Пустозерск. Древнерусский Край Земли.
Усинск. Нефтеград в Коми.

Ненецкий округ, Русский Север, Нарьян-Мар, "Вечность пахнет нефтью", дорожное, "Молох", Крайний Север, автобусы, транспорт, "Раскол", автодорожное, Югория, деревянное, староверы

Previous post Next post
Up