Большое иранское путешествие. часть 20. Караван-сарай, хранилище льда и голубиная башня Мейбода

Aug 15, 2011 11:40



После крепости небольшой переезд и мы у следующей точки-караван-сарая. Перед входом можно осмотреть большую цистерну с четырьмя вентилирующими её бадгирами. Архитектура этого караван-сарая достаточно традиционная для этого типа сооружений-большой квадратный двор и небольшой крытый бассейн с проточной водой в центре( судя по всему, подведен один из ганатов) . По периметру двора четыре эйвана. Разумеется, этот караван-сарай сегодня уже не используется по прямому назначению, а служит как туристическая достопримечательность. На 1 этаже размещены разные сувенирные лавочки с недорогими коврами в традиционной для этих мест технике и музей ковров. Здесь можно за небольшие деньги приобрести разные циновки и подстилки в традиционном стиле и ознакомиться с техникой изготовления ковров.























Напротив караван-сарая находится необычное по архитектуре здание ледяного дома. Здесь, как нетрудно догадаться из названия, хранили лед заготовленный с зимы. Заготавливали лед на лето следующим образом: Вечером заливали в искусственный водоем небольшой слой воды, которая за ночь замерзала. Утром, полученный лед, складировали в "ледяной дом" на хранение. Все это пересыпали известью. Внутри помещение имеет яйцеобразную форму-видимо такая конструкция способствует в сочетании с известью поддержанию низкой температуры и позволяет сохранить лед в сорокаградусную летнюю жару когда на него появлялся спрос среди горожан.



Стоит немного поподробнее остановится на архитектуре ещё одного интересного типа иранской архитектуры-караван сарая.

Общение между людьми, перемещение из сел в города и наоборот, всегда находились в центре внимания человеческих обществ. Это обстоятельство побудило разные народы к строительству дорог, мостов и прочих удобств для перемещения людей. В этой связи в Иране регулярные передвижения караванов между торговыми центрами и городами привели к возникновению специальных остановок и многочисленных караван-сараев.

До появления автомобиля на социально-экономической арене Ирана караван-сараи строились на определенных промежутках между городами и селами, а их количество или вместимость зависели от объемов торгового товарообмена и частоты прохождения караванов.

Многие историки, в том числе Джеймс Дон, сообщают, что практически на всех дорогах Ирана в различные исторические периоды строились многочисленные караван-сараи и крепости для торгового и военного предназначения. Многие из этих сооружений со временем исчезли, часть отреставрирована, другие разрушены по причине изменения маршрута дороги или в результате стихийных бедствий.

Караван-сараи выполняли функцию постоялых дворов, где путники могли останавливаться на несколько дней, дожидаясь попутных караванов.

Словосочетание "Караван-сарай" происходит от двух слов среднеперсидского языка, "караван" (группа путников) и "сарай" (в значении дом, место).

Караван-сарай - это место для непродолжительной остановки и своего рода постоялый двор на исламских землях. Как правило, караван-сараи имели квадратную или прямоугольную форму с большим и высоким входом, арочным коридором, соединявшим вход с внутренним двором. По периметру двора строились каменные платформы с небольшими впадинами, в которых останавливались на отдых вьючные и верховые животные караванов. За ними находились комнаты с элементарными удобствами, в которых проводили ночь сами путники. В двухэтажных караван-сараях нижние этажи отводились под склады товаров, а верхние - для ночлега и отдыха путников.

В караван-сараях имелись специальные места для содержания вьючных и верховых животных - лошадей, мулов и верблюдов. По обеим сторонам входа в Караван-сарай находились комнаты для охраны и начальника этого заведения. Как правило, во всех караван-сараях имелись колодцы посреди внутреннего двора.

Исторические тексты говорят о том, что караван-сараи в Иране начали строиться во времена Ахаменидов. Греческий историк Геродот в своей пятой книге по поводу постоялых дворов в Иране пишет, что такие заведения строились по приказу Ахаменидов между Сузами и Сардами. Этот историк называет 111 похожих сооружений, которые были построены на всем протяжении 2500 км дороги из столицы государства Ахаменидов в Сарды. Это позволяло караванам двигаться с большей скоростью, меньше уставая. Таким образом путь из Суз в Сарды преодолевался за три месяца. Строительство этих заведений было вызвано потребностью путников и караванов в частых остановках для отдыха. В период правления Аршакидов также поддержка караванов и развитие торговых путей в Иране приобрела огромное значение, и, как следствие, на всем протяжении Шелкового пути, встречались многочисленные караван-сараи.

При Сасанидах расширение сети дорог и путей сообщения в Иране также активно продолжалось. В этот период было построено множество караван-сараев вдоль главных путей, такие как Диргечин и Рабат-Ануширван. Некоторые из них сохранились до наших дней, конечно, не в первозданном виде.

Караван-сарай Диргечин вблизи Тегерана в настоящее время входит в число памятников национального культурного достояния. Этот Караван-сарай имеет почти 1800-летнюю историю. Его называют "матерью всех караван-сараев Ирана", поскольку в нем существовали все удобства для отдыха и пропитания путников, в том числе своя мельница, задний двор, туалеты на дворе и даже баня. Впоследствии этот комплекс пополнился и мечетью.

Караван-сарай Диргечин представляет собой здание с шестью башнями и имеет архитектуру, известную как "четыре эйвана". Общая площадь этого красивого здания составляет 12 тысяч метров. В прошлом в нем имелось 43 комнаты, специальный роскошный шахский эйван, 18 конюшен и два склада для товаров. Этот Караван-сарай сейчас является центром привлечения иностранных и местных туристов.

В исламский период в развитии караван-сараев играли роль множество факторов, в том числе главные из них - религиозный, военный и экономический факторы. Путевые заметки, исторические и географические трактаты предоставляют нам немало ценных сведений о торговле, паломнических поездках и путешествиях того времени, которые были напрямую связаны с караван-сараями.

Выдающийся иранский поэт и писатель Насир Хосров прославился, в числе прочего, и своими путевыми заметками. В своих заметках он упоминает многочисленные караван-сараи, в которых ему пришлось останавливаться. К примеру, в заметках о путешествии из Наина в Табас, т.е. из одного конца Центральной пустыни в другой, он пишет: "Мы добрались до караван-сарая Рабат-Зубайда, где находилось большое крытое водохранилище. Без этого хранилища и его чистой воды преодолеть пустыню просто невозможно".

Династии, правившие в Иране в начальный период распространения ислама, придавали большое значение общественным сооружениям вроде караван-сараев. 11 век стал период расцвета исламских искусств, прежде всего архитектуры. Такие сооружения, как мечети и караван-сараи, часто строились в виде двух или четырех эйванов. Этот процесс продолжался вплоть до монгольского вторжения и принесенных ими разрушений в Иране.

Однако уже через два-три поколения монгольские правители в Иране воспылали любовью к иранской культуре и принялись возрождать опыт предшественников. Их усилиями в Иране снова начала процветать торговля, экономика и строительство караван-сараев, для охраны которых выделялись даже правительственные отряды. В истории Ирана немало прославилось имя Хаджи Рашидаддина Фазлуллы, который построил множество общественных зданий, в том числе караван-сараев.

В путевых заметках венецианского купца и путешественника Марко Поло, в той части, где описывается переход из Йезда в Керман, читаем: "Йезд - это большой город, населенный мусульманами. Если выехать из Йезда в направлении Кермана, предстоит восемь дней пути, который пролегает по пустыне. Но на этой дороге расположены три караван-сарая, которые несказанно облегчают этот тяжкий переход".

Несомненно, "золотой эрой" караван-сараев в Иране стал период правления Сефевидов, когда в стране развивалась внутренняя и внешняя торговля, паломнические поездки иранцев заграницу и приезд в страну зарубежных туристов существенно участились. Как следствия, на путях паломнических поездок, в мавзолей имама Резы (мир ему!) в Мешхеде, гробницу имама Хусейна (мир ему!) в Кербеле или мавзолей имама Али (мир ему!) в Наджафе были выстроены многочисленные караван-сараи, многие из которых сохранились до наших дней. В Сефевидскую эпоху в Иране значительно расширился экспорт товаров в Европу, в Китай и Индию.

Таким образом, история караван-сараев в Иране насчитывает 25 столетий. По мнению многих исследователей, в том числе известного американского ираниста Артура Поупа, "строительство караван-сараев стало крупной победой для иранской архитектуры, ибо нигде в мире архитектура караван-сараев не получила такого развития и такого многообразия, как в Иране. Помимо всего прочего, караван-сараи имели важное значение с социальной точки зрения. Ибо при остановки туристов в этих заведениях неизменно происходили обмен и знакомство с мыслями, обычаями и традициями других народов.

В персидской поэзии караван-сараи также часто упоминаются в стихотворениях выдающихся поэтов. Помимо того же Насира Хосрова, великий Саади в своих стихах часто предостерегает человека от чрезмерного увлечения мирской жизнью, ибо "жизнь в этом тленном мире весьма похожа на короткую остановку путника в караван-сарае".

После караван сарая и ледяного дома переезжаем к голубиной башне. По дороге бросается в глаза обилие малых архитектурных форм на бульварах. Многие из них обыгрывают тему голубя мира и вообще всячески символизируют миролюбивость иранского народа.
Сама голубиная башня расположена на территории охраняемого полицейского участка, но туристов без проблем пускают для осмотра. Сегодня не используется по прямому назначению и вместо живых обитателей заполнена чучелами птиц. Вход свободный.





























Строить подобные грандиозные башни начали более 1 000 лет назад, и конструкция их приспосабливалась исключительно для того, чтобы собирать как можно больше голубиного помета. На бедных почвах здешних мест это естественное удобрение было незаменимым . Но даже если понять причины, по которым их возводили, размеры башен не могут не потрясать. Подобные сооружения возможно было построить только с применением многих наук - от математики и физики до знания психологии животных. Ведь конструкцию надо было рассчитать так, чтобы она не рухнула от резонанса, вызванного одновременным размахиванием крыльев тысяч голубей! А теперь представьте, что всего вокруг каждого большого города находилось около 3 000 таких башен.

Голубь - птица священная, в Иране она до сих пор пользуется заслуженным уважением. Однако массовое производство голубиного помета сейчас переживает не лучшие времена. Во-первых, появилось множество других видов удобрений. Во-вторых, огромные стаи голубей вес чаще становились причиной авиакатастроф - после очередного падения самолета в 1960-х годах разводить голубей в районе аэропортов запретили. Многие башни были разобраны, а те, что остались, стоят сегодня как памятники былой мудрости.

Если зайти внутрь башни - впечатления удивительные. Вверх уходит множество рядов гнезд. Сквозь отверстия, специально проделанные для птиц, внутрь башни падают лучи солнца... Кажется, что ты находишься в каком-то заброшенном замке птичьего королевства. Так и стоят эти башни, медленно разрушаясь, словно ждут хозяев, а хозяева улетели...

Эта башня последнее что мы посмотрели в Мейбоде и теперь наш путь лежит дальше-в зороастрийский храм Чак-Чак до которого предстоит проехать 50 км по очень качественной дороге.

продолжение следует...

Большое иранское путешествие. часть 1. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/7747.html
Большое иранское путешествие. часть 2. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/9208.html
Большое иранское путешествие. часть 3. Исфахан yura-koshel.livejournal.com/9571.html
Большое иранское путешествие. часть 4. Исфахан итоги yura-koshel.livejournal.com/10334.html
Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html
Большое иранское путешествие. часть 6. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11166.html
Большое иранское путешествие. часть 7. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11411.html
Большое иранское путешествие. часть 8. Иранский традиционный дом yura-koshel.livejournal.com/11930.html
Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис yura-koshel.livejournal.com/12297.html
Большое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем yura-koshel.livejournal.com/12565.html
Большое иранское путешествие. часть 11. Пасаргады yura-koshel.livejournal.com/13055.html
Большое иранское путешествие. часть 12. Ночной Йезд yura-koshel.livejournal.com/13644.html
Большое иранское путешествие. часть 13.  Йезд yura-koshel.livejournal.com/14570.html
Большое иранское путешествие. часть 14. Музей воды Йезда yura-koshel.livejournal.com/14789.html
Большое иранское путешествие. часть 15. Двери Йезда yura-koshel.livejournal.com/15287.html
Большое иранское путешествие. часть 16. Пасмурный Йезд yura-koshel.livejournal.com/15814.html
Большое иранское путешествие. часть 17. В поисках Йездских бань yura-koshel.livejournal.com/15900.html
Большое иранское путешествие. часть 18. Вечерняя прогулка по Йезду yura-koshel.livejournal.com/16284.html
Большое иранское путешествие. часть 19. крепость Мейбода yura-koshel.livejournal.com/16526.html

Мейбод, голубиная башня, Караван-сарай, Иран, хранилище льда

Previous post Next post
Up