Про демотивацию обывателя

Feb 08, 2019 17:13

Продолжаю цикл статей про мифологизацию обывателя; он получился какой сильно теоретический, но при научном подходе это вполне объяснимо. Правда, из двух статей, возможно, так и не стало понятно, чем же плоха сакрализация обывателя; в этот раз попробую чуть более приземлённо описать, как современная культура демотивирует обывателя и понуждает его замкнуться в зоне комфорта.

Начну со своей уже заезженной темы о том, что культура - это не песни и не танцы, это наши нормы и ограничения. А песни и танцы - это искусство, что не равно "культура". Искусство, по идее, предназначено в первую очередь для мотивации масс, через донесение до них определённых культурных установок; не обязательно непосредственно, но через формирование определённых посылов. Современная культура, через искусство разного рода (от "хоп-мусорок" до Голливуда), также, разумеется, мотивирует граждан, но только с обратным знаком - оно мотивирует их... ничего не делать, в буквальном смысле. Т.е. де-мотивирует. Ещё один показатель того, что современная "культура" де-факто является анти-культурой. Дабы не быть голословным, попробую конкретизировать.

Для начала стоит сказать, что основным переносчиком современной "культуры" является реклама, так что даже отринув концерты и прослушивание модных треков, вы всё равно не выйдете из "культурного" поля, его воздействие на и простолюдина и на буржуина куда больше, чем это принято считать даже в среде высоколобых икспердов; например, как показывал в первой статье цикла, мораль потребителя уже по сути разрушила мораль капиталиста, что послужило одной из причин духовной смерти Pax Americana в целом (т.е. всей мировой цивилизации в том виде, к которому мы привыкли). Но это всё, опять же, теоретизирование, давайте уже спустимся долу, к обывателю.

Как показывал ранее, одной из ключевых особенностей современной "культуры" является игнорирование будущего (и прошлого); закукливание обывателя в настоящем. А это означает, что... отсутствует какая-либо мотивация к переменам. Зачем что-то менять, если прошлого и будущего нет (точнее, они такие же, как и сегодня, и это нормально?). Прослушав очередной альбом или просмотрев кино-шедевр, обыватель не узнаёт ничего нового, и он не мотивируется к каким-либо действиям; искусство превратилось в погремушку. Из него пропала культурная составляющая (в традиционном смысле); оно может пощекотать вам нервы, напугать или рассмешить, но оно никак не мотивирует вас что-либо менять; максимум вынудит продакт-плейсментом пойти и что-нибудь купить, т.е. мотивация у него сугубо в рамках общества потребления, не требующая каких-либо усилий и тем паче личностного роста.

Кто про что, а я как обычно, про соответветствие уровня прогресса техники уровня прогресса Человека как такового. Техника в ряде областей прогрессирует прямо ракетой, а вот человек зациклился в обывательской зоне комфорта, и не пытается поспеть за техникой; даже хотя бы в осознании происходящего - настоящая беда. Все слышали про технологию блокчейн; а поднимите руки, кто хотя бы отдалённо представляет, что это такое и зачем надо?.. Недавно даже хотел написать статейку про неё (бывают у меня припадки тех. просветительства), но уж больно узкая и специфическая ниша у блокчейна, в отличие от какой-нибудь криптографии или архивации. Мы сплошь и рядом используем технологии, не понимая даже базовых принципов их работы, и это не просто плач по полимерам, а прямое следствие закукливания в зоне комфорта - зачем то и сё, ведь и так всё нормально?..

Про Pax Americana выше я упоминал не зря; данная проблема не является специфической российской, европейской или там киргизской - культура и искусство давно глобальны, и на её пути не воздвигаются никакие Железные занавесы. Даже т.н. "народная культура", как её понимает обыватель - это всего лишь подделка в этно-стиле, не имеющая никакого отношения ни к народу, ни к культуре; хотя последнее верно для любого современного искусства. Потому что оно занимается ремеслом по удовлетворению потребителя; не воспитывает и не образовывает, а развлекает, в очередной раз показывая обывателю всю благостность его нынешнего существования.

Есть, конечно, и примерчики обратного, в виде всякого рода фитнесс- и прочих мотиваций; которые в большинстве случаев не являются искусством, и тем не менее. Фактически мы тут имеем дело с атавистическими проявлениями другой морали современности, морали капиталиста - прекращай лежать, превращай в капитал собственное тело, и всё в таком духе; но, как уже говорил ранее, эта мораль уже фактически разрушена потребительской, и находится в глубочайшем загоне. Даже такую, не опасную для капитализма в целом, мораль вы не увидите в блокбастеров и в массовой рекламе, потому что она расстроит потребителя, он может обидеться и уйти заниматься чем-то нехорошим, а его дело - лежать и потреблять. Так что даже такая унылая и безобидная мотивация - удел маргиналов, увы.

Ещё раз сформулирую основную мысль статьи - искусство через эмоциональные посылы формирует в массах некие культурные нормы, почти всегда не напрямую в лоб ("не бухай" или "вперёд, на баррикады!"), но через показ чего-то в виде нормы. С поправкой на тотальность информационного поля перепрошивка культурных норм происходит довольно быстро. Но что получается ещё лучше, так это формирование у обывателя картинки "всё нормально, ничего не нужно менять, ты весь из себя Свободная Личность и поэтому лучше всех". И никакой исторический эпос и никакая фантастика о покорении космических рубежей не заставит обывателя отложить попкорн; ведь их показывают так, как будто всё происходит прямо сейчас где-то на парковке; пощекотать нервы всё это может, но побудить к действию или тем более какому-то изменению - увы.

Народная культура без кавычек уже практически уничтожена (к сожалению, это мировой исторический процесс), и обыватель на культурные процессы повлиять никак не может; массы культурно давно утеряли субъектность, делегировав её специально обученным деятелям "культуры". А эти "творцы" у нас обслуживают заказ больших денежных мешков, которым невыгодно какое-то там просвещение масс, духовный рост и прочая совковость; будь уникален, как все, и будет тебе счастье. В итоге создаётся картинка мира, в котором всем выгодно пребывание масс в сиюминутном состоянии блаженного идиотизма; большие дяди делают большие деньги, "творцы" тоже при деньгах (хотя и на положении "шестёрок"), массы находятся в зоне комфорта, и никто не призывает их куда-то там идти и что-то такое делать; ты и так уже уматный пацанчик сам по себе. Никаких иллюзий насчёт "культурных деятелей" давно не испытываю, и вижу метод разворота ситуации исключительно в виде формирования культуры снизу, т.е. восстановления народной культуры уже на новом базисе; хотя в состоянии информационного безумия это пока что выглядит оптимизмом.

Но вот что можно практически гарантировать, так это обрушение подобной культурной схемы вслед за обвалом доллара и кончиной Pax Americana. В наступившей нестабильности кормить всю эту свору "культ-работников" уже будет нечем, и волей-неволей произойдёт очищение культурного и информационного пространства от мусора; даже реклама притихнет, инфа 146% - зачем рекламировать то, чего и так не хватает. Зона комфорта на этом также закончится, вместе с возможностью покупать всё на свете, ничего не делая. И тут уже возможны варианты - либо мы снова дадим закуклить себя в новой итерации зоны комфорта, либо уже как-то разорвём этот порочный круг, показывая, что мы не рабы и не животные. Пока что это, увы, не бросается в глаза.

image Click to view



терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up