Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Jan 11, 2023 12:00



Часть V. Петрозаводск и Кижи. Глава VIII. Как жили суровые северные хоббиты. Продолжение.





Наш путь.

Итак, послушав колокольный звон мы оказались наедине со вторым русским вопросом: «Что делать?». Во-первых, времени мало, а неосмотренного много, во-вторых, не помешает сыскать туалет, ибо жара-жарой, а...  И, в третьих, не помешает передохнуть и чего-нибудь съесть, а то умотали сивку крутые горки.

К счастью, вторая проблема разрешилась легче всего - искомое заведение под кодовым наименованием «Мэ» и «Жо» гнездилось неподалёку от часовни. Осталось решить куда двигаться дальше. В результате мы с глубоким сожалением постановили, что ничего, кроме Заонежского сектора и секторя Пряжские карелы нам не светит - цигель-цигель ай-лю-лю. Грустно. Но предаваться унынию не было времени и мы решили, что будем перемещаться по полуострову хаотически, осматривая всё интересное. И вообще расстраиваться - «Ёжик, это не наш метод!». Ну что ж, топа-топа.

И первым нам встретился дом Елизарова.



Дом Елизарова. Подходим



Дом Елизарова.



С другого ракурса.

Вполне себе такой дом. Чуток похуже, чем у Ошевнева, но тоже весьма достойный. Хозяева явно мух ноздрями не ловили.

Построили эту избу в середине XIX века в деревне Середка нынешнего Медвежьегорского района, а в музей-заповедник она попала в 1961 году стараниями А. В. Ополовникова.

Кстати, терзает меня один вопрос - почему Ополовинникову памятника не наблюдается ни на острове, ни в Петрозаводске? После того, что этот человек сделал для сохранения памятников русского деревянного зодчества? Непорядок!

Как я говорил, хозяева, простите за тавтологию, были хозяйственными и строились основательно. Цитата с сайта музея-заповедника: «Дом-комплекс, занимающий по планировочному решению промежуточное положение между «кошелем и глаголем». Одновременно Г-образная форма плана слабо выражена. На 1 этаже расположен хлев, под кладовками - амбар (в подклете) со входом снаружи. Хоз. часть двухэтажная (1 этаж - двор с хлевами, 2 этаж - сарай) с дополнительным жилым помещением на втором этаже. На северном торцевом фасаде сруб хозяйственной части образует выступ. Перпендикулярно выступу и параллельно задней стене кладовок расположен взвоз. Хлева выступают за торцевые стены сарая и перекрыты самостоятельными односкатными крышами.

Главный фасад дома на 6 окон (3 - основной избы и 3 - избы на сарае) с фронтоном, имеющим чердачное окно, обрамленное балконом. Вход в дом расположен на боковом фасаде и решен в виде одновсходного крыльца. Сруб жилой части на уровне избы имеет галерею-гульбище. В избе слева от входа расположена «черная» печь. Потолок снабжен дымоволочным отверстием с квадратным в плане дощатым дымником. Дымник перекрыт двускатной крышей со стамиками. Причелины выполнены из одной доски и имеют 4 яруса резьбы. Кисти причелин и полотенца украшены сквозной резьбой, разделенной на два поля: в верхнем, т. н. вихревая розетка, в нижнем ромб, вписанный в круг и дополненный косым крестом. Наличники обрамляют целиком оконный проем. Навершие в виде треугольного сандрика».

Внутри тоже всё хорошо.



Парадная горница в главной избе

Достойно! Даже граммофон есть! А у Ошевнева, между прочим, нет!



Интерьер избы над сараем.





Посмотрите с какой любовью сделана прялка.

Словом, поскромнее, чем у Ошевнева, но тоже весьма достойно. С другой стороны граммофон, да...

Рядом с избой Елизарова на берегу притулилась баня. Как же без бани-то? Мы ж не эти, которые цивилизованные - три раза за жизнь мыться.



Баня она и есть баня.

Правда, эта баня Елизарову не принадлежала, а приехала на остров в 1970 году из деревни Усть-Яндома, Медвежьегорского района. И ещё - баня курная, т.е. топится по-чёрному. На Севере до сих пор много сторонников именно таких бань.

Время поджимает. Топа-топа. Нет, топа-топа-тота! Дальше у нас водяная мельница. Не работает, к сожалению. На острове нет ни речки, ни ручья. На вид невзрачный, рубленный в обло сарай.



Принадлежала она когда-то крестьянину Стафееву Федору Масеевичу из деревни Березовая Сельга, Медвежьегорского района. Построили её на рубеже XIX и XX веков, а на Кижи привезли в 1963 году.

Самое интересное скрывается внутри. Механизм.



Нижнебойное колесо и суровый деревянный кулачковый механизм.



Не менее суровая и деревянная прямозубая передача. Зубчатый вал и шестерни.

Что-то мне подсказывает, что онежские хоббиты были поразвитие Толкиеновских.

Идём дальше и видим бедный, по северным меркам, домишко.



Дом Шепина. Привезён из деревни Щепино. Совпадение? Не думаю! ©

Вот тут граммофона точно нет! И шкафов городских. И зеркал резных тоже. Но мы не проверяли - время. Даже не знаю, пускают в эту избу или нет. Так что может быть, что внутри не всё так однозначно, как снаружи.

А сам дом с 1907 года стоял в Деревне Щепино Медвежьегорского района и принадлежал Щепину Я. П.

А нам дальше - к дому богатого соседа. Так получилось, что его никто не сфотографировал, так что пришлось подоить интернет.



Дом Сергеева.

Это дом некоего Сергеева из деревни Ломоручей нынешнего Прионежского района. Как пишут на сайте музея, построили его в 1908-1910 годах метсные плотники, а в музей дом попал в 1962 году.

Согласно описанию, это дом-комплекс типа «равноширокий брус» с однорядной связью жилых и хозяйственных помещений. Постройка перекрыта симметричной двускатной крышей. Жилье двучастное на высоком подклете состоит из пятистенка (изба-горница) и сеней с дополнительным жилым помещением (боковушка). Особенностью жилой части является вход в боковушку из сеней и из горницы. Под боковушкой расположена кладовка с входом из-под лестницы. Хозяйственная часть двухэтажная (1-й этаж - двор с хлевами, 2-й - сарай).

Сруб 2-го этажа сарая опирается на столбы-быки. Взвоз расположен перпендикулярно фасаду. На двор ведут двустворчатые ворота с западного и восточного фасадов, образуя сквозной проход. Главный торцевой фасад дома на 6 окон с фронтоном, имеющим сдвоенное чердачное окно. Дом установлен на основание из каменной забирки. Сруб из сосны рублен «в обло». Кровля тесовая двухслойная.

Окна избы, горницы и чердачное окно украшены волютами, наличниками с декоративными ставнями. Причелины имеют глухую и сквозную резьбу. Потоки по всей длине имеют порезку в виде полуцилиндров.

Изба отапливается русской печью, расположенной в углу справа от входной двери и ориентированной устьем на лицевой фасад дома. В горнице имеется лежанка.

Внутри проходила выставка, но она была закрыта на перерыв, а ждать мы не могли.

И вот мы дошли до последнего объекта на мысу - кузницы из деревни Суйсарь Прионежского района.



Кузница из деревни Суйсарь.

Построена на рубеже XIX и XX веков. Внутрь не пускают. На двери амбарный замок.

Топа-топа-топа обратно. До расположенной на берегу озера между ветряной мельницей и церковью Михаила Архангела, возле сушила для овса, ригой  крестьянина Ф. М. Стафеева. Рига, для тех кто не знает, это, в данном случае, не город, а хозпостройка, где производили сушку снопов и обмолот зерна.



Рига крестьянина Стафеева. Сфотографировать забыли, так что фото из интернета.

Построена она была в конце XIX - начале XX века в деревне Берёзовая Сельга Медвежьегорского района.

В конструктивном плане представляет из себя квадратный в плане сруб покрыт двускатной слеговой кровлей по «курицам и потокам».

Стены рублены «в обло», декоративных элементов на фасадах нет, дверь на западном фасаде трехкосящатая. Рига однокамерная с использованием одного помещения для сушки и обмолота снопов. Помещение отапливается печью-каменкой, ориентированной устьем на вход. Сушка снопов осуществлялась на жердях-колосниках, уложенных по переводам, опирающимся на столб, обмолот снопов производился цепами на полу. Пол и потолок дощатые по балкам.

Внутрь не пускают. Ну и ладно.

Почему ладно? Да подзапыхались мы и есть хотелось. И потому отправились «под сень кущ» (найти тень на острове непросто) и устроили себе завтрак перекус на траве. С видом на Кижский погост, разумеется. Об эстетике забывать нельзя - благотворно влияет на пищеварение.



Вид с места нашего обеда.

Обед-обедом, а окультуриваться надо, пока время есть. Так что топа-топа-топа.

По дороге нам встретились замечательнейшие наглядные пособия по деревянному строительству Русского Севера.



Общий вид наглядного пособия.



Луковичная главка. Анатомия.



Изучаю.



Слеги (продольные брёвна стропильной системы), курицы (стропильные ноги из цельной ёлки с корнем, образующим крюк для крепления жёлоба), конёк (верхнее продольное бревно стропильной системы), шелом (верхнее фигурное бревно, прижимающее тёс к коньку), тесовая кровляя (кровля из тёсанных досок), самцы (брёвна фронтона).



То же, что и на верхней фотографии, но ближе.



Клеть сруба, рубленная в обло с оконными и дверными косяками. Волоконное оконце закрыто (заволочено) специально обученной дощечкой.



А тут волоконное оконце открыто. Хорошо видны полозья по которым передвигается дощечка.

Полезно, интересно, познавательно.

А дальше мы встретили одну избу, целое стадо амбаров и ещё одну ригу.



Амбар из деревни Воробьи Медвежьегорского района.



Амбар из деревни Нинисельга, Пряжинского района. С него начинается сектор Пряжинские карелы.

А дальше будет групповое фото:



Справа налево: амбар из деревни Койкола Пряжинского раййона, дом крестьянина Яковлева из деревни Клещейла, Пряжинского района, амбар Жданова из деревни Пелдожи, Пряжинского района, рига из деревни Ламбисельга, Пряжинского района.

С домом Яковлева мы познакомимся получше.



Дом Яковлева.

Построен в конце XIX - начале XX века. В музее с 1971 года.

Карелы строили несколько иначе, чем русские. И потому, думаю, стоит привести описание с сайта музея-заповедника.

«Дом-комплекс типа «брус». Все помещения, жилые и хозяйственные, расположены друг за другом под общей двускатной симметричной кровлей. С юга к сеням пристроено невысокое крыльцо под двускатной кровлей. С противоположной стороны устроен взвоз. Жилое помещение двухэтажное. Первый этаж (изба и горница), служил зимним жильем, а второй этаж, повторяющий эту же планировку, использовался летом. Сарай и двор составляют единый сруб, причем нижний этаж является общим хлевом. Отдельный хлев в карельских домах отгораживался только для молодняка.

Стены рублены из сосновых бревен. В устройстве безгвоздевой кровли использованы тонкие еловые стволы с корневой частью. Фундамент состоит из валунов с каменным заполнением между ними.

Богатое декоративное убранство отмечено ломаными линиями волютных наличников окон и преобладанием геометрического орнамента в резных элементах. Чисто карельской деталью являются одинарные розетки на причелинах, арке и столбах балкона. Большое количество окон с нарядными наличниками и красивый трехарочный балкон, насыщенный ажурной резьбой, придают постройке особую выразительность».

К сожалению, внутрь мы, за недостатком времени, не пошли. Посмотрели на суровые северные качели, на которых увлечённо качались дети в возрасте от 5 до 80 лет и отправились на причал. Блин, ну почему времени так мало?



Суровые северные качели.

Купили на бегу первые попавшиеся сувениры и едва успели погрузиться на нашу Комету.

И вот Кижи удаляются.



И кипит за кормой бурун.



Надо будет обязательно вернуться и на несколько дней!

А пока мы благополучно добрались до Петрозаводска, посетили так полюбившуюся нам едальню The Кухня, погуляли по городу и, наконец, совершенно вымотанные, добрались до съёмной квартиры, где я, мужественно вставив спички в глаза, набрал и выложил в нашу группу в ватсапе очередную часть летописи:

«Чудны дела творятся на Руси Святой, братья и сестры. Сегодня мы с боярином Павлом и семейством его видели диво дивное. Следовали мы степенно от обители нашей по граду Петрозаводску, что в воеводстве Олонецком, чтобы сесть на ладью ко святым местам, что на острове Кижи стоят. И вдруг идёт на встречу нам муж годами не старый, но и не молод. По виду сословия мещанского из посадских людишек. Отмахнул он нам с боярином Павлом поясной поклон, особливо поклонился боярыне Любови Александровне и боярышне Анне Павловне и глаголал: "Не дайте пропасть лютой смертью, бояре, скажите как сей град зовётся?" Осерчал тут боярин Павел Валерьевич, брови грозно насупил и молвил: "Да ты пьян, смерд!" Пал тогда мужичонка посадский на колени, бил челом боярину Павлу и молвил: "Не губи, боярин, не ведаю я, как в городе сем оказался! И как зовётся он не ведаю! Сам я из посадских людишек города Иванова, я сюда не иначе как силою бесовскою заброшен! Вижу только, что на Руси Святой средь народа православного обретаюсь! Не губи, боярин!". Смилостивился тут боярин Павел и молвил: "Зовётся сей град Петрозаводском и находится он во воеводстве Олонецком. Далёконько тебя бесы за грехи твои от дома забросили. Так что или ты, щучий сын, посадский человек, во святую церкву к исповеди и покайся там во грехах своих истово. А потом следуй в околоток, прими со смирением столько горячих, сколько там тебе за блядодеяние твое пропишут. Батоги облобызай, поклонись земно и следуй под караулом к месту жительства. Там тебя, щучьего сына, опять выпорят за художества твои и не греши больше!". Поблагодарил мужичонка посадский боярина Павла да в церковь Божию стопы свои направил, а мы с боярином Павлом и семейством его сели на ладью быстрою, Кометою именуемую, и понеслись по хлябям Онеги-озера на остров Кижи, где святым местам поклонились. И снизошла на нас благодать, и уверились мы, что бессилен отец лжи со бесами своими, имя коим легион над Русью православной!»

Предыдущие части:

Часть I, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html

Часть I, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html

Часть II, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html

Часть II, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html

Часть III, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html

Часть III, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html

Часть III, Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html

Часть IV, Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/21600.html

Часть IV, Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/21971.html

Часть IV. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/22251.html

Часть IV. Глава IV: https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html

Часть IV. Глава V: https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html

Часть IV. Глава VI: https://vodnik-t.livejournal.com/23696.html

Часть IV. Глава VII: https://vodnik-t.livejournal.com/23840.html

Часть V. Глава I: https://vodnik-t.livejournal.com/24271.html

Часть V. Глава II: https://vodnik-t.livejournal.com/24473.html

Часть V. Глава III: https://vodnik-t.livejournal.com/24773.html

Часть V. Глава IV: https://vodnik-t.livejournal.com/25068.html

Часть V. Глава V: https://vodnik-t.livejournal.com/26039.html

Часть V. Глава VI: https://vodnik-t.livejournal.com/26223.html

Часть V. Глава VII: https://vodnik-t.livejournal.com/26506.html

Кижи, Архитектура, Русский север, История, Путешествия

Previous post Next post
Up