Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты
1 -
20),
1960 (Посты
1 -
12), 1961 (Посты
1 -
29), 1962 (Посты
1 -
19),
1963 (Посты
1 -
2 9), 1964 (Посты
1 -
42), 1965 (Посты
1 -
62).
Проуны
Как бы отталкиваясь от супрематизма Малевича, Лисицкий создает совершенно новое направление в искусстве, проуны (проекты утвержденного нового). Эти «проекты» сам художник считал «пересадочной станцией» из живописи в архитектуру.
Эль Лисицкий пишет в "ABC, Beitrage zum Bauen":
"Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира.
И именно этой новой структуре мы дали название - проун".
А его жена искусствовед Софья Лисицкая-Кюпперс в своих воспоминаниях о русской художественной выставке 1922 года в Берлине охарактеризовала проуны следующим образом (
iso5 http://iso5.livejournal.com/12691.html):
“Мы слушаем музыку… Она плоска как лист бумаги…
Вслушаемся в тишину… Она многопланна…
Заглянем в лист бумаги… Его пространство безгранично, и архитектор Лисицкий описывает это пространство проунами… Проуны исполнили роль партитуры тишины”.
В проунах Лисицкого практически нет ни одного штриха, связывающего их с его первым, еврейским периодом творчества. Проуны поэтому считают вторым периодом в творчестве Эль Лисицкого. В 1919-1920 гг. Лисицкий писал проуны маслом, а поверхностью для изображения избирал дерево и холст. В этот период он написал большое число живописных проунов, лишь часть из которых была переведена в графическую форму. Все его живописные шедевры, благодаря которым он стал столь знаменит, и которые находятся сейчас во многих музеях мира, сделаны им именно во время второго периода.
Свой первый проун, на оборотной стороне доски которого был в 1919 г. отштампован красный квадрат, знак группы «Уновис», художник назвал «Город».
Проун «Город», 1920. фанера, масло. Находится в Азербайджанском музее изобразительных искусств:
Все остальные проуны он обозначал только номерами. Вот некоторые из них (всего их было более двухсот), но некоторые найдены мною без номеров, а с годом создания:
CAPSPIMO
Лист из альбома "Проун", 1919.
ГБА 4. 1923
Впоследствии часть проунов была литографирована и издана в Москве (1921) и в Ганновере (1923). В 1923 г. для Большой берлинской художественной выставки Эль Лисицкий создал «зал проунов».
«Проуны» Лисицкого были экспонированы на выставке «Уновис» в Витебске (1920) и на двух выставках «Уновис» в Москве (1920, 1921). В начале 1921г. Лисицкий издал «Проуны» - 11 автолитографий с декларацией (50 экз.). Вторая серия проунов (6 автолитографий) была издана в Ганновере в 1923 г . (50 экз.); «Proun. Kestnermappe».
Продолжение следует