Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты
1 -
20),
1960 (Посты
1 -
12), 1961 (Посты
1 -
29), 1962 (Посты
1 -
19),
1963 (Посты
1 -
2 9), 1964 (Посты
1 -
42), 1965 (Посты
1 -
62).
Фигурины
Осенью 1913 года кубоф
утуристы решили организовать футуристический театр и поставить футуристическую оперу с характерным названием «Победа над Солнцем».
Алексей Крученых написал либретто, Михаил Матюшин - музыку, а Казимир Малевич создал декорации и костюмы. Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич - супрематическими построениями, Крученых - заумным языком, а Матюшин - диссонантностью музыки.
В 1913 году опера была поставлена в Санкт-Петербурге.
Вклад Малевича в тот спектакль является, пожалуй, главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком к рождению супрематизма. Впервые возник в декорациях знаменитый «Чёрный квадрат» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы - черный квадрат вместо солнечного круга.
В 1920 году опера была поставлена вторично, на этот раз в Витебске.
В 1920-1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами.
Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена. Но в 1921 году в Ганновере была издана папка с литографиями эскизов театральных костюмов, а в 1923 году в Берлине была опубликована папка с литографированными фигуринами.
Обложка альбома
Фигурина "Победа над солнцем"
Фигуринв "Путешественник"
Работа Эль Лисицкого с Мейерхольдом и Третьяковым
Эль Лисицкий оформил для В.Э. Мейерхольда пьесу С.М.Третьякова "Хочу ребенка" (1930), но пьеса поставлена не была.
Владимир Маяковский высоко ценил Третьякова, а насчет пьесы “Хочу ребенка” сказал: “Я глубоко убежден, что она могла бы стать для заграницы вторым "Броненосцем "Потемкин".
Поэт и драматург Сергей Третьяков был арестован и расстрелян в 1937 году.
А вот запись о Третьякове, сделанная Бертольдом Брехтом, который готовил постановку этой пьесы в Германии, но не успел это сделать до прихода Гитлера. "Мой учитель Третьяков, огромный, приветливый, расстрелян по приговору суда народа. Как шпион. Его имя проклято. Его книги уничтожены. Разговоры о нем считаются подозрительными. Их обрывают. А что если он невиновен?"
Бертольд Брехт считал себя другом С. М. Третьякова. Эта запись пролежала, не будучи напечатанной, в ящиках архива Брехта десятки лет...
Архитектурные проекты Эль Лисицкого
Свои утопические архитектурные идеи - конструкции, оторвавшиеся от земли и устремленные к небу, Лисицкий начал реализовывать в рисунке.
Сам Лисицкий говорил, что «новая архитектура должна отражать новую реальность. В отличие от статических египетских пирамид, такая архитектура парит и балансирует». Или даже находится в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия.
Проуны сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
В эти годы он создал еще несколько проектов. Один из них - горизонтальный небоскреб - офисное здание, которое, по мысли автора, должно было располагаться на площади у Никитских ворот.
Проект московского небоскреба на трех опорах
На чертежах изображена конструкция, напоминающая проун, - два горизонтальных блока строения с огромными окнами поддерживаются тремя высокими, забранными стеклянной оболочкой пилястрами. Горизонтальные блоки соединены стеклянной перемычкой. Впервые проект «московского небоскреба», имеющего три точки опоры, был экспонирован в 1925 году в архитектурном отделе выставки «November - Gruppe».
Другие архитектурные проекты этого времени - яхт-клуб текстильного комбината, новое здание издательства «Правда», дом-коммуны. Эти проекты тоже не были реализованы.
А вот здание типографии журнала «Огонек» в стиле советского конструктивизма было построено в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Правда, потом, когда издательство «Огонек» разогнали, здание было отобрано НКВД, и теперь оно принадлежит ФСБ. Здание Огонька в Москве:...
http://www.moskonstruct.org/lissitsky Здание «Огонька»
В наши дни здание постигла «обычная» судьба московских архитектурных памятников - после пожара, как многие полагают, отнюдь неслучайного, дом подвергается методическому разрушению, вероятно, уже необратимому.
Здание «Огонька» после пожара
В 1921 г. Лисицкий был приглашен в Москву для чтения курса «Архитектура и монументальная живопись» на факультете архитектуры новой «художественной школы Вхутемас».
Находясь в Германии, Лисицкий писал статьи по теоретическим проблемам искусства XX в., уделяя большое внимание русскому авангарду.
В 1925 г. в Дрездене прошла персональная выставка художника.
Продолжение следует