личный опыт 4 языков изучения, 11 лет преподавания.
наши способности к иностранным языкам. 30-ти-секундный тест.
1. чтение-произношение. 2. запоминание первых слов. 3. все наши усилия грамматике, несущей конструкции языка. 4. сетевая структура значений слов и правил грамматики. 5. много писать и мало говорить на этой стадии изучения. 6. наилучшее время дня для изучения. 7. что и как выбирать - репетитора, курсы или учебник. 8. плетем словесные сети, в узлах которых будут конкретные ситуации. 9. говорим и улавливаем на слух, ради этого все и делалось. 10. создаем и поддерживаем эмоциональный фон для изучения. для тех, кому здесь многобуков, я сделал краткую версию. всех интересует РАЗГОВОРНЫЙ язык. почти все знают достаточно слов, чтобы в общем понимать смысл прочитанного, а вот ГОВОРИТЬ, самому активно строить предложения - с этим часто проблемы. как сделать так чтобы слова быстро вспоминались и в правильном порядке и форме выдавались?
иностранный язык - это многоэтажное здание, на первых этажах которого обитают самые простые слова и избитые фразы. они - как разменная монета, и чтобы передать весомую мысль, нужна их целая горсть. добраться до купюр слов и правил высокого номинала есть лишь один путь - по ступенькам, которые собраны в лестничные марши. большинству людей достаточно подняться на 3 этажа, или этапа. для этого нужно преодолеть 10 маршей, которые суммарно имеют 40 ступенек.
когда мы подходим к лестничному маршу, то он бетонно-серый. по мере восхождения на него, он приобретает цвет и уют.
следует избегать спешки и перепрыгивания через ступеньки. так мы разольем банки с краской, которая все запачкает. и будем вынуждены долго за собой подтирать.
голос из зала - «а вы вообще кто такой, чтоб давать советы?» в интернете полным-полно разного рода наборов советов о чем угодно. когда кто-то вам будет рассказывать про то, как делать бизнес, то логичным будет вопрос: «а вы сами по своей системе сколько денег заработали?»
если спросить сколько языков и насколько хорошо освоили те, кто дают такого рода советы, то в 95% случаев там будет лишь один английский. в 4% будут базовые или средние знания ещё одного европейского языка...
[вот как я знаю иностранные языки № 4, 3, 2...]язык №4. испанский. начал учить 15 января 1998 года. в конце мая 1998 года по просьбе друга по телефону объяснял одному испанцу из маленького городка, что такое Вестерн Юнион и как по нему отправлять деньги. он спросил, откуда я так хорошо испанский знаю.
язык №3. итальянский. почти 5 месяцев я преподавал итальянский в ИТАЛИИ на вечерних курсах для иностранцев:
уже лет 6 сотрудничаю с одним местным предприятием, изготавливающим этикетки для алкогольной продукции. половина оборудования у них - итальянское. один раз в пару месяцев меня приглашают для синхронного перевода, когда что-то серьёзно ломается и с помощью английского языка и своих переводчиков им не удается решить проблему.
язык №4. немецкий. я лет 5 делал технические переводы для одной немецкой фирмы. моя заработок за 2007 год с ними - обведен карандашом. они продавали технику в Россию ценой от 100 до 500 тысяч евро. т.е. качество моего перевода находили соответствующим качеству своей продукции:
но знать язык и уметь его объяснять - две очень разные вещи. у нас много друзей и родственников, которые очень хорошо говорят по-русски. но насколько хорошо они могли бы научить китайца или араба русскому языку? вопрос риторический. вот как мой подход к языкам оценивают те, кто с этим имел дело.
то есть, изложенное ниже я сначала сам использовал на практике. затем применял это в течение 11 лет при обучении других людей трем иностранным языкам…
любой язык - это система, имеющая два аспекта. сами слова и правила, по которым они собираются в предложения, - грамматика. всё это переводится на практический уровень следующим образом. 1-й ЭТАП. осваиваем основы ЧТЕНИЯ-ПРОИЗНОШЕНИЯ и 100-200 самых важных слов. пусть это будет пока пассивное знание, то есть мы будем понимать, слово, когда увидим его на иностранном языке, но едва ли вспомним его, когда нужно будет перевести с русского на английский.
1-й марш. чтение и произношение. чтоб слова запоминались, мы должны знать, как они читаются. если мы не уверены своем знании, то смотрим в словаре его прочтение в виде значков транскрипции. [Spoiler (click to open)]
* ступенька 1. произношение на этой стадии осваивайте на уровне зачет-незачет. то есть. хотя в слове apple первая буква читается как что-то среднее между А и Э, озвучить его как «эпл» - зачет. как «апле» - не-зачет.
красота произношения - всегда впечатляюща. на тех, кто почти никак не говорит английским. чтоб это получить - нужно затратить много сил и времени, которые разумнее вкладывать в нижеследующие вещи. красотой и точностью произношения займемся на 3-м этапе.
* ступенька 2. на этой стадии освойте около двух десятков правил чтения самых частых буквосочетаний. а вообще, важные слова «нужно знать в лицо» - как конкретно пишется и как читается то или иное слово. потому что в английском очень много исключений из правил.
* ступенька 3. в самом начале для облегчения запоминания чтения можете писать русскими буквами карандашом. но когда выучите значки транскрипции, стирайте русские буквы. потому что ваш мозг пойдет по легкому пути и визуально запомнит русские, а не английские буквы.
* ступенька 4. для облегчения запоминания написания сложные слова можете запоминать двояко - как читается и как пишется. то есть. language - читается «лэнгвидж». пишется «лангуагэ». иначе может получится вот так:
2-й марш. запоминание первых слов. слова - это строительный материал, кирпичики языка. и чтобы их уложить стройными рядами, нужно приложить усилия. [Spoiler (click to open)] * ступенька 5. с самого начала изучения развивайте привычку и умение упорядочивать получаемую информацию, только в таком виде мы сможем этим пользоваться. просто вспомнить слово или правило - не достаточно. это нужно сделать быстро. 10 секунд - это долго. 5 секунд - достаточно для среднего уровня. менее 1 секунды - для продвинутого. изучаемые слова сразу делите по смысловым группам. к примеру, выше упомянутые 300 слов я разбил на 24 группы.
* ступенька 6. если хотим запомнить - записываем. у меня было очень много возможностей проверить действенность этого принципа. записывание в 8-12 раз раз повышает эффективность запоминания слов, чем если мы просто подчеркнем важные слова в тексте. особое внимание уделяем глаголам - они запоминаются труднее всего, потому что их сложно визуализировать.
голос из зала - «а если я аудил, а не визуал?» - значит у вас выигрыш от записывания будет всего лишь 8-ми кратным.
«а если не рукой писать, а на компьютере набирать» - когда я активно учил языки, компьютера у меня не было. но позже я увидел, что хотя написанное рукой запоминается в пару раз лучше, набрать это на компьютере раз в 10-20 быстрее, чем написать - ведь записывать нужно аккуратно и четко. и в целом, я за эту идею на этом и следующем этапах. но на 1-м этапе и в начале 2-го - пишите всё рукой.
* ступенька 7. на этом этапе запоминаем слова пассивно. сейчас нам нужны слова лишь для того, чтобы мы теряли поменьше времени и энергии на заглядывание в словарь при прохождении следующего этапа.
про способности к языкам. иностранные языки я начал учить в 22 года, т.е. как положено учить. в школе нам его преподавали с 5-го класса. но это было типично-советский стиль преподавания. поэтому как и 96% других людей со школы я ничего не вынес. у меня не было способностей? конечно же, они были. способностей преподавать не было у Светланы Анатольевны, нашей первой англичанки. потом их не оказалось и другого преподавателя. и у третьего…
"у меня слабые способности к языкам". так не бывает. есть общая способность человека СИСТЕМНО УСВАИВАТЬ новую информацию. хоть работа с компьютером, хоть бухгалтерское дело, хоть английский - всё это системы знаний. успех в деле обучения новому делу определяется двумя факторами: - способностью учителя или учебника системно доносить информацию, - способностью ученика ухватывать ЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ и делать выводы.
с возрастом способность к обучению у среднего человека постепенно нарастает, а после 26 лет постепенно падает. то есть, снижается СКОРОСТЬ ОБРАБОТКИ информации. оперативная память. как быстро мы делаем выводы. а умение ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ - совсем другое. это с возрастом у всех повышается.
30-ти секундный тест на способность усваивать новую информацию. 7 11 15 19 23 _ _ продолжите логический ряд. если получилось, то у вас средние способности к языкам. ещё один тест. 9 11 15 17 21 23 27 29 33 _ _ продолжите логический ряд. если получилось, то у вас способности к обучению чего-угодно - выше среднего. теперь ваша задача найти такой курс обучения, где все объяснения просты и логичны, как эти тесты.
если у кого-то, кто справился с этим тестом, были трудности с английским в школе, так это всё из-за неспособности Марьи Степановны объяснить вам английский язык. если кому-то кажется, что я преувеличиваю с этими тестами, то зайдите сюда, в пост моего жж. и увидьте, что не все справились со вторым тестом.
2-й ЭТАП. овладеваем 80 % НАМ НУЖНЫХ ПРАВИЛ, по которым слова собираются в предложения, и 600-800 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ СЛОВ слов. среднему человеку для решения почти всех его задач достаточно знания правил грамматики на уровне немного выше среднего и 1000-2000 слов. в английском это между уровнями Intermediate и Upper-Intermediate. на этом этапе осваиваем до уровня между Intermediate. это ключевой этап - если мы его пройдем, то дальше всё пойдет как по маслу.
3-й марш. всё наше внимание и усилия - грамматике. она - костяк, фундамент, несущая конструкция, на которую будут навешиваться слова и фразы. все необходимые слова и выражения - будем учить на 3-м этапе. пока что достаточно 600-800 слов.
голос из зала - «а если мне нужен чисто разговорный язык, зачем мне грамматика?» - «ты звонить моя». - таджик разговорно донес вам свою мысль. звонил? позвони? мне или моей жене?... вы его не очень поняли. потому что грамматика - это видоизменение слов, их порядок, предлоги. про важность грамматики у меня здесь отдельный пост.
* ступенька 8. грамматику нужно учить опережающими темпами. в человеческому мозгу есть блокировка против нашего желания впихнуть туда как можно больше ИНФОРМАЦИИ, если мозг не видит путей её применения. когда же мы четко знаем, в каких СИТУАЦИЯХ и в каких словесных КОНСТРУКЦИЯХ нужно запускать найденные нами слова, это уже - ЗНАНИЯ. и мозг их «дает им зеленый свет». поэтому ГРАММАТИКЕ уделяем первостепенное значение. слова на этом этапе - постольку-поскольку, как и сколько получится.
* ступенька 9. слова и грамматика - дополняют друг друга. на словесных примерах мы ясно видим грамматику. зная грамматику, мы понимаем оттенки значений слов в текстах.
4-й марш. сетевая структура правил грамматики и значений слов. язык создавался и апробировался тысячелетия назад. всё слабое - отметалось, всё сильное становилось частью системы.
* ступенька 10. и у правил, и у слов есть своя иерархия, РЕЙТИНГ. слова мясо, капуста, билет, вокзал, направление - нужные. но вы их с трудом запомните, если прежде не будете знать слов кушать, стоить, ехать, покупать, ищу, туда. нужно начинать с самых-самых важных.
* ступенька 11. у каждого слова или правила есть центральная идея, ЯДРО. и вокруг-лежащие прибамбасы. обязательно НАЧИНАТЬ - с ядра.
например-1. слово get имеет более 50 значений. но общее у них - переход в новое место или состояние с приложением определенных усилий. come home - в привычное время, get home - позже обычного из-за возникших дел или препятствий. take some money - просто взять из кошелька или из рук другого. get some money - раздобыть. become a father - путем одноразового осеменения. get married - пройдя всю несколько-дневную процедуру.
например-2. разница между this is a pen. и it is a pen. ПРИБАМБАСЫ - совершенно не нужные. найдено на просторах Интернета.
ЯДРО. в моем исполнении. this is a pen. - делает акцент на слове ЭТО. т.е. именно это ручка, а то, что рядом - уже карандаш. it is a pen. - делает акцент на слове РУЧКА. т.е. не маркер, и не карандаш. и ПРИБАМБАС. слово this может стоять и перед существительным. а it так не может: this is a good pen. -> this pen is good. it is a good pen. - it pen is good.
например-3. разница между big и large. ЯДРО. в моем исполнении. big - большой по ощущениям. large - большой объективно. легко подтверждается цифрами. для девочки a big house имеет много комнат и места играть и прятаться. для её мамы a large house имеет большую жилую и общую площадь.
аналогично и со словами little и small. little - маленький по ощущениям. small - маленький объективно. легко подтверждается цифрами. для девочки a little dog белый милый и пушистый. для её мамы a small dog требует малое количество еды. легко берется одной рукой.
ПРИБАМБАСЫ. представляет Rachel Wicaksono. A question from Iryna from Nikolayeva in Russia: What is the difference in use and meaning between the words ‘large’ and ‘big’? это с сайта bbc.co.uk, а именно отсюда
Rachel крута и говорит правильные вещи, но THE ONLY WAY, когда мы учим английский или компьютер, вождение или дайвинг - лежит через ЯДРА. потому что понять, не видя центральной идеи - не выйдет. запомнить всё сразу - не получится. любой раздел знаний имеет центральное ядро, которое питает своей силой и светом всё близлежащее, и на которое нанизываются все внешние прибамбасы. в английском языке есть десяток крупных тем. и до сотни мелких.
чтобы надежно освоить ЛЮБУЮ тему, вы должны нацеливаться на ЯДРА. а потом уже решать, сколько к этому взять прибамбасов - сколько вам реально нужно и сколько вам по силам унести. учитесь распознавать и выслеживать ядра самостоятельно, во всех сферах жизни. потому что очень мало где это дается нам в четком и ясном виде.
* ступенька 12. очень важно - какое правило выучить первым, какое 2-м и какое 3-м. и понимать, как они перетекают друг в друга, их взаимосвязь. очень облегчает процесс, если при этом приводятся аналогии с родным языком. голос из зала - «да что вы говорите? нужно стараться избегать русских слов в голове». - это мы будем делать на следующем, 3-м этапе.
* ступенька 13. каждое грамматическое явление имеет несколько уровней. очень важно - не изучать каждое явление в языке сразу по-максимуму. например, время Continuous имеет 5 направлений применения. на каждом этапе осваивайте по одному-два новых направления.
* ступенька 14. очень важно - учить слова в словосочетаниях. понравилось слово - запомните его в предложении. понравилось предложение - запомните его в абзаце. понравился весь абзац - запоминайте целый текст. то есть. учить на память близко к тексту можно не только стихи. всё равно вам ВСЕ ЭТИ СЛОВА придется учить. но
почувствуйте разницу - то ли их так учить: прямо, направо, около, через, до, магазин, светофор, 200, дорога, этот, будет, пройдите, поверните.
то ли таким образом: пройдите около 200 метров прямо, потом поверните направо. дойдете до светофора и через дорогу будет этот магазин.
в СТОЛБИК - вы НИЧЕГО толком не выучите. вашим пределом будут 500 слов, из которых вы через месяц 80% забудете. связный текст - это ситуация, ВЗАИМОСВЯЗАННАЯ картинка. и на шампур этой ситуации - очень легко и нежно нанизываются десятки слов. без подобного шампура слова распадутся бесформенными кусочками. какими они и являются на подобного рода карточках:
вот как я учил. словосочетания и новые слова записывал на листах формата А4, подкладывая "зебру". клеточки и линейки распыляют внимание. листы потом скреплял степлером порциями по 20 штук.
важные слова и словосочетания - я их называю речевые шаблоны - я подчеркивал карандашом и выделял шрифтом.
слова выстраивают во фразы по грамматическим шаблонам. ставя похожие выражения рядом, я определял существование этих шаблонов.
таким образом я учил все языки. в первых 4-х языках у меня по 200 с хвостиком страниц подобных записей.
я чередовал выписывание словосочетаний и новых слов. чем дальше учил, тем было больше речевых шаблонов и меньше отдельных слов.
это примерно половинах моих записей. ещё половина где-то среди других бумаг.
поэтому все эти карточки - при всем уважении к начинающим - детский сад. я с самого начала вел записи таким образом - в словосочетаниях.
5-й марш. много писать и мало говорить на этой стадии изучения, - если мы хотим МНОГО ГОВОРИТЬ И МАЛО ПИСАТЬ на следующем этапе. ступеньки 15-19
6-й марш. время дня для изучения. в разное время суток наш мозг воспринимает и перерабатывает информацию не одинаково. выбирайте для учебы самые филейные лучшие части дня. ступеньки 20-24
7-й марш. что и как выбирать - репетитора, курсы или учебник. в самом начале можно пробовать все три способа, чтобы приобрести опыт и уметь сравнивать. но остановиться на одном. ступеньки 25-32
3-й ЭТАП. вот теперь уже наша задача - дееспособный словарный запас в 1000-2000 слов, отработка навыков и скорости устной речи, улавливание языка на слух. новых правил грамматики мы выучим лишь немного.
8-й марш. плетем словесные сети, в узлах которых будут конкретные ситуации. вокруг этих узлов мы будем собирать слова. ступеньки 33-39
9-й марш. говорим и улавливаем на слух. это наша конечная цель, ради этого мы учили иностранный язык. ступеньки 40-46
10-й марш. создаем и поддерживаем эмоциональный фон для более эффективного изучения. ступеньки 47-48