Про традиции, культуру и анти-культуру

Dec 30, 2022 18:54

Продолжаю "анти-культурный" цикл; в прошлый раз рассмотрел взаимодействие культуры и анти-культуры; в этот раз рассмотрю влияние анти-культуры на традиционную культуру; сама по себе постановка вопроса для обывателя может выглядеть несколько странно, и тем не менее.

Начать бы хотелось с цитирования ролика "Русская культура: история подмены":

image Click to view


Граждане антисоветчики продолжают глумиться над советской культурой

Этот ролик относительно недавно принялся форситься в фольклорных кругах; т.е. среди тех людей, которые вроде как должны заниматься традиционной культурой. По этому поводу у меня есть масса вопросов; тем не менее, имхо как раз в этой среде находится изрядная часть здоровой человечьей культуры, не поражённой проказой анти-культуры. И они занимаются вот этим. Впрочем, этот вопрос я уже рассматривал в статье про ложные цели.

Основная проблема данного ролика - именно в целях и задачах, т.е. в тех самых вопросах "зачем и почему", на которых постоянно настаиваю. Формально большинство фактов в нём верные - действительно, в 20-м веке произошла подмена традиционной русской (украинской, белорусской и многих других) культур симулякрами, которые обыватель почему-то считает "народной культурой", и через это немного стыдится, что у кого-то "смоуконзевотер", а у него вот такое. Но вместо анализа, почему так получилось, и есть ли альтернативы, аффтарами ролика насаждается мысль, что "во всём виноваты коммуняки". Пахнуло перестройкой, не так ли?.. Тогда тоже любые факты оборачивались в целеуказание "это всё клятые борщевики"; 30 лет прошло, а история ничему не учит.

Разумеется, я не буду разбирать данный ролик по битам; факты в нём приведены вполне конкретные и по большей части верные; я ведь и сам постоянно говорю, что мы подменяем смыслы и слова. К специалистам, высказывающимся в ролике, также вопросов нет; они есть к составителям ролика; тем, кто закладывает "перестроечные" мысли в ролики периода распада Pax Americana. Но если опровергать всё, что сказано в интернете... так что речь сегодня про другое.

В каментах к ролику кто-то справедливо заметил, что единой русской культуры по сути и не существовало - была культура простонародная и элитарная, о чём я также писал ещё 10 лет назад. Но, на мой взгляд, если уж и говорить про подмену, то в первую очередь надо уточнить, чего на что. И, как постоянно говорю, речь про подмену культуры искусством. Тот "культпросвет", с которым хероически борются создатели ролика, по сути не является культурой, это просто сценическое искусство - да, местами простенькое и корявенькое, и по разрушительной силе не дотягивающей по группы "Битлы". Это - всего лишь часть единой советской культуры, которую, увы, так и не смогли толком сформировать за время существования СССР, и которую мы все разменяли на современную анти-культуру.

Хотя я и являюсь сторонником левых идей, и вообще идеи социалистического государства, одна из моих основных претензий к СССР - как раз в этой подмене культуры искусством. Уши современной культурной не-субъектности обывателя торчат именно из этого "культпросвета" (в плохом смысле этого слова), когда людей по сути перепрошивали из субъектов в объекты культуры. Если ранее русская культура была культурой каждого русского человека, то после - свелась к произведениям специально обученных граждан, что, разумеется, не алё. И тут есть один нюанс.

А покажите-ка, граждане, альтернативу. Допустим, клятые борщевики порушили вековую русскую культуру и заменили её "засракультом" (от "заслуженный работник культуры"); но ведь где-то должно существовать общество, в котором их не было, и которое достигло невиданных высот культуры. Если не идти по пути борщевиков, то куда идтить? В вышеупомянутую Перестройку (кем-то) было принято решение "вернуться на столбовую дорогу человечества" и пойти по пути "цивилизованных"; в том числе и по "культурному" пути. Допустим, борщевики вас завели в тупик; но вы же из него куда-то собрались выходить? Куда?

Если не считать обществ, в которых традиционная культура всё ещё как-то сохраняется - Индия, Китай, и прочая Азия (куда, очевидным образом, наши хероические патриоты нас не зовут) - то единственной альтернативой является... описываемая в данной статье анти-культура. То есть граждане обличители хероически воюют против советской культуры за анти-культуру общечеловеков - тех самых, которых мы сейчас готовимся ядерно бомбить. Нет ли тут какой измены? Да, советская культура не идеальна, но ведь анти-культура - просто совершенно инфернальна. Или нет, или всё-таки измена?.. Терзают меня смутные сомнения. И я тут не шучу.

Традиционная культура - это передача знаний (в том числе культурных ценностей и ограничений) из поколения в поколения; при построении общества нового типа она очевидно принялась тормозить развитие этого самого общества; и вместо сложного решения встраивания традиционной культуры в новую советскую было принято (имхо ошибочное) простое решение перейти к... общечеловеческой практике подмены культуры искусством, для облегчения манипуляции массами. Это не борщевики придумали, они просто взяли методы "цивилизованных", и довели их местами до абсурда; да, в этом их большая ошибка, на мой взгляд. Но делали они это с целью построить новую культуру, ещё и с претензией на всемирность. В противовес такой же всемирной анти-культуре, которая уже тогда была с точно такими же "ценностями", как и сейчас - грабь, бухай, отдыхай.

После замены советской культуры на "общечеловеческую" в конце 1980-х мы все оказались в условиях анти-культуры. И граждане наподобие аффтаров вышеупомянутого ролика принялись бороться с "совком", не замечая, что выступают на стороне Инферно, общества вообще без ценностей. Да, они, как правило, представляли суб-культуру, окормляемую РПЦ - я настаиваю, что эти именно суб-культура, потому что она никак не пыталась и не пытается навести порядок в культурном пространстве общества в целом, довольствуясь стрижкой купонов с собственной паствы. Чем это отличается от каких-нибудь сайентологов, прошу пояснить в каментах.

Проблема именно в этом, в вопросе "зачем". Если вы зовёте нас всех в традиционное общество, то давайте уточним методы его интеграции в современность. Как вы собираетесь осваивать Крайний Север, микроэлектронику и космические просторы Большого театра, руководствуясь традиционной культурой. Как вы собираетесь в таких условиях возвращаться в границы Империи, в конце концов. Я не говорю, что это невозможно; только этот вопрос никто не ставит по-настоящему, довольствуясь ролевыми играми и стенаниями о том, какие бонбы где заложены борщевиками. Допустим, они чем-то навредили - вы-то что предлагаете? Стенать и каяться? Как Новодворская штоле?

Я недавно писал большой цикл статей о традиции; дело это нужное и даже скорее необходимое, чтобы оставаться людьми, обществом и народом. В том числе рассматривал необходимость их применения в современности. Эти вопросы работниками традиционной культуры (в хорошем смысле) тоже периодически поднимаются, только к реальным результатам никак не приведут, что и не удивительно в условиях засилия анти-культуры - на каждую толику Добра современникам приходится хлебнуть ведро Зла; в таких условиях выздоровление крайне сомнительно.

Отсюда имхо очевидный вывод - во первЫх строках необходимо бороться с анти-культурой, о чём в этом бложике рассказываю без передыху уже более десятка лет. Видим ли мы это в кругах обличителей клятого "совка"?.. Видимо, возможности играть в ролевые игры с переодеванием вполне достаточно для "культурной деятельности", с их точки зрения.

Культ-работник - это имхо проповедник и/или комиссар собственной культуры, а не клоун и массовик-затейник. Видим ли мы что-либо подобное в кругу страдальцев о России-которую-мы-потеряли?.. Игры в то, что было 100 лет назад, тоже имеют свой смысл - можно в кине сниматься или на сцене выступать, все на тебя смотрят; наверное, кому-то приятно. Только культурного выхлопа никакого нет, инфа 146%. Обличать клятый "совок", закончившийся 30 лет назад, конечно, удобно, вот только где подобное обличение современной "культуры" - всего того горького катализЪма, накрывшего русскую деревню, например? И кто всё это сделал, неужто опять борщевики? Так почему тут вижу, тут не вижу? Обратно терзают меня смутные сомнения, а не стукачок ли ты, мил человек.

Допустим, традиция невозможна в условиях мегаполисов, и вне деревни не существует; я с этим не согласный, но допустим. Так давайте ворочать народ в деревни; хватит уже экономить на народе, пора вернуть деньги и вообще жизнь из вонючего Москвабада в святую и светлую глубинку. И как, ворочаем? Я не про то, что лично вы ворочаетесь в деревню; как насчёт потребовать у царской морды, чтобы перестала заниматься дурью, а по-настоящему занялась восстановлением 95% страны, а не только паразитировании на ней. Но обличать Сталина, который давно умер, конечно, удобнее и выгоднее. Срамота.

Попытки же провернуть фарш взад предсказуемо наталкиваются на неприятие обывателя, со всех сторон обрабатываемого анти-культурой - вы чего нас, по-настоящему в лапти зовёте обратно? И без внятной системы встраивания традиции в современность именно так всё и выглядит - возвращение в условный 1913-й год зовёт нас не только в преддверие мировой войны (ещё недавно казавшейся страшилкой - и как теперь, хочется повторения?), и  в сословное общество, но и в буквальном смысле в Средневековье; потому что в ряде аспектов русское (не говоря уже о среднеазиатском) крестьянство жило почти неизменно с 15-16 века. Да, кое-где было и электричество и трамваи с еропланами; но ведь где-то есть, наверное, и танки Армата, только толку с них примерно столько же.

Встраивание традиции в современность возможно, повторяюсь, но - при наличии внятной альтернативы анти-культуре, на уровне ценностей и вообще пути развития. Как мы собираемся с помощью песен и кадрилей запускать ракеты на Марс и Юпитер? Или нам туда не надо, достаточно пахать на волах? Исходя из вводных, непонятны ваши цели и задачи.

Где традиционные Добро и Зло в современной жизни? На словах-то оно, конечно, есть, но ведь слова без дел - это в лучшем случае морализаторство, хотя и это само по себе - по сути обман. Мы уже живём в условиях анти-культуры, с подвижными Добром и Злом - меня ограбили это плохо, я ограбил - это хорошо. С этим что-то делается? А почему?

Без этого глобального вопроса все остальные разговоры - в пользу бедных. Да, петь песенки и наряжаться во всякое - наверное, приятно, особенно, когда на тебя все смотрят, только ведь это суб-культурка и игры в реконструкцию. Нет борьбы и отрицания анти-культуры - извините, грош цена вашим словам о какой-либо культуре.

В качестве музыкального привета приведу практически злободневный ролик, на вчерашнюю смерть советского композитора Эдуарда Артемьева:

image Click to view


Самодельный ролик из лета 2020-го года с Горного Алтая - дорога на ретранслятор в Акташе. Советская электроника по дороге к советской электронике; звукоряд - произведения Э. Артемьева.

Советская культура оставила после себя массу подобных артефактов; сколько и чего оставила современная российская культура за прошедшие 30+ лет?..

терминология, размышления, культура

Previous post Next post
Up