Боевые действия авиации союзников

Jun 12, 2019 19:34


Н.Журавлев || « Правда» №141, 12 июня 1944 года

10 июня войска Ленинградского фронта перешли в наступление на Карельском перешейке. Прорвана сильно укреплённая, развитая в глубину долговременная оборона финнов. Наши войска за два дня продвинулись вперёд до 24 километров, овладели городом и крупной железнодорожной станцией Терийоки, важным опорным пунктом обороны противника Яппиля и заняли свыше 80 других населённых пунктов.

Слава доблестным войскам Ленинградского фронта! Смерть немецко-финским захватчикам!

# Все статьи за 12 июня 1944 года.

Военный обзор




Войска наших союзников 6 июня начали высадку на французском побережье в Нормандии. Высадка произведена успешно, и приток сил продолжается с неослабевающей интенсивностью. Одна из характерных особенностей этой выдающейся десантной операции состоит в том, что в ее проведении наряду с военно-морским флотом принимала участие и авиация.

Пока не представляется возможным дать более или менее полное освещение всего того, что было сделано авиацией, вскрыть ее роль в ходе и развитии десантной операции союзников во Франции. Но, судя по имеющимся данным, авиация выполнила ряд важных задач, оказавших большое влияние на успешность десантной операции, сокративших до минимума возможные потери в рядах союзных войск.

Опыт войны показывает, что современная авиация способна наносить серьезный урон военно-морским силам. Так, например, английская авиация при налете на военно-морскую базу Таранто вывела из строя почти половину линкоров фашистской Италии. Естественно было предполагать, что немцы попытаются сорвать морскую десантную операцию союзников ударами авиации по портам погрузки войск, по судам в море и при высадке войск на французском побережье. Чтобы этого не случилось, надо было завоевать господство в воздухе.

Еще задолго до вторжения союзная авиация провела большие операции по подрыву авиационной мощи противника. Она подвергла ожесточенным бомбардировкам с воздуха наиболее крупные авиационные заводы, расположенные на территории Германии, во Франции, в Австрии и даже в Польше. Мы не знаем, какие из этих заводов были разрушены полностью, а какие пострадали лишь частично, но совершенно очевидно, что немцам потребуется немало времени, прежде чем они смогут восстановить причиненные этим заводам разрушения и довести производственную мощь до прежнего уровня. Параллельно англо-американская авиация подвергла ожесточенным бомбардировкам многочисленные аэродромы противника во Франции, Бельгии и Голландии.

К непосредственному участию в десантной операции привлечены огромные по численности авиационные силы. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль заявил, что в первый день операции боевые действия поддерживало 11 тысяч самолетов первой линии. Чтобы понять значение этой цифры и показать, каким огромным превосходством в воздушных силах обладали наши союзники на этом участке, приведем данные иностранной печати о численности самолетов, имеющихся в распоряжении немцев в Западной Европе.

Англо-американской авиации противостоит 3-й германский воздушный флот. Численность этого флота до бомбардировок союзниками германских авиационных баз в Западной Европе составляла примерно 1.700-1.800 самолетов; после бомбардировок число самолетов в 3-м воздушном флоте у немцев, надо полагать, стало значительно меньшим. Несомненно ограничены резервы немецкой авиации и внутри Германии ввиду понесенных потерь и разрушений авиационных заводов.

Нельзя также упускать из виду, что крупные силы германской авиации отвлечены на советско-германском фронте.

Надо полагать, что англо-американская авиация, участвовавшая в первый день операции, численно по крайней мере в пять раз превосходила немецкие воздушные силы в Западной Европе. В дальнейшем это соотношение сил еще больше изменится в пользу наших союзников, так как они могут ввести в действие самолеты второй линии и пополнять свои потери за счет резервов и производства, в то время как возможности немцев сильно ограничены.

В результате в первый день десантной операции, т.е. в наиболее критический ее момент, немцы не смогли поднять в воздух свою авиацию, в последующие же дни она появлялась в таком незначительном количестве, что была не в состоянии оказать какое-либо влияние на ход событий на земле и море.

Второй, не менее важной задачей союзной авиации была высадка весьма крупных воздушных десантов позади германских укреплений. Одна из характерных особенностей десантов состоит в том, что операция произведена в основном на планерах.

Этот способ десантирования войск имеет ряд преимуществ по сравнению с парашютным. Основной недостаток парашютных десантов заключается в том, что парашютисты выбрасываются обычно со своим личным оружием, вследствие чего им трудно отражать танковые атаки противника. Кроме того, парашютисты приземляются не в одной точке, а на более или менее значительном пространстве, вследствие чего им необходимо время на сбор и организацию управления боевыми действиями.

Планерные десанты свободны от этих недостатков. На современных планерах можно перевозить по нескольку десятков бойцов, доставлять противотанковые пушки, мины и другие средства борьбы с танками противника. Сразу после приземления планерный десант находится в сборе под руководством своих командиров и поэтому всегда готов к немедленным действиям. Союзное командование по достоинству оценило боевые возможности планерных десантов и заблаговременно организовало массовое производство планеров. Это и позволило союзникам теперь применить планерные десанты в таком огромном масштабе.

Высадка воздушных десантов позади германских укреплений прибрежной полосы преследовала достижение двух целей: во-первых, десанты должны были изолировать на более или менее продолжительное время германскую оборонительную полосу от притока к ней резервов из глубины; во-вторых, воздушные десанты частью своих сил должны были атаковать германские укрепления с тыла, оказывая содействие высадке морских десантов и быстрейшему прорыву германской укрепленной оборонительной полосы на побережье.

Войска союзников уже на широком фронте прорвали германские укрепления и создали на побережье плацдарм значительных размеров не только по фронту, но и в глубину. Это свидетельствует, что воздушные десанты свою задачу выполнили с достаточной полнотой и сыграли далеко не последнюю роль в достижении успеха высадки союзных войск.

Попутно можно отметить, что немцы не смогли оказать серьезного противодействия морскому десанту союзников еще и потому, что подавляющая масса германских береговых батарей оказалась подавленной бомбардировкой с воздуха. Насколько она была интенсивной, можно судить хотя бы по тому, что утром первого дня операции эти укрепления были атакованы 1.300 бомбардировщиками. И в последующем укрепления подвергались систематическим ударам с воздуха, дополнявшимся огнем судовой артиллерии.

В первый день операции, как известно, не было контратак со стороны германских войск. Когда же начались немецкие контратаки, то союзная авиация приняла самое деятельное участие в их отражении. Воздушные силы союзников были одним из тех средств, которые позволили англо-американским войскам не только удержать, но и значительно расширить плацдарм в Нормандии.

Не следует упускать из виду и роль англо-американской авиации в доставке снабжения и подкреплений своим войскам с Британских островов на материк.

Существенное значение в развитии боевых действий во Франции имеют авиационные удары по узлам путей сообщения противника. Эти бомбардировки задерживают подвоз германских резервов, создавая в то же время своим войскам предпосылки для последовательного разгрома неприятеля по частям.

Согласно последним сообщениям, союзная авиация наравне с военно-морским флотом принимает прямое участие в отражении попыток германских военных кораблей проникнуть в ту часть Ла-Манша, где происходит движение транспортных и десантных судов союзников. Удары авиации по этим целям остаются неизменно эффективными.

В начале операции эффективность действий союзной авиации несколько снижалась сравнительно большим удалением ее баз от места высадки войск. Теперь эта трудность в значительной степени осталась позади: часть англо-американской авиации села на аэродромы Нормандии. Это упростит вопросы связи и взаимодействия авиации с наземными войсками, сделает более продолжительным пребывание в воздухе одних и тех же самолетов, а главное - авиация быстрее сможет появляться над полем боя по вызову своих войск.

Вполне понятно, что по мере накапливания союзниками сил наземных войск в Нормандии их авиация будет приобретать все большую и большую свободу как для высадки новых воздушных десантов в тылу расположения войск противника, так и для нанесения ударов с воздуха по врагу. Однако происходящая операция в то же время с исключительной убедительностью показывает, что достижение полной победы в современной войне недоступно для одного какого-либо рода войск, в том числе и для авиации. Разгром врага достигается дружными, согласованными действиями всех родов войск. //Генерал-лейтенант авиации Н.Журавлев.

***********************************************************************************************
КИСЛАЯ МИНА ПРИ ПЛОХОЙ ИГРЕ. Оправдавшиеся ожидания...
Некоторые немецкие газеты называют вторжение союзных войск «долгожданным»…

Рис. Б.Ефимова || «Красная звезда», 11 июня 1944 года





Радостей наших свет

Хороша луна над Москвой,
Звёздами ночь полна,
Белых барашков прибой морской,
Ясность и тишина.

Но ярче звёзд, сиянья планет -
Радостей наших свет.
Наших салютов,
Наших ракет
Краше на свете нет.

Снова приказ дан - салютовать.
И над Москвой опять
Звёздам гореть,
Пушкам греметь,
Небу ликовать.

Александр ЯШИН.

☆ ☆ ☆

12.06.44: Новая победа Красной Армии ("Правда", СССР)
12.06.44: Вс.Вишневский: Ленинград штурмует врагов ("Правда", СССР)

11.06.44: И.Эренбург: Западный ветер ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: Н.Денисов: Американские летчики ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: Боевое содружество Советского Союза и Соединенных Штатов Америки ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: С.Сульцбергер: Рядовой Фриц ("The New York Times", США)

10.06.44: Передовая роль коммуниста на фронте ("Красная звезда", СССР)

09.06.44: Непрерывно и настойчиво вести разведку! ("Красная звезда", СССР)
09.06.44: М.Безух: Штурмовик над целью ("Красная звезда", СССР)

08.06.44: И.Эренбург: Началось! ("Красная звезда", СССР)
08.06.44: Пушка №245 || «Красная звезда» №135, 8 июня 1944 года

07.06.44: Я.Милецкий: Лагерь смерти ("Красная звезда", СССР)
07.06.44: К.Гофман: Удар с Запада ("Красная звезда", СССР)*
07.06.44: Л.Соболев: Дорогами побед. Севастополь ("Правда", СССР)
07.06.44: Выступление Рузвельта в связи с занятием Рима ("Правда", СССР)

06.06.44: Я.Милецкий: Девушки-снайперы ("Красная звезда", СССР)**
06.06.44: И.Эренбург: Рим || «Красная звезда» №133, 6 июня 1944 года*

05.06.44: И.Эренбург: В фашистском зверинце ("Правда", СССР)
05.06.44: Идейное воспитание молодых патриотов || «Правда» №135, 5 июня 1944 года

04.06.44: А.Софронов: «Простое дело» ("Известия", СССР)
04.06.44: Л.Соболев: Дорогами побед. На Южном берегу ("Правда", СССР)

03.06.44: И.Эренбург: Пынтя и компания ("Красная звезда", СССР)
03.06.44: Железный закон летчиков || «Красная звезда» №131, 3 июня 1944 года

02.06.44: В.Гроссман: Советская граница ("Красная звезда", СССР)
02.06.44: Ф.Левшин: У матери Героя Советского Союза ("Красная звезда", СССР)
02.06.44: М.Никитин: В морском конвое || «Известия» №130, 2 июня 1944 года

01.06.44: Р.Моран: Голоса из берлоги: Старьевщики ("Красная звезда", СССР)
01.06.44: А.Софронов: Красный мак ("Известия", СССР)
01.06.44: B.Кожевников: Высшее стрелковое образование ("Правда", СССР)

Май 1944:

31.05.44: Второй самолет Ф.Головатого передан летчику Еремину ("Красная звезда", СССР)
31.05.44: В.Кетлинская: Моральная сила советского человека ("Правда", СССР)
31.05.44: Л.Соболев: Дорогами победы. 2. В Одессе ("Правда", СССР)
31.05.44: Д.Ветров: Этого не забыть! ("Известия", СССР)

30.05.44: Т.Тэсс: Это было в Одессе ("Известия", СССР)

29.05.44: И.Эренбург: Мысли о будущем ("Правда", СССР)
29.05.44: Новая книга песен Джамбула || «Правда» №129, 29 мая 1944 года

28.05.44: Е.Кригер: Шеф-повар из Ялты ("Известия", СССР)
28.05.44: Я.Макаренко: Снайпер Максим Брыксин ("Правда", СССР)
28.05.44: В.Курбатов: Юноша из Одессы ("Красная звезда", СССР)
28.05.44: Л.Соболев: Дорогами победы. 1. Лицо родной земли ("Правда", СССР)

27.05.44: А.Софронов: Тачанка в бою ("Известия", СССР)
27.05.44: М.Абрамов: Тысячное «Окно ТАСС» ("Известия", СССР)

26.05.44: А.Платонов: Сын народа ("Красная звезда", СССР)
26.05.44: Р.Моран: Чего боятся немецкие летчики ("Красная звезда", СССР)
26.05.44: Два года Англо-Советского Договора ("Известия", СССР)

25.05.44: И.Эренбург: Армия смерти || «Красная звезда» №123, 25 мая 1944 года
25.05.44: B.Кожевников: Кавалер ордена Славы || «Правда» №125, 25 мая 1944 года
25.05.44: Коммунист - верный друг и большевистский воспитатель бойца ("Красная звезда", СССР)
25.05.44: На святое дело нашей победы! || «Известия» №123, 25 мая 1944 года

24.05.44: О.Курганов: Человек за Прутом || «Правда» №124, 24 мая 1944 года
24.05.44: Отчёт Рузвельта о выполнении закона о передаче взаймы или в аренду ("Правда", СССР)
24.05.44: Немецкий генерал о потерях и поражениях немецко-фашистских войск на советском фронте

23.05.44: И.Эренбург: Чужие бока ("Красная звезда", СССР)
23.05.44: Подвиг брата Александра Матросова ("Красная звезда", СССР)
23.05.44: Д.Гребенщиков: Это было в госпитале ("Известия", СССР)

22.05.44: Б.Полевой: Друзья || «Правда» №123, 22 мая 1944 года

21.05.44: Голос наших братьев и сестер ("Красная звезда", СССР)

20.05.44: В.Курбатов: Коммунисты батальона ("Красная звезда", СССР)

19.05.44: Болгарские власти прислуживают гитлеровцам ("Известия", СССР)
19.05.44: 3.Островский: О чем говорят пленные венгры ("Известия", СССР)

18.05.44: Всенародная забота о детях фронтовиков ("Известия", СССР)

17.05.44: Слава героям Крыма! || «Правда» №118, 17 мая 1944 года

16.05.44: З.Островский: Рука об руку с бойцами ("Известия", СССР)

15.05.44: П.Кузнецов: День боя || «Правда» №117, 15 мая 1944 года
15.05.44: Коммунист-фронтовик - воспитатель бойцов ("Правда", СССР)

14.05.44: П.Никитин: Сегодня на мысе Херсонес ("Известия", СССР)
14.05.44: За смелое новаторство в тактике! ("Красная звезда", СССР)
14.05.44: Почетная задача инженера на предприятии ("Известия", СССР)
14.05.44: Н.Лощагин, А.Мельничук: Немецкая тактика траншейной борьбы ("Красная звезда", СССР)

13.05.44: В.Гроссман: Наступление* ("Красная звезда", СССР)
13.05.44: Победоносная Крымская кампания ("Красная звезда", СССР)
13.05.44: Блистательная победа в Крыму || «Известия» №113, 13 мая 1944 года
13.05.44: Ю.Медведовский: Уралмаш наступает ("Известия", СССР)
13.05.44: П.Белявский: Сегодня в Крыму ("Известия", СССР)

12.05.44: В.Гроссман: Наступление ("Красная звезда", СССР)
12.05.44: Е.Кригер: После штурма*|| «Известия» №112, 12 мая 1944 года
12.05.44: Эль-Регистан: В крымском небе || «Правда» №114, 12 мая 1944 года
12.05.44: Советский народ способен творить чудеса! ("Известия", СССР)

Газета «Правда» №141 (9598), 12 июня 1944 года

лето 1944, июнь 1944, советская авиация, газета «Правда»

Previous post Next post
Up