Академгородок, 1966. Пост 21. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (9)

Oct 27, 2011 19:55

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.

Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 1920.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты 1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты 1 - 2 9), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).
                                                     Персональные выставки Эль Лисицкого

На Западе об Эль Лисицком никогда не забывали. Его первые персональные выставки состоялись еще в 1922 году в Ганновере, в 1924-м - в Берлине и в 1925-м - в Дрездене.
          К берлинской выставке был издан прекрасный каталог, оформленный самим художником.
          В годы фашизма Эль Лисицкий был для нацистов одним из представителей “дегенеративного искусства”. После войны его творчество вновь стало востребованным. В 1958 году в Кельне вышла в свет книга Хорста Рихтера, названная знаменательно: «Эль Лисицкий. Победа над солнцем». Персональные выставки художника состоялись в 1965 году в Базеле и в Ганновере, в 1966 году - в Лондоне.
          В 1967 году в Дрездене был издан подготовленный Софи Лисицкой-Кюпперс альбом «Эль Лисицкий. Художник, архитектор, типограф, фотограф», в котором были в цвете репродуцированы основные работы художника. Среди них и книга «Для голоса», правда, в сильно уменьшенном размере. В 1977 году в Дрездене же был опубликован сборник избранных сочинений Л.М.Лисицкого15, однако статьи, связанные с искусством книги, в него почему-то не вошли.
          Работы о Лисицком издаются за рубежом и сегодня, и, возможно, последняя из них появилась в Ганновере в 1999 году (Е.Л.Немировский. Художник книги Эль Лисицкий. На сайте «КомпьюАрт»: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9290&iid=393).
Собственной персональной выставки Лазарь Маркович Лисицкий в России при жизни не дождался - она была проведена лишь в 1960 году в Музее Маяковского. Ее подготовили коллекционер Николай Иванович Харджиев и книговед д.и.н. Ефим Абрамович Динерштейн. Но на этой выставке «с наибольшей полнотой устроителям  <…> удалось собрать произведения Лисицкого-полиграфиста», хотя он, как они сами пишут, был “живописцем, архитектором, полиграфистом, фотописцем и оформителем выставок”.
          Следующая персональная выставка была проведена уже у нас, в Доме ученых СО АН в 1967 году. Эту выставку, как и другие в те годы, организовал Михаил Янович Макаренко, директор картинной галереи Дома ученых. Сегодня можно гордиться тем, что творчество Эль Лисицкого удалось широко представить на его персональной выставке.
          Далее выставки состоялись только в 1990-1991 годах и были приурочены к 100-летию со дня рождения художника.

Фильм жизни

Несколько лет назад вышла в свет уникальная семитомная эпопея «Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890-1941» Ее создали искусствовед Александр Канцедикас и его жена архитектор Зоя Яргина.

Фото Александра Канцедикаса                 Фото Зои Яргиной


 
          «Это роскошное дизайнерское издание - семь томов в одном, сделанном вручную футляре, весом 6 кг, тиражом 970 экземпляров и ценой $1 тыс.- первая монография о всемирно известном русском авангардисте на русском языке. Пять томов скрупулезной творческой биографии, каждый - с альбомной частью, где, по словам авторов, опубликовано 90% всего сделанного Лисицким, причем 15-20% от этого числа опубликовано впервые. Плюс том с аналитическими таблицами - это такой "искусствоведческий комикс", по которому можно проследить, как развивались в искусстве Лисицкого отдельные темы и мотивы. Плюс том, в котором собрано все, что написал сам Лисицкий» собраны все его «теоретические и искусствоведческие работы Лисицкого (за исключением отдельно изданных книг) - статьи, доклады, стенограммы выступлений. Многие из них ранее не были доступны русскоязычному читателю, некоторые - вообще публикуются впервые». - рассказывает .в одном из интервью Александр Канцедикас.

Обложка издания 



Фото издания

 
          В Новосибирске Фильм жизни представлял внук Эль Лисицкого Сергей Лисицкий

Сергей Лисицкий - внук художника



Могила Эль Лисицкого

В Живом журнале было опубликовано обращение новосибирского архитектора А.Ю. Ложкина к москвичам с просьбой организовать уход за могилой Эль Лисицкого. http://community.livejournal.com/ru_sovarch/210711.html

Могила Эль Лисицкого

 
          Удивительно, но практически никто, даже из специалистов, не знает, где могила Эль Лисицкого. А он похоронен в Москве, на Донском кладбище (где крематорий)
          Эль Лисицкий похоронен в семейной могиле, где кроме него упокоились также его отец, Марк Соломонович, брат Рувим и жена брата Лёля.
          Первоначально, после смерти [30 декабря. МК] 1941 г. и кремирования прах Эль Лисицкого хранился в стене колумбария. После смерти отца в 1948 году Рувим [родной брат Эль Лисицкого] перезахоронил прах в его могилу, позже там же была похоронена жена Рувима, а в 1980 г. и сам Рувим.
          Могила в 2005 году была в запущенном состоянии. Так она выглядела летом 2005 года.

Могила в 2005 году 

          В те годы в Москве не осталось родственников Эль Лисицкого. Сын Йен (уже весьма пожилой) живет в Испании, а внук Сергей жил в Новосибирске.  Но сейчас Сергей живет в Москве. Появится ли в Москве обелиск, достойный выдающегося человека?
          А тогда в 2005 году А.Ю.Ложкин написал: "Я разговаривал с Евгением Ассом и Владом Кирпичевым, и они обещали, что будут водить своих студентов туда на субботник. Выполнено сие обещание иль нет, - не знаю".

Могила Эль Лисицкого



А.Ю.Ложкин: "Найти ее нетрудно, она находится в первом ряду вдоль широкой аллеи, которая уходит вправо от церкви, я сам без труда нашел ее по такой же схеме, которую нарисовал мне Сергей".

План кладбища



Эль Лисицкий - великий российский художник и дизайнер ХХ века

В прошлом веке об Эль Лисицком в Советском союзе, а потом в России писали мало. Он не был запрещен, но фактически был полузабыт. Но, вероятно, не в этом дело. Я уже сталкивался с тем, что художники, уходившие своими корнями в российскую почву, становились художниками других стран. Марк Шагал и сейчас считается великим французским художником.
          Вот и Эль Лисицкому была уготована слава великого немецкого художника. Ведь художник El Lissitzky очень хорошо известен на Западе. Его проуны экспонируются в лучших музеях современного искусства: в Гуггенхайме, Людвиге, галерее Тейт, нью-йоркском музее современного искусства MoMA. Про Эль Лисицкого написано множество серьезных исследований, особенно много - в Германии. Немцы считают Лисицкого почти своим, поскольку он в Германии и учился, и подолгу жил и работал. «Его имя ставят рядом с именами Ман Рея, Мохой-Надя, Курта Швиттерса, Пита Мондриана и Миса ван дер Роэ».
          Фундаментальное исследование о творчестве Эль Лисицкого было написано на немецком языке его вдовой искусствоведом Софией Лисицкой-Кюпперс еще в 1961 году. С тех пор это книга выдержала 14 переизданий. Она переведена на все основные европейские языки. Но на русский язык книг переведена не была. По-моему, и сегодня такого перевода нет.
          На русском языке издано несколько книг, которые охватывают отдельные аспекты творчества (как например, подробнейшая книга М. Тупицына «Эль Лисицкий - фотограф»). Изданы также аннотированные каталоги выставок или собраний его работ. Но до появления «Фильма жизни» детального и глубокого исследования удивительно разностороннего творчества художника на русском языке не было. Как замечательно, что теперь оно появилось. Разумеется, оно недоступно широкому кругу почитателей творчества Эль Лисицкого, - не каждый может позволить себе потратиться на уникальное издание. Важен сам факт: на русском языке появилось полное исследование о мастере. И теперь Эль Лисицкий останется российским художником, архитектором, дизайнером.

Автопортрет Эль Лисицкого



Окончание очерка о выставке Эль Лисицкого в новосибирском Академгородке в 1967 году
Продолжение воспоминаний следует

Фильм жизни, Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, картинная галерея

Previous post Next post
Up