В продолжение статьи
про армию; в связи с известными событиями в соц. сетях снова разгорается истерика, уши которой давно знакомы и понятны. Полтора года назад писал на эту тему,
рекомендую ознакомиться; свои методы обороны от токсичной повесточки (практически каламбур, но я в хорошем смысле). Речь идёт именно о методах работы с информацией, а не вот это всё.
Если честно, то я только по нервной реакции френдов в соц. сетях вижу какие-то волны истерического поведения, и тем не менее заметно, что общество снова поляризуется. Первая волна, связанная с известной темой, была весной, за лето вроде улеглось всё, ибо удалось ситуацию более-менее стабилизировать и уложить в рамки упомянутого в прошлой статье общественного договора - вы творите дичь, но только нас не трогайте. И тут снова на лапу обывателю наступают, и снова начинается.
Я своё видение ситуации
изложил ещё в марте, и с тех пор особо его не поменял. Стараюсь занимать взвешенную позицию без однозначной поддержки сторон - ЗаZ или "нет_войне". В связи с чем иногда приходится терпеть вёдра помоев с обеих сторон, но так как там обычно идёт не-конструктивная критика, то неприятность эту мы переживём. (ц)
Как уже указывал в предыдущей статье по теме, ключевой вопрос информационной безопасности и гигиены - свободное время, которое есть лично у вас на осмысление информации. Это вообще-то
касается не только этого вопроса, но сегодня ограничимся рамками темы инфо-гигиены.
Тут мы подходим к ещё более глубокой проблеме в общественном сознании - примате
Мнения над Знанием и Истиной. Раз уж заговорили про осмысление информации, это ключевой вопрос - чего мы вообще хотим добиться. Либо мы хотим потешить своё Я и утвердиться в своём мнении, либо всё-таки действительно понять, что происходит, т.е, выражаясь высокопарно (и более точно), найти истину. И вот она, нещщастная Истина, в условиях ажиотажа и хайпа - первая жертва. "Ты дурак - нет, ты дурак" - где в этом разговоре Истина?
И дело тут не в обзывательствах, а именно что в состоянии сознания человека в современном обществе. Мы уже 30+ лет живём в обществе, где "никто никому не должен", кругом сплошная Швабода и Демократия, и если я имею Мнение, то имею на него право. И эта проблема много глубже, чем может показаться на первый взгляд. Человек с таким подходом в принципе не стремится к Истине, его не интересует, что на самом деле происходит; его вполне устраивает картина, которая ему нравится. И когда ему врут, но словами, которые он одобряет, это с его точки зрения лучше, чем горькая Истина.
Легитимизируем Ложь, по сути отрицаем понятия Добра и Зла, заменяем их на "нравится/не нравится". Это -
обывательская мораль, о которой регулярно пишу.
Но предположим, что вас это не касается; классическому обывателю что-либо втолковывать бесполезно, для него существует два мнения - его и неправильное. Допустим, что вы всё-таки действительно хотите понять, что происходит, и при этом не хотите встречаться с ушатами помоев, плещущихся в общественном пространстве. И что делать?
И тут мой подход, как ни странно, сходится к терминологией разнообразных коучей и прочих бизнес-тренеров; просто потому, что он оче-виден: действуйте
проактивно, а не реактивно. Не информация должна вас находить, а вы её должны находить. Не надо мотать ленту от друзей с бесконечными репостами хрензна чего; сами попробуйте найти что-то у более-менее проверенных источников. Звучит банально и, к сожалению, слишком сложно для обывателя; но мы вроде договорились, что таким быть фу-фу-фу.
Мне постоянно говорят, что обыватель перегружен информацией, что информационные потоки безбрежны; я, честно говоря, смотрю на это с удивлением. Нет, если под "информацией" понимать весь тот поток бессмыслицы и откровенного навоза, тогда конечно; но только вам-то это всё зачем? Вам это хотя бы нравится? Или просто вы привыкли к пребыванию в этой замечательной субстанции? Может быть, все побежали и я побежал?.. Так это, опять же, вышеупомянутый обывательский подход; мы его решительно отвергаем.
А вот если вы сосредоточитесь на том, что вам действительно нужно, то вы с удивлением окажетесь посреди зияющей пустоты - если речь пойдёт не о трусах знаменитостей о мыслечтении политиков, то на вполне конкретные темы искать что-то полезное реально можно устать. И тут, опять же, мы снова наступаем на обывательскую мораль - либо мы делаем то, что нужно, либо то, что нравится - листать ленту, конечно, приятнее, чем пробиваться через
кликбейты, рекламки и пустышки.
Тут, конечно, можно решить, что аффтар впал в
морализаторство - дескать, надо заниматься спортом, а не кушать печенюшки, потому что бла-бла-бла. С одной стороны да, а с другой - о пользе спорта говорят многие, а о пользе информационной гигиены как-то никто. Пребывание обывателя лицом к лицу с инфо-помоями рассматривается современниками за норму; кому-то же надо показать, что это неправильно.
И, к сожалению, сама логика современного "общества" понуждает контент-генераторов производить именно что помои, потому что хайп - это популярность, популярность - это деньги, а деньги - это верхний смысл любой деятельности для общечеловеков. В итоге вчерашние вирусологи в одночасье превращаются в военных экспертов, оттуда - в специалистов по выборам и так далее, вплоть до приснопамятного мыслечтения - Путин/Байден/Зеленский напал, потому что я так думаю. Зачем это тащить в рот, ума не приложу; однако 99% общедоступного контента - именно такие помои.
Повторюсь, что для того, чтобы что-то осознанно делать, нужно время это самое что-то осознать; и его откуда-то надо взять. К сожалению, обыватель и так замотан постоянной рутиной в реальном мире, и виртуальный мир информации воспринимает как средство для отдыха, и там он не хочет напрягаться.
Click to view
Надо радоваться
Но парадоксальным (для обывателя) образом виртуальный мир не даёт ему действительно свободного времени; по сути он
перегружает его чужими эмоциями. Кажется, что это именно ты мотаешь ленту, но на деле это она воздействует на тебя, провоцируя эмоции просто так, без смысла и цели; вместо отдыха на самом деле вы получаете эмоциональное выгорание. Что особенно заметно в наше тревожное время суток.
Добавляем к этой бесцельности растрату времени, которое можно было бы потратить как-то более продуктивно; тоже на то, что нравится, но хотя бы осознанно. И получаем, что информационная "всеядность" (а точнее "неразборчивость") ворует ваше свободное время, выжигая ваш мозг, и это вам, по вашим же словам, нравится. Ну океюшки. Вы ещё хотите обсуждать обывательскую мораль, или уже не надо?
Да, осознанно мыслить - не-энерго-эффективно, я об этом писал в цикле статей
про мозговую активность. Но если мозг не загружать этим самым осознанием, то он впадёт в состояние, аналогично
гиподинамии; т.е. деградирует. Если вы в процессе работы постоянно решаете какие-то логические задачи, то, возможно, вам всё вышенаписанное ни к чему, и немного деграднуть в соц. сетях, действительно, не повредит; но в таком случае вы, скорее всего, этого делать и не будете. А вот если ваша повседневность занята рутиной, и в виртуале вы "развлекаетесь" проматыванием ленты, то ваш мозг без тренировки быстро потеряет тонус, т.е. деградирует.
Думали, я тут про спецоперацию и мобилизацию буду задвигать? Ну-ну; по этим вопросам и так достаточно профессоров кислых щей. Тут речь обычно идёт про общие вопросы, как мы докатились до жизни такой. И задвигание осознанности на задний план в угоду эмоциям, причём даже и не вашим - это в том числе причина печального состояния мира. И "элитки" у нас такие, какие мы заслужили, и "тут" и "там"; и решения у них такие же, как и у нас - нам это нравится, давайте бахнем; а если нас, то не за что. Г - логика. А что делать, если другой логики мозг, "натренированный" соц. сетями, уже не приемлет.
И не в самих по себе соц. сетях проблема, а именно в не-осознанности их использования обывателем. Повторюсь, что какой-то истерики вокруг себя я почти не вижу, но для кого-то это прямо-таки реальная проблема, и уже, надеюсь, понятно, почему так происходит. И таки да, обыватель - это не "простой человек", это "
ограниченный человек".