Академгородок, 1966. Пост 15. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (3)

Oct 24, 2011 18:41


Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.

Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1314.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты 1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты 1 - 2 9), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).

Проуны

Как бы отталкиваясь от супрематизма Малевича, Лисицкий создает совершенно новое направление в искусстве, проуны (проекты утвержденного нового). Эти «проекты» сам художник считал «пересадочной станцией» из живописи в архитектуру.

Эль Лисицкий пишет в "ABC, Beitrage zum Bauen":

"Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира.

И именно этой новой структуре мы дали название - проун".

А его жена искусствовед Софья Лисицкая-Кюпперс в своих воспоминаниях о русской художественной выставке 1922 года в Берлине охарактеризовала проуны следующим образом ( iso5 http://iso5.livejournal.com/12691.html):

“Мы слушаем музыку… Она плоска как лист бумаги…

Вслушаемся в тишину… Она многопланна…

Заглянем в лист бумаги… Его пространство безгранично, и архитектор Лисицкий описывает это пространство проунами… Проуны исполнили роль партитуры тишины”.

В проунах Лисицкого практически нет ни одного штриха, связывающего их с его первым, еврейским периодом творчества. Проуны поэтому считают вторым периодом в творчестве Эль Лисицкого. В 1919-1920 гг. Лисицкий писал проуны маслом, а поверхностью для изображения избирал дерево и холст. В этот период он написал большое число живописных проунов, лишь часть из которых была переведена в графическую форму. Все его живописные шедевры, благодаря которым он стал столь знаменит, и которые находятся сейчас во многих музеях мира, сделаны им именно во время второго периода.

Свой первый проун, на оборотной стороне доски которого был в 1919 г. отштампован красный квадрат, знак группы «Уновис», художник назвал «Город».

Проун «Город», 1920. фанера, масло. Находится в Азербайджанском музее изобразительных искусств:




Все остальные проуны он обозначал только номерами. Вот некоторые из них (всего их было более двухсот), но некоторые найдены мною без номеров, а с годом создания:

CAPSPIMO




Лист из альбома "Проун", 1919.



ГБА 4. 1923

Впоследствии часть проунов была литографирована и издана в Москве (1921) и в Ганновере (1923). В 1923 г. для Большой берлинской художественной выставки Эль Лисицкий создал «зал проунов».

«Проуны» Лисицкого были экспонированы на выставке «Уновис» в Витебске (1920) и на двух выставках «Уновис» в Москве (1920, 1921). В начале 1921г. Лисицкий издал «Проуны» - 11 автолитографий с декларацией (50 экз.). Вторая серия проунов (6 автолитографий) была издана в Ганновере в 1923 г . (50 экз.); «Proun. Kestnermappe».
                                                                                                                 Продолжение следует

Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, картинная галерея

Previous post Next post
Up