Про отношение к традиции

Jul 24, 2015 12:35

Очередной "культурный" пост (как и обещал в прошлый раз ;)) - на сей раз совсем-совсем культурный, больше интересный "культурным" работникам и активистам, нежели широким массам трудящихся.

Позвали тут на старости лет выступить с докладом на круглом столе для работников культуры - и вот из мыслей по поводу этого доклада попробую накатать статейку. Как у меня обычно бывает, занимаюсь не только какими-то конкретными вещами - навроде разучивания песенок в культурной своей части занятий - но и целеуказанием и ковырянием в смыслах. Поэтому и своё культурное хобби также оцениваю с точки зрения "зачем и почему". С этого разворота попробую сегодня ещё раз высказаться на тему градации популяризаторов народной культуры со смысловой точки зрения. На тему этой градации ранее я уже писал в статье про народную культуру в России, но не грех и развернуть темку.

Основным критерием при рассмотрении данной статьи будет отношение к традиции. Традиция - это способ передачи информации от человека человеку, без посредников в виде книг или специально обученных преподавателей.

Русские народные блатные хороводные
1) Первая, самая очевидная и самая неправильная разновидность изучения народной традиции - русско-народные песни имени культ-просвета. За неестественность костюмов и вообще поведения их ещё называют марсианами.



Иллюстрация из группы "Марсианские костюмы и рубахи"

Неправильность данного подхода очевидна не только из внешнего вида, но и исходя из отношения к традиции - у "русско-народных" коллективов и деятелей отношения к традиции нет никакого, или оно в корне неадекватное - с этой точки зрения это просто современная элитарная культура, не имеющая к русскому народу без кавычек никакого отношения.

Ведь традиция, как и любая культура, это не только указание "как надо", но в не меньшей степени также набор установок " как не надо". Если нарушаешь хотя бы одну заповедь моральную норму - то ты уже в общем-то неадекват, а то и преступник - так почему же в культуре дозволительно глумиться над ценностями? В традиции нельзя носить короткие юбки, задирать ноги, нельзя замужней женщине носить свадебный кокошник - но всё пофиг, если "творец" просто так видит.

Я тут в бложике регулярно пишу на тему псевдо-народных извращений - "Чтобы нам фольклор сберечь, все баяны надо сжечь" ((с) Ю.Е.Чирков) - но, чую я, во время доклада это будет самая горячая тема.

Традиционный фольклор



Фоточка из позапрошлогодней экспедиции в Забайкалье

2) Вторая, самая честная и оправданная с научной точки зрения разновидность изучения народной культуры - традиционный фольклор, этнография и всё такое. С марсианской культурой её даже и сравнивать неловко - ибо по сути именно это и есть традиция, традиционная культура, а "русско-народная" псевдо-культура её фактически игнорирует, и связи между ними нет никакой.

Как уже недавно писал, в гуманитарных науках должен быть свой базис, своя аксиоматика, иначе это не наука, а вышеупомянутое марсианство - "я так вижу". В этнографии с этим всё хорошо - есть документально зафиксированные свидетельства материальной и даже не-материальной культуры (те же записи песен и сказаний), и вести научные дискуссии можно тут вполне предметно. Поэтому и исполнители - популяризаторы - фольклора тут не просто клоуны, развлекающие публику, но в том числе зачастую и исследователи и в некотором роде переносчики проводники традиции. Потому что, если начинать творить в режиме "а давайте вот так", то можно быстро скатиться к марсианскому варианту, и приходится соблюдать рамки.

Однако - и вот это мало кто освещает - традиционная культура характерна своей изменчивостью; даже среди фольклористов иногда возникают споры, какая запись более "тру" - 1960-го или 1966-го годов, потому как между ними большая разница, несмотря на исполнение одними и теми же людьми. Что уж говорить за смену поколений. Так вот, фольклор в его современном состоянии эту самую изменчивость отрицает, фиксируя традицию в раз и навсегда выструганном виде. Тем самым мало того, что искажается сама суть традиции как передачи знаний от человека человеку - я не могу научить песне, потому что первична запись тыща-лохматого года - и тем самым отрицается ценность современного человека как части народа - потому что народ был когда-то там, а сейчас уже нет, одна смердь осталась, всех лучших расстреляли.

Традиция как ориентир и базис

<Картинки нет>

3) Культура на основе традиционной. Примеров я тут привести не могу, ибо это движение толком ещё не сложилось - есть некоторые артефакты, но именно как о культуре, как системе ценностей, пока что говорить преждевременно.

Постоянно говорю, что традицию надо рассматривать как ориентир и базис, но не как самоцель и вещь в себе; иначе это называется фундаментализм; буквально вчера посмотрел очередной ролик у Гоблина, про Исламское Государство - вот там строят страну "как при Пророке", со всеми вытекающими. Разрушить в таком режиме можно многое, а вот построить новое - вряд ли. Нельзя отрицать компьютеризацию, миниатюризацию, авиацию и космонавтику, просто потому, что "при Сталине царе такой хрени не было" - но если традиция для нас - вещь раз и навсегда зафиксированная, то либо она будет всё больше и больше расходиться с объективной реальностью (см. опять-таки адекватность), либо мы будем нагибать изменчивый мир под устаревшие традиции, как ИГиЛ.

Надо искать третий путь - не отрицать традиции вовсе, как поступает современная культура и её культ-просвет-наймиты, но и не закукливаться в ней, как фундаменталисты. Традиция должна существовать, иначе мы окончательно превратимся в биороботов, управляемых пропагандой СМИ, но она должна идти от человека к человеку, а не от человека записям. а потом от записей - совсем другим людям. Как этого достигнуть в условиях мегаполиса - не очень понятно.

Но, как обычно у меня бывает, основной своей задачей считаю не рецепты счастья, а саму по себе постановку вопроса - чтобы не потчевать людей готовыми решениями, а заставлять задумываться и вырабатывать соборные решения.

Поэтому и показываю, что главным звеном в популяризации традиции является именно традиция, точнее - отношение к ней. Если нет отношения - мы имеем дело с культ-просветом; если традиция является самоцелью - имеем дело с музейной версией традиции, вещью необходимой как базис, но категорически не достаточной. Стремиться надо к третьему варианту - разработке культуры интернета и космических перелётов, основанной на традициях народа. Без этого мы так и останемся общечеловеками на пути в цеЕвропу, а наш ли это метод?

размышления, культура, фольклор

Previous post Next post
Up