После
вынужденной паузы ворочаюсь к напейсанию заумных статей; сегодня хотелось бы поговорить о проблеме профессионализации культуры, которая бьёт в обе стороны - и по культ-работникам, и по окормляемым ими обывателям. Ранее уже
писал на эту тему, но сегодня зайдём поширше.
Думал над статьёй уже несколько дней, и к её окончательному оформлению подтолкнул пост
anlazz про вытеснение "среднего класса" из экономики искусственным интеллектом. Да, как ни странно, роботизация и автоматизация в современном мире "внезапно" (для кого-то) идёт не так, как мечталось на её заре, в 1960-70-х; вкалывают по-прежнему не роботы, а вот профессии, которые ещё недавно казались сугубо творческими, и совсем-совсем не автоматизируемыми, сейчас испытывают серьёзное давление со стороны ИИ.
И ведь пока что речь идёт про
"слабый" ИИ, то есть нечто, управляемое человечком и не имеющее собственной воли. Я ранее уже
писал цикл статей про вероятную проблему "сильного" ИИ, который в обозримом будущем уже вполне может быть создан (или зародиться самостоятельно), и вот тогда живые уже вполне могут позавидовать мёртвым. Но пока что про гипотетические проблемы не будем, сегодня речь про то, что есть уже сейчас.
Ситуация с нашумевшей нейросетью
ChatGPT или "художественной"
Midjourney показывает, что под угрозой уже прямо сейчас находятся такие профессии, как художник, или даже (свят-свят) учёный - если брать его в виде компилятора статей. Многие и многие профессии уже прямо сейчас вытесняются ИИ в том или ином виде; например, продавцы заменяются кассами самообслуживания, и вместе с "менеджерами продаж" - онлайн-магазинами; это, конечно, не шибко творческие профессии, но ведь они заменяются и не нейросетями, а относительно простыми программами.
Что касается культуры... Тут, как обычно, не могу не напомнить, что
не надо путать искусство с культурой; искусство - это инструмент управления культурой; культура - это повседневность обывателя, его нормы и ограничения. И если рассматривать искусство именно как инструмент осознанного управления культурой, то как минимум до появления "сильного" ИИ культ-работникам переживать не за что - "слабый" ИИ если что и может в этой сфере, так это воспроизводить и тиражировать уже существующие нормы, т.е. вести себя как
обыватель, который в современной культуре не субъектен. А в плане управления культурой культ-работник в полном смысле этого слова пока что незаменим.
Но тот, кто читает мои статьи, в курсе положения дел "в культуре", в плохом смысле этого слова - культ-работники сейчас фактически
сведены к клоунам и занимаются развлечением людей, а не воспитанием и образованием. Более того, попытки донести до них же - т.е. до культ-работников - их незавидное положение приводят к их раздражению; не замай, нам лучше знать, чем мы тут занимаемся. Потому что "так у всех" - пой, пляши, весели народ; в этом и есть твоя великая функция.
И тут нельзя не вспомнить вышенаписанные пассажи про ИИ; по сути, культ-работники в своём нонешнем печальном виде... уже проиграли ИИ; они уже давно конкурируют за место под солнцем с... банальными телефонами. Это раньше, во времена былинные, на концерты ходили, чтобы приятно провести время; а теперь для этого не надо выходить из дома, достаточно вкогтиться в гаджет. Онлайн позволяет социализироваться, тащиться в снег и ветер никуда не надо. И чем ярче спецэффекты в гаджетах, тем всё бледнее выглядят потуги культ-работников в деле развлечения масс.
И в таких условиях наблюдаю неослабевающий интерес молодёжи не к рабочим или техническим специальностям, а именно к профессии культ-работника - певцы, танцоры, хореографы и прочая. Про блогеров (в плохом смысле этого слова) и говорить нечего - это настоящая мечта киндеров, развлекаться и за счёт этого жить. Хотя, конечно, это наивный и стереотипный взгляд; у "блогеров" - те же проблемы, что и у культ-работников; но ведь кажется, что это не жисть, а сказка. Вот так, на бреднях и видениях, молодёжь и определяет свой будущий трудовой путь.
Тут, на мой взгляд, ситуация вызвана
наивным пониманием гедонизма, который навязывается масс-культурой (читай - анти-культурой); вместо избегания страданий почему-то у обывателя принято максимизировать удовольствия; не хочу учиться, а хочу жениться. Да, петь и танцевать приятнее, чем фигачить в шахте, но шахтёров всё никак не автоматизируют, а вот культ-работники с каждым днём всё бесполезнее. Чтобы оставаться в тренде, с каждым днём чат кутежа приходится повышать, и продаваться приходится всё откровеннее. Так что, избегая страданий прямо сейчас, получаешь большие проблемы в будущем. Да, гедонизм - он такой; если не понимать, как это работает, то можно перепутать его с наркоманией.
Из этого может показаться, что я зову работать в шахту, а не заниматься культурой; но это, опять же, из-за путаницы культуры и искусства. Если вы хотите развлекать массы и при этом не включать голову, то у меня для вас плохие новости; скорее всего, вам придётся заниматься тем, что вам делать не хочется; и чем это отличается от работы в шахте, кроме вашей очевидной бесполезности?
А вот заниматься культурой можно и нужно; и вряд ли вам грозит какая-то безработица. Правда, в некотором роде придётся идти против Системы, которой от культ-работников нужно только развлечение масс. Есть, конечно, небольшой набор штатных пропагандистов, которые вроде бы и занимаются этой самой культурой, разъясняют гражданам, что такое хорошо, а что такое плохо; но ведь мы же тут все понимаем, что это - банальные
морализаторы, которые не разъясняют, а оправдывают текущее положение дел. Почему сегодня хорошо то, что вчера было плохо, и наоборот. Это не культура, это какая-то
готентоттская мораль.
Я как-то писал, что те же самые блогеры, если их понимать в правильном смысле,
могли бы помогать в деле возрождения подлинной народной культуры, не в смысле "ойморозомороз" и кокошников, а в смысле причастности каждого к культурной жизни, не как слушателя, но и как субъекта, творца, если хотите. Возможности уже давно есть; да вот пока что запроса "снизу" на это нет. Люди по-прежнему смотрят на культуру снизу вверх - это дело кого-то-там, а их дело маленькое; хотя это по определению неверно.
Так и получается, что культурой толком никто не занимается, несмотря на наличие отдельного профильного министерства. Развлечением масс - таки да, а вот
мотивацией и наставлением - увы. В таких условиях идти в соучастники этого процесса, без понимания, как это работает - более чем чревато.
Обновление: свежий наброс от
colonelcassad про МинКульт:
вы правда хотите в этом соучаствовать?
>>> Про контекст и культуру >>>