v.1 июнь 10, 2012, 23:45
v.2 Формулировки пошлифованы с учётом уже развитого приматологического тезауруса. Обособлено понятие "радужность".
Можно сказать, что спумозность и радужность -- это тоже
экстерналии, но не обитателей наукоценоза, а самих предметов науки -- гипотез, изучаемых объектов, феноменов и т.п.
Спумозность и радужность интересны прежде всего как
вау-факторы, фацилитирующие срыв интерпретации, позволяющий
гипонауке побеждать в конкуренции за умы и сердца энцефалоны и гуморы нормальной компоненты наукоценоза.
Остро стоит задача классификации
приматических резонансов.
Ведь жизнь мирового Приматчества вообще - и внутринаучного в частности - состоит из оных чуть менее, чем полностью.
Только что в конторе столкнулись с примером, который и дал мощный толчок этой записи.
***
Итак, у обитателей
наукоценоза постоянно наблюдается особенная разновидность приматического резонанса, когда популярность приобретает некая тема, где -- независимо от наличия Научного содержания [ср.
гипонаука] -- имеется некоторое количество признаков и обстоятельств (про обстоятельства нехорошо говорить "где", но нам сейчас не до тонкостей, спать пора), привлекающее Приматический Элемент и стимулирующее Его
(мы пишем с большой буквы, учитывая, что именно П.Э. в лице пук!-академиков и прочих деформантов-"организаторов" рулит в научном сообществе, отжирая львиную долю ресурсов, особенно тех, что распределяются через систему "конкурсного финансирования", см.
Первое Начало) к
гипонаучной активности.
Спумозность (от лат. spumosus = пенистый) - параметр предмета науки (темы, феномена, гипотезы, теоремы ...), характеризующий обилие его "следствий" в самом общем смысле, в т.ч. продуктивных (с точки зрения
индексометрии) комбинаций [>>
комбинаторный интеллектус] с другими предметами науки.
***
Родственный параметр:
Радужность - параметр предмета науки (темы, феномена, гипотезы, теоремы ...), характеризующий его способность зацепить внимание примата.
Простейший пример: всевозможные цветные артефакты (фотографии неба, клеток, тканей ...), в том числе искусственно скомпонованные и раскрашенные (как в астрономии). Раскраска может изначально преследовать чисто технические по сути цели, что не мешает такому артефакту быть фактором срыва интерпретации [ср.:
вау-фактор;
завлекалочка].
Радужность может обеспечиваться и наличием красивостей (не путать с красотой) вроде "красивых" слов ("голография"), таинственных словосочетаний ("тёмная материя"), оксюморонов ("структура вакуума") и проч.
Радужность служит
завлекалочкой для нормальных масс (особенно для
младоприматов, у которых, как мы помним, Приматический Элемент особенно силён) - нужно же энцефалону зацепиться за что-то конкретное, лучше цветное и блестящее; всякой
"грязью" вроде
непонятных пятен его не очень-то заманишь.
***
Гипонаука, снимая весьма ограничительное Правило 1, открывает простор для изобретения
гипотез-фантазмов, конкуренция между которыми идёт именно по параметрам спумозности и радужности.
А как тема хорошенько наспумозится, она начинает генерировать бананы, т.к. разные
бананораздающие агенты вроде Фонда "Династия" в силу
ВТОРОГО НАЧАЛА на спумозность (считая её "научной активностью") клюют охотней всего. [Аллюзия на "Династию" была актуальной в первой версии записи в 2012 г.; пусть остаётся для исторического аромата.]
Практически любой
лажевый пузырь из нашего
списка обладает выраженными радужностью и спумозностью.
Пример, изначально сподвигнувший нас на эту запись:
Мероприятие
HATCH-2012, организуемое пугалкиными дроидами.
***
Надо же, как заранее
Накопленное понимание вдруг начинает резко встраиваться в общую концептуальную схему -- прям как измерения Тихо Браге легли у Кеплера на эллипсы.