Вслед за статьёй
про забайкальские песни не могу не продолжить тему культуры и искусства, переходящие в образование (или нет); и речь пойдёт далеко не про песни. По предыдущей статье заметно, что эти темы мне довольно близки, и тем не менее наблюдаю там аховую картину, с подменой понятий и смыслов, что, увы, обессмысливает любую деятельность в этом направлении. Об этих полимерах и поговорим. Профессиональных культ-работников статья может изрядно покоробить, но что уж делать, судьба такой.
Начать следует, как обычно, с определений, а точнее - с путаницы в определениях, распространённой в головах не только далёких от культпросвета обывателей, но и работников "культуры". Слово "культура" часто кавычу, потому что оно современниками используется
не по назначению, а в искажённом и урезанном смысле. Как регулярно пишу и даже
говорю из телевизира, культура - это повседневность и наши собственные морально-социальные нормы, она внутри каждого из нас; а вот искусство:
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство, ст.‑слав. искоусъ - опыт, испытание) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство, безусловно, часть культуры, но довольно малая, хотя визуально и на слух максимально заметная. :) Как заметно из определения, искусство изначально подразумевает отношения творец -> зритель/слушатель, причём обратное в общем случае неверно. В понятии Культура никаких зрителей не предполагается, ты либо культурен, либо бескультурен; т.е. если в культуре ты "зритель", то ты находишься вне культурного пространства. Что при подмене смыслов приводит к крайне неутешительным выводам для подавляющей массы обывателей; но тут не стоит унывать и заламывать ручонки; брехня она и есть брехня, чего по этому поводу переживать.
Как говорил в ролике по ссылке чуть выше, сейчас происходит подмена понятия "культура" понятием "искусство", и это разрушительно и для культуры, и для искусства. В сознании обывателя и культ-работника культура - это сценические формы, вовлечение широких масс и т.д., т.е. смотрим в книгу, видим фигу, и подменяем один термин другим. Искусство - это, конечно, тоже часть культуры, но чем дальше в лес, тем всё меньшая и меньшая её часть, и это напрямую следует из деградации культуры широких народных масс, вызванной навязыванием
объектности обывателя в культуре. Звучит сложно, но если упростить, то культ-работники не уважают широкие народные массы и постоянно навязывают им собственное видение культуры в виде искусства, не заботясь о реакции масс. А кто не согласный, тот бескультурный чурбан, не способный понять широту полёта мысли "творца".
И это касается подавляющего большинства культ-работников, даже в жанре народной культуры без кавычек, как в предыдущей статье - основную деятельность они видят с точки зрения творец->зритель, т.е. в виде искусства, что в общем-то совершенно не обязано переходить в культуру. Фольклорное движение у нас давно подвержено
синдрому сектантства, а ведь тут речь про совсем-совсем
народную культуру, которая вообще не подразумевает никакой сцены и зрителей! Что уж говорить за исконно сценические жанры, от псевдо-русско-народности до дез-метала. Вот и получается, что творцы у нас отдельно, а массы отдельно, в виде корма для творцов; и это, как вы понимаете, вовсе не шутка. Народ без "творцов" как-нибудь проживёт, а вот "творцы" без народа - нет, и это показатель разрыва связи между партией и народом и его культ-работниками.
Культ-работники - это не только работники баяна и гитары, но и в первую голову
министерство наше "культуры", которое во многом поддерживает и усиливает пропасть между "творцами" и народом. Хотелось бы, конечно, обличить клятых хоть кого-нибудь, кто всё наше сало поел, но в данным случае проблема
системная, а вовсе не в личностях министров и чиновников; убери этих, следующие будут такие же, коли не хуже. Корень зла имхо находится в философии современного общества как такового, в его
идеологическом базисе, т.е. в смыслах любой деятельности вообще. Целью любой деятельности в современной экономике является заработок денег и извлечение прибыли, поэтому и "культура" занимается тем же, рубит денежку. Данная особенность экономики рубит наотмашь по всем остальным социальным сферам - и по медицине и по образованию, и по науке и по спорту; в этой упряжке "культура" выглядит наименее полезной, поэтому и идёт по остаточному принципу, что и приводит к провалам в культуре.
На культуре экономить выглядит "разумнее" всего (по логике
монетаризма); экономия на медицине приводит к немедленным результатам в виде демографических проблем и недовольства электората; урезание финансирования науки и образования приводит к отставанию к технике и понижению обороноспособности; а вот культура - она вообще про что и зачем?.. Поэтому перекосы и хроническая бедность данной сферы не волнуют никого, кроме собственно работников этой сферы; и напрасно. Потому что культура без кавычек - это иммунная система всего нашего Общества в социальной сфере; и если не кормить армию, то будем кормить чужую; а если не кормить культуру, то на месте нашего народа мы можем обнаружить какой-то другой, что мы
лицезрели в 1980-х по всему СССР, и сейчас наблюдаем вна Незалежной. Ибо культурное давление извне никто не отменял, и без поддержки своей культуры мы быстро растворимся в "
общечеловеческой культуре", которая далеко не безобидна и совсем не про пони с радугой.
И главная засада во всём этом - в том, что Минкульт и культработники в целом занимаются... не культурой, а искусством! И если припомнить написанное выше, про заработок денег, то даже и не искусством, а оказанием развлекательных услуг на тему искусства. Профессиональные сферы культуры искусства, а-ля театры и кино, уже практически открыто занимаются коммерцией с государевой поддержкой; а всякие там "низкие" жанры, навроде той же самой "народной культуры", отрабатывают государев план по выполнению культ-мероприятий, всё более скудно финансируемый и всё более обильно
бюрократизируемый; впрочем, это касается и других социальных сфер. Во всех этих случаях теряется главное - связь с обществом, за культурой коего вроде как положено следить, и не пущать к нам басурман. Иноземный культур-шмультур - это хорошо, когда у самого что-то есть в голове, а когда там - одна невыносимая лёгкость бытия, то это банальная
культурная экспансия. И наследники Победителей и вообще носители многовековой культуры (см.
предыдущую статью, например) превращаются в Иванов без Родины и флага, которых можно заставить сдавать в комендатуру курки-яйки-шнель.
Буквально вчера посмотрел ролик некоего пилота, заснявшего рейс Новосиб-Москва, где все разговоры с "землёй" проходили на.. наглийской мове. Ещё раз - рейс "столица Сибири - столица нашей Родины" целиком ведётся на "мове ахрессора", и ведь это нормально?.. Так что если что, мы потеряем не только весь авиапарк, но ещё и всех пилотов и диспетчеров, которые культурно уже, получается, граждане мира, и где-нибудь в Бурунди будут получать зп не меньше, чем в этих ваших сибирях. Количество кельтских групп в бывших российских мегаполисах превышает количество групп, играющих русскую музыку - и ви таки думаете, что мы не вырастим кельтов, а не русских?.. Ой-вей! Культура так и работает - слушаем, воспринимаем за норму, и дальше несём то, что для нас нормально. Проблема тут, конечно, не в кельтах, а в
не-уважении к собственной культуре, что наблюдаю буквально воочию и регулярно; на наших мероприятиях практически не бывает народа, и куда выгоднее с "культурной" точки зрения вложиться в какую-нибудь этнику (от горлового пения до тех же кельтов, на которых народ прёт как на экзотику), чем в собственную культуру. Нам-то как бы всё равно, в народной культуре зрителей вообще быть не должно, но в плане культурного воздействия, конечно, ситуация аховая.
Самое в этом случае интересное, что небрежение к русской культуре в целом обессмысливает и искусство, которое сейчас подменяет собой культуру; ведь без опоры на широкие массы отечественной культуры любое искусство превращается в оторванное от жизни паясничание, что мы и видим вокруг себя. Кино-бизнес с каждым годом пробивает всё новое и новое дно; театры экспериментируют и модернизируют нетленную классику, обычно с плачевным результатом; а музыкальный жанр так и вовсе находится в шаге от уровня "крутятся ж*пы", заполонившем ТВ-пространство. И за что в данном случае простому трудовому народу уважать "творцов"?.. За то, что изо всех сил пытаются подражать "общечеловеческой культуре", в основном безуспешно?.. Даже классические опера с балетом, некогда гордость русской и советской культуры, превратились в какой-то закуток для эстетов, до которого широким массам нет никакого дела. И это в данном случае ключевое - если вам нет дела до народа, то и наоборот, в общем-то, верно.
Сейчас мы находимся в состоянии, когда "культура" занимается не каким-то творческим и моральным окормлением граждан (чем вообще-то должен заниматься МинКульт), а оказывает развлекательные услуги. В этом случае, как и всегда при монетаризме, у кого больше бабла, тот и прав. Поэтому пианист-виртуоз может быть никому не известен, а какой-нибудь рэпер на волне хайпа оказывать больше влияния на массы, чем все ёперные театры, вместе взятые. Такова жизнь; но культура общества, если она без кавычек, должна выравнивать эту ситуацию засчёт расстановки правильных акцентов; однако МинКульт и прочие культ-работники с радостью бегут за хайпом, осёдлывая модные темы, бессмысленно и беспощадно, что приводит к эпик-фейлам типа "
Взломать блогеров", поделок уровня "ниже дна", снятых за... государевы деньги. Честно говоря, с этой публикой даже говорить уже считаю излишним - тут имхо пусть уже прокуроры говорят.
Ну и ключевая мысль статьи уже в самом конце - имхо культура без кавычек должна всегда нести в себе образовательное зерно. Если занимаемся развлечением биомассы, то это - не культура, а как бы не наоборот. Развлекать тоже можно по-разному; та же сатира вполне себе конструктивна, и тот же
гр. Шарий сделал немало поистине государственного уровня проектов на грани хохмы; жаль только, что в основном для своей страны. У нас грамотным развлечением имхо занимается
канал Гоблина; хотя там всякого хватает; увы, и неграмотности тоже. Если уж выносить культурные артефакты в публичное пространство, то в основном для образования и просвещения, такое моё мнение. Тогда это может повлиять на культуру, т.е. на повседневную жизнь граждан. А если ваше искусство выражается в виртуозном пилении на скрипке или балалайке, то граждане, выйдя с концерта, пойдут бухать дальше, так ничего и не поняв. К сожалению, именно в этом и заключается "культура" современности.
Как говорится, тут надо всю систему менять. (с) В существующей экономической реальности культ-работники вынуждены быть клоунами, хотя ещё недавно они были творцами и властителями дум.
Click to view
Духовный стих "Блажени", из
сериала "Раскол", в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин".
Если не погружаться в контекст, то любая музыка останется лишь сладкоголосными завываниями. Поэтому мало исторгать из себя звуки, надо ещё и пояснять, что они означают; да так, чтобы поняли, иначе любое искусство превращается в клоунаду.
>>> Про культуру и анти-культуру >>> >>> Про искусство и цензуру >>> >>> Про искусство как погремушку >>> >>> Про культуру и логику >>>