Глава I. Село Верховажье.
Утром мы выехали из Вологды. И сразу же начался проливной дождь, который не покидал нас километров 120.
01. Карта наших перегонов.
Ссылка на карту в любом масштабе. Первой остановкой у нас была запланировано село Верховажье чуть в стороне от трассы. Уж почему Любовь Александровна отметила его, как обязательное к посещению - бог весть. Однако, заезжать туда всё же стоило, а почему - сейчас расскажу.
Итак, село Верховажье - административный центр Верховажского муниципального района Вологодской области и Верховажского сельского поселения.
02. Верховажье. Вид с дрона. Покрадено в интернете.
Население 5025 человек (2010 г.). Расстояние до .Вологды - 223 км
Верховажье впервые упоминается в исторических документах как погост в 1552 г. На погосте имелся кружечный двор (кабак), амбар и погреб.
Верховажье стало называться посадом в 1678 г., в переписи Б. В. Яковлева упомянуто как крупное поселение, в котором живут ремесленники и торговцы. На посаде находилась приказная изба, в ней располагалась местная администрация и караульная изба. В посаде насчитывалось 55 дворов, девять из них не платили пошлину и оброк. Располагался небольшой рынок, торжок, шли в воскресные дни торги различными товарами.
Село Верховажье располагалось в удобном для развития торговли месте - на почтовом тракте из Вологды в Архангельск, на берегу реки Ваги, крупнейшего левого притока Северной Двины. По тракту постоянно шёл транспорт и велась оживлённая торговля древесиной, смолой, дёгтем, скипидаром, солью, рыбой. Товары из Верховажья везли по тракту гужевым транспортом, по Ваге и Северной Двине на барках и плотах. По реке сплавляли вырубленный лес.
С 1810 г. в Верховажье существовала школа, в которой обучались дети богатых родителей.
В 1861 г. Верховажье было 528 жилых домов, имелась почтовая контора, ратуша, приходское училище, 10 кустарных заводов и две церкви: Благовещенский храм, построенный на средства жителей, купцов из окрестных деревень и Успенская соборная церковь с колокольней, располагавшаяся в центре посада. Так как дважды деревянные храмы сгорали от молнии, было решено для безопасности строить из камня, таким стал Успенский собор.
03. Верховажье на рубеже XIX и XX вв.
Начиная с 1870-х гг. в Верховажье ссылали политических; после революции 1905 г. их число особенно увеличилось.
Каждую весну во время вскрытия льда Вага разливалась, затопляя улицы села и окрестные пойменные луга. Особенно сильное наводнение произошло в 1909 году. Оно нанесло большой урон селу. Почти весь посад сгорел во время пожара 31 августа 1879 г. После пожара население значительно уменьшилось: в 1860-х гг. оно составляло около 1000 человек, а к 1889 г. осталось только 589. Торговля стала затихать, Верховажье потеряло былое торговое значение.
Местные купцы, такие как Нератовы, Юренские, Пестеревы, Персиковы, Давыдовы, Цуваревы, пытались поправить положение, они вели торговлю со многими городами. Открылись промышленные предприятия: кожевенный завод В. Д. Юренского, бумажная фабрика, спичечная фабрика А. Н. Буторова, паровая мельница и лесопилка. Но возить товары конной тягой до железнодорожной станции в Вельске было дорого, и вскоре они прекратили своё существование.
Административно входило в состав Вельского уезда.
В середине XIX в. в Верховажье проходила Алексеевская ярмарка, о которой в 1860 г. Павел Воронов писал в своих заметках «Посад Верховажье»: «Алексеевская ярмарка во всём Вельском уезде первая и лучшая, на неё… приезжают купцы и крестьяне, сплошь заполняя всю торговую площадь, составляют численность не менее 12 тысяч человек и ведут торг». Купцы торговали древесиной, рожью, льном, льняным маслом. Пользовалась большим спросом сомовская посуда. Продавалась на ярмарке продукция верховажских предприятий, из других мест привозили ткани, промышленные товары, кондитерские изделия. По свидетельствам очевидцев в дни ярмарки на ней работало около полутора сотен лавок и балаганов, торговый оборот составлял 35 и более тысяч рублей.
Долгое время ярмарка в Верховажье не проводилась. Её возродили в 2000 году, с тех пор она проходит каждое лето. На ярмарку привозят товары из разных городов Вологодской области. К ярмарке сооружают деревянную сцену под открытым небом, на ней проходят выступления народных коллективов. Во время ярмарки проводятся спортивные соревнования, выставки работ местных художников и умельцев, которые привозят свои изделия из дерева и металла.
Ну, а теперь фотографии и рассказ.
1. Дом №3 по улице Свободы, он же Здание сельской администрации, он же Усадьба Веньгина.
Согласно преданию, дом был построен купцом И. А Веньгиным на фундаменте сгоревшего дома известного верховажского купца-чаеторговца А. Ф. Рудакова, в 1881 г., в результате чего здание унаследовало планировку предыдущего строения.
Предыдущий дом, надо думать, был весьма примечательным. По крайней мере, из описания знаменитого верховажца - будущего исследователя Забайкалья и нерчинского краеведа
Александра Ивановича Юренского это прямо следует: «Этот дом, точно дворец, стоит в Верховажье против прочих домов. Он трёхэтажный. На балконе, обращённом к собору, стоят две статуи лучшей работы, представляющие бога торговли с трезубцем в руке и Венеру в цветах. На балконе же, обращённом в сад, стоят статуи, числом десять, и тоже порядочные...». Дааа, широко жил партизан Поросюк! Я представил и сильно пожалел, что всё это великолепие не сохранилось.
Дом Веньгина, как видно на фотографии ниже, поскромнее будет, но тоже хорош.
02. Здание сельской администрации. Южный фасад.
Дом главным (южным) фасадом выходит на Соборную площадь. Основной объём деревянный прямоугольный в плане. С северной стороны к нему примыкает массивная пристройка с лестницей, с западной - крытое крыльцо над входом в здание с лоджией на уровне 2 этажа (в настоящее время застеклена). В доме сохранилась парадная деревянная лестница на второй этаж с резными балясинами и перилами. Со двора имеется ещё один вход на 1 этаж.
03. Парадная лестница. Покрадено в интернете.
04. Печные заслонки. Покрадено в интернете.
На главном фасаде в уровне 1 этажа 8 оконных проёмов: два центральных окна обрамлены простыми рамочными наличниками, над 6 остальными оконными проёмами (по 3 в двух боковых частях фасада) - сандрики с декором, стилизованно изображающим 3 замковых камня, которые имитируют характерный для классицизма приём оформления цокольного этажа. Декор 2 этажа (так же в соответствии с традицией классицизма) значительно богаче. В центральной части расположена лоджия с ажурным кованным ограждением. Входная дверь на лоджию фланкирована окнами так, что вместе они напоминают итальянское тройное окно. Декор над окнами и дверью лоджии призван имитировать арочные завершения проёмов. В узких простенках между дверными и оконными проёмами лоджии помещены резные пилястры-«импосты». Углы лоджии оформлены филёнчатыми пилястрами. Оконные проёмы 2 этажа, расположенные по три симметрично с двух сторон от лоджии, обрамлены рамочными наличниками с тягами-полочками на массивных деревянных кронштейнах, внутреннее поле которых декорировано двумя арками с зубчиками и «гирькой» в месте их соединения, внутри каждой дуги помещена резная восьмиконечная звёздочка. По аналогии с главным фасадом оформлены наличники восточного фасада. Оконные проёмы на остальных фасадах имеют простые рамочные наличники.
05. Наличник окна 1 этажа.
Крыша основного объёма здания вальмовая. С западной и восточной сторон имеются слуховые окна. Венчающий карниз украшен подзором с зубчиками. По всему периметру основного объёма здания венчающий карниз поддерживают резные деревянные кронштейны. Под карнизом проходит широкий контрастно окрашенный фриз, украшенный накладными элементами, выполненными в технике пропильной резьбы, по низу фриза проходит подзор с зубчиками. Привлекают внимание воронки водосточных труб с декором из просечного железа.
06. Декор наличников 2 этажа, венчающий карниз, завершения водопроводных труб.
07. Декор лоджии главного фасада.
В процессе бытования лоджия над парадным входом была застеклена. Утрачен декор наличников 1 этажа восточного фасада.
Здание было национализировано, приблизительно, в 1918-1919 гг. В нём долгое время (до 1979 г.) размещался райком КПСС. С 1979 по 2014 г. дом использовался под детский сад. В настоящее время в нём располагается сельская администрация (на 2 этаже), а на первом - детские кружки.
2. Фонтан с глухарём на площади Согласия.
08. Символ Верховажья - глухарь.
Глухарь обосновался на фонтане в прошлом году. Кто автор скульптуры, местные краеведы, к сожалению, не пишут, а зря. Зато сообщают, что это ещё не всё - постепенно на (или «в») фонтане обоснуются и остальные элементы верховажского герба: кадуй (жезл Меркурия) и сноп пшеницы (Интересно, почему пшеницы - кругом рожь, овёс да ячмень сеют?). Ну а река Вага уже есть - вода в фонтане. Что ж, будем посмотреть.
К слову, заметно, что Верховажье благоустраивается. При нас строили видовую площадку чуть ниже площади Согласия. Да и вообще шевеление заметно. И это правильно! «Пряничные городки», которыми мы так любим восхищаться в Европе, от сырости не заводятся - надо работать долго и системно. Не может не радовать, что этот процесс в нашей стране, пусть и со скрипом, но пошёл.
3. Успенский собор.
Здание строилось с 1755 по 1798 г. Это был единственный в Вологодской губернии храм, имеющий статус собора и, при этом, расположенный в селе - остальные находились в городах или крупных монастырях. На данный момент является старейшей и крупнейшей постройкой села.
09. Современное состояние собора.
10. Собор и недавно возведённая деревянная колокольня.
11. Колокольня.
Известно, что на этом месте, как минимум, с 1595 г. стояла деревянная церковь Пресвятой Богородицы.
Строительство храма началось в 1755 г. с благословения архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия. Строительство шло с перерывами 43 года. Холодный храм возводился с 1755 по 1765 г., тёплый - с 1773 по 1785 г. Строительство было завершено в 1798 г. возведением 4 угловых глав и фронтонов, венчающих холодный храм. Строительство финансировалось исключительно пожертвованиями жителей села (оцените богатство населённого пункта).
К собору примыкала колокольня, на которой было 14 колоколов, отлитых на рубеже XIX и XX вв. местным мастером Дмитрием Даниловым с сыновьями. Выше колоколов были установлены часы с боем, изготовленные, вы не поверите, жителем соседней деревни Соболиха по прозвищу Енька Чёрный. Вместо гирь, приводящих часовой механизм в действие, использовались клади с кирпичами. Тонкая настройка механизма осуществлялась добавлением или снятием кирпичей.
Собор был закрыт в 1919 г. м достаточно быстро потерял колокольню и все главы. Здание использовалось, как клуб, кинозал, дом культуры и склад. В пожаре 1974 г. погибли росписи храма. После пожара здание передали ПТУ, а потом и вовсе забросили. Собор возвратили церкви в 1990 г.
12. Собор не позднее 1879 г.
13. Успенский собор во всей красе в конце XIX в
Здание было построено в переходном от барокко к раннему классицизма стиле. Объёмно-планировочное решение характерно, скорее, для провинциального барокко: двухсветный пятиглавый храм с центральным световым барабаном и глухими угловыми главками. Все главы представляли собой двухъярусные восьмерики, увенчанные главками с перетяжкой и крестами. С востока к холодному храму примыкал алтарь, а с запада - более широкая трапезная под двухскатной крышей и многоярусная колокольня, решённая в ещё более архаичных формах - переходных от русского узорчья к Нарышкинскому барокко. С юга для входа, в холодный Успенский храм был устроен каменный тамбур. В тёплой трапезной с правой стороны был устроен придел в честь Владимирского образа Божьей Матери, а с левой - в честь Святителя Николая. На крыше тёплого храма над алтарями приделов располагались ещё две главки.
Кирпичный рельефный декор храма, по большей части, свойственен провинциальному барокко: картуши, полуколонки и наличники затейливого рисунка.
Построенная позднее всего колокольня имела в высоту 68 м, в её втором ярусе находился Ильинский придел. В оформлении двух нижних ярусов колокольни по-прежнему господствовали барочные элементы, а декор верхних восьмигранных ярусов и рисунок завершения колокольни сферическим куполом со сложно профилированным шпилем уже демонстрировали приёмы характерные для классицизма. В верхнем ярусе колокольни располагались часы, циферблаты которых располагались на четырёх, увенчанных фронтонами, портиках, а вокруг основания шпиля была устроена, ограждённая кованными перилами, смотровая площадка. Над входом в собор, находившимся в центре западного фасада, был устроен тамбур ампирной архитектуры, декорированный спаренными колоннами и увенчанный треугольными фронтонами и сферическим куполом с миниатюрной главкой. Проёмы входов в приделы, расположенные на западном фасаде, имели ампирный рисунок и характерную веерную расстекловку арочного завершения.
С южной стороны от четверика, при устройстве отопления в холодном храме, была выстроена отдельно стоящая гранёная кирпичная дымовая труба.
Здание окрашивалось в два тона, с выделением рельефного декора белым цветом. В тимпанах фронтонов четверика и нишах на колокольне имелись стенные росписи. На гранях глухих восьмериков главок были изображены фальшокна.
14. Собор на открытке начала XX в.
В 1838 г. здание пострадало от пожара.
В 1902 г. было устроено паровое отопление, для чего была построена упоминавшаяся выше дымовая труба. В 1905 г. был значительно изменён интерьер храма: расширена арка, соединяющая храм с приделами, обновлены иконостас, позолота и живопись.
В 1930-е, после закрытия храма, разобрана колокольня и завершения храма. В 1937 г. здание приспособили под дом культуры.
В 1974 г. случился пожар, о последствиях которого я писал выше.
В конце 1990-х над коньком трапезной была устроена небольшая деревянная лестница.
В 2007-2009 гг. заменена кровля, произведён косметический ремонт. В 2010 г. восстановлены две главки тёплого храма и возведена отдельно стоящая деревянная колокольня.
4. Дом №2 по улице Пионерская, он же Дом купца Нератова.
Дом построен в конце XIX - начале XX в. Точную дату установить не удалось.
15. Современный вид здания.
Дом находится в центральной части села и своим главным (юго-восточным) фасадом обращён на Пионерскую улицу.
Здание деревянное с переменной этажностью. Состоит из двух разноэтажных объёмов: основного - двухэтажного и трёхэтажной пристройки. Пристройка примыкает к северо-восточной стороне основного объёма. Над основным объёмом крыша вальмовая с мезонином. Кровля мезонина бочкообразная с килевидным завершением, образующим щипец. Крыша пристройки - двухскатная. Карниз дома с большим выносом. Края карниза декорированы зубчиками, просечёнными в кровельной жести.
Дом построен в формах неорусского стиля. В центральной части главного фасада - под мезонином, в уровне 2 этажа находится лоджия. Ограждение лоджии - кованная решётка с растительным узором. Дверь, ведущая на лоджию, фланкирована прямоугольными окнами. Над лоджией, во фронтальной поверхности щипца расположено полукруглое окно с диагональной витражной расстекловкой.
Главный фасад имеет 7 осей проёмов. Проёмы прямоугольные и обрамлены простыми рамочными наличниками. Форма и расположение проёмов, в основном, сохранены в историческом виде, за исключением центрального окна первого этажа, обустроенного на месте входа, и окон 1 этажа пристройки, так же обустроенных на месте входа. Окна прируба так же прямоугольные, за исключением 3 этажа, где они имеют треугольное завершение.
Дворовый фасад так же имеет 7 осей проёмов. Их форма и декор аналогичны главному фасаду. Вход в здание находится на 1 этаже по центральной оси фасада. Соосно с ним на крыше устроено треугольное слуховое окно.
В интерьере здания сохранились изразцовые печи: 4 печи-голландки и печь-камин.
16. Здание в начале XX в.
17. Здание в 1960-х.
18. Печь голландка. Покрадено в интернете.
19. Печь-камин. Покрадено в интернете.
Первоначально здание не было обшито, под лоджией на главном фасаде находилось крыльцо и главный вход в здание. Трёхэтажный прируб неоднократно перестраивался. Изначально он имел на боковом фасаде балкон с ограждением из ажурной чугунной решётки в уровне третьего этажа. Кровля прируба имела «теремное» очертание и, вместе с килевидным щипцом основного объёма, определяла общий силуэт здания. Предположительно, в 1950-е гг. к прирубу была пристроена ещё одна трёхэтажная клеть сходного объёма. Обе трёхэтажные клети накрыли двухскатной крышей малого уклона. В таком виде здание простояло до 1979 г., когда после пожара дополнительная трёхэтажная клеть была разобрана. Видимо, тогда же здание обшили тёсом, разобрали главное крыльцо и зашили часть проёмов.
До 1979 г. в доме размещалась средняя школа. После пожара был проведен капитальный ремонт, снесена обгоревшая часть прируба, а остальные стены обшиты тесом. В этот период были утрачены детали убранства фасадов, дымники на печных трубах и рамочные наличники окон. Сохранились окна третьего этажа пристройки с треугольным верхом, а также окно в щипце над лоджией южного фасада. Оригинальными являются кованные узорные решетки ограждения балконов с симметричным растительным рисунком. На углах кровли уцелели старые коленчатые водосточные трубы.
5. Памятник М. В. Ломоносову.
20. Памятник Ломоносову.
Именно здесь зимой 1730-1731 гг. проходил с обозом Ломоносов, двигаясь в Москву. Учиться. Памятник стоит здесь с 2021 г.
Когда мы уже собирались, резко распогодилось, мы решили подъехать к реке и зрели ещё несколько достопримечательностей Верховажья.
6. Дом №15 по улице Петухова или Верховажский дом Художника.
21. Как позже выяснилось, я случайно поставил камеру на режим портретной съёмки и то, что получилось, выкладывать не буду - фото Верховажского дома художника покрадено в интернете.
Показателен тот факт, что дом художника в селе вообще есть. Создан он 2004 г. для увековечивания памяти верховажского уроженца - скульптора
Валентина Андреевича Михалёва, по инициативе местной управы (Люди делают своё дело!), краеведов и семьи скульптора. Однако, место не стало мемориальным музеем - это действительно дом художника, где привечают самодеятельных и профессиональных художников, устраивают регулярные выставки и занимаются художественным просвещением публики.
Про дом, где расположено это прекрасное заведение я не нашёл почти никакой информации. Построено оно на рубеже XIX и XX вв. в стиле деревянного ампира. Имеет 8 осей проёмов по главному фасаду в основном объёме и 3 - в мезонине. Проёмы декорированы наличниками с плоскостной резьбой. По углам здания и в центральной части (по границам псевдоризалита) установлены резные деревянные пилястры.
7. Дом №29/20 по улице Луначарского, он же Усадьба Юренского.
Дом возведен в 1860 г. Владельцем дома до революции был купец 1-й гильдии Виктор Дмитриевич Юренский.
22. Современное состояние здания.
Дом Г-образный в плане с угловой лоджией, рубленный в 4 клети. По главному фасаду имеет 8 осей проёмов. Симметрия проёмов отдельная для каждой клети ( 5 осей в большей и 3 - в малой). Окна обрамлены рамочными наличниками обрамлены рамочными наличниками с тягами-полочками на массивных деревянных кронштейнах, внутреннее поле которых декорировано пропильной резьбой. Вертикальные тяги наличников выполнены в виде пилястр и украшены плоскостной резьбой.
По всему периметру основного объёма здания широкий венчающий карниз поддерживают резные деревянные кронштейны. Под карнизом проходит широкий, украшенный накладными элементами, выполненными в технике пропильной резьбы, по низу фриза проходит подзор, украшенный пропильной резьбой.
В 2019 г. проведен капитальный ремонт фундамента и пола первого и второго этажей, заменена кровля. Восстановлен декор наличников и карниза, проведен ремонт крыльца и лоджии. Заменены инженерные коммуникации и система отопления: произведён демонтаж печных труб, при этом восемь старинных печей сохранены как часть декора интерьера.
А ещё, оказывается, Верхневажье - это самая настоящая
аномальная зона :-))) Какого только шлака не нароешь в этих ваших энторнетах!
Продолжение следует...
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;
Часть II, Глава XXXVI;
Часть II, Глава XXXVII;
Часть II, Глава XXXVIII;
Часть II, Глава XXXIX;
Часть II, Глава XL;
Часть II, Глава XLI;
Часть II, Глава XLII;
Часть II, Глава XLIII;
Часть II, Глава XLIV;
Часть II, Глава XLV;
Часть II, Глава XLVI;
Часть II, Глава XLVII;
Часть II, Глава XLVIII;
Часть II, Глава XLIX;