За неделю в Монголии я так и не смог понять, что же она такое: снаружи "шестнадцатая республика бывшего СССР", а внутри - девственная Азия, или же наоборот: снаружи - девственая Азия, а внутри - "шестнадцатая республика"? Главная эмоция путешественника в Монголии - это вынос мозга, причём на каждом шагу. Главная эмоция самой Монголии, её национальный девиз - "всем пофиг!". Ну а Монгольский Алтай, долина реки Кобдо в аймаках Баян-Улгий и Ховд - это самый дальний от столицы и самый нетипичный угол Монголии. В первой части расскажу о дороге туда из России и о местной, в большей степени городской, специфике; на вторую часть оставлю рассказ о быте кочевников. Но для всей Монголии эти впечатления типичны, или же только для её западного угла - пока что не берусь предполагать.
В
прошлой части я закончил рассказ о Казахском Алтае видом на Белуху. Но фактически прошлая часть - это рассказ про
Чуйскую степь и
Кош-Агач в России, которые вместе с Монгольским Алтаем я бы назвал Заалтай - они похожи. С Ташанты, конечного пункта Чуйского тракта, и начнём рассказ.
Монгольская специфика начинается ещё до прибытия на границу. Заключается она как минимум в том, что граница здесь работает только в будние дни с 10 до 17, с обеденным перерывом в 13-14 часов, и прохождение её редко бывает быстрым. В Кош-Агаче монгольские казахи набирают пассажиров до Улгия у "Марии-Ра", и просят всего-то по 500 рублей с человека - против нескольких тысяч за извоз у местных таксистов. Вот и ко мне под вечер подошёл неряшливый дядька с выразительными глазами и расстёгнутой ширинкой, и задумчиво почёсывая ниже пояса, сказал:
-Привет, брат!
-Здрасьте, - я ожидал, что сейчас у меня попросят на водку.
-В Монголию машину нашёл?
-Нет. А откуда знаете, что ищу?
-Ээээээ, брат! Я из Монголии. Бахытхан меня зовут. Завтра поедешь?
Я не знал, каким должен быть потомок Чингисхана или монгольский казах, и решил не брезговать. Ночью меня догнала Оля, ехавшая автостопом аж от самой Москвы, а утром мы пошли искать Бахытхана. Но принцип "лучше прийти раньше на 2 часа, чем опоздать на 5 минут" в Монголии не работает - объявился Бахытхан лишь тогда, когда я уже смирился с тем, что мы его не найдём. В УАЗа-козлика он впихнул кучу своих тюков (ездят сюда из Монголии не столько продавать, сколько покупать), пару крупных женщин (скорее всего двух жён - как мне обясняли, у монгольских казахов, особенно сельских, это не редкость), наши рюкзаки и нас самих. Окно в УАЗе не закрывалось совсем, но и не открывалось для удобной съёмки, в моторе что-то навязчиво тарахтело, в ногу упирался какой-то рычаг, и мы ещё не знали, что в Монголии это норма. Добрый Бахытхан всем раздал по варёному яйцу. Одна из жён, доев, протяжно рыгнула. Минут за 40 мы доехали до Ташанты (не в том смысле,
в каком это говорил уймонский чудик) и встали в очередь на границу. И как-то, сами не заметив как, разговорились с интеллигентного вида русским человеком на огромной праворульной машине. Звали его Сергей, в Монголию он ехал явно по делам, и с первых минут разговора я понял, что он явно знает страну "изнутри". Получить такое вступление я счёл шансом, который нельзя упустить, а привередливая Оля уже мечтала покинуть Бахытханова "козла" и пересесть в мягкую просторную "японку". В общем, посовещавшись, мы сказали Бахытхану, что уходим, и Бахытхан спросил "Па-чи-му?!" с такой смесью угрозы и отчаяния, что мы вздрогнули. Сергей, однако, сам был не прочь взять пассажиров, и чуть поторговавшись, Бахытхан отпустил нас за "неустойку" в 600 рублей.
Ну а этот кадр - уже с обратного пути. На границе в Ташанте почти всегда вот такая движуха:
2.
Обратно мы ехали на ещё более убитом УАЗе, который специально для нас и ещё пары казахов полтора часа ремонтировали в Красной Юрте. Дело в том, что помимо хитрого режима работы, граница здесь ещё и не пересекается пешком - только на машине. Минивэны с тюками на крышах едут из Улгия в Казахстан, конечный пункт у них то ли Астана, то ли Караганда, а минимальный тариф - до Павлодара. И едут они всегда с небольшим перегрузом по пассажирам, поэтому у границы оставляют "подкидышей" добираться каким-нибудь попутным транспортом, и честно ждут их на той стороне. Ожидание может длиться часами, а в Ташанте и Красной Юрте по логике вещей должен быть целый бизнес по извозу подкидышей. Но россиянам все должны, а монгольцами всё пофиг, поэтому добыть транспорт мы смогли только устроив скандал на всю Красную Юрту.
3.
Этот УАЗик, справедливости ради, был самым убитым во всём Баян-Улгие - я первый раз в своей жизни увидел машину, которая заводилась снаружи:
3а.
Прохождение пассажиров как правило занимает в разы меньше времени, чем оформление и досмотр машины. Самые несчастные люди на границе - это байкеры, им приходится сидеть натурально часами. Вот например удивительная компания из
несостоявшейся Швейцарии Востока и настоящей Швейцарии:
4.
А вот не знаю кто, но лица их полны безысходности - кажется, ребята смирились с перспективой прожить остаток жизни на этом пыльном ветреном КПП:
5.
Досматривают машины строго - через границу России с животноводческой сверхдержавой запрещён провоз любых продуктов животноводства. В Кош-Агаче мне рассказывали байку, как пару лет назад пограничники завернули финна, путешествовавшего по миру на телеге с лошадью. Сергей вёз пару кило свинины для мусульман (ибо в Улгие не продают), но умел её правильно прятать. У нас же было сало для предстоящего похода на Аккем, но в металлических коробках, видимо отвлекавших на себя внимание сканера. На обратном пути было ещё веселее - пограничница, увидев в УАЗе среди четырёх казахов двух русских, изрядно удивилась:
-С какой целью ездили? Где были?
-Туризм. Были в Улгие и Ховде.
-Как вы в Ховд попали? Там же чума! Въезд и выезд закрыты, карантин.
-Ничего себе! Мы видимо до чумы проскочили. Но на въезде машины проверяли на предмет сурков.
-Так, я вам сейчас наглядную агитацию дам, а дома обязательно к врачу сходите.
6.
В общем, "туда" мы прошли российскую границу часа за полтора, "обратно" и вовсе оформление УАЗика грозило затянуться до вечера, поэтому мы пошли к пограничникам и объяснили ситуацию: мы граждане РФ, своего транспорта нет, выпустите нас наружу!
Но хватит про обратную дорогу - вот очередь машин на той стороне КПП, и всё те же казахские бусики с барахлом на крышах:
7.
Закрытость границы для пешеходов - не бюрократическая блажь, а объективная данность: между Ташантой и Красной Юртой 25 километров степи. За Ташантой ещё тянутся сенокосы - последние километры Чуйского тракта
я показывал в соответствующем посте. Конец Чуйского тракта является одновременно и его высшей точкой - физическая граница проходит по Дербетскому перевалу (2481м). Здесь ещё раз проверяют - уже не чиновник, а дюжий военный считает пассажиров и по рации сверяет их с КПП.
8.
Дербет-Даба - не классический перевал, а просторное джайляу, но вскоре с него начинается крутой спуск, и вдоль дороги - жирные сурки, к спячке отъеавшиеся так, что уже не ходят, а перетекают, подобном амёбам. Ближе к цели появляются бараны и косматейшие яки. Перед Красной Юртой - снова очередь, и монгольская пограничница обрабаывает колёса какими-то химикатами, собирая небольшую плату. Я в этой процедуре вижу обмен любезностями: "вы брезгуете нашей тушонкой, а мы самими вами брезгуем!".
9.
Очередь обещала быть долгой, и Сергей накрыл поляну, угостив нас вкуснейшим домашними пирогом. Проходивший мимо Бахытхан засмеялся и красноречиво хлопнул меня по спине: "дурак ты, дурак, ну да бог с тобой!". Выше по склону расположились три красавицы-азиатки:
10.
Немалую часть машин и на границе, и на дорогах Монголии составляли вот такие вот агрегаты в наклейках, автографах и тюках, и непременно - с надписью "
Mongol Rally" на боку. Первые такие машины я увидел
на перевале Чике-Таман дня за три до въезда в Монголию, ну а потом нам встретились их десятки, с номерами половины стран Европы, но чаще всех прочих - Британии и Нидерландов. Ралли начинается в Западной Европе, и включает три обязательных пункта - Прагу, Ташанту с выъездом в Монголию и финишный Улан-Удэ, а от Праги до Ташанты можно ехать хоть через Афганистан, хоть через Арктику. Красивые люди в машинах не раз нам махали рукой, но никогда не подбирали - а жаль, с ними было бы интересно поговорить.
11.
Суслик пересекает границу:
12.
А первым, что мы увидели в Монголии, переминаясь с ноги на ногу в ожидании Сергея - это СТАДО. Поток баранов тёк за воротами минут пять непрерывно:
13.
Вот и она, Красная Юрта, или Улан-Байшинт. Монгольский Уэллен, неиомверно суровое место, где яки бродят среди деревянных бараков и складов:
14.
Центральное здание, видимо собственно Красная Юрта, уж точно помнит гурты Скотоимпорта, а может даже
Монгольские караваны на помощь Красной Армии 1942-44 годов.
15.
Напротив него - полицейский пост, где оформляют автостраховку (по некоторым данным это разводка, но спорить с Сергеем я не стал) и меняют рубли и доллары на
тугрики. Рубли - даже охотнее, и заранее заготовленная долларовая бумажка вызвала у местных некоторое замешательство. Сергей говорил, что здесь курс лучше, чем в городе, а я так и не смог это проверить - когда мне вновь понадобилось поменять валюту, все банки оказались закрыты на выходные, круглосуточных обменников тут в принципе нет, а у менялы курс вышел тот же, что и на границе, только после основательного торга. Во всяком случае если курс тут и занижен - то не в разы. В среднем за 1 рубль дают 41-43 тугрика, и Чингисхан определённо должен перевенуться в своём нефритовом гробу, вызвав пару землетрясений, от того, что его лицо, юрту, полчища и дворец с серебряным древом потомки поместили на такую мелкую деньгу.
15а.
Вот мы и в Монголии, той стране, о которой я с детства мечтал. В основном Монголия выглядит так - подавляющая своим масштабом холмистая и скалистая степь, в которой колыхаются огромные стада и сверкают тут и там белые искорки юрт. Населённых пунктов в Монголии мало, однако благодаря юртам она заселена почти равномерно. От одного скопления юрт как правило видно другое - но где-нибудь у горизонта.
Казахская степь всегда напоминала мне море, а монгольская степь - скорее космос, и юрты в ней - как звёзды и созвездия.
16.
От Красной Юрты тянется вал, который водители называют самым длинными в мире туалетом. Вдоль вала едет "типичный арат на невысокой коренастой лошадке" (слова Сергея). Дорога - тоже типичная: просто несколько колей в невысокой траве, так что суммарно монгольская дорога бывает и в километр шириной. За Красной Юртой все предпочли ту колею, что ровнее, а Сергей - ту, что меньше пылит.
17.
Потому что вот такая пыль налетела в салон сквозь закрытые окна уже минут за 20 езды:
18.
На кадре выше, однако, уже виден асфальт - он появляется километрах в 20 от границы. Обогнув заметное так же на кадре выше озерцо Буратын-Нур, мы увидели Цаган-Нур (Белое Озеро) - первый от границы полноценный населённый пункт Монголии, уже не Уэллен, но Лаврентия. Вид монгольских сёл неожиданно цветаст и уютен:
19.
Справа - руины целого городка кошар. Это памятник Скотоимпорта - в Советский Союз из Монголии, второй в истории человечества социалистической страны и сверхдержаве от скотоводства, с 1930-х годов гоняли стада. За Ташантой они покидали Чуйский тракт, и через плато Укок двигались
в долину Бухтармы, а на Иртыше загонялись на баржи, чтобы сгинуть в бойнях крупнейшего в СССР мясокомбината в Семипалатинске, став тушёнкой для Советской Армии. Переход стала занимал по несколько месяцев, ведь важно было не спешить и давать скотине отъедаться вдоволь - к Семипалатинску животные подходили толще и здоровее, чем уходили из Улгия. С распадом СССР скотоимпорт умер, и на Россию за это держат зуб и монгольцы (которым он был скотоэкспортом), и казахстанцы (у которых теперь простаивает большая часть Семипалатинского мясокомбината).
....Впрочем, в комментариях пишут, что я обознался - на Укок скотоимпорт двигался через перевал Улан-Даба, а не здесь.
20.
Русско-монгольские отношения вообще не очень-то просты. В 1911-15 годах Российская империя была первой страной, признавшей независимость Монголии от Китая, видимо надеясь вскоре получить себе Монгольское генерал-губернаторство в составе Ургинской и Кобдинской областей под ответственность Забайкальского казачьего войска. С подачи Унгерна фон Штернберга с его идеей возрождения империи Чингисхана Монголия оказалась втянута и в нашу Гражданскую войну, а в итоге сама стала социалистическим государством. И как сейчас Цивилизованный мир не признаёт Тибета в составе Китая, так и в середине ХХ века он не признавал независимости Монголии, и даже в ООН Советский Союз продавил её лишь в 1961 году, а США смирились с этим и вовсе лишь в 1987-м, впервые установив с Монголией дипотношения. В общем, мы были для них старшим братом, мы вырастили независимую Монголию, а такой моральный долг неизменно вызывает к бывшей метрополии куда как большую ненависть, чем память о завоевании и казнях. Работавшие в МНР советские специалисты на монголов смотрели свысока и аббревиатуру их страны расшифровывали как Монголы Нехотят Работать. В 1990-х Монголия от России отдалилась резко и демонстративно, во многом (по словам Сергея) сочтя, что мы сами бросили её на произвол судьбы: от поддержки СССР страна очень сильно зависела, и его крах ударил по ней как по Крайнему Северу - оборвалось снабжение. Дошло до того, что в 1995 году Монголия ввела для россиян визовый режим, хотя ряд важнейших предприятий - например, медно-молибденовый комбинат в Эрдэнэте или Трансмонгольская железная дорога, оставались в совместной собственности. Более всего тогдашняя Монголия надеялась, конечно же, на Третьего соседа - вездесущие Соединённые Штаты Америки. Но третий сосед был слишком далеко, и в начале 2000-х монголы вдруг поняли, что понемногу возвращаются в объятия Второго соседа - Китая. И сколь ни вспоминай жертв репрессий и высокомерие специалистов, сколь ни кичись, что главные инвесторы теперь чоткие пацаны Китай, Япония, Корея и США, а пришлось Монголии вспомнить про соседа Первого. Как я понимаю, экономически Монголия теперь завязана на Китай, но политически вновь сблизилась с Россией. Визовый режим, однако, сняли лишь в 2014 году, в тот достопамятный визит Путина в Улан-Батор, на обратном пути с которого он "набросал от руки" Минские соглашения по Донбассу без перспектив и альтернатив.
На выездном знаке Цаган-Нура сверух монгольская надпись, а внизу - казахская. Казахи в этом углу страны - подавляющее большинство населения:
21.
Забегая вперёд, скажу, что Монголия мне показалось не самой бедной страной. Победнее Казахстана, но явно побогаче Киргизии. Кормит её, конечно же, не скотоводство, а рудники, богатые даже на фоне Казахстана и Сибири. Но неустроенность быта сказывается на многом: так, по словам Сергея, детям дают имена лишь на первый день рождения - ещё свежа память о тех временах, когда большинство младенцев до него не доживали. А асфальтовые дороги в Монголии - чудо для каждого, кто ездил по ней хоть несколько лет назад. Но дальше асфальта дело не идёт: мы вот считаем, что русские дороги - эталон низкого качества, а монгольцы их называют не иначе как Говорящими дорогами - потому что у них на родине знаки выглядят в основном так:
21а.
Асфальт стабильно не кладут на перевалах:
22.
-Что ты сейчас сфотографировал? - строго просил Сергей.
-Горы впереди, красиво же!
-Нет, я не это имею в виду. Что тут ещё, помимо гор?
-Не знаю.
-Ты сфотографировал монгольское такси! По сравнению с Россией здесь очень популярны мотоциклы.
23.
Ну а за коричневой грядой с кадра выше дорога резко пошла вниз, и перед нашими глазами по долине реки Кобдо раскинулся Улгий - первый город от границы, столица монгольских казахов. Здесь прервём линейное повествование, и поговорим о Монголии в общем. Потому что даже оставив за скобками (для отдельного поста) кочевничий быт, на каждом шагу здесь наблюдаешь колоритные детали.
24.
Если транспорт кочевников - ЗиЛы и УАЗы, но там, где есть асфальт - всё иначе. Главная машина "цивильной" части Монголии, как "Нексия" в Узбекистане или подержанный "Опель" в Таджикистане - это "Тойота Приус", первый в мире гибридный электокар. Говорят, это даже не от избытка понтов, а от дороговизны бензина. Здесь очень много (больше, чем в Сибири) машин с правым рулём и очень много (больше, чем в России, Украине или Прибалтике) женщин-водителей:
25.
Монголия - не Филиппины и не Пакистан, и здесь нет традиции художественной росписи по грузовикам и джипам. Но налепить на машину несколько разных шильдиков или украсить колесо цветом флага - популярная штука. По-своему интересны и монгольские номера. Во-первых, буквами: Монголия - последняя страна, использующая в номерах "полную" кириллицу (то есть не только буквы, идентичные латинице), но у неё нет и соседей, использующих латиницу. Во-вторых, номер интересен цифрами, или вернее их количеством: огромная по площади, по населению Монголия выходит страной масштабов Латвии, поэтому в ней все номера непривычно короткие. Когда я послал домой наш телефонный номер в Монголии, первым делом меня переспросили - полностью ли он здесь записан.
25а.
В Монголии точно есть коллективные такси, но иностранцев на них возить, видимо, не принято, так что мне никто даже не смог объяснить, где их искать. В Улгие есть пятак у супермаркета "Цамбагарав", но здесь набирают пассажиров до Казахстана. Автостоп в Монголии неплохой, однако "по умолчанию" платный.
26.
В городах есть и автовокзалы:
27.
С которых уходят новенькие блестящие автобусы в Улан-Батор - до столицы их путь двое суток. Транспортная схема Монголии похожа на метро с единственным узлом пересадок в столице, однако Улгий и Ховд стоят на одной "линии". Комплектуются автобусы как поезд из нескольких вагонов - из Улгия в Улан-Батор при нас отбывал караван в две или три машины.
28.
Салон автобуса. По телевизору крутили клипы. В Монголии сейчас очень качественная музыка, и визуальный ряд здесь умеют делать красиво:
29. фото Оли
Как я понимаю, эти автобусы - новинка с появлением асфальтовой дороги. На пригороде (а он тут есть!) по-прежнему работают ПАЗики, и сидя на подиуме в конце салона, я успел отбить на ухабах не пятую точку, а голову! Три часа на ПАЗике из посёлка Цэнгэл в Улгий были одним из самых тяжёлых автобусных переездов в моей жизни. А Георгий
griphon пару лет назад в таком же ПАЗике
ехал двое суток, из Улан-Гома в Улан-Батор!
30.
Ещё есть самолёт, но на него совсем другие цены: от Улгия до столицы автобусом 80 тысяч тугриков (около 2000 рублей), а самолётом - 350 тысяч. Самолёты здесь красивые, все что пролетали над нами - были турбовинтовыми, как например вот этот
Fokker 50.
30а.
Специфический транспорт (помимо самолётов, конечно) порождает ещё и специфическое отношение к туалету. На трассах нет даже самых убогих деревенских сортиров, спрятаться в степи негде, поэтому санитарная остановка выглядит так: пол-автобуса выходит, строится в шеренгу и начинает справлять нужду. Или блевать - судя по двум поездкам дорогой Улгий-Ховд, у критического числа местных жителей слабая вестибулярка, отказывающая на перевалах. По-большому можно и за камень присесть, но это если он будет. Женщины в этом смысле не намного стеснительнее мужчин, так что монгольские автобусы можно всячески рекомендовать адептам уринофилии. Брезгливым людям (типа нас с Олей) же придётся ко всему этому быть морально готовыми. Вот скажем в Улгие сортир без двери, обращённый к улице:
31.
Обликом своих городов Монголия действительно кажется "шестнадцатой республикой". Те же пятиэтажки, малоэтажные сталинки и даже деревянные бараки, те же гаражи, ржавые детские площадки и мусорные баки, и конечно же балконы, остеклённые кто во что горазд:
32.
Знакомые пейзажи, если видел
Нукус,
Нарын или
Новый Узень:
33.
Местами встречается и что-то иное - бараки с необычайно частыми окнами да квадратные в сечении трубы дворовых котельных вызывают у меня ассоциации с Китаем времён Мао Цзэдуна, которого я никогда не видел.
34.
В целом, монгольский город выглядит более запущенным и неуютным, чем даже в Киргизии или на Русском Севере. В том же Ховде когда-то положили брусчатку и плиточку, понаставили фонарей и лавок, но без ежедневного ухода всё это покрылось мусором и пылью. Особенно контрастно выглядят новостройки - нигде в бывшем СССР нет таких тесных дворов без единой травинки:
35.
Монгольские подъезды вполне постсоветские - то есть, затхлые, исписанные и оклеенные объявлениями. Но справа обратите внимание на небольшую деталь - с порога лестница ведёт не только вверх, но и вниз: в подвалах новостроек здесь тоже квартиры!
36.
В центрах монгольских городов попадаются очень недурные сталинки, в основном администраций, гостиниц и домов культуры:
37.
Дважды - в Улгие и Ховде - нам попадались каменные часы. Сначала мы пошутили, что это очень наглядное выражение того, как монгольцы относятся к времени. Но увидев часы второй раз, мы поняли, что стрелки на них в таком же точно положении. Время чего на них запечатлено? Революции, провозглашения независимости, какой-то победы?
37а.
Но главная "фишка" монгольских городов в том, что в них из самых неожиданных мест вдруг буквально выпрыгивают юрты:
38.
Вот скажем юрта на задворках колледжа - может быть, в ней живут делающие ремонт работяги откуда-то из степи?
39.
В Ховде на окраине стоит целый Юртовый город. Это по сути дела трущобы - народ приезжает в город, и не строит себе халупу из кизяка и палок, а просто устанавливает юрту и в ней живет. Иные обживаются настолько, что ставят вокруг юрты заборы, огараживая участки, но думаю большинство обитателей юртоградов приезжают в города на заработки по сезону:
40.
Даже во дворах богатых домов юрта может стоять, хотя бы выполняя роль летней кухни, веранды или гостиной. Это уже Улгий - юртограда тут нет, но по дворам юрт расставлено едва ли не больше, и заметьте, что они другой конструкции - в Ховде юрты монгольские (гэр), а здесь - тюркские (казах-уй):
41.
Монгольские города - очень яркий памятник того, что называют "ложной урбанизацией". Вот в Ховде на газоне у центральной площади пасётся корова:
42. фотографировала Оля.
А одна из "фишек" Улгия - регулярный скотопрогон через город:
43.
Скотина - далеко не единственное животное, примечательное в монгольских городах. То же самое я наблюдал и в Кош-Агаче, то есть это видимо общая особенность для Заалтая - здесь коршуны вместо ворон:
44.
Сидят на проводах, деревьях, крышах:
45.
46.
Кружат над помойками:
47. фото Оли
Пикируют во дворы, охотясь на голубей, щенков, котят или мясо для собаки, пока она спит в конуре:
48. фото Оли
Так что немудрено, что на линиях электропередач висят вертушки-отпугиватели:
48а.
Монгольский язык прекрасен, хотя там, где мы были, представлен он в основном надписями и эстрадой. Думаю, "ясное письмо" подходило ему куда больше, чем кириллица: сплошной "дыр бу щил убещуур". Но смысл надписей в общем ясен: "Заходи, офигеешь!", "Там всё ОЧЕНЬ сложно, прежде чем что-то сделать - думай" и "От огня будет ТАМХИ-ТАТАХ-ГАРГАХЫГ!".
49.
Контингент в Монголии если и отличается от Средней Азии, Казахстана или Алтая, то не намного: есть тут и неряшливые селюки, и симпатичная стильная молодёжь. Гопников я тут не припомню, а полиция дружелюбна и не склонна к вымогательству - сюжетов, подобных среднеазиатским, в Монголии не было никогда. Говорят, здесь бывает легко нарваться на пьяных, но мы такого опыта не имели, да и с чужих слов, пьяные к туристам не агрессивны и в худшем случае полезут побороться. Опять же, как я понял из чужих заметок, куда хуже, чем с агрессией, тут дела обстоят с воровством - вещи лучше не оставлять без присмотра даже на границах.
50.
Ещё одно необычное свойство Монголии - пожалуй, самый лёгкий и безболезненный в истории переход к демократии. До 1911 года она была провинцией Китая, в 1921-90 годах - вполне себе тоталитарной социалистической страной, а в 1990-х взяла да стала демократической - без смут и погромов, без "отца нации" с железным порядком, без политической истерии. С 2017 года страной правит уже пятый президент, Монгольская народная (ранее народно-революционная) и Демократическая партии исправно сменяют друг друга на выборах. Ленина в Улан-Баторе снесли лишь в 2012 году, а вот в Ховде на одном из магазинов (!) висит орден Сухэ-Батора - судя по всему, социалистическая ностальгия тут есть:
51а.
Но красная звезда мирно уживается со свастикой. Монголия посылала на помощь СССР караваны с тёплой одеждой и мясом, десятки тысяч верблюдорейсов из Ховда в Бийск. Может, на фронте были и монгольское добровольцы, но в принципе с фашизмом монголы не воевали. Важное отличие Монголии от бывшего СССР - здесь нет печати Великой Отечественной войны. Поэтому для монголов свастика - это просто солнцеворот:
51.
До поездки я был уверен, что Монголия превратилась в протекторат Китая. Но я бы сказал,
тот же Таджикистан китаизирован едва ли не в большей степени. Таджики от упоминания Китая млеют, что украинцы при слове "Европа", а вот у монголов перед Поднебесной давний страх, ради которого можно и с Россией связаться. Говорят, ближе к Улан-Батору китайское влияние заметнее, но Баян-Улгий и Ховд однозначно глядят на Север:
52.
Владение русским языком здесь я бы оценил примерно на уровне самых нерусскоязычных мест бывшего СССР типа Южного Таджикистана или сельской глубинки Эстонии. Каждый второй здесь по-русски может связать пару слов, и практически в любом людном месте найдётся хотя бы один человек, говорящий по-русски почти что свободно. Причём, - слышал об этом от разных людей, - монголы очень добросовестны в учёбе, поэтому если уж монголец по-русски говорит - то достойно. По-русски тут объясниться можно, и в любом случае в разы проще, чем по-английски. Знание английского, как мне показалось, коррелирует с возрастом (свойственно молодёжи), а вот знание русского по-моему ни с чем не коррелирует - среди молодёжи и жителей юрт и среди старшего поколения и горожан все три случая попадались нам в равной пропорции. Вообще зажатость меж двух великих держав здесь очень заметна. Например, однажды мы встретили женщину, у которой дочь учится в Пекине, а сын - в Томске.
53.
Странная розетка на разные вилки в гостинице Ховда - наглядное свидетельство близости Китая с его дешёвым ширпотребом на весь мир. Может поэтому Монголия и к англосаксонскому миру кажется ближе, чем постсоветские страны, за исключением разве что Прибалтики.
54а.
Ещё одно свойство Монголии - в ней почти ничего не производится. По сути дела всё сводится к рудникам и животноводству, но рудой не будут торговать в магазинах. По статистике, 2/3 импорта в Монголию идёт из Китая, 1/3 из России, но в продуктовых магазинах Улгия и Ховда пропорция выглядит скорее обратной. Сама по себе география товаров в стране, не обременённой поддержкой отечественного производителя, впечатляет - на прилавках и витринах каллейдоскопом сменяются Россия, Китай, Казахстан, Украина, Корея, Германия, Польша, Израиль, Япония... Помню, как перед отъездом мы купили 5 шоколадок - и все из разных стран. Но многих продуктов в Монголии просто нет, потому что местных они не интересуют - например, мы в магазинах не видели сыра.
54.
Собственно монгольские продукты немногочисленны, но все, что нам попадались - отличные. Вот например неимоверно вкусная и очень натуральная фруктовая вода "Гоё":
55а.
Ну а что монгольская тушёнка лучшая в мире, для многих путешественников не секрет:
55.
И ещё вы вероятно спросите - а где же Чингисхан? Так вот - НЕТУ. За неделю в двух западных аймаках мы не увидели ни едного памятника Потрясателю Вселенной.
Монголия - страна, которая реально может удивить. Вот, для сравнения,
впечатления этого же года о Центральной Монголии от Дениса
danlux - совпадают с моими процентом на 70, но что здесь обусловлено местом, что случайностью, а что восприятием - не знаю. Так же, с чёрного хода, я впервые попадал в
Латвию и
Киргизию, но во втором случае дальнейшие впечатления совпали, а в первом - оказались абслютно иными. Значит - в Монголию я вернусь, хотя и вряд ли в ближайший год.
В следующей части расскажу про Улгий - первый город, что мы в ней увидели.
АЛТАЙ-2017
Алтай Триединый. Обзор поездки и ОГЛАВЛЕНИЕ серии.
Алтай в общем
Алтай в общем. Регионы и народы.
Алтай в общем. Край шести религий.
Алтай в общем. У истоков тюркского мира.
Казахский Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!
Монгольский Алтай - посты будут!
Земля Кобдо. Первые впечатления о Монголии.
Земля Кобдо. Про кочевых казахов.
Улгий. Столица Монгольского Казахстана.
Улгий-Ховд. Монгольская дорога.
Ховд (Кобдо). Старейший город Монголии.
Манхан. Земля захчинов и петроглифы каменного века.
Монгольский Алтай. Дорога на Хурган-Нур.
Монгольский Алтай. Кобдинские озёра.
Монгольский Алтай. Назад через Цэнгэл.
Неалтайский Казахстан - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!
Степной Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!