Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты
1 -
20),
1960 (Посты
1 -
12), 1961 (Посты
1 -
29), 1962 (Посты
1 -
19),
1963 (Посты
1 -
2 9), 1964 (Посты
1 -
42), 1965 (Посты
1 -
62).
Лазарь Маркович Лисицкий
Имя Эль Лисицкого мало кому что-то говорило в те времена в СССР. Его работы лежали в запасниках Третьяковской галереи и не выставлялись. О нем не писали. Но художники и коллекционеры его знали и ценили весьма высоко. По крайней мере, когда директор Картинной галереи Михаил Янович Макаренко впервые заговорил о возможности организовать выставку его работ в Картинной галерее Дома ученых, никто в Совете картинной галерее не выразил никаких сомнений, кроме одного, а найдется ли достаточное количество его работ. Макаренко на этот вопрос ответил утвердительно, хотя тут же посетовал, что вдова художника отдала в 1960 году почти все работы, оставшиеся после смерти художника, в Третьяковскую галерею, а архив в ЦГАЛИ.
Фотография Эль Лисицкого
И Макаренко, и Председатель Совета Картинной галереи Лев Маркович Розенфельд, каждый по-отдельности, достаточно подробно рассказали мне об Эль Лисицком. Он был ярким представителем авангарда, близким к Малевичу, по крайней мере, в том, что касалось супрематизма, который они исповедовали, хоть и по-разному.
Оба - и Макаренко, и Розенфельд - подчеркивали, что Лисицкий работал в Витебске сначала с Шагалом, а потом с Малевичем. Затем некоторое время он жил в Европе, и там с тех пор хорошо известен. В СССР он не преследовался, хотя и не поднимался на щит, как официальный художник. Тем не менее, он преподавал во ВХУТЕМАСе, писал статьи об искусстве и книги, иллюстрировал книги и конструировал обложки, делал политические плакаты, оформлял выставки, проектировал здания, причем так, как до него не иллюстрировал, не делал, не оформлял и не проектировал никто. И сейчас он для многих мэтр, яркий представитель русского авангарда и теоретик искусства.
Михаил Янович рассказал мне, что вдова художника София Христиановна живет с войны в Новосибирске, куда она, как немка, была сослана. Сказал, что она с радостью согласилась дать на выставку всё, чем располагает.
Я поддержал предложение Макаренко, - выставка Эль Лисицкого была включена в план, и Макаренко стал ее готовить.
Имя выдающегося художника, архитектора, графика, дизайнера - Лазарь (Элиазар) Маркович (Мордухович) Лисицкий, а Эль Лисицкий - его псевдоним с 1922 года. Он родился в Смоленской губернии в небольшом местечке Починок в 1990 году. Семья была обеспеченной, и он получил хорошее образование.
Свои первые шаги в
искусстве мальчик сделал в 1903 году в школе рисования и живописи витебского художника Юделя (Иегуды, Юрия) Моисеевича (Мовшевича) Пэна в Витебске. Через эту
школу прошел и Марк Шагал, и ряд других известных художников.
Юный Лисицкий
Портрет Пэна (1905)
Портрет Марка Шагала работы Пэна (1914)
«В 1905 году Лисицкий и один из его школьных товарищей «издали» революционный альманах, целиком заполненный их произведениями. Издано было два машинописных экземпляра, иллюстрированных Лисицким. Впоследствии Лисицкий называл этот альманах своей первой работой по художественному оформлению книги».[Харджиев Н.И. Эль Лисицкий - конструктор книги].
C 1909 по 1914 г. Лисицкий учился на факультете архитектуры в Высшей технической школе в Дармштадте (Германия). А одно лето он посвятил музеям Италии, где изучал старинные фрески и мозаики и сделал множество зарисовок, пройдя пешком по ее дорогам сотни километров.
Перед 1-й Мировой войной Лисицкий вернулся в Россию и повторно сдал экзамены в Рижском Политехническом институте, который из-за войны временно перебазировался в Москву. В этом институте Лисицкий и получил диплом инженера-архитектора, после чего в течение 2-х лет, в 1915-1916 гг., работал в Москве в мастерской архитектора Великовского.
Вначале Лисицкий обращается к графике. И здесь он создал замечательные образцы тончайшей «каллиграфической» орнаментации, сливающейся с арабесками букв на иврите: «Пражская легенда в стихах» М. Бродерзона, изданная в Москве весной 1917 года для издательства Шамир в количестве 110 экземпляров.
Часть тиража (20 экз.), раскрашенная от руки художником, имитирует старинные свитки, которые развертывались в ленту и хранились в деревянных футлярах.
В это же время Марк Шагал привлекает Лисицкого к экспедициям «по черте оседлости», которыми руководил С.Ан-ский. Они были организованы в 1912-1915 гг. Еврейским историко-этнографическим обществом, и в них приняли участие молодые еврейские художники Й.-Б.Рыбак, С.Юдовин, Д.Фридлендер и др. Своей задачей они считали возрождение народного еврейского искусства.
Они делали копии синагогальных росписей, надгробных рельефов, изучали художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства. При этом они стремились объединить художественные открытия авангарда и формальные принципы еврейского народного искусства, и в этом они видели попытку создания "нового еврейского стиля". Лисицкий изучает и описывает старинные синагоги, иллюстрирует книги еврейских авторов и работает столь плодотворно, что становится, наряду с Шагалом, крупнейшим еврейским художником того времени.
Могилевская синагога в Школище, описанная Лисицким.
Фрагмент росписи могилевской синагоги. Рисунок Лисицкого. Дерево познания с гнездом
Лисицкий. Большая витебская синагога. Линогравюра, раскрашенная от руки (1917).
Революцию Лисицкий принял с воодушевлением и, работая в Наркомпросе, даже оформил первое знамя ВЦИКа (Всероссийский государственный исполнительный комитет - высший орган Российской советской федеративной социалистической республики - РСФСР), с которым руководители Советского государства вышли 1 мая 1918 года на Красную площадь.
Иллюстрация детской книги
Лисицкий воспринял революцию как толчок к возрождению еврейского национального искусства. В 1919 году Лисицкий переезжает в Киев, где участвует в деятельности Лиги Культуры «Култур-лиги» - авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.
Марка, выпущенная в Германии в 2003 году ,
посвященная работе Лисицкого в Култур-лиге
Лисицкий иллюстрирует детскую книгу Хад Гадья («Одна козочка»), старинную еврейскую сказку.
По случайному совпадению, в тот же день, когда я начал писать о выставке Эль Лисицкого, в блоге
ghirone и в сообществе
kid_book_museum в Живом журнале был размещен материал об оформленной Эль Лисицким детской книжки на идиш «Единственная козочка», Витебск/Берлин, 1919:
http://ghirone.livejournal.com/19379.html и
http://kid-book-museum.livejournal.com/169225.html.
В 2004 году в Лос-Анджелесе вышло факсимильное издание этой книги с иллюстрациями Лисицкого.
Иллюстрации к книге «Единственная козочка».
Титульная сторона обложки
Иллюстрация 1.
Иллюстрация 2.
Иллюстрация 3
.
Иллюстрация 4.
Иллюстрация 5
Иллюстрация 6.
Иллюстрация 7.
Иллюстрация 8
Иллюстрация 9.
.
Иллюстрация 10.
Задняя сторона обложки
А в 2005 году тиражом в 100 экз. в серии “Возвращение книги“ был переиздан в Москве вариант книжки 1917 года. Переизданная книга отразила все этапы работы художника над ней - копию рукодельного рисованного “московского“ издания из собрания Государственной Третьяковской галереи, репродукции подготовительных эскизов к книге, исполненных зимой 1919 года гуашью и хранящихся в собрании Художественного музея Тель-Авива, а также факсимильную копию самой книги, выпущенной в том же году в Киеве издательством Культур-Лиги
http://www.bookhunters.ru/catalog/kozochka/).
Обложка и иллюстрациии Московского издания книги.
Продолжение следует