Академгородок 1966. Пост 40. Вера Августовна Лотар-Шевченко

Jun 02, 2012 10:19


Начало главы см.: Посты 1 - 10, 11 - 20, 21 - 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 3839.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20), 1960 (Посты 1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29),
1962 (Посты 1 - 19), 1963 (Посты 1 - 2 9), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).

Вера Августовна, какой я ее помню


Вскоре Вера Августовна переехала в Академгородок и стала солисткой филармонии, разъезжая по всем городам страны с концертами. В Академгородке вокруг нее всегда было много народа. Люди приходили к ней домой, и она им играла. Эти домашние концерты вошли в привычку. В первые голы ее опекали супруги Ляпуновы.  Ей такая опека была очень нужна. Она была совершенно неприспособлена к советскому быту. И помогали, чем могли. Например, супруга Алексея Андреевича подарила ей шубу, а то она так бы и ходила зимой в демисезонном пальто. Близким другомстал и профессор Кирилл Алексеевич Тимофеев, который часто приходил к ней либо один, либо вместе с женой и водил к ней студентов НГУ и фымышат. К ней приходили знакомы и незнакомые ей люди. Заходили многие, но друзей было немного.

Вера Августовна Лотар-Шевченко жила вне быта. В ее квартире была необходимая мебель, но не более того. Вдоль стены стояло фортепьяно, за которое она постоянно присаживалась. Соседи, зная, что она - пианистка, не возражали, хотя слышимость в доме была абсолютной. Ее любили, и ей помогали. Ничего от мещанского уюта в квартире не ощущалось - ни рюшечек, ни слоников... На стене висели афиши ее концертов, а над диваном была репродукция натюрморта Матисса. На тумбочке стоял проигрыватель, а на пластинках была, в основном, фортепианная музыка. На книжной полке - книги на всех европейских языках, но главным образом, на французском.

Я бывал в ее квартире редко и только вместе с Любочкой. А вот Любочка - по крайней мере в в 70-е и до кончины Веры Августовны, минимум раз в неделю. Покинув профсоюзный комитет в 1967 году, я стал по роду работы часто бывать в командировках в Москве и всегда привозил сыр «Русский камамбер», по вкусу, на самом деле, похожий на бри. Вера Августовна его очень любила, а в Новосибирске в магазинах он не продавался. Любочка спешила принести ей этот сыр, как только я его привозил.

В своей квартире Вера Августовна постоянно устраивала концерты. Приходили друзья. Кирилл Алексеевич Тимофеев приводил студентов и фымышат. И те, и другие знали ее, потому что она давала концерты и в ФМШ, и в НГУ. Любочка на таких концертах в ФМШ рассказывала о композиторах, об их произведениях. Она приводила в ФМШ Веру Августовну и помогала ей добраться до дома.

Иногда она давала тематические концерты в салонном зале Дома ученых, и часто выражала недовольство качеством инструмента в салоне. Там и на самом деле был рядовой инструмент.

о Вере Августовне Лотар-Шевченко

О Вере Авгу
стовне писали  и продолжают писать многие, но в большинстве те, кто ее не знал и пользовался рассказами других, домысливая их несуществующими подробностями, или видел ее пару раз, но потом считал себя едва ли не ее другом. Я не хочу полемизировать с ними, и пишу здесь только то, что знаю я или рассказывает Любочка со слов самой Веры Августовны или рассказывают люди, близко ее знавшие. И если со слов других людей, то я ссылаюсь на них. Вот, что она рассказывала сама о себе.

Она родилась в 1900 году Ницце. Дату своего рождения она, конечно, сама, как истинная француженка, никогда не называла. Часто приводят другую дату - 1901 год. А иногда даже говорят о 1902 годе. Но вот, какая из дат является точной, я точно не знаю. Как-то я слышал, что она, получая паспорт в СССР, убавила себе возраст на пару лет. В это я могу поверить. Впоследствии, ей пришлось выйти на пенсию чуть позже. Эти разговоры я тоже слышал.

Не только дата, но и место рождения вызывает споры. Во многих статьях и даже в Википедии говорится, что родилась она в Турине, в Италии. Но и моя жена Любовь Николаевна, и я помним, - что она говорила, что родилась в Ницце. Некоторые люди пишут, что в Ницце она провела свои детские годы. В любом случае она знала и французский, и итальянский языки.

Фамилия отца Lothar, возможно, говорит, что он был родом из Лотарингии, где вместе живут и французы, и немцы. Вера Августовна хорошо знала и немецкий язык, у нее в библиотеке было немало книг на немецком языке. Отец ее у одних профессор математики в Сорбонне, у других энтомотолог. Ученик Ляпунова … пишет, что А.А.Ляпунов был знаком с несколькими работами профессора Лотар. А сторонники энтомотологии ссылаются на то, что в детстве Вера Лотар ездила с отцом в экспедицию в Африку. Мог бы прояснить эти вопросы Денис Яровой, ее приемный сын, но он не оставил после себя воспоминаний.

Мать, по-видимому, испанка, блиставшая в высшем обществе, по словам Веры Августовны, была занята только собой и дочерью мало интересовалась. Некоторые пишут, что она была пианисткой и играла в салонах. Мы от Веры Августовны не слышали, что ее мать была пианистской. Когда она упоминала ее, то говорила о ней, как о «светской львице».

Татьяна Дмитриевна Третьякова, которая организовывала Вере Августовне концерты от филармонии в поселках и небольших городах Новосибирской области и колесила вместе с ней по проселочным дорогам, по-видимому, имела возможность общаться с Верой Августовной больше других. Она утверждает, что Вера Августовна говорила ей, что ее мать была испанкой. Татьяна Дмитриевна считала ее отца не французом, а немцем. Она так себе его представляла. Но точно она не знает. Впрочем, это вполне возможно. Забавно было бы: отец - немец, мать испанка, а она сама - француженка. Но удивляться нечему - все живущие во Франции считаются французами. Еще раз подчеркну, что все эти спорные моменты никоим образом документально не подтверждены.

Музыкой Вера занималась с раннего возраста, сколько помнит себя. Уже в 12 лет (другие говорят - в 14) она играла с оркестром Артуро Тосканини. Ее учителем в Париже был знаменитый французский пианист Альфред Корто, в школе которого она занималась. Необычная трактовка произведений, присущая Вере Августовне, характерна для пианистов этой школы.

В 16 лет Вера Августовна закончила Парижскую консерваторию, а потом училась в Венской. Большое влияние в Вене на нее оказал замечательный пианист и очень эрудированный музыкант Эмиль фон Зауэр.

Потом она была замужем, но информации об этом периоде ее жизни нет. Известно только, что в первом браке детей у нее не было. Муж ее концертной деятельностью не интересовался.

Инженера-акустика (скрипичного мастера) Владимира Шевченко она встретила в начале 30-х. Его мальчиком в 1914 году привезли родители в Париж, да там и остались. Некоторые пишут, что в 1914 году ему было 4 года. Это маловероятно, поскольку к моменту их встречи у него уже было два сына-подростка  от первого брака. А вскоре у молодоженов родилась девочка. Владимир Шевченко рвался в СССР строить новую жизнь. Вере Советский Союз представлялся романтической страной, где она будет вдохновлять своей игрой советских людей,  поэтому она с радостью поехала вслед за мужем. Они приехали в Советский Союз в 1939-м впятером, - с тремя детьми. Их девочке в ту пору было пять лет. Некоторые пишут, что Шевченко был арестован в 1937 году. Это неверно. Дата их приезда в СССР в 1939 году представляется мне достоверной.


Вере без знания языка было очень трудно. Она тогда не знала языка и впоследствии, чрез 2-3 десятка лет, после лагерей, хоть и стала все понимать, говорила с трудом.

По приезде у нее возникли трудности с устройством на работу. Без советских документов об образовании никто ее не брал. Трудно было даже просто добиться прослушивания. Но тут ей повезло. Устроиться на работу в Ленинградскую филармонию ей помогла известная пианистка, профессор Московской консерватории и весьма неординарный человек Мария Юдина.

Здесь я прерву  свое повествование о Вере Августовне Лотар-Шевченко для того, чтобы привести выдержку из Википедии о Марии Вениаминовне Юдиной.

Продолжение следует

Академгородок. 1966, Лотар-Шевченко

Previous post Next post
Up