Продолжаю вчерашнюю
статью о русской музыке; уж на что она получилась обидной и безрадостной, но это всё только цветочки. Сегодня - больше смыслового анализа современной музыки и культуры в целом.
В предыдущий раз отметил, что для современной русской музыки и культуры в целом характерны три основных аспекта - эмоциональность, неосознанность и праздность. Выводов никаких отсюда не делал, кроме очевидного - это дословное описание
обывательской морали, которая одна для всех - и для русских, и для евреев, и для индейцев с ковбойцами. Таким образом, как минимум, мы утеряли свою уникальность; что мы можем предложить миру такого, чего нет у %неважно_кого%?.. Влились, так сказать, в общечеловеческую семью по самые помидоры; собственно, мы этого так хотели в 1980-е, пэрэмога налицо.
На что граждане разнообразной наружности - и "охранители", и "либералы" - могут возразить "ну и что? мы стали просто нормальными людьми, а не какими-то там совками". Собственно, глядя на поздний СССР с его "
Ласковым маем" и Аллой нашей Пугачёвой, кажется, что стать нормальными не так уж и плохо; так что не грех и посмотреть, к чему привела наша новая нормальность. Нормальность - это не хорошо и не плохо, это - соответствие норме; мы выбрали для себя "общечеловеческие" (читай западенские) нормы; что ж, давайте поглядим, к чему это всех нас привело.
Снова повторюсь, что когда мы говорим за культуру, обыватель автоматически подразумевает искусство - кто громче ревёт и яростнее пляшет; но давайте уже в ум войдём. Культура - это повседневные нормы и ограничения, а искусство - система по регулированию этой самой культуры;
вот тут более подробно. И многое становится яснее, когда мы перестаём мешать тёплое с мягким и отделяем мух от котлет.
Вот, например, культура современности подразумевает эмоциональность; если смотреть на "культуру" как на искусство, то с этим проблем нет, лицедей всегда эмоционален, это его рабочий инструмент. А вот если мы посмотрим на культуру здорового человека, то это зачем?.. Зачем мы разгоняем эмоции там, где этого можно избежать? Это приводит к
перегрузке эмоциями; и далее вплоть до
замены эмоциями... логики. Да-да, на этом основано 146% рекламы - попытка обманом и подлостью замотивировать вас принять эмоциональное, а не рациональное решение.
Управление эмоциями? Нет, не слышали. Нет, граждане, которые чего-то хотят добиться в жизни, конечно, этому учатся, но это надо идти против культуры общества, которая навязывается через искусство. И кто всё это сделал?.. Для сравнения могу привести завирусившееся
видео с анти-советским названием, которое на самом деле является перепостом
видео центра этнографии им. Поленова. Посмотрите на поведение простых людей, попавших на сцену, и сравните; тут я даже комментировать ничего не буду.
Неосознанность - в некотором роде следствие из эмоциональности; отказ от
рефлексии и поисков смысла в собственных действиях. Для обывателя характерно поведение "всё и так понятно", отказ от принятия новых знаний, и через это - отказ от попыток разобраться, что на самом деле происходит. Причём обыватель, в очередной раз напоминаю, это не простой человечек, а
ограниченная личность; он может быть хоть трижды Перзидентом Всея Руанды. Взять проблему
бюрократизации - целые системы работают, управляя %неважно_чем%, не приходя в сознание; более того, вредя собственным результатам, т.к. заваливание исполнителя виртуальными отчётами в ущерб действиям в объективной реальности очевидно вредит этой самой реальности. Но осознать это могут не только лишь все, мало кто может это сделать. И всё это - тоже следствие культуры, навязанной через искусство - вы же не думаете, что люди идут в "культуру" ради того, чтобы бла-бла?.. Туда идут, чтобы петь и танцевать; а зачем, такие вопросы в приличном обществе лучше не задавать.
Ну, и вишенка на торте - праздность. Если две предыдущие ипостаси современной "культуры" ещё как-то можно принять и простить, то праздность - это в буквальном смысле грех с точки зрения культуры здорового человека; но сегодня она является идеалом, к которому надо всеми силами стремиться. Уже одно это позволяет говорить о современной "культуре"
как о анти-культуре.
И началась вся эта дичь не вчера. Взять "классический" советский фильм "
Служебный роман", до сих пор любимый обывателями; несмотря на название "служебный", в нём нигде не показано, чем люди занимаются по работе; что весьма бросается в глаза людям старой закалки. Совсем безделье показывать на советском экране в 1977-м было ещё моветоном, к этому придут уже в Перестройку; но свести работу к чему-то неважному, фону для чего-то по-настоящему важного, стало уже возможно. И опять же, смотрим, кто всё это сделал; кто культивировал такой подход к жизни. Хотя жанр производственной драмы до сих пор ещё теплится, где-то на задворках культурной жизни.
Работа в реальном секторе экономики - в металлургии, энергетике, транспорте и т.д. - стала чем-то на грани постыдности; и опять же, легко увидеть причины этого, если просто критически посмотреть на поп-культуру. К чему она зовёт и от чего пытается убежать? Идеал для неё - это виртуальный мир грёз (отсюда принятие наркотиков), а кошмар - это суровая реальность рабочих будней. Хотя при желании - могут.
Click to view
Это - иллюстрация для сериала "
Кибердеревня"; не удивляйтесь тексту
Вся концепция "пост-индустриального общества" - прямое следствие этой "культуры". Мы тут все будем блогерами-стримерами, а
оно как-то всё само будет работать. И в тысячный раз повторю, что в этом есть прямая вина культ-работников, которые бездумно поют и пляшут, как бы веселя народ, но по сути лишь
навязывая им чужие эмоции. Строго говоря, даже не свои, ведь для них это - работа, изображать эмоции. Получается круговорот ахинеи в природе - обывателя накачивают чужими эмоциями за его же деньги (иначе за чей счёт весь банкет?), и это по-чесноку не интересно в том числе и накачивающим. Своего рода эмоциональная наркомания. Зачем весь этот треск и грохот - потому что вы уже
не можете без трубки?.. Но тут см. предыдущий аспект - не-осознанность; задавать вопросы "зачем и почему" в приличном обществе - моветон.
Понятно, что обличать культ-работников в ужосах современности - войнах, эпидемиях
и снежных буранах - как бы нелепо; бенефециары всего этого - явно не они. Но они как минимум - соучастники. Да и речь вообще не за них, а за культуру в целом. Понятно, что есть музыка
сложная и развлекательная; и, наверное, попсы всегда было больше, чем симфоний; но культурно люди понимали, где верх, а где низ. Теперь хорошо то, что приносит бабло; и если Бах с Глинкой проигрывают певице Монеточке, то тем хуже для них. А через это в мозг обывателю попадает ещё больше соплей с сахаром, соответственно и новая нормальность всё дальше и дальше от объективной реальности.
Click to view
Очередной наброс про влияние музыки на мозг
>>> Про популярность, Добро и Зло >>>